Мудрый Юрист

К вопросу об истории права на бесплатную юридическую помощь в России *

<*> Bugarenko A.I. On the Issue of History of the Right to Free Legal Assistance in Russia.

Бугаренко Алексей Иванович, аспирант кафедры адвокатуры и нотариата Московской государственной юридической академии.

Проблемы получения бесплатной юридической помощи, ее доступности являются весьма важными для среднестатистического россиянина сегодня, в особенности в условиях продолжающегося глобального финансового кризиса. В этой связи, чтобы понять, в каком направлении двигаться для создания четкой и организованной системы оказания бесплатной юридической помощи гражданам, необходимо в том числе исследовать исторический опыт в этом вопросе, о чем и пойдет речь в данной статье.

Ключевые слова: адвокат, адвокатская помощь, история адвокатуры в России, бесплатная юридическая помощь.

The accessibility of free legal assistance is a vital issue for many people in Russia today. It is particularly important at the moment of global financial recession. We should understand how to create an organized and structured system of free legal assistance. That is why it is essential to research a historical experience in this particular issue.

Key words: attorney, qualified legal aid, the hystory of Russian Bar, free legal assistance, pro-bono practice.

История развития института оказания бесплатной юридической помощи в России неразрывно связана с процессом становления института адвокатуры. Однако, как справедливо отмечается в некоторых научных исследованиях, истории развития адвокатуры и юридической помощи, во многом близкие, тем не менее не всегда совпадают. Адвокаты до сих пор не обладали и не обладают монополией на оказание юридических услуг.

Зарождение института адвокатуры в нашем государстве большинство исследователей связывают с реформами Александра II (вторая половина XIX в.) <1>: адвокатура была учреждена Судебными уставами 1864 г. Предпосылки для этого были заложены Крестьянской реформой 1861 г., когда в России стало появляться значительное количество частных земельных собственников, крестьяне были признаны субъектами права, могли самостоятельно заключать договоры, вести судебные дела, приобретать имущество.

<1> См.: Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2002.

В дореформенное время на протяжении нескольких веков роль адвокатов выполняли частные лица - стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не были законодательно регламентированы, каких-либо требований к ним (в виде наличия специального образования) не предъявлялось. Как правило, их обязанности ограничивались составлением документов и предъявлением их в различные инстанции. И даже создание в 1832 г. института присяжных стряпчих в силу сословного характера их деятельности не могло гарантировать новым социальным слоям защиту их интересов в суде и других учреждениях.

Впервые о судебном представительстве упоминается в законодательных актах XV в. - Псковской и Новгородской судных грамотах. В них закреплено, что обязанности судебных представителей кроме родственников спорящих (Новгородская судная грамота - ст. ст. 16, 17, 18) могут исполнять все правоспособные граждане, за исключением тех, кто состоит на службе и облечен властью (Псковская судная грамота - ст. ст. 68, 69). Первый класс лиц составляли так называемые естественные представители, а второй - наемные. И именно из наемных представителей постепенно создавался институт профессиональных поверенных (пособников и наймитов). По Новгородской судной грамоте, поверенного мог иметь всякий (ст. ст. 15, 18, 19, 32) и стороны, в случае наличия у них представителей в судебном процессе, должны были иметь дело только с ними (ст. 5).

В соответствии со ст. 36 Судебника 1497 г. в случае, если истец или ответчик сами не являлись в суд, они имели право прислать вместо себя поверенных. Следующий Судебник, 1550 г., в ст. 13 не только закреплял право сторон иметь поверенных (стряпчих и поручников), но и устанавливал определенные правила для проведения судебного поединка. То есть Судебники 1497 и 1550 гг., а также Соборное уложение 1649 г. институт наемных поверенных упоминают уже как существующий (ст. 36 Судебника 1497 г.; ст. 13 Судебника 1550 г.; гл. 10, ст. 108 Уложения 1649 г.). Судебная реформа 1864 г. заложила основы компетентной и самоуправляемой организации адвокатов. Сформировалась адвокатская профессия, обладавшая как западными, так и традиционно русскими чертами.

Важно отметить, что древнее русское право до появления в 1832 г. Свода законов Российской империи не содержало правовых норм, относящихся к институту поверенных (адвокатов) как к организации. Свод законов только обозначил круг лиц, которым запрещалось заниматься судебным представительством <2>. Лица, не поименованные в этом списке, могли быть поверенными представителями. До издания в 1864 г. Судебных уставов судебное представительство было абсолютно свободной профессией, не имеющей четкой организации и не обладающей признаками корпоративности <3>. Руководители Российского государства были настроены против создания в России адвокатской корпорации, которая уже существовала некоторое время на Западе. Петр I называл ходатаев "ябедниками, товарищами воров и душегубцев". По его мнению, адвокат своими пространными речами больше "утруждает судью и запутывает дело, чем ведет его к скорейшему разрешению" <4>.

<2> Свод законов Российской империи. Ч. 2. Изд. 1857 г. Т. X. Ст. ст. 184 - 191.
<3> См.: Российское законодательство X - XX вв. М., 1985. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. С. 54, 97.
<4> Там же. С. 105.

В процессе обсуждения проектов Судебной реформы 1864 г. Государственный Совет, отмечая недостатки дореформенной адвокатуры, признал необходимым создать такую организационную структуру, без которой "невозможно будет ведение состязания в гражданском суде и судебных прений в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и представления полной защиты тяжущимся и обвиняемым пред судом" <5>.

<5> Судебные уставы 1864 г. Официальное издание 1864 г. Т. III. С. 30.

В период до проведения Судебной реформы 1864 г. адвокатура в России на разных ее территориях существовала в различных формах. На отличительных особенностях таких форм адвокатуры необходимо остановиться подробнее.

В западных губерниях России адвокаты осуществляли свою деятельность не только в губернаторских и уездных/городских судах, но также и в духовных судах. Правовой основой деятельности адвокатуры западных земель России были Польские конституции 1726 и 1764 гг., а также литовский Статут. Уважения к себе данный институт адвокатуры, однако, не снискал: "Трудно встретить сословие более несимпатичное в западной России, чем адвокаты" <6>.

<6> Гаврилов С.Н. Адвокатура в Российской Федерации: Учеб. пособие. 2000.

С 14 мая 1832 г. появилась адвокатура в коммерческих судах и просуществовала вплоть до революции 1917 г. Суть такой адвокатуры сводилась к тому, что заниматься практикой в коммерческих судах могли только лица, внесенные в список присяжных стряпчих, формировавшийся в каждом коммерческом суде. Кандидат на такую должность помимо представления ряда необходимых документов должен был обладать определенными моральными качествами, причем суд, принимая решение по каждому кандидату, мог отказать без какого-либо объяснения причин. Таким же образом и внесенные ранее судом в список лица могли быть из него исключены.

Судебные уставы впервые закрепили независимость судебной власти от иных ветвей, создали четкую и организованную структуру судов начиная с нижних инстанций, что и позволило обеспечить быстроту и единство в принятии решений и отправлении правосудия. Были установлены умственный и нравственный цензы к судебному персоналу, требования к материальному положению. Устанавливалась несменяемость судей.

Идеологом учреждения адвокатуры являлся К.П. Победоносцев, справедливо полагавший, что адвокатура - необходимая гарантия состязательности в процессе, а также возможность слабому и бедному выиграть судебный процесс против сильного и богатого. Среди адвокатов в этот период ведущую роль играли присяжные поверенные, которые набирались из наиболее образованной части русской элиты. Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку. Присяжные поверенные объединялись в особую корпорацию - сословие присяжных поверенных. Для таких корпораций было характерно внутреннее самоуправление в виде выборных органов (советов присяжных поверенных). В задачи адвокатуры помимо защиты по уголовным делам входило представительство сторон в гражданском процессе и оказание юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных. Однако в то время присяжные поверенные (адвокаты) не являлись независимым сословием, а находились под жестким надзором судебной системы.

Адвокатура согласно Судебным уставам была построена по французскому образцу. Присяжные поверенные приписывались к Судебным палатам и образовывали при каждой палате особую коллегию. Адвокатура получала больше независимости. Такой вывод можно сделать, например, из факта недопустимости совмещения занятия адвокатурой с обладанием платной должности, влекущей за собой подчиненность кому-либо, кроме Совета <7>. По французскому образцу также была построена и система дисциплинарных наказаний присяжных поверенных: на все постановления Совета (кроме тех, по которым присяжный подвергался предостережению и выговору) допускалась подача апелляции.

<7> См.: Марков А.Н. Правила адвокатской профессии въ России. С. 41.

В целом русская адвокатура того времени зиждилась на следующих принципах:

  1. Правозаступничество и судебное представительство были доступны для лиц одного сословия (так же, как в Германии, Австрии) <8>.
<8> См.: Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1917. С. 79.
  1. Сословная организация и дисциплинарная подчиненность судам.
  2. Договорное содержание суммы гонорара <9>.
<9> См.: Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении общества в России М.: Пенаты, 2002.

Что касается первого из изложенных принципов, то нельзя не согласиться с позицией профессора Е.В. Васьковского, отстаивавшего необходимость разделения указанных функций адвокатуры: "...Адвокат из ученого эксперта и судебного оратора, каким он был в качестве чистого правозаступника, становится практически дельцом, имеющим тем больше успеха в публике, чем больше сметливости, юркости и даже неразборчивости в средствах он проявляет при устройстве материальных интересов своих клиентов" <10>.

<10> Васьковский Е.В. Организация адвокатуры. М., 1893. С. 34.

Появление в России организованной адвокатуры явилось важным явлением на пути формирования гражданского общества и правового государства. Адвокат стал представлять интересы тяжущихся в суде, давать консультации по правовым вопросам, разъяснять населению их законные права и последствия применения того или иного закона.

В 1874 г. судебные установления закрепили институт частных поверенных, по сфере своей деятельности совпадавших с присяжными поверенными. Разница между ними заключалась в том, что присяжные поверенные имели право выступать в любом суде, а частные поверенные - только в судах, выдавших им такое разрешение. Кроме того, частные поверенные не должны были в обязательном порядке иметь юридическое образование и проходить стажировку, что, естественно, негативно сказалось на развитии такого признака адвокатуры, как уровень квалификации ее членов. Обязательным условием допуска к исполнению своих обязанностей для стряпчих было принесение присяги.

В первые годы своего существования адвокатура как сообщество лиц, профессионально оказывающих юридическую помощь, демонстрировала свои лучшие качества. Юридическая помощь рассматривалась тогда как необходимая социальная миссия адвокатуры. Но уже в 80-х годах XIX в. широкое распространение получает взгляд на правозащитника "как на производителя труда, составляющего известную ценность, оплачиваемую эквивалентом, в зависимости от тяжести работы и способности работника. Для защиты нет чистых и грязных, правовых и неправовых дел, а есть лишь даваемый обвинением повод противопоставить доводам прокурора всю силу и тонкость своей диалектики, служа ближайшим интересам клиента и не заглядывая за далекий горизонт общественного блага" <11>.

<11> Кони А.Ф. На жизненном пути. 4-е изд. М., 1977. Т. 1.

В целом появление в XIX в. института присяжных поверенных положительным образом сказалось на оказании населению квалифицированной юридической помощи. Вместе с тем нельзя не отметить, что адвокатура в то время не несла на себе необходимой социальной нагрузки ввиду того, что была полностью подконтрольна государству, не являясь самостоятельным общественным институтом, а также функционировала главным образом в городах, где проживало абсолютное меньшинство заинтересованных в получении юридической помощи людей.

Такие тенденции в развитии адвокатуры сохранились и с появлением Советского государства. Безусловно, шагом назад в развитии института квалифицированной юридической помощи стал роспуск (согласно Декретам о судах от 22 ноября 1917 г. и от 7 марта 1918 г.) старых коллегий адвокатов и образование новых коллегий. При этом теперь любой человек мог выступать в качестве адвоката, а члены коллегий назначались и сменялись местными органами власти. Таким образом, адвокатская деятельность перестала быть профессией, что откинуло ее по уровню организационного статуса к дореформенным (1864 г.) временам.

В данный период наблюдается значительное сокращение численности адвокатов. Государство, осуществляя финансирование коллегий адвокатов, было заинтересовано в оптимизации их численности. В Москве для городской коллегии был установлен предел в 200 человек, что в четыре раза меньше, чем в начале 1919 г. За 15 месяцев, прошедшие после Октябрьской революции, к марту 1919 г., численность московских адвокатов сократилась с 3000 до 100 человек <12>.

<12> См.: Хаски Ю. Российская адвокатура и Советское государство. Происхождение и развитие советской адвокатуры 1917 - 1939 гг. М., 1993. С. 53.

Ликвидировав институт адвокатуры, советская власть попыталась заменить его новым, советским судом. Как отмечал по этому поводу член коллегии НКЮ РСФСР Я.Н. Бранденбургский, "на протяжении всех пяти лет нашего революционного строительства мы ни разу не собирались уничтожить защиту в судебном процессе. Мы только несколько раз меняли форму организации защиты. Мы прошли несколько этапов, исторически совершенно необходимых" <13>.

<13> Бранденбургский Я.Н. Революционная законность. Прокуратура и адвокатура // Советское право. 1922. N 2.

В 1920 г. коллегии защитников были распущены, на смену им пришли отделы юстиции - структурные подразделения местных Советов, призванные оказывать юридическую помощь населению. Всего в стране работников отделов юстиции насчитывалось 650 человек, такое мизерное количество, несомненно, не могло удовлетворить огромную потребность населения в квалифицированной юридической помощи. Так же как в свое время в Германии, в РСФСР опыт государственной адвокатуры не удался. На IV Всероссийском съезде деятелей юстиции в январе 1922 г. было отмечено: "Адвокатура должна иметь право известной самостоятельности, автономии. Иначе организация была бы нежизнеспособной, не сумела бы привлечь лучшие силы" <14>. Проведение новой экономической политики резко увеличило спрос на квалифицированную юридическую помощь. Сложившаяся система работников местных отделов юстиции, которые оказывали юридическую помощь, не могла удовлетворить такой спрос. В городах стала распространяться подпольная адвокатская практика.

<14> Еженедельник советской юстиции. 1922. N 6. С. 10.

Государство проводило дискриминационную политику в отношении адвокатов. Так, адвокатам как членам свободной профессии не предоставлялась бесплатная медицинская помощь, они были исключены из системы социального страхования, их дети не получали бесплатного образования, с них взимались высокие налоги, плата за квартиру и телефон была выше средней <15>.

<15> См.: Тарнопольский А. Члены коллегии защитников и их правовое положение // Рабочий суд. 1925. N 3. С. 9 - 11.

В 1922 г. были приняты Положения об адвокатуре и о коллегии защитников. Коллегии защитников теперь создавались в каждой губернии при губернских судах. Суды, прокуратура и местные Советы осуществляли надзор за деятельностью коллегий - о либерализации политики в отношении адвокатуры говорить не приходится.

В 30-х годах XX в., как никогда прежде, адвокатура испытывала упадок: правовой нигилизм, презрение к юристам, отсутствие уважения к законам - все это, естественно, негативно повлияло на существовавшее адвокатское сообщество. В 1935 - 1938 гг. адвокатура пострадала от чистки, прокатившейся по всей стране с разной степенью интенсивности и влияния.

В 1939 г. принимается Положение об адвокатуре в СССР. В соответствии с ним членами коллегий адвокатов могли стать лица, имеющие высшее юридическое образование, среднее юридическое образование при стаже работы по юридической специальности не менее одного года, не имеющие юридического образования, но проработавшие на юридических должностях не менее трех лет. Это способствует пополнению адвокатского корпуса выходцами из рабочего населения. Численность адвокатов выросла приблизительно с 6 тысяч членов в 1931 г. до 13 тысяч в 1947 г. <16>. Государство не утратило надзорных полномочий за деятельностью адвокатуры - их осуществлял Наркомат юстиции СССР и его региональные подразделения, которые издавали обязательные для исполнения директивы, регламентирующие деятельность коллегий адвокатов.

<16> См.: Хаски Ю. Указ. соч.

В 50 - 60-х годах XX в. адвокатура постепенно отходит от всеобъемлющего государственного контроля. В 1977 г. была принята Конституция СССР, впервые провозгласившая адвокатуру публичным институтом (ст. 161). В 1979 г. был принят Закон об адвокатуре СССР, а в 1980 г. - Положение об адвокатуре РСФСР, просуществовавшее до принятия в 2002 г. ныне действующего ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Адвокатура в СССР была призвана содействовать охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития.

Данное Положение смогло функционировать и после распада Советского Союза. Это стало возможным благодаря тому, что советская адвокатура сохранила в себе черты дореволюционной адвокатуры, функционировавшей в рыночных условиях, и после распада СССР адвокатура функционально и институционально не изменилась.

Однако при этом с началом становления современной России стали возможными и начали развиваться иные формы оказания юридической помощи. В стране начался интенсивный процесс зарождения альтернативных форм деятельности по оказанию на договорной основе платных юридических услуг населению по образцу кооперативов. Новые условия российской действительности потребовали резкого увеличения объема юридической помощи гражданам и субъектам предпринимательской деятельности. Родились новые экономические структуры и новые отношения между ними, им потребовались специалисты, способные грамотно решать возникающие споры и претензии. Вполне естественно, ушел в прошлое и монополизм на оказание юридической помощи. Помимо так называемых традиционных адвокатских коллегий стали легитимны и другие формы адвокатских организаций и объединений - многие профессионалы-адвокаты в рамках эксперимента, проводимого Министерством юстиции РФ, образовали новые, "нетрадиционные" коллегии и успешно начали свою работу в новых условиях. Появились так называемые бюро, фирмы, кабинеты, индивидуально практикующие адвокаты. Также стало возможным лицензирование деятельности на рынке оказания юридических услуг. Положением о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории РФ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 344 <17>) Министерству юстиции РФ и органам юстиции субъектов РФ была разрешена выдача лицензий на оказание платных юридических услуг физическим лицам (индивидуальным предпринимателям) и юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы при условии, что лицензиат имеет диплом образовательного учреждения РФ о высшем юридическом образовании и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. Таким образом, достаточно быстро сформировался еще один слой юридических помощников населению, которые действовали параллельно адвокатуре.

<17> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1550.

Часть потребностей в юридической помощи удовлетворяется через нотариат. Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 предписывают нотариату защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Впоследствии лицензирование в сфере оказания юридических услуг было упразднено, а уже упомянутым выше ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатское сообщество было вновь консолидировано и структурировано, но потребность в юридической помощи, в особенности бесплатной, стала удовлетворяться и за счет деятельности иных организаций - неправительственных правозащитных организаций, юридических клиник, общественных приемных и т.д.