Мудрый Юрист

Основания конституционно-правовой ответственности президента РФ *

<*> Trofimova G.A. Grounds for constitutional-law responsibility of the President of the RF.

Трофимова Галина Анатольевна, старший преподаватель Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия.

Институт президентства до сих пор вызывает немало критических замечаний, особенно в связи с недостатком законных оснований привлечения главы государства к ответственности. Автором статьи анализируются различные позиции по совершенствованию законодательства об основаниях конституционно-правовой ответственности Президента РФ, предлагается свой перечень деликтов за совершение главой государства деяний, несовместимых с должностью Президента РФ (преступлений), а также за недолжное осуществление им своих обязанностей.

Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность, конституционное правонарушение, Президент РФ, конституционные права, конституционные обязанности, основание ответственности, Государственная Дума, Совет Федерации.

The Institute of Presidency gives rise to a lot of comments still, especially on account of low fundamentals' shortage for the President's responsibility. The author of this paper analyzes the different viewpoints for improvement of lawmaking about the fundamentals of the RF President's constitutional and legal responsibility. The author offers his list of delicts for commitment acts by the President, which are inconsonant with the President's post, as well as for undue performance his obligations.

Key words: constitutional and legal responsibility, the constitutional infraction, the RF President, constitutional rights, constitutional obligations, fundamental of responsibility, the State Duma, the Federation Council.

Ответственность органов власти не может быть представлена без ответственности российского Президента - единоличного органа власти, не относящегося ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти, но наделенного полномочиями во всех указанных сферах и осуществляющего координацию деятельности всех трех ветвей власти <1>.

<1> См.: Сергеев А.Л. Конституционная ответственность федеральных органов государственной власти Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 22.

Президент РФ как глава государства обладает рядом полномочий контрольного и властно-распорядительного характера. Контрольные полномочия Президента РФ предусмотрены в отношении федерального парламента (право вето и право на обжалование актов парламента на предмет их неконституционности), органов и должностных лиц исполнительной власти, органов и должностных лиц субъектов РФ (отмена и приостановление актов, принятие решений об отставке ряда должностных лиц и др.). Обширнейшие полномочия Президента РФ, несомненно, должны иметь законодательные ограничения, в том числе и посредством применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) имеющихся обязанностей, выход за пределы предоставленных полномочий. Особенно актуально закрепление конституционно-правовых санкций в связи с установившимся мнением о том, что глава государства одновременно является и главой исполнительной власти <2>, а значит, напрямую определяет правопорядок в стране.

<2> См., например: Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 448; Зиновьев А.В. Конституционная ответственность // Правоведение. 2003. N 4. С. 7; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2005. С. 395.

На сегодняшний день Конституцией РФ установлено не так много оснований для привлечения главы государства к ответственности, при этом они касаются лишь случаев совершения Президентом РФ преступления, и нет ни одного, влекущего ответственность за неисполнение им обязанностей.

В частности, Президент РФ может быть подвергнут процедуре импичмента (отрешения от должности) за измену или совершение иного тяжкого преступления (ст. 93 Конституции РФ). Еще одним основанием привлечения к ответственности является признание Конституционным Судом РФ неконституционным и утратившим силу нормативного акта Президента РФ (ч. 2 и 6 ст. 125 Конституции РФ). Каких-либо иных оснований для привлечения Президента РФ к ответственности нет. Да и основание отрешения от должности, предложенное ныне действующей Конституцией РФ, вряд ли заслуживает одобрения. Налицо сужение ответственности Президента РФ по сравнению с прежней российской Конституцией, которая предусматривала отрешение Президента от должности в случае нарушения Конституции, законов РФ и данной им присяги (ст. 121.10 Конституции (Основного Закона) РСФСР) <3>. На сегодняшний день Президент РФ не подвергнут ответственности не только за неисполнение своих конституционных обязанностей, но и даже за прямое нарушение Конституции РФ, что является предметом самого пристального внимания большинства ученых: "На то обстоятельство, что в действиях федерального Президента РФ могут быть и имеются отступления от действующих законов, указывает практика решений Конституционного Суда РФ... Обращает на себя внимание и тот факт, что Президент РФ, являющийся по Конституции гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), не несет конституционно-правовой ответственности не только за неисполнение им своих обязанностей в этой части, но и за то, что его указами данные права могут быть нарушены" <4>.

<3> См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций: В 9 т. Т. 1: Основы теории конституционного права. М., 2005. С. 309.
<4> Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Указ. соч. С. 314.

Как показывает мировая практика, даже не имея и трети полномочий, которыми наделен Президент РФ, главы зарубежных государств подлежат ответственности не только за государственную измену и совершение иных тяжких преступлений, но и за ряд иных противоправных действий.

Можно привести следующие основания конституционной ответственности президентов, за которые может последовать в качестве конституционно-правовой санкции лишение полномочий <5>:

<5> См.: Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000. С. 161 - 166; Институты конституционного права иностранных государств. М., 2002. С. 173, 194 и др.
  1. нарушение конституции или закона (Греция, ФРГ, Польша, Италия);
  2. неисполнение (ненадлежащее исполнение) конституционных обязанностей (Иран, Монголия);
  3. совершение государственной измены или другого деяния (преступления), несовместимого с дальнейшим осуществлением президентских полномочий (США, Ирландия, Чешская Республика, Польша, Франция);
  4. отклонение, принесение с оговоркой, нарушение присяги (Италия, Литва, Таджикистан, Монголия);
  5. нарушение требований о несовместимости (Венгрия);
  6. некомпетентное осуществление полномочий (Иран);
  7. нарушение порядка выезда за пределы страны (Португалия, Ирландия);
  8. инициирование референдума по роспуску парламента, если по итогам народного голосования роспуск не поддержан избирателями (Латвия).

Представляется необходимым увеличить перечень оснований, санкцией которых будет являться отрешение Президента РФ от должности. Нужно учитывать принцип: чем существеннее полномочия, тем больший должен быть контроль за их реализацией. Однако и ныне действующее положение об отрешении от должности Президента РФ заслуживает немало критических замечаний, и не только по причине невключения в качестве основания ответственности за нарушение Конституции РФ.

Весьма странным выглядит ныне предусмотренное основание отрешения Президента РФ от должности по причине того, что в качестве преступлений, за совершение которых можно лишиться соответствующего статуса, предусмотрены наряду с государственной изменой лишь тяжкие преступления, хотя Уголовный кодекс РФ предусматривает еще и такую группу преступлений, как особо тяжкие (ст. 15). Представляется, следуя буквальной формулировке Закона, что на данный момент, кроме государственной измены, ни за одно тяжкое преступление Президент РФ не может быть привлечен к ответственности. Данное положение Конституции РФ не только имеет ограничительный характер, но и определяет ответственность за менее существенные наказания, исключая ответственность за более суровые.

Н.М. Колосова полагает, что для урегулирования вопросов, связанных с отрешением Президента РФ от должности, необходимо определить возможность повторного выдвижения обвинения; слова "обвинение в совершении иного тяжкого преступления" в ст. 93 Конституции РФ заменить на слова "обвинение во всех уголовных преступлениях" <6>.

<6> См.: Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000. С. 42 - 43. Аналогичное мнение и у О.В. Гороховцева. См.: Гороховцев О.В. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 9.

По мнению А.Л. Сергеева, следует разделять понятия "государственная измена" и "тяжкое преступление" как основания ответственности Президента РФ от одноименных уголовно-правовых категорий и закрепить в Федеральном законе о конституционной ответственности определение указанных терминов <7>. Вряд ли можно согласиться с двояким пониманием одних и тех же юридических терминов. Необходимо четко определить, что следует подразумевать под соответствующими понятиями, это не вызывает сомнения.

<7> См.: Сергеев А.Л. Указ. соч. С. 12.

А.А. Кондрашев также считает неоправданной неответственность Президента РФ за преступления небольшой и средней тяжести, так как это нарушает один из базовых конституционных принципов - принцип равенства граждан перед законом и судом <8>. По мнению ученого, в "Конституции РФ и в федеральном уголовно-процессуальном законодательстве необходимо закрепить основания и порядок привлечения к уголовной ответственности Президента как за совершение уголовных преступлений, так и за нарушение Конституции, неисполнение решений Конституционного Суда РФ или иных федеральных судов" <9>.

<8> См.: Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. М., 2006. С. 111.
<9> Кондрашев А.А. Указ. соч. С. 112.

Также неверным является использование в ст. 93 Конституции РФ словосочетания "Президент Российской Федерации может быть отрешен", за ряд преступлений подобная санкция должна быть безусловной.

Недостатком предложенной Конституцией РФ процедуры отрешения от должности Президента РФ является не только громоздкий характер такой процедуры, но и отсутствие точно указанных сроков принятия решения Конституционным Судом РФ; полномочие Верховного Суда РФ о даче заключения, подтверждающего наличие признаков преступления, вообще никаким законом не прописано, о нем лишь упоминается в Конституции РФ.

Вполне логичной была бы процедура, в соответствии с которой достаточно было бы обвинения двух палат парламента для отрешения Президента РФ от должности, как, например, в Италии, Польше, США. После отрешения от должности лицо, занимавшее должность Президента РФ, должно подлежать уголовной ответственности за преступление, в совершении которого оно было обвинено. А дело отрешенного от должности главы государства должно рассматриваться высшей судебной инстанцией страны (Верховным Судом РФ - в связи с совершением Президентом РФ уголовного преступления; Конституционным Судом РФ - если Президентом РФ был совершен конституционный деликт). Причем вовсе не обязательно формировать специальные органы судебного контроля, как предлагает сделать Н.М. Колосова <10>, достаточно уравновесить порядок назначения судей Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. По аналогии с мировой практикой кандидатуры судей должны представлять нижняя палата парламента, верхняя палата парламента (если она получит иной порядок формирования, прямого или опосредованного избрания народом) и Президент - в равной степени. Также необходимо четко обозначить критерии совершения аморального поступка как одного из оснований досрочного прекращения полномочий судьи, чтобы обеспечить независимость и самостоятельность судьи при решении тех или иных вопросов.

<10> См.: Колосова Н.М. Указ. соч. С. 100.

Недостатком процедуры принятия решения федеральным парламентом об отрешении Президента РФ от должности является и то, что деятельность Президента РФ, в том числе связанная с совершением им действий, не совместимых со статусом высшего должного лица государства, не подлежит парламентскому расследованию (ч. 2 ст. 4 Федерального закона о парламентском расследовании Федерального Собрания РФ <11>). Представляется странным, как можно человеку предъявлять обвинение в совершении преступления, не имея возможности расследования всех обстоятельств совершенного деяния. Думается, что необходимо устранить этот пробел и урегулировать право Федерального Собрания РФ, в том числе с участием Верховного Суда РФ, инициировать и обеспечить сбор необходимых сведений, доказывающих факт совершения Президентом РФ инкриминируемых деяний.

<11> См.: Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 277-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 7; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 40.

В качестве основания отрешения от должности Президента РФ нужно установить совершение главой государства государственной измены, иного тяжкого или особо тяжкого преступления, а также иных деяний, которые являются несовместимыми со статусом главы государства. То есть основанием отрешения от должности должно стать не совершение преступлений, а совершение деяний, несовместимых со статусом главы государства, ведь посредством отрешения от должности лицо привлекается к конституционно-правовой ответственности, но это не означает (по крайней мере, думается, не должно означать), что глава государства, совершивший преступление, избежит уголовной ответственности за него, утратив лишь должность. Таким образом, отрешение от должности должно следовать в случае совершения поступка, несовместимого с данной должностью, будь то преступление или иное нарушение Конституции РФ. Тем самым основание ответственности Президента РФ из уголовно-правового должно видоизмениться в конституционно-правовой деликт.

А основанием отрешения от должности должно стать не исключительно преступление (уголовно-правовой деликт), но и иное деяние, выходящее за рамки полномочий Президента РФ, т.е. образующее конституционно-правовой деликт. В частности, основанием отрешения Президента РФ от должности должно стать грубое нарушение ряда конституционных обязанностей или присвоение властных полномочий, если указанными действиями создана угроза безопасности и территориальной целостности государства, нарушены права и свободы граждан, либо если главе государства неоднократно (три и более раза) было вынесено предупреждение о неконституционности (незаконности) деятельности.

Необходимо конкретизировать и само понятие государственной измены. Сложно найти пример, когда бы кто-то из правоведов уголовно-правовой сферы сформулировал это понятие применительно к главе государства, т.е. к лицу, обладающему самыми огромными возможностями по принятию решений, посредством которых можно причинить вред и стране, и проживающим в ней людям, ведь у Президента РФ существует доступ к секретной информации, являющейся государственной тайной, а также в его ведении находятся все силовые структуры.

И. Марино в своей статье, посвященной прошедшему летом 1993 г. Конституционному совещанию, на котором обсуждался проект будущей Конституции РФ, с уверенностью заявляет, что именно отказ представителей тогдашнего Президента РФ (Б.Н. Ельцина) установить в Основном Законе стране, что должно пониматься под терминами "захват власти" и "государственная измена", и позволило самому Президенту РФ уже по-своему "расшифровать" данные понятия и спустя три месяца после дискуссии о новой Конституции ликвидировать два парламентских государственных органа - Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ <12>. Можно добавить к списку нарушений и неконституционное решение о принятии в указанные главой государства сроки и в им обозначенном порядке новой Конституции РФ, что произошло все в том же 1993 г.

<12> См.: Марино И. Отрешение Президента РФ от должности: разработки, концепции, позиции участников Конституционного совещания 1993 г. // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 5. С. 51 - 52.

При установлении оснований и мер конституционной ответственности в отношении Президента РФ следует рассматривать и более мягкие меры ответственности за ряд конституционных правонарушений. Ведь отрешение от должности - это крайняя мера, которая способствует прекращению полномочий и лишению статуса соответствующего должностного лица. С помощью ограничительных и предупредительных мер ответственности можно обеспечить деятельность главы государства в рамках правового поля.

Учеными-конституционалистами для обеспечения деятельности Президента РФ предусматривается введение ряда мер и установление соответствующих оснований конституционных деликтов, в частности предлагается "урегулировать законодательным путем вопрос о тех рамках, в пределах которых Президент РФ вправе издавать указы, а также предусмотреть его ответственность за нарушение принципа верховенства законов в Российской Федерации" <13>; предусмотреть ответственность за нарушение конституционных обязанностей Президента РФ и злоупотребление правами <14>.

<13> Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 99.
<14> См.: Колосова Н.М. Указ. соч. С. 70 - 72.

Для формулирования конституционных деликтов необходимо в первую очередь выделить те обязанности, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которых должно влечь ответственность. Н.М. Колосова считает, что Конституция РФ не говорит ни об одной обязанности Президента РФ прямо. Единственное, что можно отметить, по ее словам, так это слова клятвы. При условии замены в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ слов "клянусь" на "обязуюсь" получаются следующие обязанности Президента РФ <15>:

<15> См.: Колосова Н.М. Указ. соч. С. 70.
  1. обязанность уважать и охранять права и свободы человека и гражданина;
  2. обязанность соблюдать и защищать Конституцию РФ;
  3. обязанность защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства;
  4. обязанность верно служить народу.

Анализируя обязанности-клятвы, Н.М. Колосова приходит к выводу о том, что данные обязанности в большей степени имеют абстрактный характер <16>.

<16> См.: Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. С. 70 - 72.

Однако обязанности Президента РФ все же Конституцией РФ закреплены, так как определен перечень действий, которые Президент РФ осуществляет, следовательно, обладает и обязанностью по их исполнению. К тому же придание словам клятвы статуса обязанностей весьма условно. Текст клятвы может служить основанием ответственности только при прямом закреплении санкций за нарушение клятвы (чего Конституцией РФ не предусмотрено), да и текст клятвы вряд ли носит конкретный характер, смысл и предназначение клятвы иные, чем у оснований ответственности.

Деликты о конституционно-правовой ответственности Президента РФ должны строиться на основе обозначения неисполнения наиболее важных его обязанностей и быть закреплены в специальном законе о конституционно-правовой ответственности (как нам видится, при внесении соответствующих изменений в Конституцию РФ его статус должен быть обозначен как федерального конституционного закона).

На основе имеющихся обязанностей Президента РФ как в Конституции РФ, так и в других актах законодательного характера можно сконструировать следующие деликты.

Принятие указов и распоряжений, не соответствующих Конституции РФ, влечет признание Конституционным Судом РФ нормативного акта Президента РФ не соответствующим Конституции РФ и утратившим силу.

Принятие указов и распоряжений, не соответствующих закону, влечет признание судом акта Президента РФ недействующим.

Принятие Президентом РФ акта, противоречащего Конституции РФ и (или) законам и повлекшего за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, влечет признание данного акта Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ и утратившим силу или соответствующим судом недействующим, а также возмещение причиненного ущерба в полном объеме за счет средств федерального бюджета.

Неисполнение обязанности по подписанию и (или) обнародованию федерального конституционного закона, федерального закона влечет вынесение предупреждения Государственной Думой о недолжном выполнении обязанностей. Данный деликт не умаляет право вето Президента РФ, воспользоваться которым он может на основании предписаний Конституции РФ (аналогичное правило относится и к двум последующим деликтам).

Неоднократное (три и более раза в течение шести месяцев) неисполнение обязанности по подписанию и (или) обнародованию федерального конституционного закона, федерального закона влечет вынесение предупреждения Государственной Думой о неконституционности (незаконности) деятельности Президента РФ.

Грубое неоднократное (шесть и более раз в течение десяти месяцев) неисполнение обязанности по подписанию и (или) обнародованию федерального конституционного закона, федерального закона, в том числе неисполнение повторного требования о подписании закона, является основанием для отрешения Президента РФ от должности.

Роспуск Государственной Думы по иным основаниям, чем предусмотрено в Конституции РФ, является основанием для отрешения Президента РФ от должности.

Назначение Председателя Правительства РФ без согласия Государственной Думы (кроме случая, когда трижды после представления разных кандидатур Президентом РФ Государственная Дума откажет в согласии на назначение Председателя Правительства РФ) является основанием для отрешения Президента РФ от должности.

Неисполнение обязанности по назначению или представлению кандидатур для назначения, отрешения от должности, если соответствующее полномочие установлено Конституцией РФ или федеральным конституционным законом, федеральным законом, влечет вынесение предупреждения Советом Федерации или Государственной Думой о недолжном выполнении обязанностей. Данная обязанность установлена как Конституцией РФ (ст. 83, 128, 129), так и рядом федеральных конституционных законов (например, о Правительстве РФ, об арбитражных судах в РФ, о Конституционном Суде РФ), федеральных законов (например, о прокуратуре РФ, о Счетной палате РФ, о Центральном банке РФ (Банке России)).

Нарушение порядка назначения референдума или выборов, если соответствующая обязанность входит в полномочие Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ или федеральным конституционным законом, федеральным законом, влечет вынесение предупреждения Советом Федерации или Государственной Думой о недолжном выполнении обязанностей.

Непринятие необходимых мер по введению и (или) информированию о введении военного или чрезвычайного положения, обеспечению его действия, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, влечет вынесение предупреждения Советом Федерации или Государственной Думой о недолжном выполнении обязанностей.

Непринятие необходимых мер по введению и (или) информированию о введении военного или чрезвычайного положения, обеспечению его действия, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, повлекшее несогласованность действий органов государственной власти и (или) массовые беспорядки, иные тяжкие последствия, влечет вынесение предупреждения Государственной Думой о неконституционности (незаконности) деятельности Президента РФ. В случае невозможности принятия решения Государственной Думой (роспуск, перерыв в работе сессии и по иным причинам невозможности собраться на заседание) соответствующее решение принимает Совет Федерации.

Нарушение условий освобождения от должности высших должностных лиц РФ (Генерального прокурора РФ, министров и других лиц) влечет вынесение предупреждения Советом Федерации или Государственной Думой о недолжном выполнении обязанностей.

Неисполнение обязанностей, связанных с участием Президента РФ в процедуре принятия в РФ и (или) образования в ее составе нового субъекта РФ, установленных Федеральным конституционным законом о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ, влечет вынесение предупреждения Советом Федерации или Государственной Думой о недолжном выполнении обязанностей.

Неисполнение решения Конституционного Суда РФ, в том числе и по поводу приведения нормативно-правовых актов Президента РФ в соответствие с Конституцией РФ в связи с вынесением решения Конституционным Судом РФ о несоответствии Конституции РФ федерального закона (если указ развивает нормы такого закона), влечет вынесение предупреждения Советом Федерации или Государственной Думой о недолжном выполнении обязанностей.

Сопровождение деятельности Президента РФ публичными религиозными обрядами и церемониями (данный запрет установлен Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях) влечет вынесение предупреждения Советом Федерации или Государственной Думой о недолжном выполнении обязанностей.

Ряд обязанностей Президента РФ закреплен Федеральным законом 1999 г. об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Неисполнение некоторых из них можно представить в виде конституционных деликтов.

Неисполнение обязанности Президента РФ по определению порядка подготовки и предварительного согласования проекта договора о разграничении полномочий федеральными органами государственной власти влечет вынесение предупреждения Советом Федерации или Государственной Думой о недолжном выполнении обязанностей.

Неисполнение обязанности Президента РФ по подписанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ или внесению проекта федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ влечет вынесение предупреждения Советом Федерации или Государственной Думой о недолжном выполнении обязанностей.

Нарушение Президентом РФ порядка и оснований, установленных Федеральным законом об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ для принятия Президентом РФ решения о возложении полномочий органа государственной власти субъекта РФ на федеральные органы государственной власти в связи с чрезвычайными обстоятельствами, препятствующими формированию соответствующих органов государственной власти субъекта РФ, влечет вынесение предупреждения Советом Федерации или Государственной Думой о недолжном выполнении обязанностей.

Нарушение Президентом РФ оснований и сроков внесения предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа субъекта РФ) или отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) или временного отстранения от должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ), установленных Федеральным законом об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, влечет вынесение предупреждения Советом Федерации или Государственной Думой о недолжном выполнении обязанностей.