Мудрый Юрист

Вопросы совершенствования уголовной ответственности по статье 191 УК РФ *

<*> Simonenko I.V. Issues of improvement of criminal responsibility in accordance with article 191 of the Criminal code of the RF.

Симоненко Игорь Витальевич, соискатель ВНИИ МВД России.

В статье рассматриваются вопросы привлечения лиц к уголовной ответственности по ст. 191 УК РФ и даются предложения по ее совершенствованию, в частности совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, должно влечь административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях.

Ключевые слова: драгоценные металлы, незаконный оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней, валютное регулирование, безлицензионная разработка недр, "хищники", "вторичное" сырье, содержащее драгоценные металлы.

The article considers the issues of bringing of persons to criminal responsibility in accordance with article 191 of the Criminal Code of the RF and makes proposals with regard to improvement thereof in particular conclusion of transaction related to precious metals, natural precious stones, or pearls in violation of the rules established by the legislation of the Russian Federation and likewise the illegal keeping, transporting and carriage or sending of precious metals, natural precious stones, or pearls in any form or state except for jewellery and domestic manufacturers and the scraps of such manufacturers in the amount less than one million five hundred thousand rubles.

Key words: precious metals, illegal turnover of precious metals and natural precious stones, currency regulation, licensefree mining development, "predators", "secondary raw materials containing precious metals.

Драгоценные металлы и природные драгоценные камни - главный источник пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотовалютных резервов Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <1> (далее - закон) драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы: палладий, иридий, родий, рутений и осмий. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

<1> См.: ФЗ от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ).

К драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что драгоценные металлы и драгоценные камни всегда являлись тем объектом, который привлекал особое внимание преступников, так как позволял использовать их как средство накопления, обладающее высокой стоимостью, незначительным объемом и высокой степенью сохранности. В связи с этим драгоценные металлы и природные драгоценные камни являются предметом различных видов преступлений: кражи, мошенничества, присвоения или растраты и др.

Наряду с этим, ранее в Советском Союзе, а также в России (в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" <2>) драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий, и природные драгоценные камни, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий, были отнесены к валютным ценностям, и валютные операции, т.е. сделки с ними, были запрещены.

<2> См.: пп. "в", "г", п. 4 ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ, с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. N 50-О). Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ, по истечении одного года со дня вступления в силу указанного Закона.

В соответствии с этим в УК РФ имеются статьи, предусматривающие уголовную ответственность за такие сделки. К таковым относятся ст. 191 УК РФ "Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга", а также ст. 192 УК РФ "Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней".

Ныне действующий Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным ценностям относит только иностранную валюту и внешние ценные бумаги" <3>. То есть драгоценные камни и природные драгоценные металлы не относятся к валютным ценностям и они представляют собой такие же материальные ценности, как, например, нефть, уголь и т.п.

<3> См.: п. 5 ст. 1 ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 150-ФЗ).

Тем не менее уголовный запрет на подобные сделки сохраняется и в настоящее время. В связи с этим территориальными органами внутренних дел России по ст. 191 УК РФ в 2009 г. было выявлено 1265 таких преступлений. В структуре преступлений экономической направленности, предварительное следствие по которым обязательно, данные преступления составили 0,04%. По сравнению с предыдущим годом количество зарегистрированных преступлений снизилось на 9,6%.

По ст. 192 УК РФ "Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней" возбуждается незначительное количество уголовных дел, исчисляемое одним-двумя преступлениями в год.

Проанализируем обоснованность уголовного запрета за сделки с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями в настоящее время.

Отметим, что основной состав ч. 1 ст. 191 УК РФ не предусматривает нижнего предела стоимостного размера предмета преступления (драгоценные металлы и природные драгоценные камни), за сделки с которым наступает уголовная ответственность. В связи с этим к уголовной ответственности по данной статье нередко привлекаются лица из числа безработных, пенсионеров золотодобывающих регионов, ранее судимых, а также освободившихся из мест лишения свободы и др., т.е. материально не обеспеченных лиц, занимающихся незаконной (безлицензионной) разработкой недр (так называемые хищники) на заброшенных либо бесперспективных шахтах и в других местах, добывая при этом драгоценные металлы в количестве 1 - 5 граммов.

Наряду с этим, по этой же статье привлекаются и лица, осуществившие сбор минимального количества вторичных драгоценных металлов (в большинстве случаев серебро). Таким образом, предметом таких преступлений являются драгоценные металлы, содержащиеся в так называемом техническом серебре, т.е. в деталях, изделиях промышленного и бытового назначения, содержащих драгоценные металлы. Иногда предметом преступлений выступали также "техническое" золото, палладий, родий и др.

Проведенное изучение рассматриваемых преступлений показало, что предметами незаконного оборота являлись:

Со слов лиц, привлеченных к уголовной ответственности, драгоценные металлы они приобретали следующими способами:

Субъектом данного преступления может быть любое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Проведенное исследование показало, что примерно 94,8% указанных преступлений совершено лицами мужского пола, 5,2% - женщинами. Примерно 63,5% лиц, совершивших указанные преступления, не работали, около 2,6% являлись пенсионерами.

Таким образом, по данной статье привлекается к уголовной ответственности значительное количество лиц из числа безработных, пенсионеров, т.е. материально не обеспеченных лиц, добывших минимальное количество либо "вторичного" сырья, содержащего драгоценные металлы, либо драгоценного металла на заброшенных либо бесперспективных шахтах и в других аналогичных местах.

При этом следует отметить, что драгоценный металл в этих местах (свалки, заброшенные шахты и т.п.) вообще мог бы так и остаться там навсегда и не пойти в производство.

Например, в 2008 г. по ст. 191 УК РФ выявлено 1143 преступления. Из них в крупном размере - только 80 преступлений, 47 преступлений были совершены группой лиц по предварительному сговору, организованной преступной группой - 50 преступлений <4>.

<4> См.: форма N 451 ГИАЦ МВД РФ "Сборник по Российской Федерации. Сведения о преступлениях экономической направленности, выявленных подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел за январь-декабрь 2008 г.".

Таким образом, 966 преступлений были возбуждены по ч. 1 ст. 191 УК РФ, в число которых вошли и описываемые нами преступления.

При этом следует сказать и о том, что в российской прессе неоднократно поднимался вопрос о правовом регулировании деятельности физических лиц, самостоятельно занимающихся добычей золота и других драгоценных металлов. В связи с этим некоторые специалисты <5> предлагают узаконить этот вид деятельности. Противники этой идеи считают, что такое разрешение будет стимулом к хищениям золота на предприятиях <6>. Однако, по мнению автора, похищаются и другие материальные ценности, но это не является основанием для введения уголовной ответственности за их незаконный оборот.

<5> См., например: Кавчик Б.К. Вольноприносительство: "за и против" // Золотодобыча. 2007. N 100. С. 27.
<6> См.: Там же. С. 28.

Исходя из вышеизложенного, представляется, что установление уголовной ответственности за незначительное количество находящихся в обороте драгоценных металлов и природных драгоценных камней является излишней репрессией.

В связи с этим и учитывая, что крупным размером в ст. 191 УК РФ является стоимость драгоценных металлов или природных драгоценных камней, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным - шесть миллионов рублей <7>, "совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей" влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях.

<7> В редакции ФЗ от 7 апреля 2010 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

По мнению автора, уголовная ответственность должна наступать за "совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой".

Данные преступления являются более опасными, нежели описанные выше. Они совершаются работниками предприятий, использующих или добывающих драгоценные металлы. Например, на предприятиях по добыче и переработке золота в таких преступлениях принимали участие лица следующих профессий: директор золотодобывающего предприятия - 3% от общего количества изученных лиц; руководитель участка - 3%; мастер обогатитель - 3%; заведующий шлихообогатительной установки - 1,5%; съемщик-доводчик золотоносного концентрата - 21,8%; работник доводочного пункта старательской артели - 7,5%; проходчик шахты - 4,5%; гидромониторщик - 3%; пробоотборщик - 3%; концентраторщик - 3%; горнорабочий - 3%; машинист бульдозера (тракторист) - 11,9%; ремонтный рабочий - 4,5%; охранник (сторож) - 6%; кухонный рабочий - 1,5%; водитель - 3%; старатель-дробильщик - 1,5%; электросварщик - 4,5%; промывальщик - 3%; заведующий золотоприемной кассой - 4,5% <8>.

<8> См.: Ларичев В.Д., Лиханов И.В., Васильев Э.А и др. Предупреждение хищений и незаконного оборота золота при его добыче и переработке: Учеб. пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2009. С. 88.

Таким образом, наиболее часто в хищениях, а следовательно, и в незаконном обороте драгоценных металлов - золота - участвуют съемщики, доводчики золотосодержащего концентрата, лица, осуществляющие вскрышные работы (машинист бульдозера, тракторист) и, как это ни странно, охранники (сторожа).

На предприятиях, использующих драгоценные металлы в производстве, субъектами таких преступлений в 12% являлись лица, работающие электриками, электромонтерами, электрослесарями, электросварщиками и т.п. Еще 4,3% ранее были связаны с обслуживанием электрооборудования. Работники других специальностей (охранник, водитель, экскаваторщик и т.п.) составили примерно 12%.

Также следует отметить, что такие лица одновременно привлекаются к уголовной ответственности и по статьям о хищении.

В то же время в ряде стран СНГ, например в Казахстане, уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней вообще исключена.