Мудрый Юрист

Регулирование коммерческого представительства в принципах унидруа 2004 г.

Представленная статья посвящена проблемам унифицированного регулирования представительства в международном коммерческом обороте. Автор - младший научный сотрудник, аспирантка отдела международного частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Н.В. Власова - анализирует положения Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 г., посвященные полномочиям представителей, в сопоставлении с соответствующими нормами национального законодательства, Женевской конвенции о представительстве при международной купле-продаже товаров 1983 г. и Принципов европейского договорного права.

Ключевые слова: унификация, lex mercatoria, Принципы УНИДРУА, Принципы европейского договорного права, Женевская конвенция о представительстве, международные коммерческие договоры, представительство.

Regulation of Agency in the UNIDROIT Principles 2004

N.V. Vlasova

Presented article is devoted to problems of uniform regulation of agency in the international commerce. The author - junior research fellow, post-graduate student of the Private International Law Department of the Institute of Legislation and Comparative Law of the Russian Federation Government N.V. Vlasova (e-mail: natasha.vlasova@rambler.ru) - analyzes provisions of the UNIDROIT Principles of International Commercial Contracts 2004, concerning the authority of agents, in comparison with the conforming rules of national legislation, the Geneva Convention on Agency in the International Sale of Goods 1983 and the Principles of European Contract Law.

Key words: unification, lex mercatoria, the UNIDROIT Principles, Principles of the European Contract Law, the Geneva Convention on Agency, international commercial contracts, agency.

По причине усложнения хозяйственных связей значительная часть международных коммерческих сделок совершается через представителей. Регулирование коммерческого представительства правопорядками различных государств имеет немало существенных отличий, что может создать серьезные препятствия во взаимоотношениях участников внешнеэкономической деятельности. Создание единообразного регулирования отношений представительства представляется задачей первостепенной важности для обеспечения прав и законных интересов участников внешнеэкономических сделок, обеспечивает предсказуемость правового регулирования, способствует упрочению, стабильности международного коммерческого оборота.

В области международного коммерческого представительства первые шаги по унификации правовых норм были предприняты в двух международных конвенциях - Гаагской конвенции о праве, применимом к агентским договорам, 1978 г. (далее - Гаагская конвенция) <1>, содержащей коллизионное регулирование указанных отношений, и Женевской конвенции о представительстве при международной купле-продаже товаров 1983 г. (далее - Женевская конвенция) <2>, явившейся результатом унификации материально-правовых норм. Данная Конвенция представляет значительный интерес как пример преодоления различий в национальном законодательстве стран с разными правовыми системами путем достижения компромиссных решений. Женевская конвенция охватывает широкий круг вопросов, включая общие положения, касающиеся ее толкования, восполнения пробелов, применения обычаев и проч., а также положения, направленные на регулирование возникновения и определения объема полномочий посредника, юридических последствий действий, совершенных посредником, в том числе без полномочий или с их превышением, прекращения полномочий посредника.

<1> Разработана и подписана в рамках Гаагской конференции по международному частному праву. Вступила в силу 1 мая 1992 г. Информация о статусе Конвенции по состоянию на 1 ноября 2010 г. получена с официального интернет-сайта Гаагской конференции по международному частному праву: http:// www.hcch.net/ upload/ statmtrx_e.pdf. Текст Конвенции на русском языке см.: Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2002. С. 435 - 443.
<2> Разработана Международным институтом по унификации частного права (УНИДРУА). По состоянию на 1 ноября 2010 г. не вступила в силу. Информация о статусе Конвенции получена с официального интернет-сайта УНИДРУА: http:// www.unidroit.org/ english/ implement/ i-83.pdf. Текст Конвенции на русском языке см.: Вилкова Н.Г. Указ. соч. С. 475 - 487.

Вместе с тем ни Гаагская, ни Женевская конвенции не получили широкого признания государствами. Так, Женевская конвенция по прошествии более чем двадцати пяти лет так и не вступила в силу, поскольку была ратифицирована незначительным числом государств. Причиной этого, как отмечалось в литературе, были не только различия в национальном законодательстве стран, но и узкая сфера ее применения. За ее рамками остались такие важные договоры, как лизинг, факторинг, хранение, страхование, перевозка, различного рода банковские операции <3>.

<3> См.: Bonell M.J. The 1983 Geneva Convention on Agency in the International Sale of Goods // 32 American Journal of Comparative Law. 1984. N 4. P. 747.

Со второй половины XX в. при унификации материально-правовых норм международные правительственные и неправительственные организации все чаще обращаются к так называемому частноправовому методу <4>, разрабатывая на основе сложившейся практики и обычаев рекомендательные акты (типовые контракты, руководства по составлению контрактов, унифицированные правила и т.п.), к которым обращаются непосредственно участники международного коммерческого оборота. К числу таких документов принадлежат, в частности, Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА (далее - Принципы УНИДРУА, Принципы) и Принципы Европейского договорного права <5>, являющиеся сводом правил, общих для договорного права стран Европейского союза.

<4> Вилкова Н.Г. Указ. соч. С. 85 - 87.
<5> На русском языке см.: Принципы европейского договорного права / Пер. А.Т. Амирова, Б.И. Пугинского // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2005. N 3. С. 125 - 177; N 4. С. 152 - 177. Принципы европейского договорного права должны были стать составной частью европейского гражданского кодекса, разработка которого началась в 1989 г. В начале 2008 г. был опубликован "Проект общей справочной схемы" ("Draft Common Frame of Reference", DCFR), знаменующий собой новый этап в развитии европейского частного права и содержащий общие положения договорного права, нормы, относящиеся к отдельным видам договоров, а также к внедоговорным обязательствам. В основу этого документа легли положения Принципов европейского договорного права.

Основное значение для регулирования международного коммерческого представительства имеют Принципы УНИДРУА - документ универсальной частноправовой унификации, в первоначальной редакции опубликованный в 1994 г. <6>, в 2004 г. - во второй, расширенной редакции <7>. Принципы получили широкое распространение и всеобщую поддержку в научных и деловых кругах, а в 2007 г. были одобрены Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) <8>. Принципы в своих статьях объединяют подходы основных правовых систем современности, а также содержат нормы, которые рассматриваются как наилучшее решение какого-либо правового вопроса, вытекающее из нужд международного коммерческого оборота <9>.

<6> Принципы международных коммерческих договоров / Пер. с англ. А.С. Комарова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.
<7> Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 / Пер. с англ. А.С. Комарова. М.: Статут, 2006.
<8> См.: Доклад ЮНСИТРАЛ о работе ее сороковой сессии. A/62/17 (Part I).
<9> См.: Комаров А.С. Применение Принципов УНИДРУА в современной международной коммерческой практике // Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 / Пер. с англ. М.: Статут, 2006; Bonell M.J. Towards a Legislative Codification of the UN IDROIT Principles? // Uniform Law Review. 2007. N 2. P. 234.

Поскольку Принципы носят факультативный характер, обращение к ним не является обязательным для сторон внешнеэкономической сделки. Несмотря на это, "очевидна значимость входящих в их состав норм - как с теоретической, так и с практической точек зрения" <10>. Положения этого документа повсеместно используются сторонами международных коммерческих договоров, которые все чаще включают в текст договора ссылку на применение к их правам и обязанностям Принципов УНИДРУА. Принципы, как говорится в преамбуле, подлежат применению, когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться Принципами УНИДРУА; могут применяться, когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться общими принципами права, lex mercatoria и т.п.; могут использоваться, когда стороны не выбрали право, регулирующее их договор, а также для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов и национального законодательства; могут служить в качестве модели для национальных и международных законодателей. В основе применения Принципов, по словам А.С. Комарова, лежит присущая им авторитетность, вытекающая, с одной стороны, из международного происхождения документа, а с другой - из универсальности его содержания <11>.

<10> Bonell M.J. Agency // Towards a European Civil Code. - 3rd fully revised and expanded edition / A. Hartkamp et al. (eds). - Nijmegen: Kluwer Law International, 2004. P. 397.
<11> См.: Комаров А.С. Новеллы в регулировании международных коммерческих договоров: Принципы УНИДРУА 2004 // Хозяйство и право. 2006. N 11. С. 120.

Раздел 2 "Полномочия представителей" главы 2 является новеллой Принципов УНИДРУА 2004 г. При подготовке раздела за основу были взяты терминология, структура и содержание норм Женевской конвенции с некоторыми изменениями <12>. В частности, была расширена сфера применения норм о представительстве. Женевская конвенция применяется исключительно к представительству при международной купле-продаже товаров, тогда как Принципы закрепляют общие положения о международных коммерческих договорах, не ограничиваясь договором купли-продажи. К различного рода договорам подлежит применению и соответствующий раздел о коммерческом представительстве.

<12> См.: UNIDROIT 1998. Study L - Doc. 56.

Как определено в статье 2.2.1 ("Сфера применения настоящего раздела") Принципов, "раздел регулирует полномочия лица (представителя), заключая договор или совершая иные действия, связанные с договором, влиять на правоотношения другого лица (представляемого) с третьим лицом независимо от того, действует ли представитель от своего имени или от имени представляемого". Эта формулировка охватывает любое действие представителя, которое направлено на заключение договора или относится к его исполнению, включая направление уведомления третьему лицу либо получение от него уведомления.

Из сферы применения Принципов исключены полномочия представителя, предоставленные ему в силу закона, а также полномочия представителя, назначенного государственным или судебным органом. Нормы раздела 2 гл. 2 Принципов, как отмечается в комментарии к ним, могут применяться к полномочиям органов, должностных лиц корпораций и участников товариществ или других организаций независимо от того, имеют ли они статус юридического лица, в том случае, если они не противоречат специальным нормам, регулирующим полномочия указанных лиц. Такие специальные, "имеющие иногда императивный характер нормы" в силу их специфической сферы действия должны превалировать над общими нормами о полномочиях представителей, содержащимися в Принципах УНИДРУА <13>.

<13> Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА. 2004. С. 83.

Нормы Принципов УНИДРУА, равно как и соответствующие нормы Женевской конвенции, и Принципов европейского договорного права направлены на регулирование так называемых внешних отношений (между представляемым и представителем, с одной стороны, и третьим лицом, с другой стороны) и практически не затрагивают "внутренние" отношения (между представляемым и представителем). Наглядным подтверждением этому служит использование в заголовке раздела формулировки "Полномочия представителей" <14> (а не "Представительство"), отражающей именно внешние аспекты представительства. Даже положения о возникновении и прекращении полномочий представителя, конфликте интересов, передоверии регулируют эти вопросы только с точки зрения их влияния на третье лицо.

<14> По этому же пути пошли и составители Принципов Европейского договорного права (гл. 3).

Такой подход объясняется тем, что отношения между представителем и представляемым возникают на основании отдельных договоров. Национальные правовые системы используют неодинаковую терминологию и правовые формы таких договоров: договоры поручения и комиссии - во многих странах континентальной системы права, в Японии и некоторых латиноамериканских странах; агентский договор - в Англии, США, Канаде, Австралии, Индии и др. Попытки создать унифицированное регулирование договорных отношений между представителем и представляемым не увенчались успехом ввиду наличия существенных противоречий по этим вопросам в национальных правопорядках и невозможности достичь компромисса. Кроме того, члены рабочей группы по подготовке Принципов УНИДРУА 2004 г. (далее - Рабочая группа) при обсуждении раздела "Полномочия представителей" пришли к выводу, что, поскольку Принципы содержат общие положения договорного права, в них не стоит включать правила, посвященные отдельным видам договоров. Поэтому права и обязанности представителя и представляемого должны регулироваться соглашением между ними и подлежащим применению правом.

Согласно пункту 1 ст. 2.2.2 Принципов предоставление представляемым полномочий представителю не подчиняется какому-либо специальному требованию в отношении формы и может быть прямо выраженным или подразумеваемым <15>. Представитель полномочен совершать любые действия, необходимые в конкретных обстоятельствах для достижения целей, ради которых ему были предоставлены полномочия.

<15> См.: пункт 1 ст. 9 Женевской конвенции и пункт 1 ст. 3:201 Принципов европейского договорного права, которые содержат аналогичные нормы. Эти положения основаны на англо-американском праве, которое допускает, что полномочия агента могут быть прямо выраженными или подразумеваемыми (см., например: Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учебник / Отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. 4-е изд., перераб. и доп. В 2 т. Т. I. М.: Международные отношения, 2004. С. 159).

Принципы УНИДРУА вслед за Женевской конвенцией отказались от свойственного континентальной правовой системе различия между прямым и косвенным представительством, суть которого состоит в разграничении действий представителя, совершаемых от имени представляемого (прямое представительство) или от собственного имени (косвенное представительство). Это различие находит отражение соответственно в конструкциях договоров поручения и комиссии. К примеру, в Гражданском уложении Германии 1896 г. (далее - ГГУ) <16> прямое представительство регулируется нормами, посвященными представительству и полномочиям, и нормами о договоре поручения <17>. Согласно § 164 (1) ГГУ волеизъявление, совершенное лицом от имени представляемого в пределах предоставленного ему полномочия, действует непосредственно в пользу и против представляемого. При этом не имеет значения, совершается ли волеизъявление прямо от имени представляемого либо обстоятельства указывают, что оно должно быть совершено от имени последнего. В статье 1984 Французского гражданского кодекса 1804 г. (далее - ФГК) <18> поручение определяется следующим образом: поручение или доверенность представляют собой действие, в силу которого одно лицо дает другому полномочие сделать что-либо для доверителя и от его имени.

<16> Гражданское уложение Германии = Deutsches Brgerliches Gesetzbuch mit Einfuhrungsgesetz: Ввод. закон к Гражд. уложению / Пер. с нем.; науч. редакторы А.Л. Маковский и др. М.: Волтерс Клувер, 2004.
<17> См.: раздел 5 "Представительство и полномочие" (ч. 3 кн. 1), а также подраздел 1 "Поручение" разд. 12 (ч. 8 кн. 2) ГГУ.
<18> Французский гражданский кодекс: Учеб.-практ. комментарий. М.: Проспект, 2008.

Косвенное представительство охватывается договором комиссии. Так, в соответствии с § 383 (1) Торгового уложения Германии 1897 г. <19> комиссионером является тот, кто на профессиональной основе обязуется покупать или продавать товары или ценные бумаги от своего имени за счет другого лица (комитента). Согласно статье L132-1 Французского торгового кодекса 2000 г. <20> комиссионер - это лицо, действующее от собственного имени или от имени компании по поручению комитента.

<19> Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах = Deutsches Handelsgesetzbuch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftsgesetz / Сост. В. Бергманн; пер. с нем. Е.А. Дубовицкой. М.: Волтерс Клувер, 2005.
<20> См. электронную базу французского законодательства на интернет-сайте: http:// www.legifrance.gouv.fr/ html/ codes_traduits/ commercetextA.htm# Chapter%20II: %20Agents.

Деление представительства на прямое и косвенное нашло отражение и в Принципах европейского договорного права (ст. 3:102). В англо-американском праве не существует подобного разграничения. В свою очередь, в пункте 1 ст. 2.2.1 Принципов УНИДРУА при определении сферы применения раздела почти дословно воспроизведены положения пункта 4 ст. 1 Женевской конвенции о ее применении независимо от того, действует ли представитель от своего имени или от имени представляемого.

В статьях Принципов УНИДРУА, равно как и в Женевской конвенции, получила воплощение англо-американская доктрина открытого и скрытого представительства, согласно которой определяющее значение имеет осведомленность третьего лица о том, что оно заключает сделку с лицом, выступающим в качестве агента <21>. Скрытое представительство имеет место тогда, когда существование агентских отношений не раскрывается третьему лицу на момент заключения договора. "Обычно, если агент действует по поручению принципала, чье существование на данный момент он не раскрывает, то принципал, после того, как он будет назван, сможет выступать истцом и ответчиком по договору" <22>. Конструкция скрытого представительства признается в доктрине аномалией, но тем не менее она прочно укоренилась в странах англо-американской системы права <23>.

<21> В Англии и США представительство, как правило, регулируется нормами, выработанными судебной практикой, а также принципами общего права. В США нормы о представительстве содержатся также в частной кодификации - Третьем своде законов о представительстве - Restatement of the Law (3d) of Agency (об открытом и скрытом представительстве см. § 1.04, 2.06, 6.03, 6.06).
<22> Ансон В. Договорное право. М.: Юридическая литература, 1984. С. 391.
<23> См.: Goode R. Commercial Law. Edited and fully revised by Ewan McKendrick. Fourth edition // England. 2010. P. 186.

Пункт 1 ст. 2.2.3 Принципов предусматривает, что представитель своими действиями связывает непосредственно представляемого и третье лицо в случае открытого представительства, т.е. когда третье лицо знает или должно знать о том, что представитель действует в данном качестве. "Такой подход, - полагает профессор М.И. Бонель, - оправдан в отношении коммерческих сделок: на практике различия между действиями представителя от имени представляемого или от собственного имени, но по поручению последнего представляются скорее искусственными и во всяком случае сложными для доказывания, тогда как с экономической точки зрения реальное значение имеет лишь осведомленность третьего лица о том, что его контрагент уполномочен на совершение действий и фактически действует в интересах другого лица" <24>.

<24> Bonell M.J. UNIDROIT Principles 2004 - The New Edition of the Principles of International Commercial Contracts adopted by the International Institute for the Unification of Private Law // Uniform Law Review. Vol. IX. 2004-1. P. 21.

В то же время пункт 2 ст. 2.2.3 Принципов содержит исключение из правила пункта 1 этой же статьи, которое построено по континентальной модели отношений с участием комиссионного агента: если представитель с согласия представляемого принял обязательство стать стороной договора, его действия влияют только на правоотношения между представителем и третьим лицом <25>. Существует мнение, что эта норма регулирует случаи косвенного представительства, хотя формулировка, используемая в пункте 2 ст. 2.2.3, и отличается от принятого в странах континентальной системы права определения косвенного представительства <26>.

<25> См. аналогичную норму в статье 12 Женевской конвенции.
<26> См.: Reynolds F. Authority of Agents // UNIDROIT Principles: New Development and Applications / 2005 Special Supplement ICC International Court of Arbitration Bulletin. Paris: ICC Publishing, 2005. P. 9 - 16.

Доктрина скрытого представительства получила в Принципах несколько иное выражение, нежели в Женевской конвенции, пункт 2 ст. 13 которой предусматривает, что в случае неисполнения агентом его обязательств в отношении скрытого принципала последний может вступить в непосредственные отношения с третьим лицом и осуществить в отношении его все права, приобретенные по его поручению агентом. Аналогичным правом, согласно Конвенции, наделяется и третье лицо по отношению к скрытому принципалу. При подготовке второй редакции Принципов УНИДРУА члены Рабочей группы согласились, что по большому счету нет различий в регулировании между пунктом 2 ст. 13 Женевской конвенции (скрытое представительство) и разделом 3 "Косвенное представительство" Принципов европейского договорного права и вопросы, возникающие при применении обеих правовых конструкций, имеют много общего <27>. К тому же разграничение представительства на прямое и косвенное "не имеет практического значения и сохраняется в силу традиции, в то время как подход, закрепленный в Женевской конвенции, в большей степени отвечает современным запросам" <28>.

<27> Раздел 3 Принципов европейского договорного права содержит положения, согласно которым в случае неисполнения представителем своих обязательств перед представляемым или третьим лицом последние наделяются правом осуществить в отношении друг друга права, приобретенные представителем (ст. 3:302, 3:303).
<28> Такая точка зрения была высказана членом Рабочей группы профессором А. Ди Майо. См.: UNIDROIT 1998, Study L - Misc. 20, para. 60.

Принципы УНИДРУА (п. 1 ст. 2.2.4) придерживаются общего правила, согласно которому в случае скрытого представительства заключенный договор обязывает только представителя и третье лицо. Такое решение обосновано тем, что в международном коммерческом обороте недопустима ситуация, когда в противоречие разумным ожиданиям участника договора после его заключения он сталкивается с принципалом, чье существование до этого момента не раскрывалось. Рабочая группа неоднократно возвращалась к обсуждению вопроса о включении в текст Принципов доктрины скрытого представительства, как она была отражена в Женевской конвенции, но в итоге было решено, что подобные правила нельзя считать приемлемыми в контексте международных коммерческих договоров <29>. Поэтому право представляемого осуществлять в отношении третьего лица все права, приобретенные по его поручению представителем, было исключено из проекта раздела "Полномочия представителей" <30>. Сохранилось лишь подобное право для третьего лица (п. 2 ст. 2.2.4 Принципов): если представитель, заключая договор с третьим лицом от имени предприятия, заявляет о себе как о собственнике данного предприятия, то третье лицо, обнаружив действительного собственника предприятия, вправе также осуществлять в отношении последнего те же права, что и в отношении представителя.

<29> Подробнее см.: UNIDROIT 1999, Study L - Misc. 21, paras. 266 - 274; UNIDROIT 2000, Study L - Misc. 22, paras. 846 - 883. Профессор Д. Де Мотт, в частности, высказывалась в пользу сохранения права третьего лица осуществлять в отношении представляемого те же права, что и в отношении представителя (UNIDROIT 1999, Study L - Doc. 63/Add. 1).
<30> См. проекты раздела "Полномочия представителей" в следующих документах Рабочей группы: UNIDROIT 1998, Study L - Doc. 56; UNIDROIT 1999, Study L - Doc. 63; UNIDROIT 2000, Study L - WP. 1.

Общепринято, что действия представителя, совершенные без полномочий или с выходом за пределы полномочий, не могут породить правовых последствий в отношениях между представляемым и третьим лицом. В то же время в национальном законодательстве отдельных стран имеются исключения из этого правила. Так, в § 177 ГГУ закреплено: если одно лицо заключит от имени другого договор без полномочия на представительство, то действительность этого договора зависит от одобрения договора представляемым. В свою очередь, третье лицо наделено правом потребовать от представляемого заявить об одобрении. Об одобрении может быть заявлено лишь до истечения двух недель с момента получения требования; если одобрение не выражено, то считается, что в нем отказано. В соответствии с положениями § 178 ГГУ до одобрения договора представляемым третье лицо вправе отказаться от него, за исключением случаев, когда при заключении договора ему было известно об отсутствии у представителя полномочия.

Параграф 179 ГГУ регулирует ответственность представителя, действующего без полномочия. Лицо, заключившее договор в качестве представителя, если оно не докажет своего полномочия на представительство, обязано по выбору третьего лица либо исполнить договор, либо возместить убытки, если представляемый откажет в одобрении договора. Если представитель не знал об отсутствии полномочий, он обязан возместить лишь те убытки, которые третье лицо понесло вследствие уверенности в наличии полномочий на представительство и лишь в той мере, в какой действительность договора представляла для него интерес. Однако представитель освобождается от ответственности, если третье лицо знало или должно было знать об отсутствии полномочия на представительство. Представитель не несет ответственности и тогда, когда он был ограничен в дееспособности, за исключением случаев, когда он действовал с согласия своего законного представителя.

Согласно пункту 1 ст. 2.2.5 Принципов УНИДРУА действия представителя, совершенные им без полномочий или с их превышением, не влияют на правовые отношения между представляемым и третьим лицом <31>. Однако Принципы предусматривают, что при определенных условиях действия представителя без полномочий или с превышением полномочий (действия мнимого представителя) могут связывать представляемого и третье лицо.

<31> См.: пункт 1 ст. 14 Женевской конвенции и пункт 1 ст. 3:204 Принципов европейского договорного права.

Во-первых, если действия представляемого приводят к возникновению у третьего лица разумного убеждения в том, что представитель уполномочен действовать от имени представляемого и действует в пределах своих полномочий (так называемое очевидное полномочие), представляемый не может в отношениях с третьим лицом ссылаться на отсутствие полномочий у представителя (п. 2 ст. 2.2.5 Принципов). Данное правило является проявлением общего принципа добросовестности и честной деловой практики (ст. 1.7 Принципов) и запрета несовместимого поведения: сторона не может поступать несовместимо с определенным пониманием, которое возникло по зависящим от нее причинам у другой стороны и имея в виду которое эта другая сторона, разумно на него полагаясь, совершила действие в ущерб себе (ст. 1.8 Принципов).

Во-вторых, действие, совершенное представителем без полномочий или с их превышением, может быть одобрено представляемым (ст. 2.2.9 Принципов). Принципы не содержат требований к форме последующего одобрения. Представляемый может дать свое одобрение в любое время. В свою очередь, третье лицо может направить представляемому уведомление, установив разумный срок для одобрения действий представителя. Также, если во время совершения представителем действия третье лицо не знало или не должно было знать об отсутствии полномочий, оно может в любой момент до одобрения действия уведомить представляемого о своем отказе быть связанным одобрением.

В статье 2.2.6 Принципов содержатся во многом схожие с ГГУ нормы, регулирующие ответственность мнимого представителя, который в отсутствие одобрения представляемого обязан возместить третьему лицу убытки, с тем чтобы последнее оказалось в том же положении, как если бы представитель действовал, имея полномочия и не превышая их <32>. Пункт 2 данной статьи предусматривает основание для освобождения мнимого представителя от ответственности перед третьим лицом: представитель не несет ответственности, если третье лицо знало или должно было знать, что представитель действовал без полномочий или с их превышением.

<32> См. статью 16 Женевской конвенции и пункт 2 ст. 3:204 Принципов европейского договорного права.

По общему правилу, закрепленному в законодательстве целого ряда стран, представитель, выполняя поручение, должен действовать в интересах представляемого, избегая конфликта интересов представляемого и представителя или какого-либо другого лица. Например, в соответствии с § 181 ГГУ представитель не вправе, если ему прямо не разрешено, совершать от имени представляемого сделки в отношении себя, действуя при этом от своего имени или в качестве представителя третьего лица, кроме случаев, когда сделка сводится исключительно к исполнению обязанности.

Принципы (ст. 2.2.7) также содержат нормы о конфликте интересов представляемого и представителя. Как отмечается в комментариях к Принципам, наиболее часто встречающимися случаями потенциального конфликта интересов являются ситуации, когда представитель действует от имени двух представляемых, когда представитель заключает договор с самим собой и т.п. Женевская конвенция не регулирует эти отношения. Статья 2.2.7 Принципов УНИДРУА воспроизводит положения статьи 3:205 Принципов европейского договорного права.

Если договор, заключенный представителем, приводит его к конфликту интересов с представляемым, о котором третье лицо знало или должно было знать, представляемый может отказаться от договора. Однако представляемый лишается права на отказ от договора, если он предварительно дал представителю свое согласие действовать в ситуации конфликта интересов или в любом случае знал или должен был знать, что представитель будет действовать таким образом. Право на отказ от договора также исключается, если представляемый, будучи проинформированным представителем о заключении договора в ситуации конфликта интересов, не заявляет возражений. Заметим, что данная статья рассматривает только последствия конфликта интересов представляемого и представителя, имеющие значение для внешних отношений. Такие вопросы, как обязанность представителя полностью информировать представляемого и право представляемого на возмещение убытков со стороны представителя, могут быть урегулированы на основе положений Принципов (ст. ст. 1.7, 3.18, 7.4.1 и др.) или иным образом регулироваться правом, применимым к внутренним отношениям между представляемым и представителем.

Правила, предусмотренные законодательством большинства государств, разрешают, с некоторыми оговорками, представителю назначать субпредставителей для выполнения поручения, данного ему представляемым. Такое право представителя вытекает, в частности, из содержания статьи 1994 ФГК, регулирующей ответственность поверенного за того, кого он поставил вместо себя для ведения дел.

Принципы УНИДРУА (ст. 2.2.8) тоже содержат положения о передоверии <33>: представитель обладает подразумеваемым полномочием назначить другое лицо для совершения действий, в отношении которых было бы неразумно ожидать, что они будут совершены самим представителем (например, когда действия не требуют личного опыта и знаний представителя). К субпредставителю применяются положения раздела "Полномочия представителей".

<33> См.: ст. 3:206 Принципов европейского договорного права.

За пределами применения Принципов остаются основания прекращения отношений по представительству, которые подлежат установлению в соответствии с подлежащим применению правом. Статья 2.2.10 Принципов регулирует прекращение полномочий представителя только с позиции охраны интересов третьего лица. Прекращение полномочий представителя не затрагивает третье лицо, если только третье лицо знало или должно было знать о прекращении. Несмотря на прекращение полномочий, представитель вправе совершать действия, которые необходимы для предотвращения ущерба интересам принципала.

В заключение отметим, что в условиях сохраняющихся различий в национальном регулировании и в отсутствие единообразного международно-правового регулирования на универсальном уровне отношений представительства возрастает роль частноправовой (негосударственной) унификации норм о представительстве. Особое место среди актов негосударственного регулирования занимают Принципы УНИДРУА, признанные международным сообществом в качестве авторитетного источника общих принципов международных коммерческих договоров, lex mercatoria <34>. В разделе Принципов, посвященном полномочиям представителей, учтен опыт подготовки предшествующих международных унифицированных актов, используются правовые концепции, характерные для большинства национальных правовых систем, а по некоторым вопросам предлагаются наиболее подходящие решения, хотя пока и не признанные повсеместно, но отвечающие потребностям международного коммерческого оборота.

<34> Bonell M.J. Agency. P. 397.

Библиография

Ансон В. Договорное право. М.: Юридическая литература, 1984.

Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2002.

Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учебник / Отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. 4-е изд., перераб. и доп. В 2 т. Т. I. М.: Международные отношения, 2004.

Гражданское уложение Германии = Deutsches Brgerliches Gesetzbuch mit Einfuhrungsgesetz: Ввод. закон к Гражд. уложению / Пер. с нем.; науч. ред. А.Л. Маковский и др. М.: Волтерс Клувер, 2004.

Комаров А.С. Новеллы в регулировании международных коммерческих договоров: Принципы УНИДРУА 2004 // Хозяйство и право. 2006. N 11.

Принципы европейского договорного права / Пер. А.Т. Амирова, Б.И. Пугинского // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2005. N 3, 4.

Принципы международных коммерческих договоров / Пер. с англ. А.С. Комарова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.

Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 / Пер. с англ. А.С. Комарова. М.: Статут, 2006.

Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах = Deutsches Handelsgesetzbuch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftsgesetz / Сост. В. Бергманн; пер. с нем. Е.А. Дубовицкой. М.: Волтерс Клувер, 2005.

Французский гражданский кодекс: Учеб.-практ. комментарий. М.: Проспект, 2008.

Bonell M.J. Agency // Towards a European Civil Code. - 3rd fully revised and expanded edition / A. Hartkamp et al. (eds). Nijmegen: Kluwer Law International, 2004.

Bonell M.J. The 1983 Geneva Convention on Agency in the International Sale of Goods // 32 American Journal of Comparative Law. 1984. N 4.

Bonell M.J. Towards a Legislative Codification of the UNIDROIT Principles? // Uniform Law Review. 2007-2.

Bonell M.J. UNIDROIT Principles 2004 - The New Edition of the Principles of International Commercial Contracts adopted by the International Institute for the Unification of Private Law // Uniform Law Review. Vol. IX. 2004-1.

Goode R. Commercial Law. Edited and fully revised by Ewan McKendrick. Fourth edition. England. 2010.

Reynolds F. Authority of Agents // UNIDROIT Principles: New Development and Applications / 2005 Special Supplement ICC International Court of Arbitration Bulletin. Paris: ICC Publishing, 2005.