Мудрый Юрист

Проблемы деятельности бригад содействия милиции в предвоенные годы и в период великой отечественной войны (1941 - 1945 гг.) *

<*> Gusak V.A. Problems of activity of brigades of assistance to militia in pre-war years and during the Great Patriotic War (1941 - 1945).

Гусак Владимир Алексеевич, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Челябинского юридического института МВД России, кандидат юридических наук.

Статья содержит исторический и юридический анализ проблем деятельности такой организационно-правовой формы взаимодействия милиции с населением, как бригады содействия милиции. В центре внимания автора - особенности обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью в тылу.

Ключевые слова: бригады содействия милиции, функции органов милиции, паспортный режим, охрана общественного порядка, борьба с преступностью, формы участия граждан в охране общественного порядка, организационно-правовые формы взаимодействия милиции с населением.

The article contains historical and legal analysis of the problems of activity of such organizational-law form of interaction with militia and population as a brigade of assistance to militia. The author concentrates on the peculiarities of securing public order and fighting criminality.

Key words: brigades of assistance to militia, functions of agencies of militia, passport regime, protection of public order, fighting criminality, forms of participation of citizens in protection of public order, organizational-law forms of interaction of militia with population.

Для эффективной реализации правоохранительных функций в сфере обеспечения общественного порядка необходим профессиональный, организованный аппарат, способный на высоком уровне анализировать информацию о социальных процессах и факторах, влияющих на состояние общественного порядка, планировать расстановку сил и средств правоохранительных органов и организаций, обеспечивать взаимодействие между ними. Особенностью правовой природы милиции, которая наиболее отчетливо проявляется в чрезвычайных условиях, является ее оперативность в обеспечении реализации решений органов власти, продиктованных текущими обстоятельствами. Эта особенность тесно связана с другой: необходимостью постоянно взаимодействовать с населением в процессе выполнения своих функций, в первую очередь функции профилактики правонарушений, для оперативного реагирования и получения необходимой информации. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, соблюдение законности, предупреждение и пресечение правонарушений, устранение порождающих их причин не может быть эффективным без участия населения.

Историко-юридическое исследование организационно-правовых форм взаимодействия милиции с населением в период Великой Отечественной войны является актуальным и востребованным, так как позволит всесторонне проанализировать деятельность милиции по организации взаимодействия с населением в связи с влиянием таких факторов, как недостаток кадров милиции и появление новых функций, обусловленных военной обстановкой, а также позволит раскрыть значение такого взаимодействия для выполнения функций органов милиции, в первую очередь функции профилактики правонарушений.

В период Великой Отечественной войны проблемы обеспечения общественного порядка и государственной безопасности, необходимость принятия мер по пресечению действий вражеской агентуры, охране тыла действующей Красной армии, созданию оборонительных сооружений, эвакуации населения, хозяйственных и военных объектов, формированию соединений народного ополчения, охране и обеспечению функционирования объектов военно-промышленного комплекса требовали постоянного активного содействия со стороны населения. В регионах, где в военный период вводился строгий паспортный режим и существовала необходимость в постоянной проверке его соблюдения, представители общественности содействовали органам милиции в выявлении лиц, подпадающих под паспортные ограничения.

Формы участия граждан в обеспечении общественного порядка и содействии органам милиции многообразны, поэтому их можно классифицировать по различным основаниям. Можно выделить индивидуальное и коллективное содействие органам милиции. Личное индивидуальное участие в обеспечении общественного порядка в форме выступления граждан в печати, по радио, обращения с письмами, жалобами, заявлениями имело большое значение в военный период, когда благодаря бдительности и вниманию граждан были выявлены и предотвращены многие тяжкие преступления, в том числе непосредственно направленные против обороноспособности страны.

Коллективные организационно-правовые формы содействия граждан органам милиции, т.е. общественные группы, в компетенцию которых были непосредственно включены обязанности по обеспечению общественного порядка, А.Ф. Пехтерев классифицировал по таким критериям, как масштабность, массовость, самостоятельность <1>. На основании данных критериев можно выделить следующие группы форм участия граждан в обеспечении общественного порядка, действовавших в военный период (в порядке сокращения самостоятельности): сельские исполнители, группы самоохраны, группы охраны общественного порядка, бригады содействия милиции.

<1> Пехтерев А.Ф. Формы участия трудящихся в охране общественного порядка. Хабаровск, 1987. 44 с. С. 13 - 16.

Основной формой содействия милиции со стороны населения, характеризовавшейся наименьшей самостоятельностью по сравнению с другими организационно-правовыми формами, являлись бригады содействия милиции. Добровольное общество содействия органам милиции и уголовного розыска (Осодмил) было создано еще в 1929 г. <2>. В целях решения проблемы восстановления и дальнейшего укрепления связи с общественностью, по предложению Главного управления милиции, СНК РСФСР 29 апреля 1932 г. было принято Постановление "О реорганизации общества содействия органам милиции и уголовного розыска в бригады содействия милиции" (Бригадмил).

<2> См.: Труды ВШ МВД СССР. 1968. N 18.

В октябре 1932 г. Главное управление Рабоче-крестьянской милиции при СНК РСФСР утвердило Инструкцию об организации бригад содействия Рабоче-крестьянской милиции <3>. Особенностью этих бригад являлось то, что они организовывались по инициативе органов милиции непосредственно при управлениях милиции и работали под руководством районных, городских управлений, а не при исполкомах Советов. В отличие от Осодмила, бригады создавались по производственному принципу и на основе единоначалия. Главной задачей бригад являлось содействие милиции в проведении предупредительной работы, выполнении возложенных на милицию обязанностей по борьбе с преступностью, охране общественного порядка, благоустройству и чистоте городов. Оперативное руководство Бригадмилом было возложено на оперативные отделы, а воспитательная работа среди бригадмильцев - на политотделы. В бригады содействия милиции принимались граждане СССР по рекомендации партийных, комсомольских, профсоюзных, других общественных организаций. В члены Бригадмила запрещалось принимать тех, кто мог своим поведением дискредитировать эту добровольную общественную организацию и органы милиции: замеченных в пьянстве, хулиганстве, дезорганизаторов производства.

<3> СУ РСФСР. 1932. N 38.

Создание бригад содействия милиции, очевидно, мыслилось как реализация известного ленинского положения о том, что успех в борьбе с преступностью зависит в первую очередь от добровольного участия в этой борьбе трудящихся масс. Эта идея была развита И.В. Сталиным в докладе "О хозяйственном положении Советского Союза и политике партии", который требовал "поднять такую кампанию и создать такую моральную атмосферу среди рабочих и крестьян, которая исключила бы возможность воровства" <4>. Создание бригад содействия милиции сыграло значительную роль в развитии политической культуры милицейских кадров, поскольку усилило роль милиции как субъекта воспитательного воздействия.

<4> Сталин И.В. Доклад активу ленинградской организации о работе пленума ЦК ВКП(б) 13 апреля 1926 г. // Ленинградская правда. 18.04.1926. N 89. С. 1.

Члены бригад содействия милиции принимали участие в задержании и конвоировании преступников, обысках и облавах, дежурили при управлениях милиции, клубах и кинотеатрах. В 1932 г. (за 6 месяцев) в Западно-Сибирском крае ими было задержано и доставлено 1745 преступников, выявлено 174 хлебные ямы. В некоторых районах бригадмильцам поручалось расследование отдельных дел. Бригадмил являлся источником пополнения кадров милиции. 262 члена Бригадмила были взяты на работу в милицию, из них 32 человека - на должности начальствующего состава. Почти во всех органах милиции была организована учеба бригадмильцев. Широко практиковалась система поощрений. В целях расширения и укрепления связей милиции с общественностью сотрудники милиции должны были отчитываться перед населением <5>.

<5> Ефремов М.А. 80 лет тайны (власть и милиция Сибирского края). Новосибирск, 2002. 367 с. С. 243 - 246.

Дальнейшее развитие форм взаимодействия милиции и Бригадмила определялось ведомственными нормативными актами Главного управления милиции НКВД СССР. Так, 11 октября 1937 г. им была издана Инструкция "Об организации и практическом использовании бригад содействия милиции", содержавшая ряд новых положений. В соответствии с Инструкцией уточнялся и расширялся круг задач бригад содействия милиции. Органы милиции должны были в первую очередь направлять работу бригад "на решительную и повседневную борьбу с вредителями, шпионами, диверсантами и антисоветскими элементами, а также с дезорганизаторами производства". Инструкция подчеркивала, что инициатива по созданию бригад содействия милиции должна была исходить от работников милиции, при этом на начальников подразделений милиции была возложена персональная ответственность за эффективность их работы. Непосредственную работу по руководству бригадами, их организации, практическому использованию, инструктажу и учету осуществляли отделы милиции, а политические отделы обеспечивали "массовую работу по вербовке и воспитанию бригадмильцев".

Инструкция содержала положения, направленные на увеличение численности бригад содействия милиции. Снизился предельный возраст, по достижении которого граждане принимались в бригады, с 20 до 18 лет. В зависимости от численности предприятий, на которых создавались бригады содействия милиции, в них могли входить от 5 до 25 человек. Не исключался и территориальный принцип, к примеру организация бригад содействия милиции по месту жительства, при клубах, коммунальных службах. Все вновь созданные бригады в обязательном порядке регистрировались в органах милиции, которые ежедневно разрабатывали планы дислокации постов и маршрутов бригад.

При этом категорически запрещалось поручать членам бригад содействия милиции осуществлять оперативно-следственные действия, выдавать им оружие, проверять паспорта и домовые книги. Запрещалось использование бригадмильцев для доставки пакетов и уборки помещений. Кроме того, Инструкция обязывала проводить один раз в месяц совещания работников милиции с активом Бригадмила. Начальники подразделений милиции наделялись дополнительными правами, в отдельных случаях они могли привлекать бригадмильцев к дисциплинарной ответственности. Расширялась программа обучения помощников милиции по политической, военной и общеобразовательной подготовке. В сентябре 1937 г. численность бригад содействия милиции достигла 350 тыс. человек <6>.

<6> Слепнев Е.А. Развитие организационно-правовых форм взаимодействия советской милиции с органами общественной самодеятельности по охране общественного порядка (на материалах РСФСР): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. 184 с. С. 91 - 95.

В военный период численность бригад значительно снизилась в связи с уходом в действующую армию членов бригад или загруженностью на производстве. К 1943 г. в составе бригад содействия милиции насчитывалось 118 тыс. человек <7>. В целом в составе бригад содействия милиции, групп содействия истребительным батальонам и групп охраны общественного порядка в военный период насчитывалось до 2 млн. человек <8>.

<7> См.: Дементьева Н.В. Трудящиеся на страже общественного порядка. М., 1959. 32 с. С. 14 - 15.
<8> См.: Мулукаев Р.С. Милиция России (1917 - 1993). Историко-правовой очерк / Мулукаев Р.С., Карташов Н.Н. Орел, 1995. 236 с. С. 137.

Милиция продолжала организовывать и направлять практическую работу бригад в соответствии с условиями военного времени. Бригады содействия милиции участвовали в борьбе с дезорганизацией тыла, хищениями личного, государственного и общественного имущества, военным и трудовым дезертирством, хулиганством. Наряду с охраной государственного и общественного имущества члены бригад содействия милиции несли патрульную и постовую службу в населенных пунктах. В 1942 - 1943 гг. членами бригад было задержано 870 человек за грабежи и несколько тысяч за воровство. За этот же период с помощью населения работники милиции выявили около 240 тыс. беспризорных подростков <9>.

<9> Сучилкин А.В. Пензенская милиция в годы Великой Отечественной войны: Дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2006. 220 с. С. 98.

В Челябинской области в связи с прибытием эвакуированных граждан и эшелонов с оборудованием и имуществом в начальный период войны произошел значительный рост числа имущественных преступлений. За период с 1 января по 1 ноября 1942 г. членами бригад содействия милиции было задержано за кражи 1422 человека, нарушителей общественного порядка - 2043, дезертиров армии и производства - 63, беспризорных и безнадзорных - 793 человека. По состоянию на 1 ноября 1942 г. в бригадах содействия милиции Челябинской области насчитывалось 600 человек. В Магнитогорске действовали группы самоохраны и бригады содействия милиции. Для улучшения руководства их работой в ноябре 1942 г. были организованы комендатуры в рабочих поселках, ремесленных училищах и общежитиях. Деятельность бригад, наряду с другими профилактическими мероприятиями, способствовала предотвращению правонарушений. За ноябрь 1942 г. в городе не было зарегистрировано ни одного случая грабежа или убийства. Успешно обеспечивался общественный порядок в дни празднования 25-й годовщины Октября. За период с 7 по 12 ноября в Магнитогорске не было зафиксировано ни одного преступления <10>.

<10> ОГАЧО. Ф. П-288. О. 6. Д. 223. Л. 107.

В 1944 г. произошло серьезное сокращение численности Бригадмила в Челябинской области (на 27,2%). По состоянию на 1 января 1945 г. на учете состояло 8936 добровольных помощников милиции, из них членов Бригадмила - 936 <11>.

<11> См.: Михайлов И.В. Особенности организации и деятельности милиции в годы Великой Отечественной войны // Полиция и милиция России: формирование и развитие (к 200-летию МВД): Материалы кафедральной научно-практической конференции (10 июня 1999 г.). Челябинск, 2000. N 437. С. 94 - 95; ОГАЧО. Ф. П-288. О. 8. Д. 227. Л. 51.

В Чкалове к 1 июля 1942 г. насчитывалось 114 бригадмильцев, за последующие четыре месяца их количество выросло до 257 человек <12>. В связи с тенденцией увеличения случаев нарушений общественного порядка, сессия городского Совета депутатов трудящихся 18 ноября 1943 г. специально рассмотрела вопрос "О работе милиции по охране общественного порядка в городе". Анализируя причины роста преступности и хулиганства, сессия констатировала в первую очередь ослабление работы милиции с населением, снижение уровня воспитательной работы среди молодежи, отсутствие внешкольной воспитательной работы среди учащихся и недостаточную работу Советов с избирателями. Среди комплекса мер, намеченных сессией по улучшению обеспечения общественного порядка, обращает на себя внимание решение, касающееся местных районных советов. Сессия обязала их в срок до 1 декабря 1943 г. организовать в каждом квартале и на предприятиях бригады содействия милиции в количестве 5 - 20 человек <13>. В соответствии с решением бюро горкома от 18 ноября 1943 г. секретари РК ВКП(б) и ВЛКСМ были обязаны совместно с начальниками отделений милиции пересмотреть состав бригад содействия милиции и оказать органам милиции содействие в их укомплектовании <14>.

<12> Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф. 267. О. 14. Д. 30. Л. 34.
<13> ЦДНИОО. Ф. 371. О. 7. Д. 153. Л. 70 - 70 об.
<14> ЦДНИОО. Ф. 371. О. 7. Д. 153. Л. 72 - 72 об.

Бригады содействия создавались при транспортной милиции. В начальный период войны на Забайкальской железной дороге было создано 270 бригад содействия милиции и групп охраны общественного порядка. Один из членов бригады содействия милиции в октябре 1944 г. на станции Песчанокопская задержал немецкого агента и трех лиц, совершивших серию ограблений и убийств. У задержанных было изъято незаконно приобретенное имущество на сумму свыше 50000 руб. <15>.

<15> Прудников В.Г. Забайкальская транспортная. Штрихи к истории Забайкальской транспортной милиции / Прудников В.Г., Хавкин Э.О., Карасев В.С. и др. Чита, 1999. 301 (2) с. С. 68 - 69.

Великая Отечественная война затронула глубинные пласты общественного сознания, сформировала чувство национального единения, консолидировала общество вокруг единой цели. Одним из значимых факторов единства государства и общества в годы войны явилось массовое участие граждан в деятельности по оказанию содействия органам милиции в обеспечении общественного порядка и реализации других функций.

В настоящее время одной из наиболее значимых проблем функционирования всей системы правоохранительных органов являются вопросы предупреждения правонарушений и создания системы профилактики преступности. Для реализации этих функций необходимо научно обоснованное и юридически обеспеченное комплексное развитие организационно-правовых форм взаимодействия милиции с населением, расширение которого способно повысить эффективность деятельности милиции и обеспечить ей поддержку со стороны общества.