Мудрый Юрист

Преступления с применением гипноза

Седых Лидия Васильевна, Ставропольский государственный университет.

Автор раскрывает содержание преступлений, совершенных с применением гипноза. На основании особенностей вышеуказанных преступлений автор предлагает некоторые меры по их предупреждению.

Ключевые слова: способ преступления, психическое принуждение, убийство, вред здоровью, гипноз, предупреждение преступлений.

Crimes committed with application of hypnosis

Sedykh Lidia Vasilyevna

The author reveals the subject-matter of crimes committed with application of hypnosis. Based on the peculiarities of the above crimes, the author proposes certain measures to prevent them.

Key words: Method of crimes, psychic enforcement, murder, harm to the health, hypnosis, prevention of crimes.

С момента появления и на протяжении всей истории существования гипноз всегда вызывал к себе крайне противоречивое отношение. С одной стороны, он выступал в качестве мирного психотерапевтического средства, способствующего исцелению душевных, физических и психосоматических заболеваний, с другой - таил в себе угрозу практически неограниченной власти гипнотизера над сомнамбулой, которая могла быть использована в противоправных целях.

Так, Ж. Льежуа отмечал, что субъект, приведенный в глубокий гипнотический транс, становится в руках гипнотизера "настоящим автоматом, как в нравственном, так и в физическом отношениях". Он видит, чувствует, думает и делает только то, что ему приказывают. "Чужая воля как бы изгоняет из его мозга его собственную, или по крайней мере чрезмерно суживает пределы ее власти, оставляя для бедной изгнанницы только те части ее господства, которыми она пренебрегает" <1>. Очевидно, что если нормы морали гипнотизера не отличаются чистотой, он может использовать беспомощное состояние сомнамбулы в противоправных целях: гипнотизируемый может стать как объектом преступного посягательства, так и орудием в выполнении преступных намерений.

Таким образом, гипноз в уголовном праве может рассматриваться как способ совершения преступления и как вид психического принуждения.

<1> Льежуа Ж. Гипнотизм и преступность / Под ред. В.М. Бехтерева. Казань: Типолитография Императорского Университета, 1893. С. 4.

По мнению автора, гипноз как способ совершения преступления - вид психического насилия, представляющий целенаправленное противоправное информационное воздействие на сознание лица против либо помимо его воли, с целью приведения последнего в беспомощное состояние для совершения преступного деяния (действия или бездействия) над личностью загипнотизированного либо для внушения ему необходимости совершения того или иного преступления (серии преступлений).

Гипноз может применяться для совершения ряда преступлений. Так, исследования трофических изменений кожи, проведенные Д. Смирновым и В. Финне, А. Кронфельдом, В. Бахтияровым, И. Сумбаевым, доказали, что у загипнотизированных только лишь словесным внушением можно вызывать подкожные кровоизлияния, ожоги, полную потерю чувствительности к болевым раздражителям, что не исключает возможность использования перечисленных гипнотических феноменов в причинении различной тяжести вреда здоровью и даже смерти. Эксперименты медицинского психолога В. Кондрашова показали, что отрицательным внушением можно умертвить индивида <2>. Возникают сомнения относительно того, к какому составу с уголовно-правовой точки зрения будут относиться приведенные случаи - к убийству или доведению до самоубийства? Как видно из диспозиции ст. 110 УК, способами доведения лица до самоубийства или до покушения на самоубийство являются: 1) угроза; 2) жестокое обращение; 3) систематическое унижение человеческого достоинства потерпевшего. В приведенных экспериментах перечисленные конструктивные способы не использовались, в качестве способа совершения преступления выступал лишь гипноз, следовательно, по мнению автора, содеянное должно быть квалифицировано по ст. 105 УК, в которой нет ограничения по способу совершения деяния.

<2> Кондрашов В.В. Все о гипнозе. Ростов/на/Д: Феникс, 1998. С. 47.

Преступник также может собственноручно убить свою жертву, предварительно введя ее в гипнотическое состояние. Автор считает, что потерпевший, подвергшийся гипнотическому воздействию, находится в беспомощном состоянии независимо от того, осознавал ли он, что в ближайшее время будет лишен жизни. Такая позиция влечет квалификацию убийств, совершенных с применением гипноза, по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК.

Практическим примером причинения вреда здоровью может служить случай искусственного прерывания беременности, произведенного студентом-медиком посредством гипнотического воздействия, произошедший еще в XIX в. <3>, а также уголовное дело, описанное Дж. Кроенером, когда школьный учитель, попав под гипнотическое воздействие соседа, выстрелил себе в локоть <4>. Квалификация подобных деяний должна проводиться по соответствующим частям ст. ст. 111, 112, 115 и п. "к" ч. 1 ст. 63 УК (совершение преступления с применением психического принуждения). Если причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью загипнотизированному лицу осуществлялось не с помощью словесного внушения, а при непосредственном оказании физического воздействия, то квалификация должна проводиться по п. "б" ч. 2 ст. 111, п. "в" ч. 2 ст. 112 или соответствующей части ст. 115 УК с учетом п. "з" ч. 1 ст. 63 УК.

<3> Крок Ж. Гипнотизм и преступления. СПб., 1895. С. 176.
<4> Kroener J. Hypnotism and crime. Trans. J. Cohen. Hollywood: Wiltshire, 1957. P. 62.

Распространены случаи изнасилования женщин под гипнозом. О большой вероятности сближения между гипнологом и загипнотизированной предупреждал еще В. Бехтерев и связывал это с личностью некоторых пациенток и атмосферой прохождения сеансов гипноза: "...пациент не только всегда чувствует над собою власть гипнотизирующего его лица, но и обнаруживает к нему как бы известное тяготение и привязанность" <5>. Чтобы предотвратить дальнейшее развитие этой привязанности, В. Бехтерев рекомендовал сделать сеансы по возможности редкими или даже в случае необходимости внушить пациентке, что она не должна испытывать каких-либо чувств к врачу. Однако современная практика показала, что некоторые психиатры не только не внимают советам известного ученого, но и намеренно посредством гипнотического внушения вызывают к себе половое влечение пациенток. Примером тому может служить дело французского психотерапевта О. В мае 2005 г. суд Франции приговорил О. к 15 годам лишения свободы за изнасилование пациенток под гипнозом и потребовал его экстрадиции из России, где тот занимался частной практикой как психотерапевт. 7 апреля 2006 г. О. был задержан в Москве и заключен под стражу <6>. Изнасилование, а также насильственные действия сексуального характера, совершенные с применением гипноза, должны подлежать квалификации по соответствующим частям ст. ст. 131 и 132 УК, так как конструктивным элементом их объективной стороны является беспомощное состояние (которое в том числе включает нахождение жертвы в гипнотическом сне).

<5> Бехтерев В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия. М.: Мысль, 1994. С. 270.
<6> http:// www.lexpages.ru/ sudebnayasistema/ rayonnieigorodskiesudi/ 77/ tverskoysud/ index.php#. Судебная практика.

Гипноз широко применяется при склонении, вербовке, вовлечении и подготовке лиц для совершения преступлений террористической направленности, а также в деятельности деструктивных религиозных организаций. Однако самыми распространенными преступлениями, совершенными с применением гипноза в качестве способа, являются преступления против собственности.

Гипноз может выступать не только в качестве способа совершения преступлений, но и быть специфической разновидностью психического принуждения, под воздействием которого загипнотизированное лицо может совершить внушенное гипнотизером преступное деяние.

Несмотря на опасность, которую представляет для общества "криминальный" гипнотизер, в большинстве случаев он избегает уголовной ответственности, так как преступления, совершенные с применением гипноза, характеризуются высокой латентностью. Жертвы гипнотизеров, как правило, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь испортить свою репутацию. Это было подтверждено результатами проведенного автором анкетирования 460 человек в возрасте от 16 до 25 лет. Из 18 выявленных жертв только одна обращалась в правоохранительные органы, однако возбуждать уголовное дело не стали, не объяснив причины отказа. Остальные жертвы не обращались в правоохранительные органы из-за недоверия к их деятельности и опасаясь, что к факту применения к ним гипноза в милиции отнесутся скептически. Также, несмотря на экстравертивные качества, многие из респондентов, ставшие жертвами криминального гипноза, не проявили открытости при заполнении предложенных анкет, хотя заранее были осведомлены об их анонимности. Это выражалось в отказе описания произошедших с ними случаев либо в краткой констатации наличия самого факта преступного посягательства. Некоторые респонденты отказывались заполнять анкеты, но в личной беседе рассказывали, что были жертвами криминального гипноза. По мнению автора, подобное объясняется наличием сильного репутационного страха (из-за чего возникает неприятие документальной фиксации случившегося) и нежеланием вновь возвращаться к психотравмирующей ситуации.

Не исключено, что некоторые жертвы не обращаются в правоохранительные органы вследствие отсутствия воспоминаний о произошедшем преступном посягательстве из-за постгипнотической амнезии (спонтанного характера либо умышленно внушенной преступником).

Для того чтобы бороться с латентностью рассматриваемой преступности, нужно в первую очередь оказать влияние на факторы, способствующие повышенной виктимизации населения. В результате проведенного социологического опроса 500 человек автором были выявлены следующие факторы виктимизации: страхи, связанные с экономической, социальной, правовой незащищенностью, а также утрата научного мировоззрения, повышение уровня алкоголизма и наркомании. Исходя из вышеизложенного, необходима комплексная разработка и применение экономических, правовых, социокультурных мер. Позитивное, прогрессивное развитие общества в целом и отдельных его сфер в частности будет способствовать ненаправленному воздействию на криминологические детерминанты гипнотической преступности и достижению антикриминальных целей. На основании результатов исследования к представителям групп риска автором были отнесены лица: 1) избирательно-виктимного типа; 2) обладающие следующими биопсихосоциальными характеристиками: а) возраст 13 - 30 лет и от 60 лет и выше; б) чаще всего женского пола; в) преимущественно художественного типа высшей нервной деятельности; г) невысокой социальной адаптированное; д) часто испытывающие чувство страха, неуверенные в себе; е) открытые, экстравертированные; ж) с ретретистской мотивацией ведущей виктимной активности; з) в динамической области характеризующиеся пассивностью поведения в момент совершения преступления. К представителям групп риска следует применять меры виктимологической профилактики.

Другой аспект латентности связан с тем, что фактически многие заявления потерпевших не рассматриваются или деяния неверно оцениваются в качестве непреступных вследствие скептического отношения работников правоохранительных органов к гипнозу, из-за незнания его механизмов и психофизиологии загипнотизированного. Если все же уполномоченные лица принимают подобное уголовное дело к производству, то факт совершения преступления именно с помощью гипноза, как правило, не указывается. Упоминания о нем предпочитают исключать даже из показаний потерпевших. Дела о преступлениях, совершенных посредством гипноза, очень редко доходят до судебного разбирательства, поскольку противоправность рассматриваемых деяний сложнодоказуема.

Указанные факты позволяют автору предложить для более эффективной борьбы с преступлениями, совершенными с применением гипноза, создать в органах МВД группы специалистов, куда включить следователей, обладающих знаниями не только в области юриспруденции, но и психологии, в частности гипнологии. В группу также должны входить эксперты, компетентные в вопросах психологического воздействия. Именно они помогут собрать доказательную базу, подтверждающую (опровергающую) применение методов гипносуггестии к жертвам преступления или указывающую на посредственное исполнение.

Помимо этого для возможности ведения уголовно-правовой статистики преступлений, совершенных с применением гипноза, необходимо включить гипноз как способ совершения преступления в разработанный ГАИЦ МВД РФ Справочник N 12. Такая мера будет способствовать более объективному заполнению статистических карточек на выявленные преступления и журнала учета преступлений. Статистические данные позволят описать, сопоставить, выявить закономерности, дать прогноз, сделать выводы о профилактической деятельности относительно рассматриваемой преступности.

Автор убежден, что признание работниками правоохранительных органов и судебной системы гипноза в качестве способа совершения преступления и разновидности психического принуждения, исключение консервативных мыслей о псевдонаучности гипноза и, соответственно, невозможности его использования в противоправных целях положительным образом отразятся на предупреждении вышеуказанной преступности. Тщательное изучение не только всех обстоятельств преступлений, совершенных с применением гипноза, но и психофизиологических особенностей загипнотизированных лиц приведет к адекватной квалификации преступного деяния.

Пристатейный библиографический список:

  1. http:// www.lexpages.ru/ sudebnayasistema/ rayonnieigorodskiesudi/ 77/ tverskoysud/ in-dex.php#. Судебная практика.
  2. Kroener J. Hypnotism and crime. Trans. J. Cohen. Hollywood: Wiltshire, 1957.
  3. Бехтерев В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия. М.: Мысль, 1994.
  4. Кондратов В.В. Все о гипнозе. Ростов/н/Д: Феникс, 1998.
  5. Крок Ж. Гипнотизм и преступления. СПб., 1895.
  6. Льежуа Ж. Гипнотизм и преступность / Под ред. В.М. Бехтерева. Казань: Типолитография Императорского Университета, 1893.