Мудрый Юрист

Почему мы покупаем контрафактный продукт?

Дворянкин О.А., кандидат юридических наук.

Наука о человеке - это наука мудрецов <1>.

К.Гельвеций

<1> URL: http://www.wisdoms.ru/186.html.

Только тогда станешь человеком,

когда научишься видеть человека в другом <2>.

А.Н.Радищев

<2> URL: http://www.wisdoms.ru/186.html.

Мы доверяем своим глазам - но им нельзя верить;

мы полагаемся на свое сердце - но

и на него не стоит полагаться.

Запомните же, ученики:

поистине нельзя познать человека <3>.

Конфуций

<3> URL: http://www.wisdoms.ru/186_1.html.

В средствах массовой информации много и часто говорят о простом человеке, о том, что его необходимо оберегать и защищать, создавать ему дополнительные блага, чтобы он лучше жил и процветал, имел возможность творить, обогащать себя духовно и материально.

Во второй статье Конституции Российской Федерации сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства <4>.

<4> См.: Конституция Российской Федерации. Полный сборник кодексов Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 30 марта 2001 г. М.: Экзамен, 2001. С. 9.

Но часто ли от этого счастлив человек как индивидуум?

В течение продолжительного времени было написано значительное количество материалов, проведено огромное число дискуссий о борьбе с пиратством, о совершенствовании законодательства в сфере интеллектуальной собственности, разобраны на куски (части) различные нормы интеллектуального права. Вроде бы о многом уже сказано, проведено досконально изучение интеллектуальной собственности, но все равно появляются новые и новые темы, которые требуют дополнительного изучения и проработки.

Одна из таких тем, к которой часто обращаются, но которая почему-то еще не нашла своего должного и глубокого осмысления, - это психология простого обывателя, который покупает контрафактную продукцию. Что толкает его покупать контрафакт? Почему он отказывается от легального товара?

Так, в Иллюстрированном энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона говорится, что человек (homo sapiens) в зоологическом отношении составляет отдел семейства отряда приматов (обезьяны и человека), класса млекопитающих. В психическом отношении человек отличается способностью членораздельной речи, рассудком и разумом, моральными и религиозными чувствами <5>.

<5> См.: Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. М.: Эксмо, 2007. С. 873.

В Толковом словаре живого великого русского языка В.И. Даля отмечается, что человек - каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью <6>.

<6> См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. М.: ООО "Издательство "АСТ"; ООО "Издательство "Астрель", 2003. Т. 4. С. 970.

Также в данном Словаре говорится, что психология (греч.) - душесловие, наука о душе, о духовной жизни человека во плоти <7>.

<7> См.: Там же. Т. 3. С. 890.

Вроде бы все ясно и понятно: человек - это высшее существо на земле, которое умеет говорить, имеет сознание, а также обладает моральными и религиозными эмоциями и ощущениями.

Таким образом, каждый человек индивидуален, у каждого свои психологические взгляды на мироустройство, о своей и чужой душевной или божественной жизни, но при этом почему-то большинство людей имеют общие пороки, которые влияют на психологию человека и побуждают его приобретать контрафактную продукцию и отказываться от легального продукта.

Анализируя мнения и высказывания различных людей, можно остановиться на следующих положениях, сведя их к следующим критериям.

  1. Схожесть контрафактного продукта с легальным продуктом.

Производители контрафакта, когда изготовляют продукцию, в первую очередь рассчитывают на то, что она будет идентична легальной продукции, и стараются также сделать все возможное, чтобы она во многом походила на подлинный товар и самое главное - чтобы простой обыватель не смог визуально сразу отличить подделку от легального товара.

Простой потребитель, имея общие представления о товаре (зная об общих технических характеристиках), смотря на лейбл (товарный знак) и не видя существенных недостатков, понимает, что ему повезло и с удовольствием приобретает данную продукцию.

Простой обыватель не может в полном объеме знать обо всех параметрах, используемых при изготовлении легального товара (даже иногда публикуемые знаки отличия не всегда сразу дают положительный эффект), и как результат он визуально его осматривает, исходя из своего внутреннего представления о нем.

  1. Дешевизна контрафактного продукта.

Человек, останавливаясь около понравившегося ему товара или давно выбранного, в первую очередь смотрит в свой кошелек и определяет, хватит ему денег, находящихся в нем, или нет. Стоимость товара, если она низкая, сразу же притягивает к себе потребителя, в сторону отходят все мысли и предрассудки, и потребитель, надеясь, что цена соответствует качеству, незамедлительно покупает его.

При этом, наверное, все знают пословицы, что "дешевый сыр бывает только в мышеловке" или "скупой платит дважды", но все равно, надеясь на авось или "а вдруг пронесет", покупает продукцию.

Большинство людей, не являясь богатыми и не имея значительных денежных сумм в свободном обороте, стремятся получить желанный товар, при этом понимая, что легальный продукт может стоить значительно дороже. Надежда на то, что вдруг сегодня распродажа, или какие-нибудь скидки, или просто "товар сегодня дешевый, без объяснения причин", берет над потребителем верх, и он приобретает продукцию.

  1. Неограниченность действия контрафактного продукта во времени.

Производитель контрафактной продукции, изготовляя товар, стремится минимизировать свои затраты, ломая коды, нарушая технологию производства, используя более дешевое сырье, в результате создается товар с неограниченным сроком действия.

"Сломанный продукт" (контрафактный) уже не несет в себе гарантийные свойства, утвержденные технические параметры, юридические нормы (авторское право, смежные права, патентное право, товарный знак) и может использоваться неограниченное количество времени, в отличие от легального, который находится в рамках различных нормативно-правовых документов.

Потребитель, приобретая контрафактный товар, стремится как можно дольше по времени его использовать, не приобретая новый и не платя дополнительных денег за его исправление или наладку.

  1. Легкость достижения контрафактного продукта.

Контрафактная продукция продается в значительной степени на тех же прилавках и в тех же магазинах, что и легальный товар.

Правонарушители, несмотря на различные юридические препоны (гражданскую, административную и уголовную ответственность), выдавая контрафактный товар за легальный продукт, спокойно его продают.

С учетом того что в нашей стране и во многих других странах основную скрипку в торговле играют различные рынки, проконтролировать, какой товар лежит на прилавке, не всегда представляется возможным.

Потребитель, проходя мимо развалов с различными товарами, автоматически может увидеть, потрогать, оценить и приобрести понравившуюся ему продукцию.

Отсутствие жесткого контроля над стихийной торговлей, неподконтрольность определенного количества мест торговли правообладателям или их представителям приводит к выставлению на прилавок поддельной продукции и продажи ее в первую очередь.

  1. Легкость использования контрафактного продукта.

Потребитель, приобретая контрафактную продукцию, получает "сломанный продукт", который не требует при использовании особых навыков и технологий.

Подделка употребляется потребителем, в тех же целях и с тем же предназначением, для чего применяется легальный товар.

Контрафакт, имея "общие свойства" с легальным продуктом, иногда не сразу отличаемый визуально, может не сразу, но принести покупателю вред, в виде сломанной техники, аппаратуры, отравлений, плохого настроения, иногда смертельных случаев и т.д.

Контрафакт рано или поздно покажет свою внутреннюю сущность и отомстит за свое приобретение.

  1. Значительное количество произведений на одном носителе.

Производитель контрафакта, понимая, что потребитель настолько искушен и отравлен благами цивилизации, что продавать на контрафактном носителе только одно произведение не даст должного эффекта и не позволит получать дополнительные денежные средства, когда новейшие технологии позволяют на одном носителе хранить от одного до нескольких тысяч произведений. (В значительной степени этот критерий относится к музыке, видео, интернет-технологиям.)

Располагая на одном носителе несколько произведений, создается пиаровский ход по привлечению потребителя и влиянию на его психику, "покупка нескольких товаров по цене одного".

С каждым годом разрабатываются и совершенствуются технологии по изготовлению информационных продуктов, сжимается информация на носителях (DVD-диски, флеш-память, MP-3 и т.д.), совершенствуются технические параметры IT-технологий, в том числе в Интернете.

Потребитель хочет на одном носителе получить сразу, например, в музыке всю коллекцию песен любимого исполнителя, группы или нескольких исполнителей, групп; в видео и программном обеспечении ситуация аналогичная.

  1. Отсутствие ответственности потребителя за приобретение контрафактного продукта.

В законодательстве отсутствует ответственность за приобретение и хранение контрафактной продукции простым потребителем. Человек, покупая поддельную продукцию, не всегда может визуально отличить ее от легального товара, а продавец, иногда по неопытности или по незнанию, а иногда и специально продает потребителю контрафактный товар.

Наряду с этим простой покупатель может сам целенаправленно приобретать контрафакт, зная, что никакой ответственности за это он не понесет.

Используя данное противоречие, пираты активно изготовляют и реализуют подделки, иногда и себя выдавая за честного и добропорядочного потребителя.

Правоохранительным, контролирующим органам или агентствам, занимающимся защитой объектов интеллектуальной собственности, придется приложить немало сил и упорства, чтобы отделить правонарушителей от простых и ни в чем не повинных людей.

  1. Используют контрафактный товар большинство людей, в том числе знакомые, друзья.

Простой обыватель, размышляя, как и все, не видит проблемы в том, что он использует контрафактную продукцию.

Большинство людей, не имея возможности приобрести легальный товар, ввиду различных обстоятельств (не всегда можно сразу визуально отличить от легального товара, дороговизна продукции, отсутствие ответственности за приобретение), покупают контрафакт и очень часто этим гордятся.

При этом человек часто идет покупать контрафактную продукцию по совету друзей, знакомых или по собственному желанию.

Потребитель, находясь в сообществе равнозначных ему людей, где контрафакт как вредная вещь не осуждается, сам становится проводником идей об употреблении поддельной продукции.

  1. Использование контрафактного продукта раньше легального товара.

Большинство людей хотят иметь рекламируемый товар раньше, чем он официально появится на прилавках с согласия правообладателя.

Человек понимает, что он может купить легальный продукт через какое-то время, когда он уже будет везде, даже может упасть в цене, но хочется иметь его сейчас, сию минуту. Это дает возможность похвастаться перед друзьями, знакомыми, показать, что ты обладаешь дополнительными не известными никому возможностями и можешь доставать товары раньше, чем другие.

Данное положение притягивает к человеку людей, показывает его значимость и дает возможность быть равным среди равных и получать иные товары от других также быстро и своевременно.

Также каждому человеку бывает приятно, когда товар начинают рекламировать или говорить о нем, а он уже у тебя, ты им пользуешься и даже можешь сказать, что он тебе уже немного надоел.

  1. Показать правообладателю, что он не всесилен.

Определенная часть покупателей специально покупает контрафактную продукцию, чтобы отомстить правообладателю. С одной стороны, странно, как можно мстить правообладателю, когда тот придумывает произведение или товар, вкладывает в его изготовление и продвижение значительные денежные суммы денег, т.е. делает продукт для людей, а в ответ покупают копию или подделку товара.

Простой обыватель в значительной степени исходит из суммы денег, находящейся у него в кошельке, или от культуры, привитой ему с детства, что воровать нельзя.

Однако, видя, легальный товар в продаже, не все могут его себе позволить, а иметь хочется, и тогда возникает желание иметь хотя бы копию, подделку товара.

И здесь появляется желание показать своеобразную силу потребителя, если нельзя купить настоящий товар, то тогда можно поддельный, и показать правообладателю, что он не всегда прав в своей "политике", а должен думать о людях.

  1. Выход на новые информационные технологии.

Значительная часть людей, не располагая большими денежными средствами и не имея внутренней культуры потребления, покупает контрафактный продукт, чтобы получить возможность выйти на новые информационные технологии, посредством которых можно пополнить свой внутренний мир, приобрести новые знания.

Потребитель, используя контрафактный товар, иногда и целенаправленно, получает возможность осознать себя частичкой мира, например посредством пиратского программного обеспечения выйти в глобальную сеть Интернет и скачивать необходимые ему для работы или понравившиеся произведения, в том числе музыку, видео, книги и т.д.

Полученные знания позволяют человеку по-новому взглянуть на мир, по-другому подойти к долго не решаемой проблеме, изучить культурное наследие человечества и, наверное, самое главное - понять, что он в мире не один.

  1. Любимое произведение.

В пословице говорится, что на вкус и цвет товарища нет, и каждый индивидуально определяет, что ему нравится, а что не очень.

Простой потребитель хочет иметь дома коллекцию любимых произведений, желательно, конечно, на одном носителе, если это музыка, видео или программное обеспечение.

При этом многие понимают, что иметь любимое произведение на одном носителе - это большая роскошь, когда в кошельке не очень много денег, любимое произведение стоит очень дорого, иногда не поступило в продажу, а правообладатель выпускает произведение на одном носителе, при этом не всегда дешево и не в то время, когда хочет потребитель.

При этом многие простые обыватели соглашаются на товар, зная, что он контрафактный. Желание иметь дома любимую продукцию пересиливает всякие внутренние противоречия и сомнения.

Данные положения можно объединить в таблицу и определить их как причины, движущие человеком (контрафактопотребителем):

 N 
      Причины    
                  Краткий комментарий              
 1.
Схожесть         
контрафактного
продукта с
легальным
продуктом
    Контрафактная  продукция  идентична   легальной
продукции и напоминает подлинный товар, простой
обыватель не может визуально сразу отличить
подделку от легального товара
 2.
Дешевизна        
контрафактного
продукта
    Низкая  стоимость  товара  притягивает  к  себе
простого потребителя, при этом цена, по его мнению,
желательно должна соответствовать качеству
 3.
Неограниченность 
действия
контрафактного
продукта во
времени
    Контрафактный товар не несет в себе гарантийные
свойства, утвержденные технические параметры,
юридические нормы (авторское право, смежные права,
патентное право, товарный знак) и может
использоваться неограниченное количество времени, в
отличие от легального, который находится в рамках
различных нормативно-правовых документов
 4.
Легкость         
достижения
контрафактного
продукта
    Контрафактная продукция в  значительной степени
продается на тех же прилавках и в тех же магазинах,
что и легальный товар.
Отсутствие контроля правообладателей над
стихийной торговлей, неподконтрольность
определенного количества мест торговли им или их
представителям приводят к продаже поддельной
продукции в первую очередь
 5.
Легкость         
использования
контрафактного
товара
    Контрафактная  продукция  является   "сломанным
продуктом", который не требует при использовании
особых навыков и технологий.
Контрафакт может принести покупателю вред в
виде сломанной техники, аппаратуры, отравлений,
плохого настроения, иногда смертельных случаев и
т.д.
 6.
Значительное     
количество
произведений на
одном носителе
    Новейшие    технологии   позволяют   на   одном
носителе хранить от одного до нескольких тысяч
произведений.
Продажа на контрафактном носителе нескольких
произведений позволяет получать дополнительные
неконтролируемые денежные средства
 7.
Отсутствие       
ответственности
потребителю за
приобретение
контрафактного
продукта
    В законодательстве отсутствует  ответственность
за приобретение и хранение контрафактной продукции
простым потребителем
 8.
Используют       
большинство людей
(знакомых,
друзей)
    Простой   обыватель,     размышляя,   как     и
большинство, не видит проблемы в том, что он
использует контрафактную продукцию, которая как
вредная вещь не осуждается, а потребитель
становится проводником идей об употреблении
контрафакта
 9.
Использование    
контрафактного
товара раньше
легального
продукта
    Человеку приятно, когда товар находится у него,
при этом о легальном продукте только начинают
говорить или рекламировать, а он даже уже немного
надоел.
Человек может похвастаться перед друзьями,
знакомыми, показать, что обладает дополнительными
неизвестными возможностями и может доставать товары
раньше, чем другие
10.
Показать         
правообладателю,
что он
не всесилен
    Простой   обыватель  исходит  из  суммы  денег,
находящейся у него в кошельке, или от культуры,
привитой ему с детства, что воровать нельзя.
Потребитель, видя, что он не может купить
настоящий товар, покупает поддельный, показывая
правообладателю, что он не всегда прав в своей
"политике", а должен думать о людях
11.
Выход на новые   
информационные
технологии
    Потребитель,  используя   контрафактный  товар,
имеет возможность осознать себя частичкой мира и
получать необходимые ему для работы материалы,
документы или понравившиеся произведения
12.
Любимое          
произведение
   Любимое произведение на одном носителе - большая
роскошь, когда в кошельке не очень много денег,
кроме этого, стоит дорого, иногда не поступило в
продажу, а правообладатель выпускает произведение
на одном носителе, при этом не всегда дешево и не в
то время, когда хочет потребитель

Каждый человек индивидуально для себя решает проблему приобретения и использования контрафактной продукции. В личном порядке он определяет, нужна ему подделка или нет и что с ней делать потом.

При этом каждый человек находит и другие критерии, почему он покупает контрафакт, и старается дать им объяснения, оправдываясь как перед собой, так и перед окружающими.

Убийство дракона внутри себя в виде отказа от приобретения контрафактной продукции, но с активной помощью правообладателя позволит очистить рынок от подделок и приведет к расширенному обороту легальной и качественной продукции (выделено мной. - Авт.).