Мудрый Юрист

Защита конкуренции на товарных и финансовых рынках

Шевченко О.М., преподаватель кафедры предпринимательского (хозяйственного) права МГЮА.

Государственное регулирование в области защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках осуществляется путем определения организационных и правовых основ поддержки и развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иной антиконкурентной практики.

Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений определяются федеральным антимонопольным законодательством, основанным на Конституции РФ и состоящим из Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.) (далее - Закон о конкуренции на товарных рынках), Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (с изменениями от 30 декабря 2001 г.) (далее - Закон о конкуренции на финансовых рынках), иных федеральных законов, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных и финансовых рынках в Российской Федерации. Такие отношения регулируются также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение указанных Федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, регулирующие подобные общественные отношения (ст. 1.1 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 2 Закона о конкуренции на финансовых рынках). Отношения, влияющие на конкуренцию на финансовых рынках и связанные с защитой такой конкуренции, могут регулироваться также нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование на рынке финансовых услуг (ст. 2 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

В настоящее время разработан проект Федерального закона "О защите конкуренции", который должен заменить Закон о конкуренции на товарных рынках и Закон о конкуренции на финансовых рынках. Данный законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и был рассмотрен в первом чтении <*>.

<*> По материалам сайта Федеральной антимонопольной службы (http://fas.gov.ru), по материалам сайта Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (http://duma.gov.ru).

Положения антимонопольного законодательства применимы и в тех случаях, когда действия и соглашения, совершаемые либо заключаемые участниками конкурентных отношений за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на товарных и финансовых рынках в Российской Федерации (ст. 2 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 1 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

В проекте Федерального закона "О защите конкуренции" дано новое определение товара. Товар - объект гражданских прав (в том числе работы и услуги, включая финансовые услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 1 абз. 1 ст. 4 проекта Федерального закона "О защите конкуренции"). Финансовые услуги - банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, лизинговые услуги, а также услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Таким образом, в законопроекте унифицировано базовое для конкурентного (антимонопольного) законодательства понятие товара.

Законопроект также содержит уточненное понятие товарного рынка с целью учета специфики большинства современных товарных рынков как глобальных, выходящих за пределы государственных границ и подверженных воздействию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность за пределами Российской Федерации <*>. Товарный рынок - сфера обращения товара (включая товар иностранного производства), не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, определяемая, исходя из экономической, технической или иной возможности (целесообразности) для покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности (целесообразности) за ее пределами (абз. 1 п. 4 ст. 4 проекта Федерального закона "О защите конкуренции").

<*> См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О защите конкуренции" (по материалам сайта Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (http://duma.gov.ru)).

Кроме того, уточнено понятие хозяйствующих субъектов. Согласно абз. 1 п. 4 ст. 4 проекта Федерального закона "О защите конкуренции" хозяйствующие субъекты - индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход, а также саморегулируемые организации. Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, включая негосударственный пенсионный фонд, инвестиционный фонд, управляющую компанию инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, ипотечного агента, лизинговую компанию.

Следовательно, законодатель создает единую систему правового регулирования конкурентных отношений, обеспечивая единообразие дальнейшего применения антимонопольного законодательства.

Непосредственная реализация государственной политики по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках производится федеральным антимонопольным органом, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) (п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331)). В соответствии со ст. 21 Закона о конкуренции на финансовых рынках государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на финансовых рынках осуществляется федеральным антимонопольным органом совместно с Федеральной службой по финансовым рынкам (на рынке ценных бумаг); с Банком России (на рынке банковских услуг); с Федеральной службой страхового надзора (на рынке страховых услуг); с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке иных финансовых услуг (на рынке таких финансовых услуг).

Одним из направлений государственной антимонопольной политики является ограничение (пресечение и предупреждение) правонарушений на товарных и финансовых рынках, таких, как монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция и антиконкурентная практика федеральных органов исполнительной власти, Банка России, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти или организаций.

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках). В Законе о конкуренции на финансовых рынках по неизвестной причине не используется понятие монополистической деятельности, однако описаны составы правонарушений, весьма сходные с содержанием аналогичных положений Закона о конкуренции на товарных рынках.

В проекте Федерального закона "О защите конкуренции" монополистическая деятельность определяется как злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке, заключение соглашений либо осуществление согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством. Таким образом, законодатель не дает определения понятию генерального деликта (как в ныне действующем Законе о конкуренции на товарных рынках), а лишь экстенсивным образом перечисляет отдельные составы правонарушений, описанные в проекте Закона.

В соответствии с действующим антимонопольным законодательством к проявлениям монополистической деятельности на товарных рынках относятся:

  1. злоупотребления хозяйствующими субъектами (группой лиц) доминирующим положением на рынке, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов (ст. 5 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Понятие доминирующего положения на товарном рынке определено в ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках, см. также Приказ ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. N 66 "Об установлении предельной величины доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке для квалификации доминирующего положения" (с изменениями от 11 марта 1999 г.). Понятие и порядок определения доминирующего положение финансовой организации на рынке финансовых услуг определены в ст. 3 и 4 Закона о конкуренции на финансовых рынках <*>. В соответствии с проектом Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующее положение - положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам (абз. 1 п. 10 ст. 4 проекта Федерального закона "О защите конкуренции");

<*> См. также: Приказ МАП РФ от 21 июня 2000 г. N 466 "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами", Приказ МАП РФ от 28 октября 2003 г. N 374 "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг", Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2005 г. N 36 "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг", Приказ МАП РФ от 6 мая 2000 г. N 337а "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения негосударственных пенсионных фондов", Приказ МАП РФ от 6 мая 2000 г. N 342 "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг".
  1. соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 6 Закона о конкуренции на товарных рынках), которые можно дифференцировать следующим образом: а) договоры, иные сделки, соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, действующих на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к определенным негативным последствиям, связанным с монопольно-асимметричным ценообразованием, разделом рынка между указанными хозяйствующими субъектами, установлению барьеров к доступу на рынок, устранению с рынка конкурентов и т.д.; б) соглашения между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), или их согласованные действия, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов; в) координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Законодатель намерен разделить понятия "соглашения, ограничивающие конкуренцию" и "согласованные действия". Соглашения - сделки, договоры хозяйствующих субъектов, действующих на рынке в процессе конкурентного взаимодействия. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, - действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, экономический результат которых соответствует интересам каждого из таких хозяйствующих субъектов лишь в том случае, если иные хозяйствующие субъекты действуют аналогичным или иным заранее известным каждому из таких хозяйствующих субъектов образом, если такие действия привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке (абз. 1 п. 14 ст. 4 проекта Федерального закона "О защите конкуренции"). Действия хозяйствующих субъектов признаются согласованными при условии, что они обусловлены действиями иных хозяйствующих субъектов и не обусловлены изменением общих условий обращения товара, в равной мере воздействующим на хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия саморегулируемой организации по установлению условий доступа на товарный рынок (выходу с товарного рынка) для своих членов.

К антиконкурентной практике (направленной на ограничение конкуренции) финансовых организаций можно отнести:

  1. действия финансовой организации, занимающей доминирующее положение на рынке финансовых услуг, затрудняющие доступ на рынок финансовых услуг другим финансовым организациям и (или) оказывающие негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (ст. 5 Закона о конкуренции на финансовых рынках);
  2. соглашения (достигнутые в любой форме) или согласованные действия финансовых организаций, если такие соглашения или согласованные действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг (ст. 6 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

После принятия и вступления в силу проекта Федерального закона "О защите конкуренции" данные правонарушения будут квалифицироваться как монополистическая деятельность, совершаемая финансовыми организациями.

Другим наиболее распространенным при осуществлении конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов правонарушением является недобросовестная конкуренция, под которой понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 4 проекта Федерального закона "О защите конкуренции"). Определение, данное в Законе о конкуренции на финансовых рынках и в проекте Федерального закона "О защите конкуренции", аналогично вышеуказанному.

Существует непосредственная связь между недобросовестной конкуренцией и ненадлежащей рекламой, которую можно рассматривать как отдельный вид нечестной конкуренции, при наличии признаков недобросовестной конкуренции, сформулированных в ст. 4 и 10 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 3 и 15 Закона о конкуренции на финансовых рынках. Ограничение (предупреждение и пресечение) недобросовестной конкуренции является одним из элементов контроля за качеством конкурентных процессов на товарных и финансовых рынках Российской Федерации.

В антимонопольном законодательстве приводится несколько конкретных форм недобросовестной конкуренции (ст. 10 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 15 Закона о конкуренции на финансовых рынках). Однако при квалификации действий хозяйствующих субъектов, направленных на приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности, следует понимать, что перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в законах, является далеко не полным и носит открытый характер. Таким образом, при установлении и пресечении недобросовестной конкуренции следует допускать, что деятельность правонарушителей не будет прямо определена в указанном перечне, а будет соответствовать общему определению недобросовестной конкуренции.

Кроме монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, к иным действиям, направленным на ограничение конкуренции, относится антиконкурентная практика федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций.

Законодателем установлен запрет: а) на принятие актов и (или) совершение действий органами власти и б) на заключение в любой форме соглашений или осуществление согласованных действий органов власти между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в т.ч. финансовых организаций (ст. 7, 8 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 6 Закона о конкуренции на финансовых рынках, ст. 10, 11 проекта Федерального закона "О защите конкуренции"). Органы власти не вправе принимать нормативные правовые акты и (или) совершать действия, в том числе согласованные действия, с другими органами власти, финансовыми организациями, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других финансовых организаций (ст. 12 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

Кроме того, проекты решений органов власти по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с Федеральной антимонопольной службой (п. 2 ст. 7 Закона о конкуренции на товарных рынках) <*>.

<*> См.: Обзор нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых с нарушением норм конкурентного права // Вестник МАП. 2001. N 2.

Законодателем определены также запреты, связанные с осуществлением органами власти полномочий по регулированию экономических (хозяйственных) отношений (п. 3 ст. 7 Закона о конкуренции на товарных рынках, п. 2 ст. 10 проекта Федерального закона "О защите конкуренции"): "а" на предоставление органам власти полномочий, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции и "б" на совмещение органов власти с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Одним из основных направлений осуществления государственной антимонопольной политики является проведение государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, который включает предварительный антимонопольный контроль (порядок получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа) и последующий антимонопольный контроль (последующее уведомление федерального антимонопольного органа о совершенной сделке или событии). Объекты такого контроля на товарных и финансовых рынках можно дифференцировать следующим образом: а) объекты, связанные с осуществлением корпоративной политики хозяйствующего субъекта, финансовой организации (создание, реорганизация (слияние, присоединение), изменение состава участников хозяйствующих субъектов (в т.ч. финансовых организаций), изменение уставного капитала финансовой организации, избрание физических лиц в органы управления, советы директоров (наблюдательные советы) хозяйствующих субъектов); б) сделки, совершаемые на товарных и финансовых рынках.

Порядок и сроки осуществления предварительного и последующего антимонопольного контроля, осуществляемого на товарных и финансовых рынках, определены в ст. 17, 18 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 17, 18 и 19 Закона о конкуренции на финансовых рынках, а также в Положении о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (утв. Приказом МАП РФ от 13 августа 1999 г. N 276) (с изменениями от 31 октября 2000 г.) и в Положении о порядке дачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа финансовой организации (утв. Приказом МАП РФ от 28 февраля 2001 г. N 210) (с изменениями от 30 января 2004 г.).

Предварительное согласие федерального антимонопольного органа необходимо получить в случае слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает тридцать миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Также необходимо получить согласие федерального антимонопольного органа при совершении сделок: а) по приобретению лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью процентами указанных акций (долей) (данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании); б) получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество; в) приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа (п. 1 ст. 18 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Предварительное согласие на осуществление сделок, определенных выше, необходимо в случаях, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц, указанных в настоящем, превышает тридцать миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более тридцати пяти процентов <*>, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта (п. 2 ст. 18 Закона о конкуренции на товарных рынках).

<*> Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154 "О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов" (с изменениями от 1 февраля 2005 г.).

Процедуры предварительного контроля также применяются на финансовых рынках в случаях: а) приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц) более двадцати процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации; б) приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц) в порядке уступки прав требований более десяти процентов балансовой стоимости активов финансовой организации <*>; в) приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа; г) создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации; д) слияния, присоединения финансовых организаций.

<*> В состав активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требований, включаются такие активы, как кредиты, финансовые вложения в ценные бумаги, лизинговые, факторинговые операции, вклады денежных средств в кредитные организации, а также иные активы, приобретение которых подлежит государственному контролю в соответствии со ст. 16 Закона о конкуренции на финансовых рынках (п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 "Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций").

Предварительное согласие федерального антимонопольного органа необходимо в случаях, когда размер уставного капитала финансовой организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, превышает: а) сто шестьдесят миллионов рублей - в отношении кредитной организации; б) десять миллионов рублей - в отношении страховой организации; в) пять миллионов рублей - в отношении иных финансовых организаций (п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции на финансовых рынках, п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 "Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций"). При этом в случаях слияния, присоединения финансовых организаций указанные требования исполняются, когда этим требованиям соответствует вновь образуемая в результате слияния, присоединения финансовая организация либо хотя бы один из участников указанного слияния, присоединения.

В проекте Федерального закона "О защите конкуренции" установлены иные основания и количественные критерии применения процедур предварительного антимонопольного контроля за экономической концентрацией. Исходя из положений, определенных в ст. 25 проекта Федерального закона "О защите конкуренции", предварительное согласие федерального антимонопольного органа необходимо в следующих случаях.

  1. При слиянии или присоединении коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам или суммарная выручка таких организаций (суммарная выручка их групп лиц) от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году слияния, превышает три миллиарда рублей.
  2. При слиянии или присоединении финансовой организации к другой финансовой организации, если размер уставного капитала образуемой в результате слияния или присоединения финансовой организации превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации.
  3. В некоторых случаях создания коммерческой организации при оплате ее уставного капитала акциями (долями) или имуществом другой коммерческой организации (в т.ч. финансовой организации).
  4. При совершении некоторых сделок: а) по приобретению лицом (группой лиц) акций с правом голоса в уставном капитале акционерного общества или долей в уставном капитале другого хозяйственного общества; б) по получению в собственность, пользование или владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество; в) по приобретению лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения, прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа; г) по приобретению лицом (группой лиц) активов финансовой организации, размер которых превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации, в случае если размер уставного капитала финансовой организации, активы которой приобретаются, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации.

Вышеуказанные сделки осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа, если суммарная стоимость активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих (получающих) акции (доли) или имущество, и лица, акции (доли) или имущество которого приобретается, или если их суммарная выручка от реализации товаров (работ, услуг) за последний календарный год превышает три миллиарда рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу или выручка от реализации товаров (работ, услуг) за последний календарный год лица, акции (доли) или основные производственные средства и нематериальные активы которого приобретаются, превышает тридцать миллионов рублей либо если одно из них включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов. Это условие не распространяется на финансовые организации.

В случае приобретения акций (долей) финансовой организации и прав, позволяющих определять условия ведения деятельности финансовой организации, применяются требования настоящего пункта, если размер уставного капитала финансовой организации превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации. На совершение сделок, прямо предусмотренных актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, не требуется предварительного согласия антимонопольного органа.

Федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен:

  1. в течение сорока пяти дней с момента совершения действия (совершения сделки), наступления события (государственной регистрации <*>, момента избрания): а) при создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств) (имеются в виду некоммерческие организации, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов)), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций (абз. 2 п. 5 ст. 17 Закона о конкуренции на товарных рынках); б) при изменении состава участников (членов) некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств) (также имеются в виду некоммерческие организации, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов)), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций (абз. 3 п. 5 ст. 17 Закона о конкуренции на товарных рынках); в) при создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает два миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, а также слияние и присоединение коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает два миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (абз. 4 п. 5 ст. 17 Закона о конкуренции на товарных рынках); г) об избрании физических лиц в исполнительные органы, советы директоров (наблюдательные советы) хозяйствующих субъектов, если их суммарная стоимость активов по последнему балансу превышает два миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда или если такие хозяйствующие субъекты внесены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более тридцати пяти процентов; д) о совершении сделок, указанных в п. 1 ст. 18 Закона о конкуренции на товарных рынках, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц, указанных в п. 1 ст. 18 Закона о конкуренции на товарных рынках, превышает два миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
<*> Со дня внесения изменений и дополнений в Единый государственный реестр юридических лиц.
  1. в течение тридцати дней с момента совершения действий (совершения сделок), наступления событий, предусмотренных в ст. 16 Закона о конкуренции на финансовых рынках, если размер уставного капитала финансовой организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, не превышает размера, установленного Правительством Российской Федерации (в п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 "Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций").

В проекте Федерального закона "О защите конкуренции" введены дополнительные основания и иные сроки (сорок пять дней с момента наступления события/совершения сделки) для уведомления федерального антимонопольного органа (применения процедур последующего антимонопольного контроля). Федеральный антимонопольный орган, в частности, должен быть уведомлен:

  1. вновь созданной в результате слияния коммерческой организацией о таком слиянии (за исключением слияний финансовых организаций), если суммарная стоимость активов по последнему балансу или суммарная выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, превышает двести миллионов рублей;
  2. коммерческой организацией о присоединении к ней другой коммерческой организации (за исключением присоединения финансовой организации), если суммарная стоимость активов по последнему балансу или суммарная выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году реорганизации, указанных организаций превышает двести миллионов рублей;
  3. вновь созданной в результате слияния финансовой организацией о таком слиянии, если размер уставного капитала создаваемой в результате слияния финансовой организации не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации, финансовой организацией о присоединении к другой финансовой организации, если размер уставного капитала созданной в результате присоединения финансовой организации не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
  4. учредителем (участником) о создании коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу или их суммарная выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году создания коммерческой организации, превышает три миллиарда рублей;
  5. учредителем (участником) о создании финансовой организации.

Необходимым средством государственного антимонопольного регулирования является система мер репрессивного воздействия за нарушение антимонопольного законодательства. За противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, хозяйствующие субъекты (в т.ч. финансовые организации) (их руководители), граждане несут гражданско-правовую, административную, уголовную либо иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 22.1 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 29 Закона о конкуренции на финансовых рынках, ст. 30 проекта Федерального закона "О защите конкуренции").