Мудрый Юрист

Общие фонды банковского управления: вопросы правового регулирования

Черепанов Н.С., аспирант кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Одной из сравнительно новых форм коллективного инвестирования на российском фондовом рынке являются общие фонды банковского управления (далее - ОФБУ). В данной статье будет предпринята попытка анализа нормативной основы и правового регулирования их деятельности в современных экономических реалиях.

Правовая конструкция ОФБУ была разработана Банком России. Момент создания данной схемы совпал по времени с инициативой ФКЦБ России <*> по разработке модели коллективного инвестирования, предусматривающей существование системы паевых инвестиционных фондов (ПИФов) <**>, во многом альтернативных ОФБУ.

<*> Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. В настоящее время в соответствии с Указом Президента России В.В. Путина от 9 марта 2004 г. N 314 упразднена. Функции ФКЦБ согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).
<**> Положение о составе и структуре активов паевых инвестиционных фондов (утв. Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 августа 1999 г. N 5) // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 1999. N 10 (35). Однако вместе с тем следует отметить тот факт, что первые нормативные акты, положившие начало системе ПИФов, были разработаны ФКЦБ еще в 1995 г., первые же ПИФы появились год спустя - в 1996-м, придя на смену чековым инвестиционным фондам, созданным в рамках Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.

Правовым основанием формирования ОФБУ послужили положения Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), нормы которого устанавливают понятие и общие положения о доверительном управлении, и Федерального закона "О банках и банковской деятельности", который относит к сделкам, совершаемым кредитной организацией, доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договорам с физическими и юридическими лицами.

Порядок осуществления деятельности ОФБУ определен Инструкцией Банка России N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации" <*> (далее - Инструкция), в соответствии с которой под ОФБУ следует понимать "имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления".

<*> С изменениями от 25 мая 1998 г., 23 марта 2001 г., утверждена Приказом Центрального банка РФ от 2 июля 1997 г. N 02-287 // Вестник Банка России. 1997. N 43.

Решение о создании ОФБУ принимается органом управления кредитной организации - доверительного управляющего, уполномоченным принимать такого рода решения.

Основные требования, предъявляемые к доверительным управляющим ОФБУ:

Лицо (как физическое, так и юридическое), внесшее долю имущества в ОФБУ, считается учредителем доверительного управления вне зависимости от того, в своих интересах или в интересах другого лица (выгодоприобретателя) была внесена данная доля. Вступление в ОФБУ оформляется договором присоединения, заключаемым между доверительным управляющим и учредителем.

Документом, свидетельствующим о факте передачи имущества в доверительное управление и о доле учредителя в составе ОФБУ, является сертификат долевого участия. Согласно Инструкции сертификат долевого участия не является имуществом и не может быть предметом договора купли-продажи и иных сделок. Переоформление сертификата на другое лицо (группу лиц) осуществляется только по заявлению владельца в кредитную организацию, создавшую ОФБУ. Следовательно, такой сертификат не является ценной бумагой, а лишь представляет собой документ, подтверждающий участие физического или юридического лица в ОФБУ, поскольку не отвечает всем требованиям, предъявляемым к ценным бумагам федеральным законодательством <*>. Документом наиболее схожим по своему правовому статусу с сертификатом долевого участия в ОФБУ является выписка из реестра акционеров, которая, как и сам реестр, не является ценной бумагой, а служит документом, удостоверяющим право собственности на определенное количество акций поименованного в ней лица <**>.

<*> Статьи 142, 144 ГК РФ, ст. 2, 16 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"; ст. 2 - 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"; ст. 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" // СЗ РФ. 1996. N 17; 1998 N 31; 2003. N 46. Ч. 2.
<**> Статья 46 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Такое лишение оборотоспособности уменьшает возможность использования ОФБУ в качестве инвестиционного инструмента, что уже не раз отмечалось в работах ряда авторов <*>.

<*> См., напр.: Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Комментарий к Федеральному закону "Об инвестиционных фондах". М., 2003. С. 9; Полозкова А. Интернет-конференция "ОФБУ и ПИФ: В чем основные различия?" // Информационный бюллетень "Корпоративные события кредитных организаций". 2004. N 98 (107). С. 10.

В состав ОФБУ могут входить денежные средства в валюте РФ и валютные ценности (в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" <*> таковыми являются внешние ценные бумаги и денежные средства в иностранной валюте), а также природные драгоценные камни и драгоценные металлы. Такое отсутствие значительных ограничений по объекту капиталовложения делает ОФБУ чрезвычайно привлекательным инвестиционным инструментом для нашей экономики, в необходимой мере расширяя права инвесторов, что соответствует сегодняшнему положению российского рынка, характерной чертой которого все еще является определенная нестабильность. По сравнению с другими формами коллективных инвестиций (например, с ПИФами) ОФБУ имеет существенно более широкие возможности по вложению средств в различные активы, что способствует составлению диверсифицированных портфелей и снижает риски инвестирования.

<*> Статья 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // СЗ РФ. 2004. N 27.

Важными документами, закрепляющими права инвесторов и определяющими правовой статус ОФБУ, являются общие условия создания ОФБУ, которые содержат описание прав и обязанностей учредителей доверительного управления, доверительного управляющего и выгодоприобретателей ОФБУ. Так же в общие условия должны быть включены описание видов имущества, принимаемого доверительным управляющим в ОФБУ, а в случае принятия в доверительное управление ценных бумаг - описание механизма оценки их стоимости, описание существенных рисков, сроки и объем предоставляемой учредителям доверительного управления отчетности. Размер вознаграждения доверительного управляющего, порядок выплаты доходов выгодоприобретателям и порядок ликвидации ОФБУ также устанавливаются общими условиями создания ОФБУ. Общие условия могут быть использованы как примерная форма договора учредителя доверительного управления с кредитной организацией - доверительным управляющим (далее - учредительный договор) или как стандартная форма договора присоединения к ОФБУ, в обоих случаях они подлежат обязательному опубликованию.

Существенную роль играет инвестиционная декларация, определяемая Инструкцией как "документ, содержащий информацию о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ, доле средств, размещаемых в валютные ценности, об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей эмитентов ценных бумаг)". Относительно правового статуса этого документа в юридической науке пока что не сформировано четкого единого мнения, наиболее обоснованной представляется следующая точка зрения: инвестиционная декларация представляет собой локальный акт, подчиненный общим условиям создания ОФБУ, но вместе с тем являющийся приоритетным по отношению ко всей остальной системе локальных норм внутри фонда. Следует также отметить, скорее, экономический, а также более процедурный характер такого акта по сравнению с общими условиями создания доверительного управления имуществом. Единственным необходимым условием для осуществления операций с имуществом ОФБУ является соблюдение инвестиционной декларации, в соответствии с которой доверительный управляющий обязан вести инвестиционные операции с общим имуществом фонда и которую не может изменить без письменного согласия на то всех учредителей доверительного управления. Инвестиционная декларация, таким образом, обеспечивает права инвесторов дважды: в первом случае - на момент вступления в ОФБУ, информируя об инвестиционных приоритетах фонда, и во втором - защищая его права, будучи гарантией стабильности инвестиционной политики ОФБУ.

Учредительный договор и договор присоединения к ОФБУ являются "подчиненными" актами по отношению к общим условиям создания ОФБУ и инвестиционной декларации. Несомненно, эти документы являются источником прав учредителей, но вместе с тем они скорее закрепляют права за конкретным физическим или юридическим лицом, чем устанавливают их.

ОФБУ не может вкладывать более 15% своих активов в ценные бумаги одного эмитента (объединенной группы эмитентов), за исключением государственных ценных бумаг. Таким образом, с одной стороны, обеспечивается стабильность и безопасность портфельных инвестиций, которые в данном случае могут равномерно распределяться, что в значительной мере уменьшает риск, сопряженный с нестабильностью рынка ценных бумаг или возможным дефолтом единственного или основного эмитента. С другой стороны, это способствует защите интересов инвесторов от возможных ошибок либо недобросовестных действий доверительного управляющего.

Законодатель четко определил, что кредитная организация, создавшая ОФБУ, отвечает за осуществление фондом доверительного управления. Это требование представляется вполне обоснованным, поскольку права инвестора получают дополнительную защиту со стороны учредителя ОФБУ, который уже изначально является достаточно устойчивым участником экономических отношений.

Подобные требования представляются достаточными средствами защиты прав инвестора, поскольку в сочетании с тем фактом, что учредителями ОФБУ (как уже отмечалось выше) являются кредитные организации, подконтрольные Банку России (регулирующему учет операций ОФБУ) и отвечающие всем его требованиям, необходимость в дополнительных гарантиях отпадает, а существующих становится достаточно для того, чтобы считать ОФБУ стабильным инвестиционным инструментом, привлекательным для коллективных капиталовложений.

Поскольку ОФБУ, являясь формой коллективного инвестирования, не предполагающей фиксированного дохода, остается банковским "продуктом", невозможно избежать сравнения с договором банковского вклада. Выплаты ОФБУ целиком зависят от прибыльности инвестиций, что, несомненно, говорит о более рисковом характере данных вложений по сравнению с депозитом. Однако, по данным Ассоциации защиты информационных прав инвесторов (АЗИПИ), "в 2003 году практически все фонды банковского управления обеспечили более высокую прибыльность, нежели по вкладам" <*>.

<*> Слюсарева И. ОФБУ - путь на фондовый рынок // www.personalmoney.ru.

Следовательно, очевидными преимуществами ОФБУ следует считать следующие положения:

Все вышеуказанное позволяет говорить о том, что по своей сути ОФБУ является расширенной формой доверительного управления имуществом учредителя управления, выраженной в объединении имущества нескольких учредителей с целью более эффективного управления данным имуществом доверительным управляющим - кредитной организацией, зарегистрировавшей ОФБУ. Значительный инвестиционный потенциал в ОФБУ сочетается со стабильностью и высокой прибыльностью капиталовложений, а лаконичная и односложная правовая конструкция не обременена излишними положениями, способными усложнить и затормозить инвестиционный процесс. Все это делает ОФБУ привлекательным и доступным инструментом для капиталовложений.