Мудрый Юрист

Основы взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления *

<*> Kostikova G.V. Fundamentals of relationship of agencies of state power of the subjects of the RF and agencies of local self-government.

Костикова Г.В., преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия, соискатель кафедры конституционного и муниципального права Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.

В настоящее время остается нерешенной проблема определения баланса между степенью государственного вмешательства в сферу местного самоуправления и пределами самостоятельности муниципальных образований. В статье анализируются теоретические аспекты, связанные с определением форм взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти. Автор раскрывает вопросы, связанные с установлением пределов правового регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, взаимодействие.

Now there is not decided a problem of definition of balance between degree of the state interference in sphere of a local government and limits of independence of municipal unions. In the article the theoretical aspects connected with definition of forms of interaction of local governments and public authorities are analyzed. The author opens the questions connected with fixation of the limits of legal regulation of public relations in sphere of a local government by public authorities of subjects of the Russian Federation.

Key words: agencies of state power of the subjects of the RF, agencies of local self-government.

Местное самоуправление - это способ формирования публичной власти, один из ее важнейших элементов. И одновременно одна из предусмотренных Конституцией Российской Федерации форм народовластия.

В Конституции Российской Федерации нормы, посвященные местному самоуправлению, выделены в отдельную главу 8 "Местное самоуправление", которая раскрывает основные принципы организации и функционирования местного самоуправления как особой публичной власти, независимой от государства и реализующей свои задачи. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем не следует забывать, что публичная власть Российской Федерации представляет собой единый механизм. В силу этого даже самостоятельные уровни власти осуществляют свою деятельность во взаимодействии друг с другом.

Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления являются одной из наиболее важных проблем новой формирующейся системы местного самоуправления. От их правильного решения зависит эффективность осуществления публичной власти в России, в связи с чем представляется необходимым раскрыть формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также проанализировать пределы вмешательства органов государственной власти субъектов РФ в компетенцию органов местного самоуправления.

Статья 72 (п. "н" ч. 1) Конституции Российской Федерации относит установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что позволяет субъекту Российской Федерации в пределах своих полномочий конкретизировать федеральное регулирование в данной области, если этому не препятствуют Конституция Российской Федерации и федеральные законы. Субъекты Российской Федерации осуществляют самостоятельное региональное законодательное регулирование вопросов местного самоуправления в пределах собственной компетенции.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон "Об общих принципах..." 2003 г.) установил пределы правового регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определил основы их взаимоотношений с органами местного самоуправления. Так, органы государственной власти субъектов РФ вправе регулировать эти отношения только в пределах, определенных статьей 6 Закона "Об общих принципах..." 2003 г. <1>.

<1> См.: Онохова В.В. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: сравнительно-правовой анализ норм конституций (уставов) субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 10. С. 25.

Формам взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления посвящено немало публикаций, в которых выделяются различные типы взаимосвязи органов публичной власти в осуществлении полномочий друг друга <2>.

<2> См., например: Уваров А.А. Местное самоуправление в России. М.: Норма, 2006. С. 195; Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Воронеж, 2006. С. 378; Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. N 6. С. 15.

Наиболее полной и четкой представляется позиция Е.С. Шугриной, которая выделяет следующие формы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; заключение договоров и соглашений; создание координационных и консультативных органов, совместных рабочих групп; реализация права законодательной инициативы в представительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации; направление предложений и обращений органов местного самоуправления в органы государственной власти <3>.

<3> Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2007. С. 333 - 343.

Значительную роль в формировании регионального законодательства, регулирующего вопросы местного самоуправления, играют конституции и уставы субъектов Российской Федерации. В уставах многих областей есть специальные статьи, раскрывающие основополагающие начала взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления и соответствующую передачу полномочий. Так, в Уставе Воронежской области <4> вопросы взаимоотношений органов государственной власти Воронежской области с органами местного самоуправления рассматриваются в статье 59 главы 4 "Местное самоуправление".

<4> Устав Воронежской области от 25 мая 2006 г. // Коммуна. 2006. 10 июня.

В качестве одной из форм взаимоотношений устанавливается заключение договоров и соглашений между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Например, Устав Костромской области <5> к одному из полномочий высшего исполнительного органа государственной власти этого субъекта РФ относит заключение договоров и соглашений с органами местного самоуправления. Не вызывает сомнения, что в процессе договорных отношений возникают тесные взаимоотношения органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления <6>. В настоящее время назрела потребность в разработке типовых договоров для решения совместных задач муниципальных образований, чтобы в случае необходимости упростить процедуру заключения договора.

<5> Статья 64 Устава Костромской области от 29 июня 1995 г. (в ред. от 9 февраля 2007 г. N 111-4-ЗКО) // Костромской край. 1995. 14 - 15 июля.
<6> Онохова В.В. Указ. соч. С. 25.

Другой формой взаимодействия органов публичной власти является создание совещательных, координационных, консультативных органов. Задачами данных органов является оказание методической помощи, обеспечение согласованных действий заинтересованных органов власти, сотрудничество в целях достижения общих задач. Так, Устав Белгородской области <7> в этих целях предоставляет возможность губернатору области в пределах средств, выделенных на финансирование его деятельности, создавать совещательные и консультативные органы - комиссии и советы, в состав которых могут входить должностные лица органов государственной власти и должностные лица местного самоуправления (ч. 1 и ч. 2 ст. 16). Решения, принимаемые комиссиями в соответствии с их компетенцией, являются обязательными для всех органов власти, представленных в комиссии, а также для предприятий и организаций, действующих в сфере ведения этих органов. Консультативные органы (советы) создаются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер <8>.

<7> Устав Белгородской области от 31 декабря 2003 г. N 108 (в ред. от 18 ноября 2005 г. N 1) // Белгородские известия. 2004. 10 января.
<8> Шугрина Е.С. Указ. соч. С. 341.

В Законе "Об общих принципах..." 2003 г. предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также контроля за их осуществлением. В уставах большинства субъектов тоже содержатся нормы о передаче государственных полномочий органам местного самоуправления, указывается ряд способов и методов контроля за деятельностью органов местного самоуправления при реализации отдельных государственных полномочий. Объектом такого контроля является использование предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Так, Устав Воронежской области предусматривает наделение органов местного самоуправления законом Воронежской области отдельными государственными полномочиями, передачу материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий, контроль за их реализацией <9>.

<9> Статья 56 Устава Воронежской области от 25 мая 2006 г. // Коммуна. 2006. 10 июня.

Взаимоотношения региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления также находят свое закрепление в основных законах субъектов РФ посредством установления контроля за соответствием муниципальных правовых актов действующему законодательству. Например, Устав Вологодской области предусматривает, что органы государственной власти в пределах полномочий, установленных законодательством, обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов действующему законодательству. Условия и порядок этого контроля определяются федеральным и областным законодательством (ст. 78) <10>.

<10> Устав Вологодской области от 3 октября 2001 г. N 481 (в ред. от 20 ноября 2006 г. N 1517-ОЗ) // Красный Север. 2001. 23 октября.

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов" <11>, который вступил в силу с 1 января 2009 г., к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов организации и ведения регистра муниципальных правовых актов. Муниципальные нормативные правовые акты (в том числе оформленные в виде правовых актов решения), принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации <12>.

<11> Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. Ст. 5556.
<12> Бабичев И.В. Основы взаимоотношений государства и местного самоуправления в российской правовой системе местного самоуправления // Государство и право. 2009. N 3. С. 44.

Наиболее эффективной формой взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является осуществление права законодательной инициативы органами местного самоуправления в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <13> право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также представительным органам местного самоуправления. Законы, регламентирующие порядок обращения с законодательной инициативой органов местного самоуправления, приняты в Оренбургской, Амурской, Вологодской, Владимирской, Астраханской областях и в других регионах России. Правом внесения законодательной инициативы в законодательный орган субъекта Российской Федерации обладают, как правило, представительные органы местного самоуправления. При этом не ограничивается круг вопросов, по которым эта инициатива может быть внесена, но устанавливаются определенные формальные требования к законопроекту (наличие сопроводительного письма, решения представительного органа местного самоуправления о внесении законопроекта, текста законопроекта, пояснительной записки) <14>.

<13> Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
<14> Уваров А.А. Местное самоуправление в России. М.: Норма, 2006. С. 205.

Таким образом, взаимоотношения органов публичной власти - это процесс, направленный на установление закономерных связей между органами публичной власти с целью выработки эффективного механизма совместных действий, необходимого для слаженного функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В настоящее время представляется необходимым определить основные положения, связанные со взаимоотношениями органов государственной власти субъекта Российской Федерации с органами местного самоуправления, как на федеральном уровне, так и на уровне регионального законодательства.

При этом уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправлении не может быть снижен субъектами Российской Федерации при определении ими на основе федерального законодательства правовой основы организации и деятельности местного самоуправления на своей территории. Именно отсутствие должной регламентации в этой сфере во многом и порождает проблемы во взаимоотношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления.