Мудрый Юрист

Применение пробации и досрочного освобождения от отбытия наказания в виде лишения свободы в США

Кубанцев Сергей Павлович - младший научный сотрудник отдела законодательства зарубежных государств ИЗиСП.

Приговор к пробации <*> может быть вынесен лицу, совершившему уголовно наказуемое деяние, не составляющее фелонии класса A или B <**>, если это лицо не осуждено за него или за иное преступление к реальному сроку лишения свободы, и не относящееся к тем деяниям, за которые запрещено назначать пробацию.

<*> Передача на пробацию означает, что суд либо откладывает вынесение приговора вообще, либо приостанавливает действие приговора в отношении признанного виновным лица под определенными условиями и на определенный срок.
<**> В США, на федеральном уровне, фелониями считаются преступления, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы сроком свыше одного года. Данная категория преступлений делится на классы A, B, C, D и E (в порядке уменьшения тяжести). Мисдиминором признается любое уголовно наказуемое деяние, за которое в качестве наказания может быть назначено лишение свободы на срок не свыше одного года. Мисдиминоры, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает шести месяцев, а штраф составляет не более 5 тыс. долл. для физических лиц и 10 тыс. долл. для иных лиц, признаются малозначительными посягательствами. Нарушением признается любое преступное посягательство, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше пяти дней и (или) штраф не более 5 тыс. долл.

По поводу пробации существуют различные мнения о том, кому - Англии или США - должно быть отдано первенство в ее введении. Однако ясно одно, что условное осуждение с надзором или без него - результат последовательного развития и почти инстинктивной модификации существующей правовой практики, а не созидательного законотворчества определенной страны.

Вероятнее всего, предпосылки введения режима пробации коренятся в английской системе общего права. Она позволила более гибко приспособить право к новым требованиям общественного развития. Англо-американские суды применяли различные способы для того, чтобы избежать механического применения жестких правил репрессивного уголовного права. В качестве способов, предшествующих пробации, можно назвать привилегию духовенства (the benefit of the clergy), юридическую отсрочку (the judicial reprive), обязательство законопослушного поведения (the recognizance), временное освобождение под залог (the provisional release on bail), временную отсрочку рассмотрения дела (the provisional filing of cases) и другие юридические методы, цель которых - отсрочка наказания при вынесении или исполнении приговора.

В США режим пробации в настоящем виде, то есть с осуществлением надзора, возник в штате Массачусетс в 1840 г. "Пионером" в этой области был Джон Август - сапожник и филантроп из Бостона, который в 1841 г. выступил в качестве поручителя за одного пьяницу, убедив суд назначить номинальный штраф в сумме одного цента (в оплату судебных издержек) вместо обычного наказания - заключения в "исправительном доме". Воодушевленный своим успехом, Август и в дальнейшем выступал поручителем. В течение 18 лет он был поручителем в отношении примерно 2 тыс. человек. Ознакомившись с материалами дела, он следил, чтобы его подопечные получали профессиональное образование или работу, обеспечивал их жильем; по просьбе суда он представлял отчеты о поведении своих подопечных.

После смерти Августа его работу продолжил тюремный пастор Руфис Кук и другие, менее известные лица. Они, предварительно исследовав жизнедеятельность осужденного, посещали подопечного на дому, о чем регулярно составляли отчеты для суда. В дальнейшем это привело к формированию режима пробации. Периоды надзора были, как правило, краткими (часто несколько недель). Деятельность этих добровольцев не основывалась на каких-либо научных принципах о поведении лиц, преступивших закон, или методах реабилитации, они руководствовались гуманным стремлением избавить правонарушителей, совершивших малозначительные преступления, от разлагающего влияния тюрьмы. В целом их деятельность была успешной.

С 1869 г. в штате Массачусетс суды согласно закону стали назначать представителя комитета социального благодеяния, принимавшего участие в рассмотрении дел малолетних. Он мог, в частности, находить им подходящие семьи.

Впервые режим пробации для всех категорий правонарушителей был предусмотрен в Законе штата Массачусетс от 26 апреля 1878 г., что позволило иметь штатного сотрудника службы пробации, который назначался губернатором Бостона, состоял в штате полиции и был обязан раз в три месяца предъявлять начальнику полиции доклад "О задачах, которые ему надлежит выполнять в целях применения закона", а также список лиц, подвергнутых пробации, с указанием места жительства, с тем, чтобы в случае возникновения необходимости их можно было незамедлительно арестовать. Первый Закон о режиме пробации разграничивал надзор и наказание, он устанавливал, что надзор может быть применен к лицам, которые смогут адаптироваться без наказания. Данный Закон не указывал типы правонарушителей или виды преступлений, единственным критерием назначения режима пробации являлась вероятность того, что правонарушитель сможет исправиться без применения наказания <*>.

<*> См.: Шупилов В.П. Надзор за условно осужденными в основных капиталистических странах. М., 1971. С. 41 - 43.

В 1891 г. в Массачусетсе был издан Закон об обязательном назначении сотрудников службы пробации, причем было оговорено, что они не должны быть кадровыми полицейскими. Испытательный срок для осужденных устанавливался от трех недель до одного года, на практике же надзор длился, как правило, 6 - 12 недель. Тогда же стало очевидным, что надзор без лишения свободы требует гораздо меньших расходов, чем надзор в исправительном учреждении, и что он более эффективен. Все это способствовало тому, что первый в мире Закон о режиме пробации был принят без дискуссий и борьбы. Следует добавить, что новый Закон не заменил, а лишь дополнил существовавший обычай отсрочки приговора, который появился на основе общего права. В новом Законе речь шла главным образом о сотрудниках службы пробации - их назначении, заработной плате, задачах и контроле за их деятельностью; суду же предоставлялась возможность более свободно применять режим пробации. Логичным следствием такой деятельности явилось принятие в 1925 г. Федерального закона о пробации.

Следует отметить и то, что когда в Массачусетсе на смену добровольцам пришли штатные служащие, они, как и их предшественники, не имели специального образования и пользовались в основном теми же методами. Лишь в начале XX в. встал вопрос об обучении сотрудников службы надзора; в 1904 г. была создана "Нью-Йоркская школа филантропии". Человеческие пороки рассматривались здесь как следствие негативных социальных и экономических факторов, а благотворительность, состоявшая в первую очередь в материальной помощи, была главным методом работы. Во время Первой мировой войны такая деятельность стала своего рода философией. В то же время складывается практика работы сотрудника службы пробации с конкретным уголовным делом (case work). Большое влияние оказала книга М. Ричмонд "Социальные диагнозы", автор которой подчеркивала важность изучения общественного положения и личности осужденного, с тем чтобы его перевоспитание могло осуществляться семьей, в естественном для него окружении. Однако после Первой мировой войны произошло заметное изменение идеологии, связанное с появлением психиатрической и прежде всего психоаналитической теорий. Учения Фрейда, Адлера и Юнга об излечении неврозов американские высшие учебные заведения пытались применять без всяких поправок на социологию: интерес к личности, к ее эмоциональной динамике вытеснил прежнее увлечение влиянием окружающей среды; работа по конкретному делу, по мнению ортодоксальной психиатрии, стала характерной чертой всей деятельности в области социологии на много десятков лет вперед.

Не принималось во внимание, что эти психиатрические методы были выработаны для невротических пациентов частных клиник. Господствовала точка зрения, что режим пробации - это всего-навсего работа с конкретным осужденным в специальных (особых) условиях.

Таким образом, можно констатировать, что развитие института пробации шло по линии формализации. Добровольное участие в перевоспитании осужденных превратилось в профессиональную службу со всеми специфическими бюрократическими проблемами, самой серьезной из которых, вероятно, является то, что она легко делает средство целью <*>.

<*> См.: Бунденсон Улла. Надзор за отбывающими наказание на свободе. М., 1979. С. 53 - 54.

На сегодняшний день пробационный надзор может быть назначен на срок от одного года до пяти лет в случае совершения фелонии; при совершении же мисдиминора - на срок до пяти лет; за совершение нарушения (преступления небольшой тяжести) - на срок не более одного года.

Факт публичного осуждения в данном случае является лишь отправной точкой в последующей социальной работе с осужденным. Применение режима пробации предполагает активное участие в "собственном возрождении" со стороны осужденного лица, ибо в этом и заключается уголовно-правовое воздействие. Условия пробации устанавливает сам суд, исходя из конкретных материалов дела. Таковыми могут быть ограничение свободы передвижения (запрет появления в определенных местах, заведениях или даже приближение к ним на определенное расстояние), ограничения в выборе рода деятельности (запрет на управление автомобилем). Общие условия пробации регламентированы в § 3563 разд. 18 Свода законов США (в силу положений § 5037 эти условия применяются и к несовершеннолетним). Они делятся на обязательные условия, которые предписывают, что в случае назначения пробации за совершение фелонии, мисдиминора или нарушения пробируемый не должен совершать преступлений, предусмотренных федеральным или местным правом, в течение всего срока пробации. Кроме того, в случае назначения пробации за совершение фелонии подсудимым должно соблюдаться хотя бы одно из условий, предусмотренных в п. (b) 2, (b) 3 или (b) 13 § 3563. Если наказание сопряжено с уплатой штрафа, то уплата или соблюдение установленного судом графика уплаты штрафа по частям является условием пробации. Пунктом (b) § 3563 устанавливаются дискреционные условия, которые должны соответствовать факторам, способствующим вынесению приговора к пробации, и быть разумно необходимыми для достижения целей наказания, в частности, суд может указать подсудимому, чтобы тот: 1) материально поддерживал лиц, находящихся у него на иждивении, и выполнял другие семейные обязанности; 2) уплатил штраф; 3) осуществил реституцию в отношении потерпевшего от преступления; 4) уведомил потерпевших в случае признания его виновным в мошенничестве или ином преднамеренном обмане и дал разумное объяснение потерпевшим по поводу осуждения в форме, одобренной судом (в частности, это означает принесение в том или ином виде извинения потерпевшему, что вытекает из смысла § 3555 разд. 18 Свода законов США); 5) добросовестно трудился либо добросовестно прошел курс обучения или профессиональной подготовки, позволяющей ему выполнять подходящую работу; 6) воздерживался (если речь идет о физическом лице) от конкретной работы по определенной профессии, имеющей непосредственное отношение к поведению, составляющему данное посягательство, или осуществлял какую-либо деятельность или работал по какой-либо профессии, способствующей его реабилитации; 7) воздерживался от частого посещения специально указанных судом мест или от ненужного общения с конкретно указанными лицами; 8) воздерживался от чрезмерного употребления алкоголя или употребления наркотических средств либо других веществ, находящихся под контролем, определенным в § 102 Акта о контроле за незаконным оборотом веществ, если только нет предписания практикующего медицинского работника, имеющего соответствующую лицензию; 9) воздерживался от владения огнестрельным оружием, взрывным устройством или другим опасным оружием; 10) прошел доступное медицинское, психиатрическое, психологическое лечение, включая лечение от алкоголизма или наркомании, в месте, указанном судом, и находился в указанном учреждении, если это требуется для излечения; 11) в течение первого года пробации находился под наблюдением Бюро тюрем в ночное время - с субботы до понедельника или в другие периоды времени - в общей сложности не более полугода или срока тюремного заключения, предусмотренного за совершенное им посягательство; 12) проживал в общественном исправительном учреждении или участвовал в его программе в течение всего срока пробации или его части; 13) участвовал в работах по социальному обслуживанию, как это предписано судом; 14) проживал в определенном месте или районе либо воздерживался от проживания в определенном месте или районе; 15) находился в пределах юрисдикции данного суда, если только судом или офицером службы пробации не разрешен выезд; 16) отчитывался перед офицером службы пробации в соответствии с тем, что предписано судом или самим офицером; 17) не препятствовал офицеру службы пробации посещать его дом или иные помещения, как указано судом; 18) отвечал на вопросы офицера службы пробации и своевременно извещал его о любых изменениях адреса или места работы; 19) своевременно ставил в известность офицера службы пробации о том, что был арестован или подвергся допросу; 20) выполнял любые другие условия, которые могут быть назначены судом.

Такие "любые другие условия" могут быть самыми различными, в зависимости от понимания судом процесса исправления преступника и тех обстоятельств, которые способствуют такому исправлению. Например, в решении федерального суда США по делу Спрингера, признанного виновным в нарушении правил дорожного движения, в качестве наказания был назначен пробационный надзор, дискреционным условием которого являлось требование сдачи одной пинты крови Красному Кресту в течение 30 дней <*>.

См.: 148 F. 2 d 411 (9 th Gir., 1945).

Перечисленный перечень дискреционных условий обширен и позволяет индивидуализировать наказание максимальным образом. Но он не является исчерпывающим, что существенно расширяет судебное усмотрение, а значит, и потенциально возрастает возможность произвола со стороны суда. Конечно, судьями в Америке становятся люди в большинстве своем наиболее достойные, так как должность эта выборная <*>, что подразумевает волеизъявление большинства граждан, проживающих в данном графстве или округе. Однако известны случаи, когда судьями становились люди, не обладающие достаточной психической устойчивостью, и бремя профессиональной ответственности становилось непосильным для них, что приводило даже к попыткам суицида. Другие слишком широко толковали свое судейское усмотрение и за малейшие оправдывающие обстоятельства освобождали от ответственности людей, явно совершивших нарушение уголовного закона, или, наоборот, не принимая во внимание оправдывающие обстоятельства, осуждали людей, чья вина вызывала значительные сомнения.

<*> Деятельность судей на выборной основе осуществляется примерно на 3/4 территорий США. Иное положение у судей некоторых апелляционных судов и Верховного суда США, которые избираются или назначаются пожизненно, что обеспечивает дополнительные гарантии беспристрастности.

Примером крайней степени предубеждения со стороны судьи может служить слушание в Чикаго дела группы лидеров движения за прекращение войны во Вьетнаме - Дэвида Диллинжера, Эбби Хоффмана, Джерри Рубена, Бобби Сила и др. Судья Джулиус Хоффман вел судебное слушание с явным пренебрежением к обвиняемым и защите. Более того, поведение судьи провоцировало подсудимых к проявлениям грубости. Для этого не нужно было прилагать каких-то особых усилий, ибо "противник властных политических решений, привлеченный к суду за активный протест к существующей системе, редко оказывается самой покорной стороной" <*>. Принимая несправедливые решения, сопровождая весь ход разбирательства замечаниями, полными предубеждения, судья легко смог добиться от подсудимых поведения, которое сам потом и квалифицировал как неуважение к суду. В частности, после отказа Бобби Силу в его праве пригласить собственного защитника или осуществлять самому свою защиту за выражения с "большой словесной яростью" на этот отказ судья приговорил его к четырем годам лишения свободы, независимо от виновности или невиновности по основному обвинению. Этот же судья приговорил участвовавшего в процессе защитника Кюнстлера к четырем годам лишения свободы, настаивавшего на своей позиции в осуществлении защиты, за отказ немедленно сесть на свое место, за критические замечания, связанные с поведением обвинителя и судьи. Такая же участь постигла и другого защитника - Вейнгласса за то, что тот не обратил внимания на обращение к нему судьи Хоффмана, хотя, как видно из протокола заседания, Вейнгласс имел все основания полагать, что судья обращается не к нему, а к защитнику Кюнстлеру.

<*> Criminal Law Bulletin. 1970. Vol. 7. No. 2. P. 129 - 130.

Отстранить от должности такого судью в течение определенного срока (например, десяти лет) не представляется возможным опять же из-за его выборности. А при назначении условий пробации осужденному это имеет огромное значение. Ведь судья может назначить "любые другие условия" - как обоснованные и соразмерные преступлению, так и затрудняющие исправление из-за перегруженности (например, если судья назначает такое количество дискреционных условий, что человеку останется времени только на сон и подготовку к следующему дню. У такого лица, безусловно, возникнет протест, и оно вполне может пойти на нарушение менее контролируемых условий, что, в свою очередь, может повлечь замену пробации лишением свободы и дальнейшую адаптацию осужденного в преступной среде).

Пробация в отношении подростков носит довольно ограничительный характер. Так, федеральное законодательство устанавливает назначение пробации в отношении подростков, не достигших 18-летнего возраста: а) до того момента, когда подросток достигнет возраста 21-го года; б) не более максимального срока, установленного для взрослых, если подросток осужден судом общей юрисдикции <*>.

<*> В США существует развитая система судов для несовершеннолетних.

В отношении лиц, достигших восемнадцатилетия, но которым еще не исполнился 21 год, пробация назначается на срок не свыше трех лет либо не свыше максимального срока, установленного для взрослых, если такое лицо осуждено судом общей юрисдикции.

Уголовный кодекс штата Аризоны в ст. 8-358 отдельно устанавливает основные принципы назначения пробации несовершеннолетним, которые почти идентичны федеральным. А в ст. 13-921 УК этого штата указаны особые условия для назначения пробации несовершеннолетним: во время совершения преступления субъекту должно быть менее 18 лет; подсудимый осуждается за уголовное преступление; подсудимый должен быть ранее не судим.

УК штата Нью-Йорк предусматривает возможность освобождения лица, не достигшего 21 года, от пробационного контроля, назначенного за любое уголовно наказуемое деяние, до истечения срока пробации, если подросток исполнил назначенную ему судом работу для публичной или бесприбыльной корпорации, объединения, учреждения или агентства. Для этого такая работа должна быть условием пробации, об исполнении которой высылается уведомление по почте, в дополнение к этому лицо не должно было нарушать ни одно из остальных условий пробации, а также любые другие условия, относящиеся к его социальной реабилитации.

По поводу снятия пробационного надзора в отношении несовершеннолетних федеральный УК предписывает проведение слушания с участием адвоката прежде, чем пробация в отношении несовершеннолетнего будет отменена.

Как при пробации, так и при досрочном освобождении нет абсолютной возможности обеспечить защищенность общества от рецидива. Как уследить за действиями лица, подвергнутого пробации? Ведь даже если в отношении его установлены такие ограничения, как запрет посещения определенных мест и (или) заведений, то все равно нет никакой уверенности в том, что он не общается с людьми, подготавливающими преступление, скажем, через сеть Интернет или каким-либо другим способом.

Несмотря на некоторые недочеты, институт пробации в целом оказывает превентивное влияние на преступника. При внесудебной передаче лица на пробацию за незначительные проступки (службой приема судов для несовершеннолетних или полицией) упрощается процедура рассмотрения дела и уменьшается психологическое воздействие судебной процедуры. Это влияет на самого правонарушителя, который не участвует в процессе, хотя и несет ответственность за правонарушение. С одной стороны, это имеет положительный эффект, так как обвиняемый, не участвуя непосредственно в судебном процессе, не испытывает психологического давления из-за предания суду, но, с другой стороны, как быть с правом каждого человека на очное рассмотрение его дела судом? В пользу внесудебной передачи американцы приводят и такой довод: уменьшается количество дел, рассматриваемых с использованием судебного следствия в условиях состязательного процесса, следовательно, разгружаются суды в целом. Преимуществом пробации является и то, что окончание надзора не влечет за собой так называемого кризиса освобождения, поскольку семейные связи лица, его отношения с окружающими, финансовое положение, а также другие жизненно важные обстоятельства не претерпевают резких перемен, как при лишении свободы.

Так же, как и в российском законодательстве, в США существует система досрочного освобождения от отбытия наказания в виде лишения свободы. Здесь она носит название "освобождение от наказания под честное слово (parole)".

При досрочном освобождении обязательным требованием является отбытие осужденным не менее половины максимального срока заключения, назначенного судом, в течение которого осужденный добросовестно выполнял свои обязанности и вел себя надлежащим образом. После досрочного освобождения он передается под наблюдение специального органа штата на период, равный неотбытой части наказания. Если же он нарушает условия досрочного освобождения и объявляется советом или комиссией, осуществляющей наблюдение над ним, лицом, совершившим преступление, то течение срока неотбытой части наказания прерывается, так же как и при отмене освобождения под честное слово. Время, проведенное под стражей со времени объявления делинквентности до возобновления отбытия приговора, засчитывается в срок приговора - в случае если задержание было результатом ареста или явки с повинной или ареста по другому обвинению, по которому вынесен оправдательный приговор.

Досрочное освобождение из учреждения, в котором лицо отбывает лишение свободы, может быть произведено по приговору суда. Такое освобождение зависит от усмотрения специального совета штата (board of parole), после чего лицо продолжает отбывать наказание на свободе, с условием достойного поведения. В случае если лицо, освобожденное под честное слово, совершает преступление, то это влечет приостановление течения срока наказания по предыдущему приговору на дату признания его виновным, и течение этого срока возобновляется после помещения лица в исправительное учреждение по новому приговору. Время, проведенное под стражей, засчитывается в срок приговора, если лицо арестовано по другому обвинению и осуждено к тюремному заключению, засчитываемое время в этом случае ограничивается частью времени, проведенного под стражей, которое не превышает максимальный срок тюремного заключения, назначенного по такому приговору.

Лица, освобожденные под честное слово из исправительных учреждений, могут проживать не только на территории штата, в котором они были осуждены, но и переезжать на новое место жительства в любой другой штат. В таком случае один штат должен выдать согласие на выезд, а другой - выдать разрешение на проживание, если в данном штате проживают и обязуются в дальнейшем проживать родственники осужденного. Передающий штат обязан предоставить принимающему копии исполнительных документов, социальных исследований поведения осужденного и другую необходимую информацию. Помимо этого штат, разрешающий проживание на своей территории, может затребовать любую информацию, заказать любые исследования, которые власти штата сочтут необходимыми в отношении данного лица. Лицо будет наблюдаться в соответствии со стандартами, действующими в штате назначения.

Осуществлять надзор за освобожденными в соответствии с "parole" могут не только государственные органы, что, бесспорно, способствует разгрузке низшего звена государственных служб, осуществляющих надзор за лицами, освобожденными досрочно.

Генеральному атторнею дано право заключать контракт с любой группой лиц, частным агентством или частным лицом, а равно такими объединениями учреждений, как "на полпути к нормальному образу жизни" и "неродные семьи", для наблюдения, изучения, попечения и заботы о взрослых и подростках. Для этих целей Генеральный атторней может издавать инструкции о том, как следует по его усмотрению использовать ассигнования на поддержку заключенных Соединенных Штатов или другие подобные ассигнования.

На сегодняшний день достаточно большое количество людей, обвиняемых в совершении преступлений, передаются на пробацию, вместо того чтобы отбывать реальный срок лишения свободы в условиях тюремного заключения. Та роль, которая отводится осужденному в процессе исполнения пробации, а также то, что осужденный остается на свободе и может вновь совершить преступление, требуют тщательного изучения и наблюдения за пробируемыми. Осуществление пробации возлагается на службу контроля за лицами, переданными на испытательный срок. Назначается ответственный офицер (если назначаются два офицера, то один из них старший). Сам же осужденный должен не реже одного или двух раз в месяц посещать своих "кураторов". В ряде штатов служба пробационного контроля и служба контроля за досрочно освобожденными лицами объединены, что вполне понятно, ведь обязанности этих служб взаимосвязаны, а зачастую и просто одинаковы.

Разрешение проблемы применения или неприменения пробации судом невозможно без предварительного изучения личности обвиняемого, так как ни материалы обвинения, ни личное мнение судьи во время процесса не дают достаточной информации для принятия обоснованного решения о назначении пробации. Ведь характер, поведенческие проявления личности зависят не только от нынешнего положения, условий жизни и деятельности, но и от всей прошлой жизни, обусловливающей характер человека. Именно поэтому при изучении характера обвиняемого необходимо знать не только настоящие условия его жизни, но и всю сложность и многообразие ситуаций и воздействий, которые оказали определенное влияние на совершение им преступления.

В связи с этим офицерами данных служб до суда могут проводиться предварительные исследования в отношении подозреваемых, когда те арестованы полицией. Их результаты помогают определить, должен ли подозреваемый быть освобожден до окончательного судебного разбирательства под ответственность офицера. Офицеры службы пробации также исследуют предкриминальную ситуацию и составляют рекомендации к приговору (социальный доклад) для каждого правонарушителя. При этом рекомендации к приговору, перед передачей их в суд, обсуждаются с правонарушителями и их семьями. Офицеры могут привлекаться для дачи разъяснений в суде относительно их рекомендаций. Но социальные доклады передаются в суд только после установления виновности подсудимого. Более того, предоставление таких данных до признания подсудимого виновным может стать основанием для отмены приговора, так как считается, что данные, содержащиеся в докладе, не имеют непосредственного отношения к факту совершения преступления, но могут повлиять на объективность суда. Тем более что в обязанности службы пробации не входит собирание и оценка доказательств, подтверждающих или опровергающих факт совершения лицом инкриминируемого ему преступления.

При этом сама проблема отбора пробируемых лиц предполагает, что суд и сотрудник службы пробации либо могут назначать таковую даже в тех случаях, когда существует большая вероятность рецидива, с тем чтобы приложить максимум усилий и попытаться вырвать подсудимого из преступной среды, либо отказаться от такого риска и заниматься теми лицами, которые представляют меньшую опасность в плане рецидива. Однако практика применения режима пробации показывает, что возможности службы пробации крайне ограничены и, при высокой вероятности рецидива, почти полностью исключается назначение данного режима. Следует также отметить негативное отношение общества к такого рода экспериментам, а кроме того, имеются и законодательные ограничения применения пробации.

В этой ситуации выглядит не случайным, что в американском "Руководстве для судей" говорится, что при вынесении приговора, когда судья придет к выводу, что "подсудимый нуждается в руководстве и контроле, который должен был бы исходить от службы пробации, но ему также известно, что такого надзора не будет, поскольку персонал службы пробации недостаточно подготовлен или перегружен работой, он будет обязан рассмотреть возможности пенитенциарных учреждений для того, чтобы решить, не окажутся ли они более эффективными в плане исправительного воздействия на данного индивида" <*>.

<*> "Guides for sentencing", National probation and parole association. N.Y., 1957. P. 37.

Наряду с офицерами, в службах есть специалисты по исправительной работе, которые осуществляют свою деятельность и в исправительных учреждениях. В тюрьмах они оценивают степень социальной адаптации заключенных. Они также работают с заключенными, лицами, осуществляющими надзор, и другими органами для разработки и корректировки планов досрочного освобождения. Их сообщения предоставляются соответствующему совету по досрочному освобождению, когда заключенные имеют право на досрочное освобождение. Кроме того, они составляют программы обучения для повышения трудовых навыков правонарушителей. Ими подготавливаются планы лечения и информация о его результатах в отношении осужденных за преступления, связанные с наркотиками, или половые преступления, требующие индивидуальной или групповой терапии.

Лица, осуществляющие надзор, обычно работают либо только с совершеннолетними, либо с подростками. Однако в местностях с малочисленным населением, обычно сельских, юрисдикция лица, осуществляющего надзор, распространяется и на взрослых, и на несовершеннолетних. Они осуществляют надзор за правонарушителями во время испытательного срока или при досрочном освобождении посредством персональных контактов с правонарушителями и их семьями. Встречи могут происходить не только в офисе данной службы. Многие офицеры встречаются с правонарушителями у них дома, на работе или в местах прохождения терапевтического лечения. В ходе таких встреч офицеры общаются с членами семей осужденных, друзьями и другими лицами, находящимися в непосредственном контакте с правонарушителями. Офицеры могут принимать меры для прохождения наблюдаемым курса лечения от токсикомании или содействовать его обучению и трудоустройству. Как одна, так и другая службы прибегают к помощи религиозных учреждений и местных жителей для более эффективного контроля за поведением правонарушителей. Для достижения целей повторной адаптации осужденных в обществе службы надзора тесно сотрудничают с работниками патронажных агентств, службами социального обеспечения, адвокатами и т.д.

Офицерам могут быть назначены помощники для наблюдения за лицами, привлеченными к ответственности за нарушения законодательства в области высоких технологий; в случаях, когда имеется риск применения к офицерам насилия или их болезни, передающейся бытовым путем. Помощники также осуществляют сбор и доставку образцов мочи правонарушителей с целью проверки на наличие наркотиков. Кроме того, помощники могут потребоваться для возможного использования огнестрельного или другого оружия в целях защиты. Они работают по 40 часов в неделю, но в некоторых случаях может быть назначен ненормированный рабочий день для контроля пробируемых и досрочно освобожденных и помощи им в любое время суток. При выполнении такой работы требуется большая физическая и моральная отдача, но полезность и необходимость данной деятельности помощников приводят к тому, что многие из них получают моральное удовлетворение от вклада в дело ресоциализации правонарушителей.

Число дел, по которым контролирующий офицер или специалист по исправительной работе может работать, зависит от личности правонарушителей. Больше внимания приходится уделять правонарушителям, склонным к несоблюдению режима пробации или досрочного освобождения. Такие лица нуждаются в большем количестве рекомендаций, следовательно, на них приходится тратить больше времени и физических усилий. Количество дел зависит и от юрисдикции агентства. Офицеры подобных служб могут брать под контроль от 20 и до более чем ста дел одновременно <*>.

<*> U.S. Department of Labor. Probation Officers and Correctional Treatment Specialists. http://stats.bls.gov/oco/ocos265.htm.

Численность офицеров служб пробации и досрочного освобождения растет медленнее, чем количество правонарушений. Переполненность тюрем приводит к резкому увеличению числа пробируемых и досрочно освобожденных. По данным статистики, количество совершеннолетних преступников, подвергнутых пробации, выросло на 63 434 человека, то есть на 1,6% в 2002 г. по сравнению с предыдущим годом. В среднем ежегодный рост, начиная с 1995 г. по 2002 г., составил 3,1%. Около 50% всех пробируемых были осуждены за фелонии, 49 - за мисдиминоры и один процент за нарушения. 24% осужденных были на пробации за нарушения законодательства о наркотиках и 17% - за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. В штате Вашингтон самый высокий уровень пробируемых - 3819 на 100 тыс. человек, в Нью-Гемпшире - самый низкий - 387 пробируемых. Число досрочно освобожденных выросло на 20 808 в 2002 г. по сравнению с 2001 г., или на 2,8%, что почти вдвое больше среднего процента ежегодного роста (1,5%) начиная с 1995 г. В 12 штатах в 2002 г. увеличилось применение досрочного освобождения. В четырех штатах число досрочно освобожденных возросло более чем на 20%: Северная Дакота - 27%, Нью-Мексико - 26%, Кентукки - 23% и Оклахома - 21%. В 18 штатах отмечено уменьшение числа досрочно освобожденных заключенных. В четырех штатах, во главе с Вашингтоном (более чем на 39%), уменьшение составило более 10%. В целом за 2002 г. число досрочно освобожденных составило 52% от общего числа заключенных, в 1995 г. эта цифра составляла 45% <*>.

<*> U.S. Department of Justice. Probation and Parole Statistics. Probation and Parole in the United States, 2002. August 2003, NCJ 201135. http://www.ojp.usdoj.gov/bjs/pandp.htm.

Недостаток кадров приводит к перегрузке офицеров службы контроля. В некоторых случаях весь процесс пробации или контроля за досрочно освобожденными от отбывания наказания в виде лишения свободы сводится лишь к "визиту" к поднадзорному офицера службы надзора каждую "последнюю пятницу" месяца. Следствие такого положения - недостаточный контроль над осужденными, которые в свою очередь чувствуя некоторую мягкость системы и относительную безнаказанность содеянного, снова становятся на преступный путь, с которого с каждым новым преступлением все труднее и труднее свернуть.

В США планируется довести кадровый состав служб надзора до необходимого уровня к 2012 г. Это - нелегкая задача, поскольку привлечению потенциальных сотрудников препятствуют относительно низкий доход, большая нагрузка и высокая степень ответственности как перед законом, так и перед обществом. Решением данной проблемы, по мнению американских юристов, может стать увеличение использования средств электронного контроля. Компьютеры, телефоны и факсы помогают офицерам в работе. Лица, занятые надзором, могут осуществлять телефонный контроль из собственных домов. Другая техническая аппаратура, типа электронных устройств контроля и досмотра на предмет наличия наркотиков, также облегчает офицерам и специалистам по исправительной работе наблюдение за правонарушителями и подготовку рекомендаций. С помощью таких устройств, как ручные и ножные браслеты, обеспечивается полный контроль за перемещениями осужденного. Широко используется постоянная электронная сигнализация, соединяющая место проживания осужденного с компьютерной системой оповещения, находящейся в отделе службы пробации или службы контроля за досрочно освобожденными. Существуют и более сложные системы электронного слежения, которые позволяют осуществлять звуковую или визуальную идентификацию осужденного.

Однако перспективы работы рассматриваемых служб зависят прежде всего от государственного финансирования. И здесь можно ожидать положительной реакции правящей элиты, так как пробационный надзор обходится дешевле, чем содержание правонарушителей в тюрьме. Пробация, в сравнении с лишением свободы, дает экономию на сумму около 7 тыс. долл. в год на каждого пробируемого, а в целом ежегодно экономится более 13 млн. долларов <*>.

<*> См.: Уголовно-исполнительное законодательство, "Законодательство зарубежных государств". Вып. 7. М.: Изд. ВНИИСЗ, 1993.