Мудрый Юрист

Государственная власть исламской республики Иран в условиях консервативной модернизации *

<*> Berlyavskij L.G. State power of the Islamic Republic of Iran in conditions of conservative modernization.

Берлявский Л.Г., профессор кафедры конституционного и муниципального права Ростовского государственного экономического университета "РИНХ", кандидат юридических наук, доктор исторических наук.

В статье проводится исследование модернизации государственной власти Исламской Республики Иран в историко-правовом контексте.

Ключевые слова: государство, право, власть, иранское законодательство, государственно-правовая доктрина, политическая система.

The article conducts research of modernization of the state power in the Islamic Republic of Iran in historical-law aspect.

Key words: state, law, power, Irani legislation, state-law doctrine, political system.

Исламская Республика Иран занимает уникальное место среди стран региона Ближнего и Среднего Востока. Прежде всего, на всем современном государственно-правовом развитии Ирана лежит печать антишахской революции 1979 г., прервавшей процесс политической и социально-экономической модернизации 60 - 70-х годов XX в. и прекратившей насильственным путем действие Конституции Ирана 1906 г.

В литературе по конституционному праву Иран характеризуется как модернизированное теократическое государство <1>. Вместе с тем в условиях клерикально-авторитарного политического режима регулярно проводятся выборы, последними из которых были имевшие значительный общественный резонанс президентские выборы 2009 г. Принципы ислама в этом государстве нашли конституционное закрепление и повседневно реализуются в правоприменительной практике. При этом Иран по этническому составу не относится к арабским странам, географически находясь в их окружении. Кроме того, это единственное государство региона, избежавшее прямой колонизации европейских стран. Поэтому влияние последних на государственно-правовую систему Ирана было исключительно опосредованным.

<1> Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств). М., 2004. С. 368.

Находясь на протяжении тридцати лет в условиях жесткого политического противостояния с Соединенными Штатами, власти Ирана поддерживают радикальные исламские группировки в регионе, в частности "Хезболла", открыто угрожают существованию государства Израиль, претендуют на особые отношения с Российской Федерацией.

В советской науке достаточно позитивно оценивалось иранское законодательство 60-х годов XX в., принятое в соответствии с программой реформ, одобренных на референдуме 26 января 1963 г. <2>. Вместе с тем в обобщающем сочинении, вышедшем в свет накануне антишахской исламской революции 1979 г., содержался совершенно неверный вывод о том, что "объективное развитие страны, ее модернизация приводят к постепенному падению роли и влияния религии и духовенства в иранском обществе" <3>, что не соответствовало действительности.

<2> История Ирана / Отв. ред. М.С. Иванов. М., 1977. С. 428 - 434, 448 - 449, 453.
<3> Там же. С. 455.

Отдельные аспекты данной темы нашли отражение в трудах современных отечественных и зарубежных государствоведов <4>. В частности, авторы исследования по эволюции политических систем на Востоке рассмотрели проблемы модернизации государственно-политической системы Ирана с точки зрения соотношения традиций и демократизации, начиная с 20 - 30-х годов <5>. По мнению В.Е. Чиркина, в Иране Коран является частью "конституционного блока", будучи поставлен над конституцией и остальными его частями <6>. Иран относят к странам, где исламский фундаментализм утвердился на государственной основе <7>. Сделан вывод о том, что для Ирана как теократической республики характерно юридическое закрепление участия духовенства не только в политической жизни, но и в непосредственном управлении государством <8>.

<4> Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М., 2003; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986; Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак). М., 2001; Он же. Вопросы государства и права в идеологии исламского фундаментализма // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2000. N 1. С. 20 - 27; Amin S.H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 39 - 149; Noori Y. Islamic Government and Revolutionin Iran. Glasgow, 1986 etc.
<5> Эволюция политических систем на Востоке. Иран, Пакистан, Турция: традиции и демократизация / Отв. ред. В.И. Данилов. М., 1999.
<6> Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 29.
<7> Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2004. С. 95.
<8> Там же. С. 124.

До антишахской революции 1979 г. Иран, в соответствии с первой Конституцией государства 1906 г., по форме правления был парламентской монархией. Конституция 1906 г. состояла из двух нормативных актов: Основного Закона 1906 г. и Дополнений к Основному Закону 1907 г., в которых были закреплены основные гражданские права, принцип разделения властей наряду с сохранением значительных политических прерогатив шаха и шиитского духовенства. В 1911 г. был принят избирательный закон, в котором были зафиксированы такие прогрессивные принципы избирательного права, как всеобщие, прямые и тайные выборы на пропорциональной основе, отмена имущественного ценза.

После насильственного свержения династии Пехлеви 11 февраля 1979 г. был проведен референдум по вопросу будущего государственного устройства, по результатам которого Иран 1 апреля того же года был провозглашен исламской республикой. Концептуальные основы подобного типа государства были разработаны главой антишахской оппозиции аятоллой Р. Хомейни в эмиграции и изложены в сочинении "Образ правления в исламской республике". Хомейни изначально постулировал необходимость учреждения исламского государства, которое возможно в двух вариантах. Первый предусматривал руководство государством со стороны "скрытого" имама Махди либо имама, назначенного им. Второй вариант рассчитан был на отсутствие "истинного" имама, при котором наиболее адекватной для иранских шиитов могла быть только исламская республика как демократический строй.

В последний период деятельности "лидера исламской революции" Р. Хомейни проявились черты эволюции его государственно-правовой доктрины, который стал претендовать на роль лидера и верховного судьи всего мусульманского мира. В частности, им была выпущена фетва, содержащая нормативное предписание каждому мусульманину казнить автора книги "Сатанинские стихи" писателя С. Рушди.

В принятой Конституции Исламской Республики Иран 1979 г. нашли отражение практически все концептуальные установки Р. Хомейни. В пространной преамбуле к Конституции изложены основные этапы "великой Исламской революции", приведшей к свержению "власти внутренней тирании и основанного на ней иностранного господства". Сущность Основного Закона выражена в положении о том, что "Конституция Исламской Республики Иран на основе исламских установлений отражает культурные, социальные, политические и экономические институты иранского общества, которые являются воплощением искренних стремлений исламской нации (уммы)" <9>.

<9> Iran - Constitution. URL: www.facultystaff.richmond.edu/ ~jjones// confinder/ const.htm (в настоящей статье используется текст Конституции Исламской Республики Иран 1979 г. в последней редакции, размещенный на сайте юридического факультета Университета Ричмонда, США).

Источники конституционного права ИРИ определены в положении преамбулы о том, что законотворчество, которое отражает принципы социального управления, находится в рамках Корана и Сунны. "Поэтому необходим серьезный и пристальный контроль со стороны справедливых, праведных и преданных исламских богословов". Исходя из этого, иерархия источников иранского государственного права выглядит следующим образом: Коран, Сунна - толкования исламских богословов - Конституция ИРИ - светское законодательство.

Основы конституционного строя изложены в целом ряде статей, начиная со ст. 1, согласно которой форма правления в Иране установлена как "исламская республика, за которую проголосовал иранский народ большинством в 98,2% на референдуме, который был проведен после исламской революции под руководством Великого Аятоллы имама Хомейни". Принципы построения исламской республики прописаны исключительно с богословских позиций: единобожие, на основе которого установлены законы шариата; божественные откровения, применяемые для толкования законов; страшный суд; божественная справедливость; преемственность правления имамов и др. (ст. 2). В ст. 4 установлено, что исламские ценности должны быть основой всех законов и решений в области гражданского, уголовного, финансового, экономического, административного и другого права. Действие данной нормы распространяется на иные статьи Конституции, законов и подзаконные акты. Факихи в Совете хранителей Конституции контролируют выполнение данного положения.

Идеологема исламской трансграничной общности проявилась в ст. 11, содержащей норму-цель: "В соответствии с аятом из Священного Корана мусульмане считаются единым народом, правительство Исламской Республики Иран должно проводить свою генеральную политику на основании единства и солидарности исламских народов, а также стремиться к осуществлению политического, экономического и культурного союза в исламском мире" <10>. Анализ данной статьи нередко приводит специалистов к выводу, что Конституция ИРИ составлялась как прообраз будущего основного закона для всего исламского мира. Попытка экспорта идей и установлений "исламской революции" сталкивается с противоречиями между Ираном и арабскими государствами, обнажившимися в ходе ирано-иракской войны и после нее.

<10> Iran - Constitution. URL: www.facultystaff.richmond.edu/ ~jijones// confinder/ const.htm.

Система высших органов государственной власти в ИРИ обладает весьма значительной спецификой в силу наличия наряду с тремя традиционными ветвями власти четвертой, которую в специальной литературе предлагается именовать теократическими институтами власти, органами власти исламского духовенства либо религиозно-клерикальными властными институтами.

Прежде всего, к органам власти исламского духовенства относится Совет экспертов (Шоура-е хобреган), состоящий из избираемых всеобщим голосованием на 8 лет 86 муджтахидов и обязанный проводить свои заседания как минимум 5 дней в году. В соответствии со ст. 107 и 111 Конституции ИРИ в компетенцию данного органа входят следующие важнейшие государственно-правовые правомочия:

  1. избрание духовного лидера страны (рахбара) либо образование исполняющего его обязанности руководящего совета из 3 - 5 человек;
  2. подготовка проектов изменений и поправок в Конституцию ИРИ, которые могут быть инициированы исключительно Советом экспертов.

Компетенция духовного лидера зафиксирована в ст. 5 и разделе 8 (ст. 107 - 112), в которых установлено, что "в эпоху сокрытого имама" руководство исламской общиной и ее управление становятся обязанностью обладающего высокими человеческими качествами факиха, которого абсолютное большинство народа признает и приемлет как своего руководителя. Согласно ст. 107 Конституции духовный лидер страны берет на себя управление делами государства и ответственность, вытекающую из этого.

К правомочиям духовного лидера относятся утверждение избранного Президента ИРИ в должности; объявление войны, заключение мира, объявление мобилизации вооруженных сил; исполнение обязанностей верховного главнокомандующего; принятие решений об амнистии и помиловании; назначение референдумов. Духовный лидер вправе единолично производить назначения на важнейшие государственные должности: факихов - членов наблюдательного совета, главы судебной власти, главнокомандующего Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и командующих тремя родами войск. Наконец, он имеет право на отстранение от власти президента на основании заключения Верховного Суда либо по решению Меджлиса. Духовный лидер не несет какой-либо конституционной либо иной юридической ответственности за свою деятельность.

Духовный лидер осуществляет опеку (велаят) над всей системой власти и страной в целом, реализуя концепцию велаят-е-факих, являющуюся фундаментом исламского государственного устройства. Пост духовного лидера создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном мусульманском государстве-халифате <11>.

<11> Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. 4-е изд. М., 2005. С. 180.

Совет хранителей Конституции или наблюдательный совет (Шоура-е негяхбан-э ганун асаси) в соответствии со ст. 94 утверждает все решения парламента. Данный орган осуществляет предварительный отбор кандидатов в депутаты Меджлиса, а также рассматривает жалобы на нарушения избирательных прав при выборах духовного лидера страны, Совета экспертов, президента и депутатов Меджлиса (ст. 99). Кроме того, Совет хранителей осуществляет официальное толкование Конституции. В его состав входит 12 членов, из которых половина назначается духовным лидером страны, а вторая половина избирается парламентом по представлению главы судебной власти.

Наблюдательный совет следит за соответствием законов не столько Конституции 1979 г., сколько Корану. Под предлогом противоречия Корану в 1982 г. он отклонил законы об аграрной реформе и монополии внешней торговли, в 1987 г. - закон о труде. Однако считается, что последнее слово все же принадлежит парламенту <12>.

<12> Там же. С. 55.

В данную группу органов входят также Комитет соблюдения исламского порядка и Высший совет по культурной революции.

Законодательную власть в стране осуществляет однопалатный парламент - Меджлис (Меджлис-е шоура-е мелли), 270 депутатов которого избираются на четырехлетний срок. В соответствии со ст. 62 Конституции иранский парламент состоит из представителей народа, которые избираются прямым тайным голосованием. Полномочия парламента ограничены ст. 72, 105 Конституции ИРИ: он не может принимать законы, "противоречащие основам и положениям официального религиозного течения государства и Конституции". Контролирует соблюдение данных норм Совет хранителей Конституции.

В нормах о формировании комитетов парламента отразилась иранская интерпретация концепции солидаризма. Так, в ст. 104 устанавливается, что "с целью осуществления исламской справедливости" при подготовке программ и обеспечении сотрудничества для развития сфер производства, промышленности и сельского хозяйства формируются комитеты Меджлиса из представителей рабочего класса, крестьян и всех сотрудников и администраторов в этой области. Что касается административных, образовательных и служебных учреждений, то данные комитеты формируются из сотрудников вышеуказанных учреждений <13>.

<13> Iran - Constitution. URL: www.facultystaff.richmond.edu/ ~jijones// confinder/ const.htm.

Для принятия решения Меджлисом требуется кворум в две трети от общей численности депутатов. Законопроект может вноситься на рассмотрение Меджлиса при условии поддержки его 15 депутатами. Все международные договоры ИРИ подлежат ратификации меджлисом. Очень важно, что до начала деятельности правительства оно обязано получить вотум доверия Меджлиса. В компетенцию иранского парламента входят также толкование светских законов и объявление импичмента президенту большинством в две трети голосов депутатов. При этом конституционных способов воздействия на Меджлис президент не имеет, поскольку правом роспуска парламента обладает исключительно духовный лидер страны.

Исполнительную ветвь власти в ИРИ возглавляет президент (раис-е Джомхури-е Эслами-е Иран). Несмотря на то что официально президент является главой ИРИ, все его правомочия ограничены контролем духовного лидера. По Конституции (ст. 113) президент республики является высшим органом в стране после духовного лидера, который может по рекомендации Меджлиса или Верховного Суда отстранить его от должности. Президент отвечает за исполнение Конституции и организацию отношений между ветвями власти. Он возглавляет исполнительную власть при решении всех вопросов, за исключением тех, которые относятся к компетенции духовного лидера страны.

Конституция содержит квалификации для избрания президента на четырехлетний срок. В ст. 115 говорится, что президент республики избирается среди верующих политиков, обладающих следующими качествами: иранец, имеющий иранское гражданство; управленец и хозяйственник; благочестивый; порядочный и богобоязненный; верующий и следующий принципам Исламской Республики Иран и официального религиозного течения страны.

Относительно правового статуса иранского президента сложились две точки зрения. Одни специалисты считают, что главой иранского государства в полном смысле слова является духовный лидер <14>. Другая позиция сводится к тому, что в Иране основные полномочия президентуры разделены между духовным лидером и президентом, это "двуглавая президентура" <15>.

<14> Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Т. 1 - 2. Часть общая / Отв. ред. Б.А. Страшун. 3-е изд. М., 2000. С. 621.
<15> Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. 4-е изд. С. 327.

В соответствии со ст. 156 Конституции ИРИ судебная власть независима. Однако ее деятельность ограничена рамками, сформулированными в государственно-правовой концепции Р. Хомейни: она должна действовать на основе исламских норм и обычаев. Высшей судебной инстанцией является Высокий совет правосудия, состоящий из 5 членов, срок полномочий которых - 5 лет. В данный орган входят председатель (главный судья) Верховного Суда и генеральный прокурор (оба должны быть муджтахидами), три других члена избираются мусульманскими правоведами <16>.

<16> Iran - Constitution. URL: www.facultystaff.richmond.edu/ ~jijones// confinder/ const.htm.

В компетенцию Высокого совета правосудия входит, в частности, утверждение смертных приговоров, подготовка законопроектов, относящихся к судебной власти, наблюдение за назначением судей, решение ряда кадровых вопросов. Контроль за правильным исполнением законов, обеспечением их единого толкования осуществляется Верховным Судом. Председатель (главный судья) Верховного Суда и генеральный прокурор назначаются Высоким советом правосудия после консультации с судьями Верховного Суда на 5 лет. Верховный Суд является апелляционной инстанцией, проверяющей решения нижестоящих судов, чтобы гарантировать их соответствие законам страны и единообразие судебной правоприменительной практики. Судьи всех судов обязаны быть знатоками шиитской версии мусульманского права, а также отвечать другим требованиям, установленным Высоким советом правосудия.

Исследование государственной власти Исламской Республики Иран приводит к следующим выводам.

Реализация носившего в целом прогрессивный характер иранского модернизационного законодательства 60-х годов XX в. была прервана революцией конца 70-х годов, прошедшей под лозунгами свержения династии Пехлеви и установления исламской республики.

Концептуальные основы современного государственного права Ирана, разработанные аятоллой Р. Хомейни, сводились к сочетанию нормативного закрепления основ исламского фундаментализма с ограниченной модернизацией системы государственного управления.

Конституция Ирана 1979 г. закрепила переход от парламентской монархии к новой форме правления - теократической республике.

Все источники конституционного права ИРИ должны соответствовать шиитской версии мусульманского права, что ставит практически все светское законодательство государства в подчиненное положение.

В составе высших органов власти Ирана учреждена особая ветвь власти - институты власти исламского духовенства: Совет экспертов, духовный лидер страны, Совет хранителей Конституции, Комитет соблюдения исламского порядка, Высший совет по культурной революции.

Авторитарно-клерикальный политический режим Ирана допускает проведение выборов светских органов власти, развитие институтов рыночной экономики, провозглашает конституционные права ряда национальных меньшинств.

Правовой статус главы государства Исламской Республики Иран носит бицефальный характер, будучи разделенным между духовным лидером, имеющим весьма значительный объем полномочий, и президентом. Нынешний президент ИРИ А. Ахмадинеджад компенсирует недостаток конституционных полномочий достаточно агрессивной внешнеполитической риторикой и ужесточением политического режима внутри страны.