Мудрый Юрист

Виктимизация как процесс реализации криминальной виктимности *

<*> Gaptelganiev R.G. Victimization as a process of realization of criminal victimity.

Гаптелганиев Рафис Гаптелбариевич, старший помощник прокурора Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан, советник юстиции, соискатель кафедры уголовного права и криминологии Академии Генеральной прокуратуры РФ.

В отечественной науке виктимизация рассматривается как процесс превращения конкретного лица или определенной общности людей в жертву преступления или же повышенная способность (повышенные свойства) человека и определенной группы людей (общности людей) становиться при определенных ситуациях жертвами преступлений. Виктимизацию жертвы и криминализацию преступника в конкретно взятом преступлении можно представить как две стороны одной медали. В исследованиях нередко встречается понятие "вклад" жертвы в криминализацию преступника. В ряде преступлений "вклад" может проявиться в конкретных действиях или, наоборот, в бездействии, проявлении невнимательности, пассивности и т.д. Становление преступника - его криминализация и становление жертвы - ее виктимизация представляют собой процессы взаимодействия и обмена элементами причастности. Преступник и жертва взаимно определяют и взаимно дополняют друг друга в процессе криминализации - виктимизации. В статье также приводятся примеры чередования и одновременного развития процессов криминализации и виктимизации. Исследование проблем виктимизации не менее важно, чем исследование проблем криминализации. В современном мире становится очевидным, что наряду с предупреждением, борьбой с криминализацией общества необходимо принять меры, направленные на ограничение виктимизации, а также снижение виктимности граждан.

Ключевые слова: виктимизация, виктимность, криминализация, предкриминальная ситуация, взаимодействие преступника и жертвы, криминогенно-виктимогенная ситуация, детерминанты преступления.

Russian science considers victimization as a process of transformation of concrete person or certain community of people into victim of a crime or excessive ability (excessive properties) of a man or certain group of persons (community of people) to become in certain situations victims of crimes. Victimization of victim and criminalization of criminal in a concrete crime can be regarded as two sides of one medal. The studies often mention the concept "contribution" of victim to criminalization of criminal. In a number of crimes "contribution" may reveal itself in concrete actions or vice versa in failure to act, negligence, passiveness and so on. Formation of criminal - his criminalization and formation of victim - its victimization are the processes of interaction and interchange by elements of belonging. Criminal and victim mutually determine and mutually add to each other in the process of criminalization-victimization. The article also gives the examples of alternation and also simultaneous development of processes of criminalization and victimization. The study of problems of victimization is not less important than the problems of criminalization. In contemporary world it becomes obvious that alongside with prevention, struggle with criminalization of society it is necessary to take measures aimed at limitation of victimization and also reduction of victimity of citizens.

Key words: victimization, victimity, criminalization, pre-criminal situation, interaction of criminal and victim, criminogenic-victimogenic situation, determinants of crime.

Одним из основополагающих терминов виктимологической науки является понятие "виктимизация", введенное в правовую литературу Л.В. Франком. Под виктимизацией он понимает процесс превращения лица в реальную жертву или конечный результат такого процесса. Определение виктимизации в юридической науке неоднозначно, хотя данное понятие относится к одним из основных в криминальной виктимологии, и ученые все чаще обращаются к жертве преступления в совокупности с известными показателями преступной интенсивности, криминальной пораженности, общественной опасности и других коэффициентов виктимизации. Это является следствием того факта, что виктимизация является одним из важнейших явлений, которое все больше и больше приобретает актуальность и требует установления конкретного содержания термина "виктимизация", что способствовало бы дальнейшему росту и развитию данной науки. В отечественной науке виктимизация рассматривается как процесс превращения конкретного лица или определенной общности людей в жертву преступления.

Во многих исследованиях виктимологического характера термин "виктимизация" почти или совсем даже не используется, а проблемы, составляющие предмет исследования данного явления, рассматриваются при анализе криминогенно-виктимогенных ситуаций и механизма взаимодействия субъектов в таких ситуациях, где жертва выступает как элемент более общей системы "преступник - потерпевший - ситуация преступления", обнаруживающий ее реальный "вклад" в детерминацию преступления.

Психологической основой преступного посягательства, совершаемого в криминогенно-виктимогенной ситуации, является взаимодействие преступника и жертвы. Среди элементов ситуации важную криминогенную роль играют свойства, поведение и социальный статус людей, на которых совершается посягательство и которые ослабляют риск для преступника. Решение действовать с учетом виктимогенных характеристик будущей жертвы, а также выбор ее в качестве объекта посягательства в конечном итоге зависит от преступника, но жертва может внести существенный "вклад" в собственную виктимизацию. Как часть детерминации преступления, виктимизация имеет смысл лишь в соприкосновении, тесной связи с криминализацией, в которой она находит отражение и логическое завершение, если только само по себе не представляет также и самостоятельный процесс криминализации. Виктимизацию жертвы и криминализацию преступника в конкретно взятом преступлении можно представить как две стороны одной медали. В исследованиях нередко встречается понятие "вклад" жертвы в криминализацию преступника. В ряде преступлений "вклад" может проявится в конкретных действиях или наоборот в бездействии, проявлении невнимательности, пассивности и т.д. Все это способствует усилению процесса превращения потенциального преступника в реального, но и придает этому процессу направленный и предметный характер, указывая определенную жертву, делая ее все более притягательной, а затем и единственно приемлемой в данной ситуации на эту роль. В то же время необходимо отметить, что процесс криминализации преступника и виктимизации жертвы составляют две самостоятельные линии поведения, которые при их пересечении образуют новую систему связей и отношений и перерастания этих отношений в конкретное преступное посягательство. Процесс виктимизации жертвы, протекающий во взаимодействии с процессом криминализации преступника, охватывает не только криминальную, но и предкриминальную ситуацию. Становление преступника - его криминализация и становление жертвы - ее виктимизация представляют собой процессы взаимодействия и обмена элементами причастности. Преступник и жертва взаимно определяют и взаимно дополняют друг друга в процессе криминализации - виктимизации.

Виктимность означает повышенную способность (повышенные свойства) человека и определенной группы людей (общности людей) становиться при определенных ситуациях жертвами преступлений. Процесс превращения человека или общности людей в жертв преступлений (имеется в виду при наличии свойств или способности) является виктимизацией. Виктимность - характерный признак, индивидуальное свойство или качество, а виктимизация - это процесс, который существует только тогда, когда он имеет свои стадии развития и проявляется в конкретной преступной ситуации. Таким образом, говоря о взаимодействии виктимности и виктимологии, можно смело утверждать, что виктимность выполняет роль своеобразной двигающей силы, активизирующей процесс виктимизации.

В работах ряда авторов отмечалось, что сам факт отношения людей к какой-то группе, по каким-то признакам уже указывает на наличие у этих лиц повышенной виктимности. Эти признаки являются более привлекательными потенциальным преступникам, особенно это характерно для преступлений корыстного характера: краж, грабежей и т.д. Некоторые признаки не столько привлекательны, столько "удобны или приемлемы" для преступников. Например, вероятность неактивного сопротивления, возможность остаться безнаказанным и т.д. Эти признаки характерны в преступлениях против малолетних, лиц, находящихся в состоянии опьянения, и т.д. Наличие нескольких признаков виктимности, ускоряющих процесс виктимизации, также активизирует и процесс криминализации. Например, И. вместе со своим другом К. зашел в рюмочную "Фея" отметить с ним свой день рождения. В кафе он угощал К. и еще нескольких своих друзей и незнакомых ему мужчин. Один из незнакомых ему ранее мужчин Е., уже будучи в состоянии алкогольного опьянения, решил отблагодарить И. и предложить купить бутылку водки за его счет и выпить вместе. Он достал из кармана кошелек, в котором находилось около 16 тыс. рублей, и передал К. 1000 рублей, чтобы тот купил водки и закуски. До вечера они распивали водку, Е. рассказал, что получил заработную плату, пришел в этот район к своей бывшей жене, чтобы оставить денег для своей дочери, но их не было дома. Около 22 часов Е. направился в сторону дома своей бывшей жены, после его ухода И. предложил К. проследовать за ним, ударом кирпича повалить его и отобрать деньги. Проследовав за ним, И. и К. догнали Е. во дворах домов возле мусорных контейнеров. И. взял из мусорки обломки стула, подбежав, сзади ударил Е. по голове, после того как тот упал, они сняли с него куртку, забрали деньги и ушли. Из анализа данного примера можно сделать выводы о том, что привлекательными признаками (свойствами) виктимности Е. для преступников послужили наличие денег, которые он демонстрировал, то что он был чужой в этом районе, в рюмочную пришел один, был в состоянии опьянения, соответственно, не мог оказывать сопротивления и т.д. На процесс виктимизации Е. и криминализации И. и К. повлияли именно эти факторы. Приведенный пример показывает влияние виктимности и виктимного поведения на процесс виктимизации до его завершающей стадии, т.е. до совершения преступления, когда виктимность реализовалась в жертву. Однако виктимность реализуется не только в форме виктимного поведения, но и путем опосредованного влияния на процесс криминализации преступника. Иногда процесс криминализации преступника развивается намного интенсивнее процесса виктимизации ввиду активного преступного поведения. В данном случае виктимность перерастает в виктимизацию не вследствие виктимного поведения, а в силу отношения лица к определенной группе, общности людей, исполнения определенной социальной роли, служебного положения и т.д. Такие варианты виктимности встречаются при нападении на работника милиции в целях завладения его оружием, на кассира или на инкассатора с целью завладения денежными средствами. При этом возможны ситуации, когда потенциальный потерпевший своими решительными действиями прервет процесс реализации виктимности или, наоборот, своими виктимным поведением усилит его, превращая процесс криминогенно-виктимогенного воздействия преступника и жертвы.

Приведенные выше примеры показали взаимосвязь процессов виктимизации и криминализации, а также пресечение этих процессов в конкретном преступном посягательстве. Процессы виктимизации и криминализации принято считать как две линии, имеющие точку пересечения. Однако нередко процессы виктимизации и криминализации, взаимодействуя, чередуются, т.е. процесс виктимизации жертвы дополняется процессом ее криминализации, а процесс криминализации преступника может быть дополнен процессом его виктимизации. Такие процессы характерны в преступлениях, связанных с превышением пределов необходимой обороны, когда жертва превращается в преступника, а преступник в жертву. В таких случаях мы наблюдаем два процесса, чередующихся друг за другом, виктимизация жертвы и его криминализация, а также криминализация преступника и виктимизация его в жертву.

Ранее в литературе отмечалось, что в преступлениях жертва и преступник взаимосвязаны, нередко их действия носят не только встречный характер, но могут быть и совместными, солидарными. В этих случаях наблюдается даже некое сотрудничество между преступником и жертвой. Виктимность жертвы одновременно развивается с ее криминальностью. Такие примеры характерны для преступлений, связанных с взяточничеством, вовлечением несовершеннолетнего к совершению преступления. Необходимо отметить, что в этих случаях виктимность и криминальность не чередуются, а носят одновременно развивающийся характер.

Характерно считать, что жертва (потерпевший) должна совершать действия во избежание преступной ситуации. Это естественное поведение человека, направленное на избежание всякой опасности, не только преступного посягательства. Поведение человека в какой-то мере оправданно до момента, когда его действия не представляют угрозу другим. В том числе и в отношении того, кто ранее представлял для него угрозу. Когда эти действия переросли в столкновение или противоборство виктимизации жертвы совпадает с виктимизацией преступника. Точнее говоря, виктимизация потенциальной жертвы одновременно сопровождается ее криминализацией, а криминализация потенциального преступника сопровождается его виктимизацией. Содеянное становится результатом взаимодействия потенциальной жертвы и потенциального преступника, реальной жертвы и реального преступника. Такие примеры характерны в преступлениях, связанных с обоюдным нарушением правил дорожного движения, повлекшим последствия, указанные ст. 264 УК РФ, при хулиганских действиях с обоюдной дракой и т.д.

Уже отмечалось, что на процесс возникновения, развития виктимности влияет виктимное поведение жертвы, криминальное поведение преступника, а также опосредованное влияние на процесс криминализации преступника. В последнем случае опосредованное влияние проявляется в действии будущей жертвы, направленном на возникновение и рост виктимности. Например, человек избирая профессию милиционера или инкассатора самостоятельно, попадает в общность людей, привлекательных для криминальных элементов. В данном случае лица, которые попали в эту общность, осознают, что когда-то или где-то они могут быть жертвами именно в силу своего статуса. Поэтому принимаются меры для избежания или защиты от таких ситуаций. Например, оснащение средствами защиты, снаряжение оружием. В этом случае можно говорить о "подконтрольности" процесса виктимизации.

На наш взгляд, процесс возникновения и развития виктимности может идти вне ведения самой будущей жертвы. К этому могут привести определенные социально-экономические, демографические и политические изменения в обществе. В таком случае сама будущая жертва не делает никаких действий, но постепенно проходит стадии развития виктимизации до конечного результата. Такие примеры характерны в случаях, связанных с массовыми обманами вкладчиков различных финансовых пирамид, участием в долевых строительствах и т.д.

Во все времена преступник следовал одному житейскому принципу: потенциальную жертву нельзя оставлять без внимания. В мире регулярно становятся жертвами преступлений миллионы людей. Власти государств не могут принять достаточно мер, снижающих виктимность граждан, защищающих их от преступных посягательств. Именно поэтому в 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН вынесла резолюцию, призывающую принять на международном и региональном уровне все надлежащие меры в области ограничения виктимизации, содействовать обмену информацией о наиболее эффективных мерах в этой области.

Литература

  1. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1977.
  2. Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе, 1977.
  3. Курс советской криминологии. М., 1985. Т. 1.
  4. Сидоров Б.В. Поведение потерпевших от преступления и уголовная ответственность.
  5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. N 40 - 35. Опубликовано Департаментом общественной информации ООН.