Мудрый Юрист

Административные правонарушения в области охраны собственности на землю

Трофимова И.А., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского государственного социально-гуманитарного института.

В настоящее время особую актуальность и практическую значимость приобретает исследование особенностей правовой природы соответствующих административных норм, основных способов государственного регулирования земельных отношений. Отсутствие в законодательстве определенных стандартов государственно-правового регулирования права собственности на землю ставит перед правовой наукой задачи по выявлению четких критериев, позволяющих определить степень администрирования проводимых социально значимых земельных реформ.

Под администрированием в данной сфере нужно понимать применение административно-правовых норм при государственном регулировании отношений собственности на землю. Сюда можно отнести нормативно-правовое регулирование права собственности на землю, признание и переоформление земельных участков, государственную регистрацию прав на землю, государственный мониторинг и учет земель, государственный контроль и охрану земель, в том числе и применение административной ответственности за земельные правонарушения.

Как указывает В. Щуров, реализация норм земельного права в большинстве случаев происходит при непосредственном участии органов государственного и местного управления. При этом указанная деятельность не всегда носит бесспорный характер, что находит свое отражение как в материалах юридической направленности, так и в изданиях общественно-политического характера <1>. По мнению А.И. Окунева, преобладание административного элемента в регулировании земельных отношений подчеркивается не только в российских изданиях, но и в ведущей западноевропейской прессе <2>.

<1> См.: Щуров В. Землю поставили на кон // Экономическая безопасность. 2008. N 3.
<2> См.: Окунев А.И. Проблемы административно-правового регулирования земельных отношений: актуальные вопросы // Юрист. 2008. N 11. С. 34.

И.В. Максимов отмечает, что в условиях правового государства юридическая ответственность приобретает двойную направленность: во-первых, на защиту прав и свобод личности и, во-вторых, на надежную охрану общественного правопорядка от нарушений. В зависимости от того, насколько полно и точно реализуются требования правовых норм, устанавливающих юридическую ответственность, определяется степень прочности и незыблемости правопорядка в обществе и государстве. Отсюда вполне понятны первые глубокие преобразования в сферах преимущественно гражданско-правовой и уголовной охраны интересов личности, общества и государства.

По его мнению, административные правонарушения - это самые распространенные из всех видов противоправных проявлений, что придает вопросу борьбы с ними особую значимость. Причем наибольший рост противоправных посягательств на административный порядок приходится на периоды упадка экономической, политической и правовой системы государства, приводящего к ослабеванию функции охраны правопорядка и законности в обществе. При слабости постсоциалистического государства экономическая ситуация, ограниченность сферы уголовно-правового воздействия на разного рода асоциальные явления и доминирование фискальных интересов, пожалуй, не позволяют быстро разрешить внутренние противоречия в России, продемонстрировать готовность государства к существованию в новых условиях <3>.

<3> См.: Максимов И.В. Административные наказания. М., 2009. С. 130.

В качестве примера можно рассмотреть выступление В.В. Путина, приведенное И.В. Максимовым: "Эффективность государства определяется не столько объемом контролируемой им собственности, сколько действенностью политических, правовых и административных механизмов соблюдения общественных интересов в стране".

А без эффективно действующего механизма административной ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членов общества, имеют лишь декларативный характер; правоохранительные органы не способны осуществлять принуждение к исполнению обязанностей, восстановление нарушенных прав и наказание нарушителей правовых запретов. Если органы административной юрисдикции проявляют бессилие в борьбе с правонарушениями либо попустительствуют правонарушителям, то в обществе так или иначе формируется мнение, что многие установленные законом запреты можно безнаказанно обходить, а для защиты своих прав целесообразно прибегать к самоуправству, самосуду, привлекая разные неофициальные "силовые" структуры. Вместе с тем отсутствие реально действующей системы административной ответственности влечет за собой произвол со стороны государства, когда принуждение применяется произвольно, по усмотрению власть имущих. Государственные органы и должностные лица наделены властными полномочиями по привлечению к административной ответственности, применению и реализации санкций за правонарушения. Незаконное и необоснованное использование этих полномочий может нанести существенный урон прежде всего правам и свободам личности <4>.

<4> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 3 апреля 2001 г. "Не будет ни революций, ни контрреволюций!" // Российская газета. 2001. 4 апр.

По нашему мнению, сущность административной ответственности заключается в воздействии на правонарушителя, которое влечет за собой отрицательные для правонарушителя последствия морального (предупреждение), материального (административный штраф) или личного (административный арест) характера. Цель этого воздействия - воспитание нарушителя, предупреждение правонарушений (общая и частная превенция).

Административная ответственность сопровождается осуждением противоправного поведения от имени государства его полномочными органами и должностными лицами, государственной отрицательной оценкой действий правонарушителя.

Административное право, рассматривая земельный участок как природный объект и (или) ресурс, предусматривает санкции со стороны государственной власти за нарушения установленного порядка использования земельных участков, так как земельные правонарушения подрывают основу жизнедеятельности всего гражданского общества и относятся к числу наиболее общественно опасных <5>.

<5> См.: Митягин К.С. Правовая природа земельного участка: научно-практические межотраслевые правовые подходы // Законодательство. 2008. N 1.

Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность <6>.

<6> СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1.

По мнению некоторых авторов, в гл. 2 КоАП РФ отсутствует вычлененное понятие "административная ответственность". Хотя при тщательном изучении и анализе ст. 2.1 КоАП РФ можно заметить, что административная ответственность наступает исключительно при наличии основания - совершения административного правонарушения <7>.

<7> См.: Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право. М., 2007. С. 80.

Необходимо отметить, что в соответствии с гл. 1 КоАП РФ в понятие "административная ответственность" включаются действия государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции, например судов, федеральных служб, в том числе налоговой службы, регистрационных органов и иных надзорных инстанций, в том числе и негосударственных организаций, направленные на достижение основной цели и принципа административного законодательства: неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступок <8>.

<8> См.: Там же. С. 81.

По определению других ученых, "административная ответственность - это реализация предусмотренных административным правом санкций, осуществляемая посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц)" <9>.

<9> Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Эксмо, 2008. С. 277.

На наш взгляд, следует согласиться с данной точкой зрения, которая подтверждается нормами административного права.

Все составы правонарушений, предусмотренные административным законодательством, содержат указания на форму деяния виновного лица, хотя большинство правонарушений и выражается в форме действия.

Единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ является совершение физическим или юридическим лицом административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическо-правовыми признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и обобщающего в составе административного проступка все предусмотренные нормами административного права элементы, как-то: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Следует отметить, что наказуемость за совершенное противоправное деяние означает, что административным проступком может быть признано исключительно конкретное противоправное, виновное деяние (действие или бездействие либо последовательное действие с бездействием или бездействие с действием - совокупность составов административного правонарушения), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Таким образом, правоприменителем - государственным органом или его должностным лицом, компетентным рассматривать дела, вытекающие из административных правонарушений, возможно применение к нарушителю - "виновному субъекту" закрепленных в административном законодательстве санкций.

От административного правонарушения нужно отличать земельное правонарушение.

Земельное правонарушение - противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство и причиняющее вред земельным ресурсам, окружающей природной среде и здоровью человека. Правонарушения различаются по степени общественной опасности, характеру, последствиям и потому влекут за собой различные виды юридической ответственности.

Земельным кодексом РФ предусмотрены четыре вида ответственности за земельные правонарушения - уголовная, административная, дисциплинарная и возмещение вреда, - в соответствии с которыми классифицируются и виды правонарушений.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. предусмотрено 40 составов административных проступков в области землепользования и охраны окружающей природной среды, среди которых:

Для рассмотрения дел об административных правонарушениях установлен срок до двух месяцев со дня совершения правонарушения либо со дня его обнаружения (при длящемся правонарушении).

Как указывает Ю.Г. Марков, более 1/3 административных дел разбираются с нарушением установленного срока, т.е. неоперативно. В результате снижается эффективность административной ответственности. Постановления о наложении административного взыскания направляются по месту работы или жительства, где они исполняются не в срок или даже вообще не исполняются. Несмотря на то что сумма штрафа возросла, она остается несоразмерной с величиной содеянного. К тому же согласно специальному анализу и проводимым проверкам довольно высок уровень латентности правонарушений, т.е. их низкой выявляемости <10>.

<10> См.: Марков Ю.Г. Земельное право: вопросы, ответы, задачи: Учебное пособие. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. С. 134.

Различают несколько видов административных наказаний, которые могут применяться при совершении правонарушений в области охраны собственности на землю: предупреждение, административный штраф, конфискация или возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или объектом правонарушения, административное приостановление деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный им вред (ст. 74, п. 2 ЗК РФ).

Применение административно-предупредительных и административно-пресекательных мер осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом и должно быть обеспечено средствами судебного контроля.

Процессуальные административно-правовые нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях, стадии производства и процессуальные права и обязанности судей, органов, должностных лиц, рассматривающих дела, а также процессуальные права и обязанности участников производства (граждан, юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности, потерпевших, законных представителей и защитников указанных лиц, свидетелей, экспертов и специалистов, прокуроров).