Каноны григория просветителя как источник армянского права *
<*> Petikyan S.G. Canons of Apostle Gregory as a Source of the Armenian Law.Петикян Сирануш Гарниковна, аспирант кафедры теории и истории государства и права, ассистент кафедры гражданского права и процесса Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (национально-исследовательский университет).
Анализируя каноны Григория Просветителя, автор показывает, что помимо религиозных норм в них содержались правовые нормы, обязательные для всех слоев населения. Каноны являлись источником армянского права, регулировали определенные общественные отношения.
Ключевые слова: каноны, источник права, идеи прав человека.
Studying the cannons of Apostle Gregory, the author pointed out, that apart from the religious norms, they provided for the legal norms, obligatory for all the social classes. Canons were a source of the Armenian law, regulated the certain social relations.
Key words: canons, the source of law, the ideas of human rights.
Важный этап в развитии армянского права был связан с распространением и принятием христианства в Армении, которое оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни армян, а также на их право и на юридические институты.
В начале IV в. в период царствования Трдата III (династия Аршакуни) в Армении произошло крупное событие - впервые в мире в 301 г. христианство было объявлено в Армении государственной религией <1>. Во главе церкви в Армении стал Григор (Григорий) Лусаворич (на русском языке - Просветитель), сыгравший, по преданию, главную роль в деле установления христианства, а ранее жестоко пострадавший от преследований, о чем повествуют истории Григория Просветителя и другие источники <2>.
<1> Авакян Р.О. Памятники армянского права. Ереван: ЕФ МНЮИ - XXI век, 2000. С. 11; Нерсисян М.Г. История армянского народа с древнейших времен до наших дней. Ереван: Издательство Ереванского университета, 1980. С. 88.<2> См., напр.: Агатангелос. История Армении / Пер. с древнеармянского, вступительная статья и комментарии К.С. Тер-Давтян и С.С. Аревшатяна. Ереван: НАИРИ, 2004. С. 21 - 259.
Каноны Григория Просветителя являются древнейшим памятником и источником армянского права.
Итак, перейдем к анализу канонов Григория Просветителя и укажем общественные отношения, которые регулировались данным источником права.
О канонах Григория Просветителя Н. Мелик-Тангян пишет: "...Память о Просветителе настолько свята для нас, армян, что мы без колебаний должны сохранить его каноны и с целью сохранения чистоты этого святейшества не должны позволить, чтобы иностранный элемент вмешался в его каноны. С юридической точки зрения мы не имеем права отрицать каноны Просветителя. Только может встать вопрос о содержании и количестве канонов..." <3>.
<3> Мелик-Тангян Н. Армянское церковное (каноническое) право. Шуши, 1903. Книга 1. С. 503 - 504 (на арм. языке).Важно отметить мнение А.Т. Товмасяна о том, что разработанные в рамках армянских церковных соборов каноны содержали правовые нормы. Такими правовыми нормами были богаты также относящиеся к отдельным духовным лицам, таким как Григорий Просветитель, каноны <4>.
<4> Товмасян А.Т. Армянское уголовное право Древних и Средних веков: обзор источников, преступление и наказание. Ереван: Издательство ЕРГУ, 1962. С. 73, 232.Нормы, приписанные Григорию Просветителю, впервые с древнеармянского на новоармянский язык перевел священник, юрист, филолог Н. Мелик-Тангян. Затем они были редактированы, дополнены профессором Р.О. Авакяном. В данной редакции каноны Григория Просветителя переведены нами на русский язык.
Каноны Григория Просветителя состоят из 30 глав (канонов), которые посвящены регулированию брачно-семейных, уголовных отношений, правового статуса священника и некоторых других вопросов.
Исследуя нормы канонов, регулирующие брачно-семейные отношения, отметим, что в них воплощена идея права на вступление в брак в соответствии с установленным порядком. Однако в канонах имеется одна норма, которая не допускает реализации данного права при наличии определенных обстоятельств. Так, в главе 30 канонов установлено: "Если кто пребывает в вере, желает быть отшельником, сохранить девственность, не осмелится выйти замуж, а вышедшая замуж пусть отвергается от исповедания грехов, пусть их принятие будет зависеть от человеколюбия священника".
Условия для заключения брака не были предусмотрены, но из содержания глав канонов можно вынести такие условия. Например, в главе 9 канонов установлено: "Если кто-либо вступит в брак с девушкой путем похищения, то такой брак должен считаться недействительным...". Отсюда вытекает такое условие заключения брака, как наличие добровольного согласия, которое закреплено также в современном семейном законодательстве. Или же глава 5: "Если кто-либо, будучи женатым или замужней, вступит в брак с девственницей или безбрачным мужчиной, то должен нести покаяние...". То есть не приветствовалось заключение брака между лицом, вступающим в брак повторно, и лицом, вступающим в брак впервые. Кроме того, действительным признавался церковный брак и не допускалось тайное венчание: "Священник, кто совершает тайное венчание, пусть будет расстриженным (лишенным духовного сана)" (глава 8).
В канонах содержатся главы о повторном вступлении в брак. Глава 6 канонов предоставляет возможность вступить в брак во второй раз, при этом не одобряется возврат к первой жене: "Если кто-либо оставит вторую жену и вернется к первой, пусть 8 лет исповедуется в своих грехах". Можно сказать, что данная норма в определенной степени являлась преградой для свободных разводов. Но при этом глава 23 предусмотрела возможность мужа развестись с женой в случае ее прелюбодеяния, однако муж должен был нести покаяние в течение 1 года.
В главе 21 канонов воплощена идея о том, что лица имели право составить завещание, и эта же глава угрожала проклятием тому, кто нарушит "волю покойного" (т.е. завещание).
Значительную часть канонов составляют главы, регулирующие правовой статус священника, что и обусловлено религиозным характером этих канонов. Данный источник права предъявлял определенные требования к священнику. Каноны не разрешали священнику вступать в гражданские правоотношения, а именно отдавать свои деньги под проценты, иначе он отлучался от церкви (глава 3).
Глава 26 канонов содержит норму уголовно-правового характера о запрете взяточничества: "Если священник или мирянин берет взятку, то пусть колдун Симон проклинает его...". Также священник не имел права раскрыть тайну исповеди (глава 22).
Каноны запрещали скотоложство, колдовство, прелюбодеяние, были направлены против язычников. Наказания, предусмотренные за нарушение содержащихся в канонах запретов, носили религиозный характер (например, исповедание в грехах, отлучение от церкви).
Итак, руководствуясь вышесказанным, отметим, что каноны Григория Просветителя являются источником армянского права. Помимо норм религиозного характера они содержат правовые нормы, обязательные для всех слоев населения.