Мудрый Юрист

Адат как источник права чеченцев *

<*> Ozdamirova L.M. Adat as a source of law of Chechens.

Оздамирова Лаура Мусатовна, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Чеченского госуниверситета.

В статье рассматривается природа адата - обычай, древние законы чеченцев. Анализируется происхождение адата на основе исследований крупнейших ученых-историков Ф.И. Леонтовича, А.М. Ладыженского, У. Лаудаева. Специально исследуется понятие и значение мирового суда - посредника для горцев. Указывается отличительная особенность обычного права чеченцев.

Ключевые слова: обычное право, правовой обычай, адат, третейство, мировой суд посредников, хаттам (расспрос).

The article considers the nature of adapt - custom, ancient laws of Chechens; analyses the origin of adat on the basis of research of the greatest scientists-historians F.I. Leontovich, A.M. Lady'zhenskij, U. Laudaev; specially investigates the concept and importance of justice court of mediators for hillmen; notes the distinctive feature of common law of Chechen.

Key words: common law, legal custom, adapt, arbitration, justice court of mediators, hattam (interrogation).

Адаты чеченцев имеют древнюю историю. Под адатами понимаются обычаи, древние законы. Адат в переводе с арабского означает "неписаный закон, обычай" <1>.

<1> Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С. 21.

Адаты чеченцев, а также многих народов Северного Кавказа имеют весьма древнюю историю. Они создавались предками чеченцев в далеком прошлом, еще в пору первобытного общества <2>.

<2> Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII - начале XIX века. Грозный, 2002. С. 286.

У народов Северного Кавказа в прошлом существовало чрезвычайное разнообразие адатов: не только каждое племя, но и каждая община, аул, чуть ли не каждый дом и семья имели свои особые адаты, жили по своим домашним обрядам и обычаям <3>. А.М. Ладыженский справедливо заметил, что "народное право горцев Северного Кавказа очень разнообразно" <4>.

<3> Там же. С. 286 - 287.
<4> Ладыженский А.М. Очерки социальной эмбриологии (внутриродовое и междуродовое право кавказских горцев) // Записки. Т. 1 / Горский научно-исследовательский институт. Ростов-на-Дону, 1928. С. 151.

Необходимо отметить, что общим, родовым понятием адата принято считать обычай, живущий в народном предании. Но есть и другое значение адата, связанное с судом. Вот какое определение дает Ф.И. Леонтович: "...адат есть суд по некоторым принятым правилам или законам, установленным обычаем, освященным давностию" <5>.

<5> Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев // Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. 2: Адаты чеченцев и ингушей. Одесса, 1883; Грозный, 2002. С. 23.

Также существует третье значение адата по источникам. В мусульманском праве адат как местный обычай горцев противопоставляется не только шариату, но и общему государственному закону, как закон местный, имеющий обязательное действие лишь в данной местности, т.е. во внутренних делах данной сельской общины или народа. Таково значение адата у восточных мусульман как местного закона по отношению к законам верховного главы государства. Значение закона адат приобретал и на Кавказе, в основном там, где вместе с ранним утверждением ислама началась с давних времен кодификация обычного права, составление из обычаев, бытовавших в народном предании, письменных сборников адатов. Адаты, однажды записанные в такие сборники, при дальнейшем применении их в судебной практике, превращались в строго обязательные "законы" <6>.

<6> Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С. 288.

Вот как описывает происхождение адата Ф.И. Леонтович: "В прежние времена, когда народ чеченский был еще малочисленным и жил в горах Ичкерии и по верховью Аргуна, все ссоры судились стариками; старики в то время были умнее, жили долго, знали многое и всегда решали справедливо, по своему уму, не руководствуясь никаким законом. Впоследствии народ чеченский размножился, в горах стало тесно, и многие племена выселились на плоскость к Сунже и Тереку. Новые племена сохранили сперва обычаи предков и по-прежнему слушались стариков. Но с тех пор, как выселились чеченцы, много переменилось у них самих. Они не знали правосудия Божьего, и старики всегда судили справедливо по обычаям народа, но теперь они стали мусульманами. Многое, что приказывает религия, не согласно с их обычаем; многое, что допущено обычаем, запрещается Кораном. Старики думали, советовались и, наконец, решились согласовать народные обычаи с догматами Корана в тех случаях, где это оказывалось возможным. От этого составились теперешние законы адата для тех случаев, где народ, по своему праву, по своим обычаям, не мог судиться так, как приказано в Коране; и с тех пор правила эти сохранились в преданиях и живут постоянно в памяти народной" <7>.

<7> Леонтович Ф.И. Указ. соч. С. 23.

Главным органом образования адата кавказских горцев является третейство, т.е. мировой суд посредников. "Эти суды, т.н. адатские, возникли из третейских, которые существовали до установления владычества русских", - писал А.М. Ладыженский <8>. Мировое разбирательство дел, которое происходило от несогласия между членами общества, служило главным источником образования новых горских адатов. Суд посредников, не находя в старом адате меры наказания на все новые случаи, должен был выносить решения еще не бывалые, но не противоречащие общему духу адата. Для решения подобного рода вопросов обычно приглашались люди, сведущие в народных обычаях, а также мудрые старики, которые могли сохранить в своей памяти какие-либо случаи, похожие на разбираемый. Принятое таким образом решение называлось у кавказских горцев маслагатом (маслаат - чеч.). Маслаат, примененный затем в аналогичных случаях, присоединялся к общей массе народных обычаев и окончательно превращался в адат, причем новый.

<8> Ладыженский А.М. Указ. соч. С. 154.

Известный дореволюционный этнограф У. Лаудаев так писал о маслаате и суде по адату: "Прибегали также к маслагату, или примирению; тяжущихся мирили просьбами, вознаграждениями и уступками. Но и маслагат не мог удовлетворять целой стране и всяким тяжбам, а в некоторых случаях оказывал даже вред. Мало-помалу он перешел в суд по адату. Выбирали людей, известных умом, честностью, бескорыстием и беспристрастием, и возлагали на них обязанность разбирательства тяжб и их решений. Подобных людей называли каной (къаной - чеч.), т.е. стариками или судьями, и народ обязан был с общего согласия исполнять их приговоры.

Со временем стали улучшать порядок судопроизводства, именно: до того тяжущиеся шли для разбирательства в дома судей; найдя это неудобным, и чтобы судьи были более беспристрастны, определили места, где старики-судьи, при стечении народа, творили правосудие и объявляли приговоры. Места подобных сходок назывались скромным именем хаттам, т.е. расспрос, от слова хатта, означающего "спроси". Судьи выслушивали дело и тут же объявляли приговор; затем шли домой; от тяжущихся зависело подчиниться приговору" <9>.

<9> Лаудаев У. Чеченское племя: Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. Тифлис, 1872. С. 25.

Адатские суды разрешали споры только по заявлениям истцов, или по жалобам потерпевших с точным указанием ответчика или обвиняемого. Никакого возбуждения дел со стороны адатских судов или какого-либо общественного обвинителя не имелось, никакого предварительного следствия не производилось. Заявлений от лиц, не пострадавших или не принадлежащих к обиженному роду, не принималось. И только если вследствие преступления пострадало имущество всего общества (дороги, мосты, пашни), дело разбиралось по жалобе любого из полноправных жителей аула. Судили выборные (от влиятельных родов) старейшины <10>.

<10> Ладыженский А.М. Указ. соч. С. 154.

Отличительной особенностью обычного права большинства народов Северного Кавказа являлось отсутствие письменных записей применявшихся норм. Как отмечал А.М. Ладыженский, "судоговорение было устное, производилось на улице или на площади. Решение выносилось по большинству голосов. Если спор касался каких-либо очень важных вопросов или если спорящие оставались недовольны решением местного суда, дело переносилось в суд какого-либо из уважаемых соседних аулов" <11>.

<11> Там же. С. 154.

Хотелось бы упомянуть виды наказаний, которые существовали в то время: "Согласно горским адатам, существовали следующие наказания: 1) изгнание виновного из пределов его местожительства, причем пострадавший или его родственники имели право убить обидчика, если его встретят, или помириться с ним на известных условиях. Эта угроза быть убитым распространялась не только на виновника, но и на его родственников, которые считались солидарно ответственными вместе с главным виновником; 2) изгнание виновного на определенное время, причем потерпевший не имел права убивать виновного. После истечения указанного времени преступник должен был, прежде всего, примириться с родом обиженного и затем мог возвратиться домой; 3) имущественное вознаграждение потерпевшему - за бесчестие, ранение и воровство; 4) денежный штраф в пользу судей и на аульные нужды (починку мостов, дорог и т.д.). Это наказание являлось дополнительным при всех трех ранее перечисленных" <12>.

<12> Ладыженский А.М. Указ. соч. С. 163.

Таким образом, одно из главных отличий чеченского обычного права заключается в том, что в основе горского адата лежала нераздельность гражданского и уголовного институтов обычного права: с одной стороны, адатный суд применял одни и те же нормы наказания при рассмотрении как гражданских, так и уголовных преступлений, с другой - процедура рассмотрения таких дел в суде практически не отличалась, и, наконец, как гражданские, так и уголовные преступления рассматривались как причинение ущерба, который требует возмещения.

Список использованной литературы

  1. Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII - начале XIX века. Грозный, 2002.
  2. Самойлов К. Заметки о Чечне. М., 2002.
  3. Ибрагимова З.Х. Чеченская история: политика, экономика, культура. Вторая половина XIX века. М., 2002.
  4. Вопросы истории Чечено-Ингушетии: дореволюционный период. Грозный, 1977.
  5. Статьи и материалы по истории народов Чечено-Ингушетии. Грозный, 1963.
  6. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.
  7. Материалы по истории Дагестана и Чечни / Под ред. Г.Е. Грюмберга и С.К. Бушуева. Т. 3. Ч. 1. Махачкала, 1940.
  8. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 2. М., 1992.
  9. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. М., 1997.
  10. Нарочницкий А.Л. История народов Северного Кавказа. М., 1988.
  11. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев // Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. 2: Адаты чеченцев и ингушей. Одесса, 1883; Грозный, 2002.
  12. Ладыженский А.М. Очерки социальной эмбриологии (внутриродовое и междуродовое право кавказских горцев) // Записки. Т. 1 / Северо-Кавказский горский научно-исследовательский институт. Ростов-на-Дону, 1928.
  13. Лаудаев У. Чеченское племя: Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. Тифлис, 1872.
  14. Сельдерецкая Е. Очерки современного Кавказа. Берлин, 1870.