Мудрый Юрист

Привлечение юридических лиц к ответственности за недостоверное декларирование

Петрухина Татьяна Геннадьевна, старший юрисконсульт Отдела правового обеспечения ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО". Специалист в области таможенного права.

Родилась 17 июня 1978 г. в г. Москве. В 2000 г. окончила юридический ф-т Московского государственного открытого ун-та. В 2000 - 2003 гг. работала в Правовом отделе Домодедовской таможни.

Автор ряда публикаций.

Свобода внешнеэкономической деятельности, высокие темпы роста объема внешнеторгового оборота - все это повлекло резкое увеличение количества административных правонарушений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Одним из таких правонарушений является недостоверное декларирование товаров и транспортных средств. В настоящее время ответственность за указанное нарушение установлена ч. 2 и ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Статья 16.2 КоАП РФ определяет недостоверное декларирование как заявление недостоверных сведений при декларировании товаров и (или) транспортных средств.

В зависимости от характера сведений, заявленных недостоверно, правонарушение квалифицируется по ч. 2 либо по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

В качестве сведений, которые, будучи заявлены недостоверно, могут быть использованы для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, можно назвать следующие:

наименование товара;

описание товара;

классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России (далее - ТН ВЭД России) <*>;

<*> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".

наименование страны происхождения товара;

количество товара в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения;

таможенная стоимость товара.

Рассмотрим влияние перечисленных сведений на необходимость уплаты и размер подлежащих уплате таможенных платежей.

Наименование и описание товаров используются для их классификации по ТН ВЭД России, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Классификация товаров представляет собой отнесение товаров в соответствии с основными правилами интерпретации ТН ВЭД России к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанным в ТН ВЭД России, и соответствующим им цифровым кодам. В зависимости от присвоенного товару кода ТН ВЭД определяется применяемая ставка таможенной пошлины.

Таким образом, заявление недостоверных сведений о наименовании товара, его неверное описание и указание недостоверного кода ТН ВЭД влекут применение ненадлежащей ставки таможенной пошлины и, как следствие, неверный расчет подлежащих уплате таможенных платежей.

При рассмотрении споров, возникающих в связи с привлечением участников ВЭД к ответственности за недостоверное декларирование, выразившееся в заявлении неверного кода ТН ВЭД, позиция арбитражных судов, как правило, заключается в следующем.

В части 2 ст. 16.2 КоАП РФ установлено, что заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со ст. 39, 40 Таможенного кодекса РФ таможенные органы уполномочены осуществлять ведение ТН ВЭД и классифицировать товары, т.е. относить конкретные товары к позициям, указанным в ТН ВЭД России.

Поэтому при заявлении декларантом в таможенной декларации достоверных сведений о товаре и не соответствующего ему (неправильного) кода товарной номенклатуры таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товара и проверку таможенной декларации, исходя из полномочий, определенных ст. 153 ТК РФ, а также общих принципов таможенного контроля, обязан не допустить таможенное оформление товара на основании такой декларации.

Следовательно, указание в таможенной декларации неправильного кода товарной номенклатуры, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, не может быть отнесено к противоправному деянию, образующему объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Указанные выводы арбитражных судов представляются спорными по следующим основаниям.

Часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ не ставит возможность наступления ответственности за недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств в зависимость от достоверности сведений, заявленных при описании товара.

Выводы арбитражных судов о невозможности привлечения к ответственности за заявление недостоверного кода ТН ВЭД в случае его последующей корректировки сделаны в результате расширительного толкования ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Между тем положения указанной нормы доступны пониманию и не допускают их расширительного толкования.

Методическими рекомендациями по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), направленными письмом Федеральной таможенной службы РФ от 12 октября 2004 г. N 01-06/3086, разъяснено, что обнаружение факта заявления недостоверных сведений, необходимых для выпуска товаров, на этапе выпуска и уведомление декларанта в соответствии с п. 2 и 4 ст. 153 ТК РФ о том, какие конкретно условия выпуска товаров не соблюдены и какие конкретно действия должен совершить декларант для осуществления выпуска товаров, не является препятствием к возбуждению дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Аналогичным образом усматривается состав административного правонарушения, если недостоверные сведения обнаружены таможенным органом после выпуска товаров. Возможность привлечения лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от того, на каком этапе - выпуска товаров или таможенного контроля после выпуска товаров - таможенный орган обнаружил признаки состава административного правонарушения.

Итак, возможность последующей корректировки неверно заявленного кода ТН ВЭД не является фактором, исключающим наступление ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

В зависимости от страны происхождения товара применяются дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе Российской Федерации" в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Правительством РФ на основании указанного Закона.

Перечень таких стран утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1057 "Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации".

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании Закона РФ "О таможенном тарифе", увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений Закона РФ "О таможенном тарифе".

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, но не имеется признаков того, что страной происхождения товаров является страна, в торгово-политических отношениях с которой Российская Федерация режим наиболее благоприятствуемой нации не предусматривает, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

Статьей 36 Закона РФ "О таможенном тарифе" предусмотрено предоставление тарифных преференций при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:

происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;

происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, пересматриваемой Правительством РФ периодически, но не реже чем один раз в пять лет.

Рассмотрим случаи предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из государств, образующих зону свободной торговли.

В соответствии с двухсторонними Соглашениями о свободной торговле, заключенными между РФ и соответственно Азербайджанской Республикой (30 сентября 1992 г.), Республикой Армения (30 сентября 1992 г.), Республикой Беларусь (13 ноября 1992 г.), Республикой Казахстан (22 октября 1992 г.), Кыргызской Республикой (8 октября 1992 г.), Республикой Молдова (9 февраля 1993 г.), Республикой Таджикистан (10 октября 1992 г.), Туркменистаном (11 ноября 1992 г.), Республикой Узбекистан (13 ноября 1992 г.), Украиной (24 июня 1993 г.) и Республикой Грузия (3 февраля 1994 г.), не применяются таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие на импорт и экспорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из сторон и предназначенных для таможенной территории другой стороны.

Во исполнение указанных Соглашений ГТК РФ 25 декабря 2003 г. издал Приказ N 1539 "О предоставлении тарифных преференций". В дальнейшем к вышеуказанным Соглашениям подписан ряд протоколов об изъятии из режима свободной торговли некоторых товаров.

В частности, 20 октября 2000 г. к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Армения подписан Протокол об изъятиях из режима свободной торговли товаров, подпадающих под действие российского законодательства об экспортном тарифе, лицензировании и квотировании, действующего на момент проведения таможенного оформления товаров при их экспорте из РФ в Республику Армения; товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ из Республики Армения, подпадающих под действие законодательства указанных государств о лицензировании и квотировании импорта товаров (работ, услуг), действующего на момент проведения таможенного оформления товаров.

Указанным Протоколом также были изъяты из режима свободной торговли такие товары, как белый сахар и этиловый спирт.

В соответствии со ст. 2 Протокола в отношении вышеуказанных товаров стороны предоставляют друг другу режим благоприятствуемой нации в том, что касается: таможенных пошлин, налогов и сборов, взимаемых при экспорте и/или импорте товаров, включая методы взимания таких пошлин, налогов и сборов; положений, касающихся таможенного оформления ввоза, транзита, транспортировки, складирования, перегрузки; других подобных услуг; методов платежа и перевода платежей; выдачи экспортных и/или импортных лицензий; правил, касающихся продажи, закупки, транспортировки, распределения и использования товаров на внутреннем рынке.

Перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. N 414.

Размер тарифных преференций установлен Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1995 г. N 454 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин".

Количество товара в натуральном выражении является основой для исчисления таможенной пошлины в отношении товаров облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам.

Таможенная стоимость товара является основой для исчисления таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по адвалорным ставкам.

В отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по комбинированным ставкам, для расчета таможенной пошлины используется как таможенная стоимость товара, так и его количество в натуральном выражении.

Методическими рекомендациями по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) разъяснено, что, поскольку сборы за таможенное оформление отнесены к таможенным платежам (ст. 318 ТК РФ), заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на размер сборов за таможенное оформление, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

С этим выводом трудно согласиться. Часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственности за заявление недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты или для занижения размера только таких видов таможенных платежей, как таможенные пошлины и налоги.

Таможенные сборы не относятся ни к таможенным пошлинам, ни к налогам.

Если суммы неуплаченных сборов являются незначительными и деяние не представляет большой общественной опасности, возможно применение ст. 2.9 КоАП РФ и освобождение лица от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Пунктом 6 ст. 153 ТК РФ установлено, что если, в результате корректировки сведений, заявленных при декларировании товаров, подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов уменьшится по сравнению с заявленной, выпуск товаров осуществляется до выполнения требований таможенного органа, указанных в п. 2 и 3 ст. 153 ТК РФ. Таким образом, заявление недостоверных сведений (например, о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД), в результате которых сумма таможенных платежей не изменяется или уменьшается, не влияет на выпуск товаров и не влечет наступление административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Правильность данной позиции подтверждается также тем, что санкция ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает наказание, исчисляемое из суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов.

Остановимся на анализе положений ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а также за представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В качестве сведений, которые, будучи заявлены недостоверно, могут послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, можно назвать наименование товара, его код ТН ВЭД и страну происхождения.

Соответственно, документами, служащими основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, являются все документы, которые подтверждают указанные сведения о товаре, например сертификат происхождения, подтверждающий страну происхождения товара.

Характеристика применяемых запретов и ограничений в области ВЭД. Статья 12 Основ таможенных законодательств государств-участников СНГ, принятых решением Совета глав государств СНГ от 10 февраля 1995 г. (далее - Основы таможенных законодательств), гарантирует всем лицам право на равных основаниях ввозить и вывозить товары и транспортные средства.

В то же время законодательными актами государства могут быть предусмотрены случаи лишения или ограничения права на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.

Статья 13 Основ таможенных законодательств в качестве оснований запрета ввоза и вывоза отдельных товаров и транспортных средств предусматривает необходимость обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов отечественных потребителей ввозимых товаров, а также защиты других интересов государства в случаях, предусмотренных национальным законодательством и международными договорами государства.

Указанные товары и транспортные средства подлежат, соответственно, немедленному вывозу за пределы территории государства либо возврату на территорию этого государства, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств в соответствии с национальным законодательством.

Вывоз или возврат товаров и транспортных средств производится лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный счет. При невозможности или в случае неосуществления немедленного вывоза или возврата товары и транспортные средства передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы. Предельный срок хранения таких товаров и транспортных средств на указанных складах составляет трое суток.

Статья 14 Основ таможенных законодательств в качестве оснований введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств называет необходимость защиты интересов экономической политики, выполнения международных обязательств государства, защиты экономической основы суверенитета государства, защиты внутреннего потребительского рынка, необходимость введения ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы отечественных лиц акции иностранных государств и их союзов, а также иные достаточно важные основания в соответствии с национальным законодательством и международными договорами государства.

Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений, государственными органами не возмещаются.

Статьей 21 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что Правительство РФ в исключительных случаях может устанавливать:

  1. временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;
  2. ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:

а) сокращение производства или продажи аналогичного товара российского происхождения;

б) сокращение производства или продажи товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снятие с рынка временного излишка аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снятие с рынка временного излишка товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничение производства продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в РФ товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно незначительным.

При установлении количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара такие ограничения применяются вне зависимости от страны происхождения товара.

В случае если при установлении количественных ограничений импорта товара проводится распределение долей импорта товара между заинтересованными иностранными государствами, принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств.

При принятии решения о введении квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Отличия состава правонарушений, квалифицируемых по ч. 2 и ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, от состава схожих административных правонарушений. Части 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривают ответственность за недостоверное декларирование товаров и транспортных средств. В то же время ответственность за недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ предусмотрена ст. 16.4 КоАП РФ.

Заявление недостоверных сведений или представление недействительных документов подлежит квалификации по ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ лишь в том случае, когда такое деяние совершено при декларировании товаров. Сообщение таможенному органу недостоверных сведений путем представления недействительных документов на всех этапах перемещения товаров через таможенную границу за исключением этапа декларирования подлежит квалификации по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, если сведения, содержащиеся в таких документах, влияют на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, подлежит квалификации по ст. 16.17 КоАП РФ.

Вместе с тем в случае, если представленные недействительные документы при выпуске товаров до подачи таможенной декларации влекут несоблюдение лицом условий помещения товаров или транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, такое деяние подлежит квалификации по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.

Следует отметить, что заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах не может быть квалифицировано по ст. 19.7 КоАП РФ. Правонарушение, предусмотренное этой статьей, посягает на нормальную деятельность государственных органов, и непредставление (представление недостоверной) информации должно быть необходимо для законной деятельности государственного органа, т.е. без такой информации либо в случае ее недостоверности осуществление этим органом своей деятельности невозможно или затруднено. Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах посягает на установленный порядок таможенного оформления и не препятствует деятельности таможенного органа как государственного органа - он продолжает свою деятельность в рамках предоставленных ему полномочий и может принять соответствующее решение о товарах и транспортных средствах, в отношении которых заявлены указанные сведения.