Понятие и содержание процессуальной самостоятельности дознавателя
Гредягин Игорь Владимирович, соискатель кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России.
Процессуальная самостоятельность дознавателя - один из важных элементов правового статуса дознавателя. Процессуальная самостоятельность дознавателя - это его возможность принимать решения в процессе дознания и осуществлять их реализацию без вмешательства каких-либо должностных лиц. Процессуальная самостоятельность дознавателя - база его руководящей роли в дознании.
Ключевые слова: дознание, дознаватель, прокурор, процессуальный статус, процессуальная самостоятельность, предварительное расследование, уголовное дело, преступление, субъекты правоотношений, следственные действия.
Remedial independence of investigator - one of the important elements of the legal status investigator. Remedial independence of investigator - its possibility to come to a conclusion in process of and realize their realization without interference of some executives. Remedial independence of investigator - a base its managing dug in investigation.
Key words: investigation, investigator, public prosecutor, processualinyy status, processualinaya independence, preliminary investigation, criminal deal, crime, subjects legal relationships, investigstion actions.
Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). На сегодняшний день с учетом всех изменений, предварительное расследование на территории РФ производиться в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК РФ). Предварительное расследование в форме дознания производиться по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемых в отношении конкретных лиц (более 130 составов преступления), а также по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести - по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Все это указывает на весомый вклад органа дознания и дознавателей в борьбе с преступностью.
В толковых словарях русского языка под самостоятельностью понимаются: характер деятельности лица, когда оно совершает какие-либо действия собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи [1]; независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи [2]; способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью. Но такое не может иметь место в правоотношении, т.к. субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных прав и обязанностей [3]. Объем участия субъекта в правоотношении определяется его правоспособностью и дееспособностью. Дееспособность - это признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности [4]. Поэтому, с одной стороны, говорить о самостоятельности участника правоотношения (в нашем случае - дознавателя) нужно с оговоркой на то, что закон (в нашем случае - УПК РФ) обозначает границы возможного поведения. Субъект определяет варианты своих действий в этих границах. Выход за пределы этих границ будет нарушением закона. С другой стороны, эффективность реализации функций дознавателя зависит от качества его процессуальной самостоятельности. Процессуальная самостоятельность дознавателя - один из важных элементов правового статуса дознавателя. Процессуальная самостоятельность дознавателя - это его возможность принимать решения в процессе дознания и осуществлять их реализацию без вмешательства каких-либо должностных лиц. Процессуальная самостоятельность дознавателя - база его руководящей роли в дознании.
С переходом следствия в ведение административных органов, следователь оказался в ведомственном и процессуальном подчинении прокурора, а потом - и начальника следственного отдела. Повсеместно стало проявляться вмешательство административных органов и должностных лиц в процесс производства расследования [5], следовательно, оказывалось влияние и на осуществление правосудия. Тогда и появилось в научной литературе понятие "процессуальная самостоятельность" [6]. Из научных источников понятие "процессуальная самостоятельность" было заимствовано законодателем (ст. 30 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик [7]). УПК РСФСР 1960 года также закрепил понятие процессуальной самостоятельности, одновременно определив полномочия прокурора, позволяющие ему осуществлять надзор и руководство следствием. Ст. 127.1 УПК РСФСР, дополненная Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 декабря 1965 года, наделила начальника следственного отдела правом давать указания по уголовным делам [8]. Законодатель пытается наиболее эффективно установить границы процессуальной самостоятельности.
Между тем следует отметить, что в УПК РФ 2001 года о процессуальной самостоятельности дознавателя прямо нигде не сказано. Только в п. 1 ч. 3 ст. 41 сказано: "Дознаватель... уполномочен производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуется согласие начальника органа дознания, согласия прокурора и (или) судебное решение". Хотя в уже упоминавшейся нами Концепции судебной реформы РСФСР 1991 года говорилось: "...самостоятельность следователя и его личная ответственность должны отличать следователя от чиновника администрации - они являются необходимым условием успешности и законности расследования" [9]. И далее там же: "Провозглашенная законом процессуальная самостоятельность следователя является декларацией, лишенной реальных гарантий" [10]. Поэтому если в УПК РФ не будут обеспечены гарантии деятельности дознавателя, это приведет к окончательному падению процессуального статуса данного субъекта уголовного процесса, а следовательно, и снижению профессионального уровня лиц, работающих в подразделении дознания.
Следует также отметить, что процессуальная самостоятельность дознавателя и следователя является одним из элементов в системе мер по защите органами предварительного расследования конституционных свобод человека и гражданина. Независимо от ведомства, в котором они состоят, - это наделенные широкими полномочиями деятели российской юстиции, сочетающие в своей деятельности основные процессуальные функции - уголовное преследование или обвинение лиц, совершивших преступления, защиту граждан от необоснованного привлечения к ответственности и разрешения дела по существу [11].
Недостаточно справедливой автор считает понимание процессуальной самостоятельности как условия, ограждающее внутренне убеждение лица, осуществляющего предварительное расследование [12]. Такое отношение к процессуальной самостоятельности на практике приводит к тому, что происходит необоснованное ограничение процессуальной самостоятельности. Между тем успех следствия и дознания во многом зависит от качества обеспеченности законом процессуальной самостоятельности субъектов предварительного расследования [13]. Следует помнить, что внутреннее убеждение лица, осуществляющего предварительное расследование, это не субъективное мнение, основанное на эмоции симпатии или антипатии к лицу, совершившему преступление. Убеждение дознавателя формируется на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всей совокупности обстоятельств дела определенными способами и в определенных рамках, установленных уголовно-процессуальным законодательством. Из всего вышесказанного вытекает тесная связь процессуальной самостоятельности лица, производящего предварительное расследование, с принципами уголовного судопроизводства, указанными во второй главе УПК РФ (назначение уголовного судопроизводства, законность при производстве по уголовному делу, неприкосновенность личности, свобода оценки доказательств). Автор поддерживает точку зрения [14], что принцип процессуальной самостоятельности лица, осуществляющего предварительное расследование, должен быть сформулирован и включен в содержание главы второй УПК РФ "Принципы уголовного судопроизводства". Предлагаю в УПК РФ добавить ст. 19.1 "Процессуальная самостоятельность следователя (дознавателя)", которую изложить в следующей редакции:
"1. Следователь (дознаватель) самостоятельно принимает решение о производстве процессуальных, следственных и иных действий, самостоятельно направляет ход предварительного расследования, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом требуется получение судебного решения, согласия руководителя следственного органа или начальника подразделения дознания, согласия прокурора.
- Вмешательство иных не предусмотренных настоящим Кодексом лиц в процесс осуществления предварительного следствия недопустимо".
Таким образом, процессуальная самостоятельность - это возможность дознавателя, закрепленная в УПК РФ, самостоятельно принимать процессуальные решения о направлении дознания, производстве следственных и иных действий и реализовывать эти решения без вмешательства каких-либо должностных лиц.
Литература
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 604.
- Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Большой словарь русского языка. 2007.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1997. С. 309.
- Хропанюк В.Н. Указ. соч. С. 309.
- Гаврилов Ю.В. Процессуальные решения следователя. М., 1978. С. 18. Манаев Ю.В. Процессуальные решения следователя. Волгоград: ВСШ МВД, 1979. С. 18; Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организационная система // Советское государство и право. 1973. N 12. С. 103; Гаврилов А.К. Раскрытие преступлений на предварительном следствии // Правовые и организационные вопросы. Волгоград, 1976. С. 172.
- Дубривный В.А. К вопросу о правовом положении следователя в советском уголовном процессе // 50 лет Советской власти и актуальные проблемы правовой науки: Сб. научн. трудов. Саратов, 1967. С. 173; Чистяков В.С. полномочия следователя в советском уголовном процессе. М., 1974. С. 17; Рахунов Р.Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности по советскому праву. М., 1961. С. 137.
- Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. N 1. Ст. 15.
- Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. И.С. Исаева. М., 1999. С. 453.
- Концепция судебной реформы в РФ. М., 1992. С. 108.
- В данном случае речь идет о значении процессуальной самостоятельности следователя, но автор уже подчеркнул, что не разграничивает значимость процессуальной самостоятельности следователя и дознавателя, исходя из их ведомственной принадлежности, а исходит из того, что оба этих субъекта осуществляют предварительное расследование, хотя и в различных формах.
- Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. М., 1968. С. 147.
- Деришев Ю.В. Органы предварительного расследования России: прошлое, настоящее, будущее. Омск, 1998. С. 49.
- Божьев В.П., Трусов А.И. Процессуальная самостоятельность и независимость следователя: история и современность // Проблемы формирования социалистического и правового государства: Сборник Академии МВД СССР. М., 1991. С. 120; Ларин А.М. Я - следователь. М., 1991. С. 45; Дубинский А.Я. Исполнение процессуальных решений следователя // Правовые и организационные проблемы. Киев, 1984. С. 158 - 162; Гаврилов Ю.В. Процессуальные решения следователя. С. 18; Грицаев С.И. Криминалистические проблемы организационных функций следователя в расследовании: Монография. Краснодар, 2006. С. 59; Темираев О. Процессуальная самостоятельность следователя // Законность. N 4. 2000. С. 20; Александров И.В. Процессуальные и криминалистические проблемы организации расследования преступлений // Сборник материалов научно-практической конференции. Красноярск, 1998. С. 20 и др.
- Бойков А.Д. Взаимодействие права и морали в уголовном судопроизводстве // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 40. М., 1984; Машукова Д.А. Процессуальная самостоятельность следователя: Дис. ... канд. юрид. наук. Нальчик, 2004. С. 15 - 16.