Мудрый Юрист

Понятие и содержание процессуальной самостоятельности дознавателя

Гредягин Игорь Владимирович, соискатель кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России.

Процессуальная самостоятельность дознавателя - один из важных элементов правового статуса дознавателя. Процессуальная самостоятельность дознавателя - это его возможность принимать решения в процессе дознания и осуществлять их реализацию без вмешательства каких-либо должностных лиц. Процессуальная самостоятельность дознавателя - база его руководящей роли в дознании.

Ключевые слова: дознание, дознаватель, прокурор, процессуальный статус, процессуальная самостоятельность, предварительное расследование, уголовное дело, преступление, субъекты правоотношений, следственные действия.

Remedial independence of investigator - one of the important elements of the legal status investigator. Remedial independence of investigator - its possibility to come to a conclusion in process of and realize their realization without interference of some executives. Remedial independence of investigator - a base its managing dug in investigation.

Key words: investigation, investigator, public prosecutor, processualinyy status, processualinaya independence, preliminary investigation, criminal deal, crime, subjects legal relationships, investigstion actions.

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). На сегодняшний день с учетом всех изменений, предварительное расследование на территории РФ производиться в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК РФ). Предварительное расследование в форме дознания производиться по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемых в отношении конкретных лиц (более 130 составов преступления), а также по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести - по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Все это указывает на весомый вклад органа дознания и дознавателей в борьбе с преступностью.

В толковых словарях русского языка под самостоятельностью понимаются: характер деятельности лица, когда оно совершает какие-либо действия собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи [1]; независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи [2]; способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью. Но такое не может иметь место в правоотношении, т.к. субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных прав и обязанностей [3]. Объем участия субъекта в правоотношении определяется его правоспособностью и дееспособностью. Дееспособность - это признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности [4]. Поэтому, с одной стороны, говорить о самостоятельности участника правоотношения (в нашем случае - дознавателя) нужно с оговоркой на то, что закон (в нашем случае - УПК РФ) обозначает границы возможного поведения. Субъект определяет варианты своих действий в этих границах. Выход за пределы этих границ будет нарушением закона. С другой стороны, эффективность реализации функций дознавателя зависит от качества его процессуальной самостоятельности. Процессуальная самостоятельность дознавателя - один из важных элементов правового статуса дознавателя. Процессуальная самостоятельность дознавателя - это его возможность принимать решения в процессе дознания и осуществлять их реализацию без вмешательства каких-либо должностных лиц. Процессуальная самостоятельность дознавателя - база его руководящей роли в дознании.

С переходом следствия в ведение административных органов, следователь оказался в ведомственном и процессуальном подчинении прокурора, а потом - и начальника следственного отдела. Повсеместно стало проявляться вмешательство административных органов и должностных лиц в процесс производства расследования [5], следовательно, оказывалось влияние и на осуществление правосудия. Тогда и появилось в научной литературе понятие "процессуальная самостоятельность" [6]. Из научных источников понятие "процессуальная самостоятельность" было заимствовано законодателем (ст. 30 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик [7]). УПК РСФСР 1960 года также закрепил понятие процессуальной самостоятельности, одновременно определив полномочия прокурора, позволяющие ему осуществлять надзор и руководство следствием. Ст. 127.1 УПК РСФСР, дополненная Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 декабря 1965 года, наделила начальника следственного отдела правом давать указания по уголовным делам [8]. Законодатель пытается наиболее эффективно установить границы процессуальной самостоятельности.

Между тем следует отметить, что в УПК РФ 2001 года о процессуальной самостоятельности дознавателя прямо нигде не сказано. Только в п. 1 ч. 3 ст. 41 сказано: "Дознаватель... уполномочен производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуется согласие начальника органа дознания, согласия прокурора и (или) судебное решение". Хотя в уже упоминавшейся нами Концепции судебной реформы РСФСР 1991 года говорилось: "...самостоятельность следователя и его личная ответственность должны отличать следователя от чиновника администрации - они являются необходимым условием успешности и законности расследования" [9]. И далее там же: "Провозглашенная законом процессуальная самостоятельность следователя является декларацией, лишенной реальных гарантий" [10]. Поэтому если в УПК РФ не будут обеспечены гарантии деятельности дознавателя, это приведет к окончательному падению процессуального статуса данного субъекта уголовного процесса, а следовательно, и снижению профессионального уровня лиц, работающих в подразделении дознания.

Следует также отметить, что процессуальная самостоятельность дознавателя и следователя является одним из элементов в системе мер по защите органами предварительного расследования конституционных свобод человека и гражданина. Независимо от ведомства, в котором они состоят, - это наделенные широкими полномочиями деятели российской юстиции, сочетающие в своей деятельности основные процессуальные функции - уголовное преследование или обвинение лиц, совершивших преступления, защиту граждан от необоснованного привлечения к ответственности и разрешения дела по существу [11].

Недостаточно справедливой автор считает понимание процессуальной самостоятельности как условия, ограждающее внутренне убеждение лица, осуществляющего предварительное расследование [12]. Такое отношение к процессуальной самостоятельности на практике приводит к тому, что происходит необоснованное ограничение процессуальной самостоятельности. Между тем успех следствия и дознания во многом зависит от качества обеспеченности законом процессуальной самостоятельности субъектов предварительного расследования [13]. Следует помнить, что внутреннее убеждение лица, осуществляющего предварительное расследование, это не субъективное мнение, основанное на эмоции симпатии или антипатии к лицу, совершившему преступление. Убеждение дознавателя формируется на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всей совокупности обстоятельств дела определенными способами и в определенных рамках, установленных уголовно-процессуальным законодательством. Из всего вышесказанного вытекает тесная связь процессуальной самостоятельности лица, производящего предварительное расследование, с принципами уголовного судопроизводства, указанными во второй главе УПК РФ (назначение уголовного судопроизводства, законность при производстве по уголовному делу, неприкосновенность личности, свобода оценки доказательств). Автор поддерживает точку зрения [14], что принцип процессуальной самостоятельности лица, осуществляющего предварительное расследование, должен быть сформулирован и включен в содержание главы второй УПК РФ "Принципы уголовного судопроизводства". Предлагаю в УПК РФ добавить ст. 19.1 "Процессуальная самостоятельность следователя (дознавателя)", которую изложить в следующей редакции:

"1. Следователь (дознаватель) самостоятельно принимает решение о производстве процессуальных, следственных и иных действий, самостоятельно направляет ход предварительного расследования, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом требуется получение судебного решения, согласия руководителя следственного органа или начальника подразделения дознания, согласия прокурора.

  1. Вмешательство иных не предусмотренных настоящим Кодексом лиц в процесс осуществления предварительного следствия недопустимо".

Таким образом, процессуальная самостоятельность - это возможность дознавателя, закрепленная в УПК РФ, самостоятельно принимать процессуальные решения о направлении дознания, производстве следственных и иных действий и реализовывать эти решения без вмешательства каких-либо должностных лиц.

Литература

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 604.
  2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Большой словарь русского языка. 2007.
  3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1997. С. 309.
  4. Хропанюк В.Н. Указ. соч. С. 309.
  5. Гаврилов Ю.В. Процессуальные решения следователя. М., 1978. С. 18. Манаев Ю.В. Процессуальные решения следователя. Волгоград: ВСШ МВД, 1979. С. 18; Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организационная система // Советское государство и право. 1973. N 12. С. 103; Гаврилов А.К. Раскрытие преступлений на предварительном следствии // Правовые и организационные вопросы. Волгоград, 1976. С. 172.
  6. Дубривный В.А. К вопросу о правовом положении следователя в советском уголовном процессе // 50 лет Советской власти и актуальные проблемы правовой науки: Сб. научн. трудов. Саратов, 1967. С. 173; Чистяков В.С. полномочия следователя в советском уголовном процессе. М., 1974. С. 17; Рахунов Р.Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности по советскому праву. М., 1961. С. 137.
  7. Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. N 1. Ст. 15.
  8. Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. И.С. Исаева. М., 1999. С. 453.
  9. Концепция судебной реформы в РФ. М., 1992. С. 108.
  10. В данном случае речь идет о значении процессуальной самостоятельности следователя, но автор уже подчеркнул, что не разграничивает значимость процессуальной самостоятельности следователя и дознавателя, исходя из их ведомственной принадлежности, а исходит из того, что оба этих субъекта осуществляют предварительное расследование, хотя и в различных формах.
  11. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. М., 1968. С. 147.
  12. Деришев Ю.В. Органы предварительного расследования России: прошлое, настоящее, будущее. Омск, 1998. С. 49.
  13. Божьев В.П., Трусов А.И. Процессуальная самостоятельность и независимость следователя: история и современность // Проблемы формирования социалистического и правового государства: Сборник Академии МВД СССР. М., 1991. С. 120; Ларин А.М. Я - следователь. М., 1991. С. 45; Дубинский А.Я. Исполнение процессуальных решений следователя // Правовые и организационные проблемы. Киев, 1984. С. 158 - 162; Гаврилов Ю.В. Процессуальные решения следователя. С. 18; Грицаев С.И. Криминалистические проблемы организационных функций следователя в расследовании: Монография. Краснодар, 2006. С. 59; Темираев О. Процессуальная самостоятельность следователя // Законность. N 4. 2000. С. 20; Александров И.В. Процессуальные и криминалистические проблемы организации расследования преступлений // Сборник материалов научно-практической конференции. Красноярск, 1998. С. 20 и др.
  14. Бойков А.Д. Взаимодействие права и морали в уголовном судопроизводстве // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 40. М., 1984; Машукова Д.А. Процессуальная самостоятельность следователя: Дис. ... канд. юрид. наук. Нальчик, 2004. С. 15 - 16.