Мудрый Юрист

Здание Санкт-Петербургских ворот в кронштадте

Самусенко С.В., архитектор-реставратор.

Говорунова И.А., специалист 1-го разряда отдела охраны памятников истории и культуры.

Годовщину основания Кронштадта принято отмечать на год позже даты закладки Санкт-Петербурга. Исходя из трехвековой истории эта разница уже не выглядит значительной. Время показало теснейшую связь судеб великого города в устье Невы с судьбой городка на острове, и сегодня мы являемся свидетелями реального воплощения в жизнь идеи Петра Великого о полном слиянии Петербурга с Кронштадтом. Прошедший недавно 300-летний юбилей Кронштадта положил начало реставрационной деятельности в городе. Многие памятники приблизились к своему историческому облику. По всей видимости, наступает черед восстановления еще одного яркого архитектурного символа Кронштадта - здания Санкт-Петербургских ворот.

Первоначально Кронштадт был необходим только для защиты морских подступов к столице молодой империи от кораблей шведского короля. Поэтому все усилия Петра I были направлены на то, чтобы перекрыть южный и северный фарватеры ряжевыми заграждениями, искусственными островами и огнем артиллерийских батарей. Однако уже в этот ранний период на самом острове развернулось масштабное строительство. Строились дворцы, казармы, склады и промышленные предприятия. Новые функции Кронштадта до сих пор имеют отражение в наименованиях кронштадтских гаваней: Военной, Купеческой и Лесной. Неуклонно увеличивалось военное и гражданское население, и на острове вырастал город, который тоже надо было защищать. Заложить Кронштадтскую крепость успел еще сам Петр I. Придавая этому событию большое значение, день 7 октября 1723 г. он сделал праздником. По Указу Императора вокруг всего поселения на острове начали сооружать дерево-земляные укрепления бастионного типа.

"Западная часть крепости, обращенная к косе, состояла из шести бастионов, названных в честь строивших их полков: Преображенского, Семеновского, Ингерманландского, Лефортовского, Бутырского, Морского. В восточной части предполагалось построить двухбастионный, а на северной окраине четырехбастионный фронты" <1>.

<1> Раздолгин А.А., Скориков Ю.А. Кронштадтская крепость. Л., 1988. С. 55

Последователи Петра I к вопросам обороны Кронштадта относились с меньшим энтузиазмом, но военная угроза, время от времени напоминавшая о себе, заставляла и их продолжать начатые работы. Непосредственного нападения кораблей на остров не было, но война со Швецией вспыхивала и в 1741 - 1743 гг. (при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне), и в 1788 - 1790 гг. (при Екатерине II).

Тем временем город, защищенный земляной крепостью, рос и развивался. Так же как и в Петербурге, принимались меры, ограничивающие строительство деревянных домов и поощряющие регулярную каменную застройку. Ко времени правления Александра I в Кронштадте уже существовала система улиц и площадей, сформированных жилыми домами, дворцами, казенными учреждениями и хозяйственными и военными постройками.

Кроме того, силуэт города формируют многочисленные православные и иноверческие храмы. В центре города преобладает 2 - 3-этажная каменная застройка. На окраинах еще много деревянных слобод с чисто деревенской планировкой.

Последние годы правления Александра I ознаменовались двумя трагическими событиями, которые дали новый импульс развитию города на острове.

7 ноября 1824 г. разразилось небывалое наводнение. Оно нанесло колоссальный урон Петербургу, а в Кронштадте, где максимальный подъем воды достигал 3,5 метра, этот урон был катастрофическим. Все береговые укрепления, возводившиеся в течение столетия, были разрушены, земляные насыпи размыты. Грандиозный пожар, вспыхнувший летом 1826 г., уничтожил многие жилые кварталы.

Начавшееся царствование Николая I было ознаменовано большим размахом строительных работ в Кронштадте. Необходимо было не только восстановить разрушенную систему оборонительных сооружений по периметру острова, но и преобразовать облик городских улиц. Именно после наводнения город стал развиваться по планам и правилам, разработанным профессиональными архитекторами. К этому периоду истории Кронштадта, когда многое в городе начиналось как бы с чистого листа, относится и строительство Санкт-Петербургских ворот.

В Центральном историческом архиве военно-морского флота (ЦГИА ВМФ) хранятся практически все исторические документы по истории строительства Кронштадта.

В Российском Государственном историческом архиве имеются генеральные планы Кронштадта и его отдельных частей на разные исторические периоды. Для рассмотрения интересующей нас темы мы выбрали крупномасштабные генеральные планы 1828 <2>, 1855 и 1887 гг. <3>.

<2> РГИА. Ф. 1293. Оп. 168. Д. 25.
<3> РГИА. Ф. 1399. Оп. 2. Д. 135. "План города Кронштадта. Съемку портовых учреждений производили: Корпуса флотских штурманов поручик Астафьев и подпоручики Шольц, Белобров и Лизоблюдов в 1887 г. ".

На первом плане мы видим ситуацию до начала строительства каменной оборонительной стены. Восточный участок города состоит из прямоугольных кварталов деревянной обывательской застройки. С запада на восток тянется прямая Петербургская улица. В месте ее подхода к восточному берегу образовался (правда, пока еще в зачаточном состоянии) своеобразный градостроительный узел. С этого места начинаются земляные валы, зигзагообразно уходящие в сторону северного берега и преходящие в северные укрепления. Отсюда же к югу уходит прямой искусственный мол, ограждающий воды Лесной гавани. В месте стыка земляного вала и мола имеется небольшой разрыв в береговых укреплениях, создающий проход к берегу. У прохода стоит караулка. На плане такие караулки (их в Кронштадте несколько) обозначены как "Караульные при воротах дома". Следовательно, проходы к берегу именуются "воротами". Рядом с караулкой обозначена "водопроводная машина", но это еще не монументальное здание, которое будет возведено позже, - просто механизм. Итак, ни новых каменных береговых укреплений, ни здания кордегардии на плане 1828 г. еще нет.

"Постройка отвечающих своему времени оборонительных сооружений началась в 1827 году и продолжалась до 1852 года. Новые оборонительные стены, теперь уже возведенные из кирпича, располагались в пределах петровских земляных валов, повторяя в основном прежние очертания, но продолжались они далее, ограничивая город и с восточной стороны острова. Пространство между рядами кирпичной кладки забучено. Сверху стены покрыты железом. Арки в стенах служили для выхода на взморье" <4>.

<4> Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983. С. 546.

Рассмотренный нами план фиксирует положение до начала крупномасштабных градостроительных изменений, которые в начале царствования Николая I коснулись всего города.

"Необходимость больших градостроительных работ стала очевидной. Организация их осуществляется по примеру Петербурга. Если в последнем все работы возглавлял "Комитет для строений и гидравлических работ", то в Кронштадте в 1827 году был организован Кронштадтский строительный комитет во главе с главным командиром Кронштадтского порта адмиралом Г.А. Сарычевым. Просуществовал он, правда, недолго: в 1830 году было решено все строительство Кронштадта подчинить учрежденному в 1827 году Строительному департаменту по морской части, преобразованному затем в строительный департамент при Морском министерстве. Таким образом, строительство парадного Кронштадта, которое осуществлялось в это время, велось под руководством петербургского органа с тех же архитектурных и градостроительных позиций и теми же зодчими" <5>.

<5> Розадеев Б.А., Сомина Р.А., Клещева Л.С. Кронштадт. Архитектурный очерк. Л., 1977. С. 65 - 66.

Для упорядочения внутреннего порядка и регулирования строительства в городе 8 февраля 1833 г. было высочайше утверждено Положение о городе Кронштадте, которое безусловно внесло свой положительный вклад в дело планомерного развития ансамбля улиц и площадей. При этом многие градостроительные вопросы в условиях ведомственных перемен решались туго, в лучших традициях русской бюрократической волокиты, которая в николаевское время немногим отличалась от кошмаров нашего времени.

Как мы увидим позже, часть деревянной застройки в восточной части Петербургской улицы в начале 1830-х годов была снесена для организации площади перед Петербургскими воротами.

Изменения, появившиеся после начала строительства каменных оборонительных сооружений, видны на генеральном плане Кронштадта 1855 г. К сожалению, этот план, хранящийся в ЦГИА ВМФ и впервые опубликованный в книге "Кронштадтская крепость" <6>, приводится в очень мелком формате. Но для нас он особенно ценен тем, что показывает памятник в том виде, который он имел, когда выполнял свою первоначальную функцию.

<6> См.: Раздолгин А.А., Скориков Ю.А. Указ. соч. С. 199.

На плане мы видим следующее. В восточной части Петербургской улицы за счет сноса двух больших кварталов образовалась обширная прямоугольная площадь. Ее фланги украшены двумя монументальными зданиями: с юга - здание водоподъемной машины; с севера - лютеранская церковь. Ось Петербургской улицы упирается в новое здание Петербургских ворот, которое включено в систему оборонительных стен, фланкирующих восточный берег острова. А именно: к основной прямоугольной части здания примыкает длинная прямая стенка, вытянутая к югу, ее конец загнут к западу, образуя букву "Г". Стенка сохранилась до настоящего времени. К северо-восточному углу Петербургских ворот углом же примыкает прямоугольная пристройка. Это "капонир" - оборонительная стенка с бойницами, направленными в сторону восточного входа в ворота. Южнее мы видим сохранившиеся до нашего времени защитную стену, примыкающую к ней восточную казарму и далее к северо-востоку - круглую угловую башню. Но от одного элемента оборонной стены в настоящее время не сохранилось никаких следов. Сейчас севернее Петербургских ворот проложена широкая улица, а на плане 1855 г. эту дорогу перекрывал еще один бастион изогнутой формы, из которого можно было вести обстрел вдоль длинного прямого участка стены, уходящей к северо-востоку. Ценность данного плана состоит еще и в том, что на нем показаны даже пушки, расставленные вдоль оборонительных стен. Жаль, что мы не видели подлинник этого плана и не имеем возможности привести в наших записках его крупный фрагмент.

Еще два документа дают нам наглядное представление о памятнике в тот же период его существования - когда Петербургские ворота использовались по тому назначению, для которого были построены и предназначены. К сожалению, мы не знаем, где хранятся подлинники двух этих картин. Обе известны нам только по репродукциям в печатных изданиях.

Первая картина (рис. 1) имеет аннотацию: "Петербургские ворота (слева) и здание водоподъемной машины (справа). Акварель Л.О. Премацци" <7>.

<7> Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. С. 563.

Вторая цветная репродукция (рис. 2) обозначена: "Санкт-Петербургские ворота в Кронштадте. Публикуется впервые" <8>. В юбилейной иллюстрированной монографии, выпущенной к 300-летию Кронштадта <9>, этот же рисунок приведен более крупно, в гораздо лучшем качестве, но, к сожалению, изображение зеркально перевернуто. Также следует добавить, что кисти известного акварелиста и рисовальщика Л. Премацци принадлежит не первая, а вторая картина, которая в юбилейном альбоме приписана "неизвестному художнику".

<8> Раздолгин А.А., Скориков Ю.А. Кронштадтская крепость. Л., 1988. С. 106.
<9> Красавкин В.К., Раздолгин А.А. Кронштадт: три века истории. СПб.: Издательский дом "Морской Петербург", 2004. С. 164 - 165.

Теперь можем внимательно рассмотреть эти изображения.

Рисунок 1 Рисунок не приводится. Рисунок 2 Рисунок не приводится.

Перед нами площадь у Петербургских ворот, вид с северо-западной стороны, из города. По центру, на южном фланге площади, мы видим величественное здание, похожее на храм. У него классический портик с фронтоном и шестью коринфскими колоннами. Основной объем здания кубической формы увенчан цилиндрическим барабаном с полусферой купола. Странно и нелепо выглядит дымящаяся труба в том месте, где должны быть изображения яблока и креста. Это - первоначальный вариант здания водоподъемной машины. Построено в 1837 - 1839 гг.

На левом фланге картины, точно по оси Петербургской улицы, мы видим еще один портик, принадлежащий невысокому, но тоже монументальному зданию с тремя фронтонами. Это и есть Петербургские ворота с гауптвахтой (кордегардией) - здание, являющееся предметом нашего внимания.

Если бы художник захотел изобразить еще и северный фланг площади, то мы увидели бы точно такой же портик здания лютеранской церкви, расположенный строго симметрично относительно оси Петербургской улицы. Церковь построена в 1834 - 1836 гг. В то время она имела такой же купол, как и здание водоподъемной машины.

Когда площадь между этими тремя зданиями была пуста, как на этой картине, ансамбль действительно создавал сильное впечатление.

Однако наш интерес приковывают к себе именно Петербургские ворота. Главное, что необходимо выяснить, - это те детали, которые отличают дошедшее до нас здание от его первозданного исторического облика.

  1. Здание, как и сегодня, состоит из, собственно, гауптвахты и примыкающей к ней г-образной оборонительной стены. Арочные проемы стены, которые сейчас превращены в гаражи и склады, были полностью открыты, в каждой арке могло размещаться артиллерийское орудие, ствол которого выставлялся в окно-амбразуру, обращенное к взморью: шесть орудий на восток и два - на юг. Наружные стены крепости, обращенные к предполагаемому противнику, выше, чем внутренние. Картина показывает, что над галереей, где были установлены пушки, был устроен настил, и на нем мог располагаться второй ярус обороны, защищенный от неприятеля высокой наружной стеной. Сейчас расстояние между наружной и внутренней стенами перекрыто односкатной кровлей, настил над галереей превращен в чердак.
  2. Основной объем гауптвахты сегодня выглядит не так внушительно, как на картине, хотя дело только в деталях. Главный выразительный элемент фасада - мощный, расширяющийся кверху фриз - сохранился в первозданном виде. Он возвышается над тремя ризалитами - двумя боковыми и более высоким центральным. Аттик центрального ризалита к нашему времени утратил свои исторические размер и форму, и его, конечно же, больше не украшает гордый орел с распростертыми крыльями. Так как кровля здания к настоящему времени полностью утратила историческую конфигурацию, то и два треугольных фронтона над боковыми ризалитами по чьему-то нехитрому замыслу слились в один странный треугольный щипец, прихватив в свою компанию и остатки центрального аттика (фото 1).

Фото 1. Петербургские ворота. Главный фасад. Лето 2010 г. Фото не приводится.

Рисунок дает полное представление об исторической архитектуре всех трех надстроек над ризалитами, а заодно показывает, как необходимо переделать кровлю, чтобы обеспечить водослив по краям центрального ризалита.

  1. В отделке фасада применено сочетание двух фактур: голой кладки из красного кирпича и оштукатуренной поверхности, окрашенной в светлый колер. Согласно рисунку, кроме фризов, фронтонов и центрального аттика, светлым колером были окрашены только парные колонны боковых ризалитов. Внимательно рассматривая их, мы приходим к неожиданным выводам.

А. Перед нами не те полукруглые дорические пилястры, которые и сегодня слегка выпирают из плоскости стены. Это - настоящие круглые колонны. Они высокие! Нижняя часть фуста уверенно белеет на фоне высокого гранитного цоколя (сейчас он полностью скрыт асфальтом). Поддерживая светлый архитрав, колонны выделяются на фоне затемненных прямоугольников лоджий. Сейчас лоджии тоже заложены.

Б. Присмотревшись к колоннам еще внимательней, мы вдруг замечаем, что капители у них тоже необычные: высокие, расклешенные кверху. Совсем не похожи на вялую дорическую классику. Это - чистый Египет! Но авторитетное книжное мнение утверждает: "По восточной стороне была такая же оборонительная стенка, которая вела от северной стенки до южного берега острова и далее переходила в земляную защитную плотину. К стене примыкали двухэтажная восточная оборонительная казарма и Петербургские ворота с кордегардией, одноярусные, с фасадом со стороны крепости, обработанным в греко-дорическом стиле" <10>.

<10> Розадеев Б.А., Сомина Р.А., Клещева Л.С. Кронштадт. Указ. соч. С. 57.

Подтверждение "египетской" версии мы неожиданно получаем из другой книги, описывающей совсем другую ситуацию. В 1836 г. Николаю I был подан на утверждение проект строительства нового форта "Александр I".

"На следующий день А.С. Меншиков вернул Карбоньеру чертежи форта, утвержденные императором Николаем I, за исключением чертежей ворот, так как императору угодно было, "чтобы воротам форта дана была другая наружность, применяясь к обводам Египетской архитектуры" <11>.

<11> Амирханов Л.И., Голиков Ю.П., Чирков В.В., Иванова Ю.Е. Форт "Император Александр I". СПб.: ОСТРОВ, 2008. С. 14. В тексте книги данная цитата имеет ссылку: "РГАВМФ. Ф. 84. Оп. 1. Д. 1840. Л. 47".

Вскоре проект входных ворот форта был переделан по вкусу императора. И что мы видим? - еще одни "египетские" ворота, родные братья Санкт-Петербургских.

Рисунок 3 Рисунок не приводиться.

  1. Осмотрим центральную часть здания. В арочном проеме, который и сегодня угадывается на фасаде, установлены большие деревянные ворота, с двумя большими створками, открывающимися вовнутрь. На центральном аттике - большая фигура (горельеф) двуглавого орла. Наличие этого красивого символа самовластия говорит о том, что перед нами государственное учреждение, солидное воинское здание.

"Как свидетельствует архивный документ, одним из важных событий того времени считалось утверждение царем в 1820 г. рисунка орла для воинских зданий, архитектурному облику которых стали уделять больше внимания" <12>.

<12> Там же. С. 88.
  1. Художник оборвал свой рисунок так, что мы не видим северной стороны постройки. Но из рассмотренного нами ранее генплана мы знаем, что оштукатуренной пристройки, имеющейся сегодня, в то время еще не было. Северный торец здания выглядел как глухая кирпичная стена.

Истории было угодно сохранить для нас облик Петербургских ворот и с противоположной, восточной, стороны. Документ исключительной исторической важности одновременно является прекрасным произведением изобразительного искусства. Речь идет об акварели знаменитого петербургского мастера Луиджи (Людвига Осиповича) Премацци, выполненной в 1851 г.

Перед нами ясный летний день. На мощеной площадке перед восточным въездом в город собралась группа людей. Здесь как местные жители - крестьянки, матросы, военные, - так и приезжие. Хорошо передана динамика движения вновь прибывших: скачут лошади, носильщик сгибается под тяжестью ручной клади. Понятно, что к восточной пристани прибыл пассажирский корабль из Петербурга. На кронштадтскую землю сошли мещане, купцы, чиновники и офицеры. Кто по служебной, кто по частной надобности. Среди приезжих изображен и художник - в картузе, с зонтиками под мышкой и с тяжелым баулом, вероятно, наполненным красками. Это, наверно, сам Примацци. Все приехавшие должны пройти или проехать через ворота, путь к которым открывает солдат у полосатого шлагбаума.

Сами ворота превосходно прорисованы в цвете. Видны даже самые мелкие детали.

Подходя к теме авторства, необходимо заметить, что все печатные источники в этой связи называют только одно имя: "Здание Гауптвахты построено в 1829 - 1830 годах по проекту архитектора Э.Х. Анерта. Оно представляет собой хорошо сохранившуюся часть Петербургских ворот" <13>.

<13> Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. С. 562.

Действительно, Эдуард Христианович Анерт - архитектор, много и плодотворно работавший в Кронштадте в 1830 - 1840-х годах, является одной из наиболее вероятных фигур, которых можно было бы представить в качестве автора. С 1827 по 1844 г. Э.Х. Анерт исполнял должность старшего архитектора Строительного департамента по строительной части. В архитектурном ансамбле площади у Петербургских ворот все - и лютеранская церковь, и здание водоподъемной машины, и, как выясняется, сами ворота - построено по его проектам. Как сообщает нам надпись, отлитая в бронзе, ворота были окончены строительством в 1832 г.

В начале нашего исторического обзора мы собирались проследить градостроительное положение памятника на плане 1887 г. Своих намерений мы не забыли. К сожалению, мы не можем воспроизвести репродукцию этого плана и ограничимся словесным описанием.

В отличие от плана 1855 г., когда мы видели Петровские ворота в период их исторического расцвета, рассматриваемый генплан четко говорит о том, что к этому времени здание утратило свое первоначальное назначение. Проход по Петербургской улице к пристани теперь идет мимо здания, обходя его с севера. Низкой полукруглой стенки больше нет. Улица выходит прямо к пристани, которая состоит теперь из трех длинных причалов, расходящихся в сторону Петербурга в виде трезубца. Очевидно, что оборонительная функция крепостной стены и ворот себя исчерпала. Это подчеркнуто еще тем, что со стороны пристани у ворот устроен зеленый сквер, что говорит о том, что ворота уже давно не открывают ни для проезда, ни для прохода.

По рассказам старожилов, во время Великой Отечественной войны Петербургские ворота снова использовались по первоначальному назначению. В здании бывшей кордегардии была дезинфекционная камера, где пропаривались вещи людей, прибывавших из осажденного Ленинграда. После войны здание использовалось под разные конторы и мелкие предприятия. Последний хозяин постройки - газовая служба Кронштадта.

Фото 2. Петербургские ворота. Восточный фасад. Зима 2010 г. Фото не приводится. Фото 3. Дворовой фасад. Лето 2010 г. Фото не приводится.

В настоящее время выполнен проект реставрации памятника федерального значения "Петербургские ворота" архитектурной мастерской "СПБ-ПРОЕКТ".