Мудрый Юрист

К вопросу о помиловании осужденных военнослужащих

Оноколов Ю.П., преподаватель Новороссийского филиала Современной гуманитарной академии, кандидат юридических наук, судья военного суда в отставке, полковник юстиции запаса.

Институт помилования, являющийся одним из способов смягчения наказания и применяемый по решению Президента РФ, регулируется Конституцией РФ, Уголовным кодексом РФ, Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (в ред. Указов Президента РФ от 16.03.2007 N 359, от 19.05.2009 N 567), утвержденным данным Указом Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Помилование применяется как к бывшим военнослужащим, отбывающим наказания за совершенные во время военной службы преступления, так и к осужденным военнослужащим, продолжающим проходить военную службу. Так, 1 апреля 2010 г. Президент РФ издал Указ о помиловании двух жителей Татарстана, осужденных Казанским гарнизонным военным судом к лишению свободы за самовольное оставление части и отбывавших наказание в исправительной колонии <1>.

<1> Президент России помиловал двух военнослужащих из Татарстана // Регион. 2010. 4 апреля. С. 1.

Обычно авторы дают следующее нормативное определение помилования: "Помилование представляет собой решение Президента Российской Федерации, улучшающее в тех формах, которые предусмотрены уголовным законодательством, правовое положение индивидуально-определенного лица, осужденного вступившим в законную силу приговором суда к уголовному наказанию, либо отбывающего наказание, или отбывшего его и имеющего судимость". При этом они предлагают и доктринальное определение понятия помилования: "Помилование представляет собой комплексный, межотраслевой правовой институт, регулирующий отношения, возникающие в связи с принятием Президентом Российской Федерации решения, улучшающего в тех формах, которые предусмотрены уголовным законодательством, правовое положение индивидуально-определенного лица, осужденного вступившим в законную силу приговором суда к уголовному наказанию, либо отбывающего наказание, или отбывшего его и имеющего судимость" <2>.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Ю.В. Саженкова, В.И. Селиверстова "Правовые проблемы помилования в России" включена в информационный банк согласно публикации - Юриспруденция, 2008 (2-е издание, дополненное).

<2> Саженков Ю.В., Селиверстов В.И. Правовые проблемы помилования в России: Монография. М., 2007. С. 98.

Статьи 59, 85 УК РФ предусматривают: 1) помилование осужденных к уголовному наказанию, а именно: а) освобождение от дальнейшего отбывания наказания; б) сокращение назначенного наказания; в) замену наказания более мягким видом наказания (в том числе замену смертной казни пожизненным лишением свободы либо лишением свободы на срок 25 лет); 2) помилование отбывших наказание путем снятия судимости.

В УИК РФ слово "помилование" встречается 19 раз в 13 статьях. Из них можно выделить нормы: 1) регламентирующие вопросы отбывания наказания и рассмотрение вопросов о помиловании осужденных к смертной казни (15 из 19); 2) регламентирующие вопросы помилования лиц, осужденных к другим видам наказания: ст. 7 УИК РФ (основания исполнения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера), ст. 113 УИК РФ (меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы), ст. 172 УИК РФ (основания освобождения от отбывания наказания), ст. 176 УИК РФ (порядок обращения с ходатайством о помиловании).

При этом по содержанию норм, регулирующих помилование, можно выделить три группы:

  1. нормы, регламентирующие основания и порядок подачи ходатайств о помиловании. Это общая ст. 176 УИК РФ (которая гарантирует, что осужденный к любому виду наказания вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании); специальные нормы: ч. 1 ст. 185 (гарантирующая право осужденного к смертной казни обратиться с ходатайством о помиловании); ч. 5 ст. 113 (устанавливающая возможность возбуждения ходатайства о помиловании в отношении осужденного, положительно характеризующегося во время отбывания лишения свободы);
  2. нормы, определяющие последствия подачи ходатайства о помиловании или отказа в подаче ходатайства о помиловании. Это ч. 2 и 3 ст. 184 УИК РФ, которые обусловлены тем, что исполнение наказания в виде смертной казни влечет необратимый результат. Поэтому в случаях подачи осужденным ходатайства о помиловании или принятия им решения об отказе в подаче такого ходатайства исполнение наказания в виде смертной казни приостанавливается до принятия решения Президентом РФ;
  3. нормы, регулирующие вопросы, связанные с последствиями удовлетворения ходатайства осужденного о помиловании либо принятия Президентом РФ решения о помиловании в случае, когда ходатайство о помиловании не подавалось (касается осужденных к смертной казни) <3>.
<3> Саженков Ю.В., Селиверстов В.И. Указ. соч. С. 21 - 23.

Причем практика применения помилования часто меняется. Например, в 1992 г. из исправительных колоний по актам помилования были освобождены 2726 человек, в 1995 г. - 4988, в 1999 г. - 7418 <4>. За семь лет, с 1999 по 2006 г., количество помилованных сократилось в 824 раза.

<4> Калинин Ю.И. Выступление на Всероссийской конференции по проблемам помилования. Великий Новгород, 25 - 26 октября 2000 г. М.: Юрид. лит., 2001. С. 30.

Представляется, что это связано с некоторой политизацией института помилования. Институт помилования может способствовать повышению авторитета президента страны, демонстрируя его принципиальность и государственный прагматизм, человеколюбие и милосердие, а может и дискредитировать его, особенно когда указы о помиловании положительно не воспринимаются обществом либо частью общества.

Например, в 2004 г., когда осужденный в 2003 г. за убийство чеченки Э. Кунгаевой к 10 годам лишения свободы полковник Ю. Буданов подал ходатайство о помиловании, комиссия по вопросам помилования Ульяновской области дала положительное заключение, а губернатор В. Шаманов подписал представление о применении помилования, российское общество в своем мнении по вопросу помилования Ю. Буданова разделилось примерно на две равные части, и любой выбор Президента не понравился бы другой части граждан, особенно, с одной стороны, - офицерской среде, с другой - жителям Чеченской Республики <5>. Поэтому Ю. Буданов вынужден был дважды отзывать свое ходатайство. В последующем суд четырежды отказывал в удовлетворении ходатайства о его условно-досрочном освобождении, а в пятый раз, когда тот отбыл восемь с половиной из десяти лет лишения свободы, он был условно-досрочно освобожден <6>.

<5> Ильин К., Полат Н. Буданов просто отложил себе помилование. Известия. 2004. 19 мая. С. 1.
<6> NaziRapper. 2009. 16 января. С. 1.

Между тем в прессе упоминалось, что имеют место случаи издания актов помилования осужденных жителей Чеченской Республики взамен на освобождение насильственно удерживаемых бандформированиями российских солдат <7>, что также свидетельствует о политизации института помилования.

<7> Бальбуров Д. Свободно конвертируемые чеченцы // Московские новости. 2001. 13 - 19 ноября. N 46.

Как считают некоторые авторы, акты помилования не должны быть политизированы и их следует издавать чаще <8>, в связи с чем С.Е. Вицин отметил: "Институт и процедура помилования - это не уголовно-исполнительная, не уголовно-процессуальная процедура и не уголовно-правовая проблема, это проблема конституционная, поэтому искусственно ограничивать помилование нельзя" <9>. Иные авторы считают, что акты помилования должны носить исключительный характер, и приводят в качестве доказательств статистические сведения и конкретные социологические исследования о достаточно высоком уровне рецидива помилованных <10>. К примеру, по итогам изучения Н.В. Елисеевой рецидива помилованных усматривается, что в 1996 г. совершили повторное преступление 9,4%, в 1999 г. - 18,6%, что более чем в три раза выше аналогичного показателя в 1989 г. <11>.

<8> Приставкин А.И. Выступление на Всероссийской конференции по проблемам помилования. Великий Новгород, 25 - 26 октября 2000 г. М.: Юрид. лит., 2001. С. 15.
<9> Вицин С.Е. Выступление на Всероссийской конференции "Помилование и исполнение наказаний". Саратов, 2002. С. 51, 34.
<10> Корецкий Д.А. Концепция института помилования как проблема уголовной политики // Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (теоретические и практические аспекты реализации): Материалы Всероссийской научно-практической конференции (24 - 25 октября 2002 г., г. Брянск). Брянск, 2002. С. 100.
<11> Михлин А.С. Выступление на Всероссийском совещании председателей комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации (Нижний Новгород, 16 - 18 декабря 2003 г.). М.: Юрид. лит., 2004. С. 92.

Названная динамика увеличения рецидива среди помилованных действительно требовала соответствующего реагирования и корректировки политики государства в этой сфере, в связи с чем в последующие годы количество помилованных уменьшилось.

По нашему мнению, упомянутые Указ и Положение урегулировали не все вопросы, касающиеся помилования, в том числе и помилования военнослужащих.

Например, Положение практически не определяет порядок подачи ходатайства о помиловании военнослужащими, осужденными к содержанию в дисциплинарной воинской части. По нашему мнению, такой порядок должен быть аналогичен процедурам, установленным Положением, с учетом особенностей военной службы. Вероятно, было бы правильным, если бы ходатайство осужденного военнослужащего о помиловании направлялось командиром дисциплинарной воинской части не губернатору, а в комиссию по помилованию на территории соответствующего субъекта РФ.

В ходе осуществления помилования осужденного Президентом РФ возможна замена неотбытой части наказания более мягким наказанием, причем заменяемым может быть только основное наказание, поскольку заменять основное наказание дополнительным нельзя. Поэтому в порядке замены не может быть назначено лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Между тем имеются наказания, применяемые только к специальному субъекту, к военнослужащим (ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части). То есть они фактически не могут быть применены в порядке замены наказания более мягким.

При сокращении в порядке помилования назначенного наказания возможно уменьшение, по нашему мнению, размера штрафов, которые все чаще назначаются осужденным военнослужащим. Между тем могут иметь место случаи, когда осужденные не смогут выплатить штраф в полном размере и будут ходатайствовать перед Президентом РФ о помиловании (тем более что военнослужащие как по призыву, так и по контракту обычно имеют мало денежных средств как во время военной службы, так и после увольнения в запас).

Кроме того, полагаем, что Президент РФ может в порядке помилования освободить военнослужащих от отдельных карательных правоограничений наказания либо существенно смягчить их, к примеру уменьшить процент удержания из денежного довольствия при отбывании ограничения по воинской службе (ст. 51 УК РФ).

Полагаем, что в порядке применения помилования Президент РФ может сократить и дополнительное наказание. Если военнослужащий осужден к лишению воинского звания и государственных наград, то Президент РФ вправе освободить его от лишения государственных наград как полностью, так и в какой-то части. Военнослужащему могут быть возвращены государственные награды, к примеру полученные за участие в контртеррористической операции на территории Северного Кавказа.

Упомянутые способы сокращения наказания в результате помилования, по нашему мнению, можно применять на основании ст. 85 УК. Если наши доводы верны, то необходимо внести соответствующие дополнения и уточнения в Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500.

Помимо этого, в Положении не урегулированы особенности рассмотрения ходатайств осужденных военнослужащих, отбывающих наказание без изоляции от общества, что также свидетельствует о необходимости его переработки <12>.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Ю.В. Саженкова, В.И. Селиверстова "Правовые проблемы помилования в России" включена в информационный банк согласно публикации - Юриспруденция, 2008 (2-е издание, дополненное).

<12> Селиверстов В.И., Яковлева Л.В. Указ. соч. С. 93.

В ходе применения помилования, в соответствии с ч. 2 ст. 85 УК РФ, возможна замена наказания более мягким видом наказания. В отличие от замены судом неотбытой части наказания более мягким наказанием, возможной лишь в отношении лиц, отбывающих ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы (ч. 1 ст. 80 УК РФ), Президент в порядке помилования, по нашему мнению, может заменить любой вид наказания. Соответственно, для этого необходимо, чтобы в перечне наказаний, предусмотренном в ст. 44 УК РФ, имелось наказание, которое является более мягким по отношению к отбываемому осужденным.

Что касается военнослужащих, то для них имеет определенную специфику также проблема определения субъектов инициирования помилования осужденных.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство закрепляет двух субъектов обращения с ходатайством о помиловании: это осужденный (ст. 176 УИК РФ) и администрация исправительного учреждения (ч. 5 ст. 113 УИК РФ). Осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании путем подачи его через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, которыми могут быть как администрация исправительного учреждения, уголовно-исполнительной инспекции, так и командование дисциплинарной воинской части, командование иной воинской части, в которой проходит службу осужденный военнослужащий. Дальнейшее прохождение ходатайства должно было регламентироваться Положением, однако его нормы рассчитаны на рассмотрение ходатайств лиц, отбывающих лишение свободы. Особенности рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, отбывающих наказания без изоляции от общества, а также осужденных военнослужащих в данном нормативном акте отсутствуют.

Поэтому некоторыми авторами было обоснованно предложено дополнить действующий Указ Президента РФ N 1500 особенностями рассмотрения ходатайств осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, а также осужденных военнослужащих в территориальных комиссиях субъектов Российской Федерации по вопросам помилования <13>.

<13> Дубровицкий Л.П. Некоторые вопросы подготовки материалов о помиловании // Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (теоретические и практические аспекты реализации): Материалы Всероссийской научно-практической конференции (24 - 25 октября 2002 г., г. Брянск). Брянск, 2002. С. 60.

Иные авторы предложили изложить недостающие нормы в Федеральном законе "О помиловании", проект которого был опубликован в N 4 журнала "Закон" за 2002 г. В ч. 2 ст. 10 законопроекта сказано, что осужденный, отбывающий наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы, направляет ходатайство о помиловании через администрацию соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а в ч. 3 ст. 10 - что осужденные к иным видам наказания, а также лица, отбывшие наказание, направляют ходатайства о помиловании самостоятельно. Между тем названные нормы следовало бы дополнить тем, что указанные ходатайства осужденные направляют через администрацию учреждения уголовно-исполнительной системы либо самостоятельно в территориальную комиссию субъекта РФ по вопросам помилования. Ведь из законопроекта можно сделать вывод о том, что такое ходатайство направляется осужденным непосредственно Президенту РФ.

Кроме того, по нашему мнению, необходимо четко и понятно изложить основания и порядок направления ходатайств о помиловании различными категориями осужденных военнослужащих, поскольку имеются организационные и иные особенности как военной службы, так и оснований и порядка применения помилования, причем данные особенности имеют исторические корни <14>.

<14> Шилов А.И. Военно-правовые реформы Петра I и некоторые вопросы истории института помилования // Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (теоретические и практические аспекты реализации): Материалы Всероссийской научно-практической конференции (24 - 25 октября 2002 г., г. Брянск). М.; Брянск, 2003. С. 115 - 123.

В упомянутом законопроекте предлагается отдельная глава, посвященная особенностям применения помилования к осужденным военнослужащим. Она предусматривает, что ходатайства осужденных военнослужащих должны направляться командованием воинской части руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу осужденный. После дачи заключения о целесообразности помилования материалы направляются в центральную комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. То есть нужно создать центральную комиссию, которая рассматривала бы ходатайства осужденных военнослужащих. Ее создание предусматривается законопроектом, ст. 14 которого определяет, что в компетенцию центральной комиссии при Президенте РФ по помилованию будут входить вопросы рассмотрения ходатайств о помиловании осужденных военнослужащих, а также разрешения разногласий, возникающих по ходатайствам о помиловании между комиссиями по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации <15>. В связи с изложенным, по нашему мнению, должна быть создана центральная комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ, которая рассматривала бы ходатайства о помиловании осужденных военнослужащих и разрешала бы разногласия, возникающие между комиссиями по вопросам помилования на территориях субъектов РФ и руководителями субъектов РФ.

<15> Ст. 14 проекта Федерального закона "О помиловании" // Криминологический журнал. 2002. N 2(3). С. 68.

Вместе с тем прошло около восьми лет после подготовки упомянутого законопроекта, однако он не принят. Вышеперечисленные поправки и дополнения в Указ и в Положение также не внесены, что несколько затрудняет реализацию конституционного права осужденных военнослужащих на помилование.