Анализ структуры миграции и ее влияния на социально-экономическое положение в стране
Куликов Л.А., старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России, кандидат экономических наук.
Рассматривая миграцию, всегда появляется несколько вопросов, которые интересуют как ученых, экономистов и политиков, так и простых граждан. В этой статье мы попытаемся ответить на некоторые из них: какова была численность населения России в преддверии переписи населения, сколько составила естественная убыль населения за последние годы, какова структура миграции и ее влияние на социально-экономические положение в стране.
Рассмотрим все по порядку. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики России, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 августа 2010 г. составила 141,8 млн. человек и с начала года уменьшилась на 65,6 тыс. человек, или на 0,05% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 31,5 тыс. человек, или на 0,02%). Естественная убыль населения в январе - июле 2010 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 18,0 тыс. человек. Численность экономически активного населения России сократилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1,2% за счет роста безработицы и составила 75 524 человека.
Миграционный прирост на 60,5% компенсировал численные потери населения (см. рис. 1).
90 ¬
¦ *
¦
80 +
¦
¦
70 + *
¦ Незамещенная естественная
¦ часть
60 + *
¦ *
¦
50 +
¦
¦
40 + *
¦
¦
30 +
¦
¦ Миграционный прирост
20 + *
¦ *
¦
10 ¦ * *
¦
¦ * * *
0 +------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T------¬
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
январь - июль
Рис. 1. Замещение естественной убыли населения миграционным приростом
Проблема естественной убыли населения (депопуляции <1>), которая началась в России еще в 1992 г., продолжает усиливаться и вызывает тревогу. Большинство специалистов в мире считают депопуляцию необратимой, а повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое замещение поколений, невозможным. Поэтому специалисты предлагают остановить сокращение численности населения за счет иммиграции и/или снижения смертности.
<1> Депопуляция - устойчивое (не связанное с особенностями возрастной структуры и миграционными процессами) превышение числа умерших над числом родившихся. Постановление Правительства Москвы N 482-ПП от 28.06.2005 "О Концепции демографического развития города Москвы".Необходимый для обеспечения простого замещения поколений суммарный коэффициент рождаемости (т.е. не ведущий ни к росту, ни к убыли населения) даже при самой низкой смертности должен составлять 2,1 ребенка на одну женщину. Фактически же он составляет в России лишь 1,3 ребенка, что примерно на 40% ниже необходимого уровня <2>.
<2> URL: http:// www.demographia.ru/ articles_N/ index.html?idR= 44&idArt= 60.При этом каждое последующее поколение в стране будет на 40% уступать предыдущему поколению по численности. В таких условиях в долговременной перспективе при любой, сколь угодно высокой средней продолжительности жизни численность населения страны неизбежно будет сокращаться, если только естественная убыль населения не будет компенсироваться иммиграцией.
В 2009 г. в Россию прибыло 279 907 человек, выбыло - 32 458 человек. При этом необходимо отметить, что количество прибывших мигрантов сокращается третий год подряд, несмотря на рост в 2000 - 2006 гг. Количество выбывших мигрантов сокращается каждый год.
Больше всего в 2009 г. прибыло в Россию мигрантов из стран СНГ - 261 495 человек, в том числе из Украины, Узбекистана, Казахстана, Армении и Таджикистана, а также из стран дальнего зарубежья - 18 412 человек, в том числе из Германии, Израиля, Китая и Латвии.
Таблица 1
Число прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ и других зарубежных стран
Международная | Прибыло - | в том числе в возрасте | ||
моложе | трудоспособном | старше | ||
279 907 | 26 397 | 225 527 | 27 983 | |
в том числе: | 261 495 | 24 447 | 211 580 | 25 468 |
Украина | 45 920 | 3 361 | 36 150 | 6 409 |
Узбекистан | 42 539 | 4 036 | 33 262 | 5 241 |
Казахстан | 38 830 | 5 113 | 28 941 | 4 776 |
Армения | 35 753 | 3 045 | 30 292 | 2 416 |
Таджикистан | 27 028 | 2 023 | 24 098 | 907 |
прочие | 71 425 | 6 869 | 58 837 | 5 719 |
миграция с | 18 412 | 1 950 | 13 947 | 2 515 |
Германия | 2 585 | 289 | 1 636 | 660 |
Израиль | 861 | 124 | 585 | 152 |
Китай | 770 | 20 | 735 | 15 |
Латвия | 664 | 51 | 449 | 164 |
прочие | 13 532 | 1 466 | 10 542 | 1 524 |
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.
В 2009 г. из России в страны СНГ выбыло 32 458 человек, в том числе в Казахстан, Украину, Беларусь, Азербайджан и Армению, а также в страны дальнего зарубежья - 12 132 человека, в том числе в Германию, США, Израиль и Финляндию.
Таблица 2
Число выбывших из Российской Федерации в страны СНГ и в другие зарубежные страны
Международная | Выбыло - | в том числе в возрасте | ||
моложе | трудоспособном | старше | ||
32 458 | 4 005 | 24 079 | 4 374 | |
в том числе: | 20 326 | 2 187 | 15 284 | 2 855 |
Казахстан | 7 232 | 743 | 5 770 | 719 |
Украина | 5 737 | 517 | 3 955 | 1 265 |
Беларусь | 2 573 | 287 | 1 728 | 558 |
Азербайджан | 1 130 | 227 | 859 | 44 |
Армения | 983 | 114 | 795 | 74 |
прочие | 2 671 | 299 | 2 177 | 195 |
миграция | 12 132 | 1 818 | 8 795 | 1 519 |
Германия | 4 115 | 535 | 2 983 | 597 |
США | 1 440 | 331 | 961 | 148 |
Израиль | 894 | 104 | 580 | 210 |
Финляндия | 685 | 99 | 542 | 44 |
прочие | 4 998 | 749 | 3 729 | 520 |
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.
Таким образом, проанализировав данные по прибывшим и выбывшим из России в 2009 г. мигрантам, можно сделать вывод о миграционном приросте количества мигрантов моложе трудоспособного возраста - 22 392 человека, трудоспособного возраста - 201 448 человек и старше трудоспособного возраста - 23 609 человек.
Данные цифры мы получили благодаря реализуемой с 2007 г. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года <3>. Одной из основных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
<3> Утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:
содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;
привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;
- совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;
- разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;
- создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.
Здесь же необходимо остановиться на основных этапах и ожидаемых результатах реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., которая будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2007 - 2010 гг.) должны быть реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.
Данным этапом предусматривается разработка специальных мер по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработка долгосрочных программ, направленных на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.
Таблица 3
Внутрироссийская миграция населения по территориям прибытия и выбытия в 2009 г., тыс. человек
Территория | Российская | ЦФО | СЗФО | ЮФО | СКФО | ПФО | УФО | СФО | ДФО |
Городские поселения и сельская местность | |||||||||
Российская | 1 707,7 | 407,8 | 155,3 | 155,6 | 111,5 | 324,9 | 165,6 | 300,3 | 86,7 |
ЦФО | 329,9 | 272,8 | 14,9 | 10,4 | 4,7 | 12,9 | 4,9 | 5,7 | 3,6 |
СЗФО | 147,5 | 22,8 | 102,7 | 5,8 | 2,1 | 7,8 | 2,2 | 2,5 | 1,5 |
ЮФО | 148,1 | 19,1 | 5,9 | 99,6 | 8,2 | 5,6 | 4,0 | 3,6 | 2,0 |
СКФО | 125,9 | 12,7 | 4,4 | 10,7 | 86,1 | 2,8 | 6,0 | 2,1 | 1,1 |
ПФО | 354,0 | 37,3 | 11,4 | 8,3 | 2,9 | 264,3 | 21,5 | 5,4 | 2,9 |
УФО | 172,3 | 12,8 | 4,9 | 7,0 | 3,8 | 19,8 | 115,4 | 7,3 | 1,1 |
СФО | 320,0 | 17,4 | 6,4 | 7,9 | 2,3 | 6,8 | 9,6 | 263,3 | 6,9 |
ДФО | 109,7 | 12,9 | 4,7 | 5,9 | 1,4 | 4,9 | 2,0 | 10,3 | 67,5 |
Примечание: данные в таблице округлены автором в большую сторону.
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.
В субъектах Российской Федерации на первом этапе должны быть разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства.
При разработке указанных программ первоочередное внимание должно уделяться наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного региона субъекта Российской Федерации. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.
На первом этапе должны быть созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 г.
В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.
По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 г.:
стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек;
увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;
увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;
уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.
На третьем этапе (2016 - 2025 гг.) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.
В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.
В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.
К 2025 г. предполагается:
- обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;
- увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
- увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;
- обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.
Таким образом, государство осознает стоящие перед ним проблемы и, чтобы не потерять в будущем свою "государственность", оно должно предпринимать, на наш взгляд, все необходимые и доступные меры для воспроизводства собственного населения, а не импорта чужого необразованного, непрофессионального и не говорящего по-русски населения.