Мудрый Юрист

Анализ структуры миграции и ее влияния на социально-экономическое положение в стране

Куликов Л.А., старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России, кандидат экономических наук.

Рассматривая миграцию, всегда появляется несколько вопросов, которые интересуют как ученых, экономистов и политиков, так и простых граждан. В этой статье мы попытаемся ответить на некоторые из них: какова была численность населения России в преддверии переписи населения, сколько составила естественная убыль населения за последние годы, какова структура миграции и ее влияние на социально-экономические положение в стране.

Рассмотрим все по порядку. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики России, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 августа 2010 г. составила 141,8 млн. человек и с начала года уменьшилась на 65,6 тыс. человек, или на 0,05% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 31,5 тыс. человек, или на 0,02%). Естественная убыль населения в январе - июле 2010 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 18,0 тыс. человек. Численность экономически активного населения России сократилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1,2% за счет роста безработицы и составила 75 524 человека.

Миграционный прирост на 60,5% компенсировал численные потери населения (см. рис. 1).

   90 ¬
¦ *
¦
80 +
¦
¦
70 + *
¦ Незамещенная естественная
¦ часть
60 + *
¦ *
¦
50 +
¦
¦
40 + *
¦
¦
30 +
¦
¦ Миграционный прирост
20 + *
¦ *
¦
10 ¦ * *
¦
¦ * * *
0 +------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T------¬
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
январь - июль

Рис. 1. Замещение естественной убыли населения миграционным приростом

Проблема естественной убыли населения (депопуляции <1>), которая началась в России еще в 1992 г., продолжает усиливаться и вызывает тревогу. Большинство специалистов в мире считают депопуляцию необратимой, а повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое замещение поколений, невозможным. Поэтому специалисты предлагают остановить сокращение численности населения за счет иммиграции и/или снижения смертности.

<1> Депопуляция - устойчивое (не связанное с особенностями возрастной структуры и миграционными процессами) превышение числа умерших над числом родившихся. Постановление Правительства Москвы N 482-ПП от 28.06.2005 "О Концепции демографического развития города Москвы".

Необходимый для обеспечения простого замещения поколений суммарный коэффициент рождаемости (т.е. не ведущий ни к росту, ни к убыли населения) даже при самой низкой смертности должен составлять 2,1 ребенка на одну женщину. Фактически же он составляет в России лишь 1,3 ребенка, что примерно на 40% ниже необходимого уровня <2>.

<2> URL: http:// www.demographia.ru/ articles_N/ index.html?idR= 44&idArt= 60.

При этом каждое последующее поколение в стране будет на 40% уступать предыдущему поколению по численности. В таких условиях в долговременной перспективе при любой, сколь угодно высокой средней продолжительности жизни численность населения страны неизбежно будет сокращаться, если только естественная убыль населения не будет компенсироваться иммиграцией.

В 2009 г. в Россию прибыло 279 907 человек, выбыло - 32 458 человек. При этом необходимо отметить, что количество прибывших мигрантов сокращается третий год подряд, несмотря на рост в 2000 - 2006 гг. Количество выбывших мигрантов сокращается каждый год.

Больше всего в 2009 г. прибыло в Россию мигрантов из стран СНГ - 261 495 человек, в том числе из Украины, Узбекистана, Казахстана, Армении и Таджикистана, а также из стран дальнего зарубежья - 18 412 человек, в том числе из Германии, Израиля, Китая и Латвии.

Таблица 1

Число прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ и других зарубежных стран

Международная
миграция
  Прибыло - 
всего
             в том числе в возрасте           
     моложе    
трудоспособного
трудоспособном
     старше    
трудоспособного
  279 907   
     26 397    
    225 527   
     27 983    
в том числе: 
миграция со
странами СНГ
  261 495   
     24 447    
    211 580   
     25 468    
Украина      
   45 920   
      3 361    
     36 150   
      6 409    
Узбекистан   
   42 539   
      4 036    
     33 262   
      5 241    
Казахстан    
   38 830   
      5 113    
     28 941   
      4 776    
Армения      
   35 753   
      3 045    
     30 292   
      2 416    
Таджикистан  
   27 028   
      2 023    
     24 098   
        907    
прочие       
   71 425   
      6 869    
     58 837   
      5 719    
миграция с   
другими
зарубежными
странами
   18 412   
      1 950    
     13 947   
      2 515    
Германия     
    2 585   
        289    
      1 636   
        660    
Израиль      
      861   
        124    
        585   
        152    
Китай        
      770   
         20    
        735   
         15    
Латвия       
      664   
         51    
        449   
        164    
прочие       
   13 532   
      1 466    
     10 542   
      1 524    

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

В 2009 г. из России в страны СНГ выбыло 32 458 человек, в том числе в Казахстан, Украину, Беларусь, Азербайджан и Армению, а также в страны дальнего зарубежья - 12 132 человека, в том числе в Германию, США, Израиль и Финляндию.

Таблица 2

Число выбывших из Российской Федерации в страны СНГ и в другие зарубежные страны

  Международная  
миграция
Выбыло -
всего
            в том числе в возрасте            
     моложе    
трудоспособного
трудоспособном
     старше    
трудоспособного
 32 458 
     4 005     
    24 079    
     4 374     
в том числе:     
миграция со
странами СНГ
 20 326 
     2 187     
    15 284    
     2 855     
Казахстан        
  7 232 
       743     
     5 770    
       719     
Украина          
  5 737 
       517     
     3 955    
     1 265     
Беларусь         
  2 573 
       287     
     1 728    
       558     
Азербайджан      
  1 130 
       227     
       859    
        44     
Армения          
    983 
       114     
       795    
        74     
прочие           
  2 671 
       299     
     2 177    
       195     
миграция         
с другими
зарубежными
странами
 12 132 
     1 818     
     8 795    
     1 519     
Германия         
  4 115 
       535     
     2 983    
       597     
США              
  1 440 
       331     
       961    
       148     
Израиль          
    894 
       104     
       580    
       210     
Финляндия        
    685 
        99     
       542    
        44     
прочие           
  4 998 
       749     
     3 729    
       520     

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

Таким образом, проанализировав данные по прибывшим и выбывшим из России в 2009 г. мигрантам, можно сделать вывод о миграционном приросте количества мигрантов моложе трудоспособного возраста - 22 392 человека, трудоспособного возраста - 201 448 человек и старше трудоспособного возраста - 23 609 человек.

Данные цифры мы получили благодаря реализуемой с 2007 г. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года <3>. Одной из основных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

<3> Утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.

Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:

содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;

привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;

Здесь же необходимо остановиться на основных этапах и ожидаемых результатах реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., которая будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2007 - 2010 гг.) должны быть реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.

Данным этапом предусматривается разработка специальных мер по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработка долгосрочных программ, направленных на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.

Таблица 3

Внутрироссийская миграция населения по территориям прибытия и выбытия в 2009 г., тыс. человек

  Территория 
прибытия/
выбытия
Российская
Федерация
 ЦФО 
 СЗФО
 ЮФО 
 СКФО
  ПФО 
 УФО 
 СФО 
 ДФО 
                  Городские поселения и сельская местность               
Российская   
Федерация
  1 707,7 
407,8
155,3
155,6
111,5
 324,9
165,6
300,3
 86,7
ЦФО          
    329,9 
272,8
 14,9
 10,4
  4,7
  12,9
  4,9
  5,7
  3,6
СЗФО         
    147,5 
 22,8
102,7
  5,8
  2,1
   7,8
  2,2
  2,5
  1,5
ЮФО          
    148,1 
 19,1
  5,9
 99,6
  8,2
   5,6
  4,0
  3,6
  2,0
СКФО         
    125,9 
 12,7
  4,4
 10,7
 86,1
   2,8
  6,0
  2,1
  1,1
ПФО          
    354,0 
 37,3
 11,4
  8,3
  2,9
 264,3
 21,5
  5,4
  2,9
УФО          
    172,3 
 12,8
  4,9
  7,0
  3,8
  19,8
115,4
  7,3
  1,1
СФО          
    320,0 
 17,4
  6,4
  7,9
  2,3
   6,8
  9,6
263,3
  6,9
ДФО          
    109,7 
 12,9
  4,7
  5,9
  1,4
   4,9
  2,0
 10,3
 67,5

Примечание: данные в таблице округлены автором в большую сторону.

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

В субъектах Российской Федерации на первом этапе должны быть разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства.

При разработке указанных программ первоочередное внимание должно уделяться наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного региона субъекта Российской Федерации. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.

На первом этапе должны быть созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 г.

В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 г.:

стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек;

увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

На третьем этапе (2016 - 2025 гг.) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.

В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.

В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.

К 2025 г. предполагается:

Таким образом, государство осознает стоящие перед ним проблемы и, чтобы не потерять в будущем свою "государственность", оно должно предпринимать, на наш взгляд, все необходимые и доступные меры для воспроизводства собственного населения, а не импорта чужого необразованного, непрофессионального и не говорящего по-русски населения.