Мудрый Юрист

Возможности и границы использования средств массовой информации в управлении миграционными процессами

Егупов А.В., старший научный сотрудник отделения правовых основ обеспечения экономической безопасности НИО Академии экономической безопасности МВД России, кандидат социологических наук.

Никогда общественное мнение не было более мощным, часто используемым и управляемым, как в наше время. Это стало возможным в результате разветвления средств массовой информации, их доступности широкой общественности, которая нуждается в этих средствах, чтобы изложить свои взгляды и найти им поддержку. Можно говорить о фактическом со стороны СМИ контроле над всей культурой, так как, пропуская ее через свои фильтры, они выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. В силу своей многофункциональности средства массовой информации являются главным инструментом для распространения любого сообщения, а также воздействия на общественное сознание <1>.

<1> Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2009. С. 115.

Так как проблемы миграции сохраняют актуальность и свой острый дискуссионный характер, то для ньюсмейкеров они притягательны. Достаточно взять срез информации в СМИ о положении мигрантов в разных странах всего за несколько дней, чтобы констатировать, что тема миграции занимает ведущее место в новостной панораме. Мировая информационная сеть всегда полна сообщениями, имеющими прямое отношение к рассматриваемой тематике.

Вся европейская пресса полна статьями о миграции и положении мигрантов. Достаточно просмотреть номера главных общенациональных газет за несколько месяцев, чтобы убедиться в том, что интерес к миграционной теме устойчив. Нет ни одного сектора политической и общественной жизни, который не соприкасался бы с вопросами миграции, это и вопросы юстиции, проблемы благосостояния государства в самом широком смысле, здравоохранения, образования, демократии как таковой, культуры.

Журналисты горячо обсуждают, например, готовность датских властей платить мигрантам в случае их возвращения на свою родину пенсию, составляющую 75% от пенсии, которую они могут получить в Дании. Или же они быстро реагируют на возникшую в российском парламенте дискуссию по поводу того, нужны ли Российской Федерации мигранты, и если да, то в каком количестве, а главное - качестве. На страницах различных периодических изданий то и дело звучат вопросы: нужны ли ежегодные квоты, которые способны подправить стремительно ухудшающуюся демографическую ситуацию; как приток мигрантов отразился и будет отражаться на худо-бедно функционирующей социальной системе и т.д.

СМИ реагируют на проблему обустройства границ с целью прекращения потока нелегально поступающих товаров, торговлю наркотиками, а главное - нелегальную миграцию. СМИ напоминают о прекращении выдачи миграционных карт на местах для проживающих и работающих в РФ мигрантов, уточняя, что теперь они станут выдаваться только на границе. СМИ подсказывают, с какой даты существовавший ранее безвизовый режим с Польшей становится визовым, и сетуют на то, что это создает большие неудобства для граждан обеих стран, ранее без труда пересекавших границу <2>.

<2> URL: http:// www.gazeta.ru/ lenta.shtml?! 84394.

Анализ материалов, помещаемых в СМИ, позволяет прийти к заключению, что поток этой информации нарастает одновременно с нарастанием потока мигрантов. Адекватно оценивая способности СМИ в области информационного "конструирования" образа "чужих", есть все основания констатировать, что не всегда они подают материал в миротворческом дискурсе. Напротив, их потенциал могут использовать как средство разжигания социальных конфликтов. Бесспорно то, что СМИ оказывают мощное воздействие на массовое сознание.

В информационную эпоху обыватель получает представление о том или ином народе не столько на основе личных контактов и впечатлений (которые, как правило, весьма ограниченны), сколько из сообщений СМИ, к тому же зачастую транслируемых общественным сознанием в искаженном виде. Такое конструирование, в частности подача этнически окрашенной информации на фоне экономического неблагополучия, политической нестабильности в ряде регионов, оказывает на людей психотравмирующее действие, формируя чувство настороженности, страха, недоверия к мигрантам, особенно определенных национальностей <3>.

<3> Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2009. С. 224.

Подобный этнический окрас, связывание миграционных проблем и межэтнических отношений и их привязка к острым социальным проблемам имеют место и в региональных изданиях. По мнению населения, негативная информация о приезжих разжигает национальную вражду, т.е. население осознает негативные последствия некорректного поведения СМИ в отношении иноэтничных мигрантов, его дестабилизирующую роль.

Таким образом, этнизация представлений населения России о миграции становится фактором формирования и закрепления мигрантофобии. В отличие от экономического фактора, он не материален, но играет вполне реальную материальную роль в формировании общественного мнения.

Анализ отношения россиян к малоизвестным им этническим общностям прямо указывает на существенную роль информационного конструирования в развитии ксенофобии. Вместе с тем заметны и границы этого конструирования - все же самый высокий уровень этнофобии проявляется не к виртуальным для русских людей национальностям (как бы их ни ругали в прессе), а к известным: к чеченцам, к цыганам, и к иноэтническим мигрантам из стран СНГ, прежде всего, к азербайджанцам и выходцам из стран Средней Азии.

И по отношению к этим группам мы можем говорить о сочетании двух взаимосвязанных факторов формирования этнофобии: с одной стороны, о реальной культурной дистанции, т.е. о степени фактического различия во внешних признаках, поведении, культуре, образе жизни разных этнических общностей, а с другой - и об информационном конструировании. Оба фактора усиливают друг друга. В информационную эпоху люди руководствуются представлениями о том или ином народе, почерпнутыми не столько на основе своих личных впечатлений и контактов (они всегда весьма ограниченны), сколько из сообщений прессы, зачастую искажаемых при дальнейшей трансляции в общественном мнении. Роль такой информации особенно велика по отношению к сравнительно новым для данной территории группам. Скажем, азербайджанцев сегодня обвиняют в том, что они захватили все городские рынки, взвинчивают цены, изгоняют "чужих" торговцев и т.д. Однако обычный русский покупатель, придя на рынок, вряд ли отличит азербайджанца от других народов Кавказа.

Информацию о захвате рынков "гостями" он получает из СМИ, которые вольно или невольно искажают реальную картину распределения представителей этнических групп в рыночном бизнесе. Прессу просто не интересует тот факт, что подавляющую часть рынков в стране все же контролируют представители этнического большинства.

Не только журналисты, но и официальные лица в региональных управлениях милиции поддерживают представления о том, что чуть ли не вся розничная сеть торговли наркотиками состоит только из цыган. Чем же объясняют официальные лица такое почти тотальное засилье цыган?

Насколько же велика это диаспора? Во всем Советском Союзе насчитывалось всего около 200 тыс. цыган, а в России менее 150 тыс. И сегодня это одна из самых малочисленных этнических общностей в России. К тому же зона активности цыган в этой сфере сжимается. Они проживают на окраинах городов, в рабочих районах и обслуживают соответствующую часть населения. В таких популярных ныне местах распространения наркотиков, как ночные клубы и дискотеки, рестораны, сауны и бильярдные, университеты и другие учебные заведения, цыгане - большая редкость. То есть массовые представления об этническом составе наркоторговцев сильно мифологизированы. Данные милицейской статистики и материалы судебных дел показывают, что и в наркопреступности этнические меньшинства представлены в незначительном количестве. Криминальные группировки становятся все более многонациональными.

Массовое сознание способно к избирательному восприятию информации. Например, в силу того что российское сознание сохраняет иерархичность, то позиция Правительства и особенно первых лиц государства и слышится дальше, и оценивается весомее, чем мнение обозревателя малотиражки. Так, решительные и недвусмысленные выступления против антисемитизма Президента страны, безусловно, оказали существенное влияние на него. По этой и по ряду других причин самые массовые и влиятельные органы российских СМИ проявляют в целом высокий уровень корректности по отношению к рассматриваемой этнической общности <4>.

<4> Абаимова Е. Участие местных средств массовой информации в формировании общественного мнения о вынужденных мигрантах // Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев на Северном Кавказе: Материалы Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2009. С. 218 - 219.

В формировании этнических фобий, чувства настороженности к мигрантам, страхов и разочарования существенную роль играют разнообразные проявления социального неблагополучия в различных его формах - от роста коррупции и других форм преступности до периодически повторяющихся невыплаты зарплат и пенсий и, наконец, серьезных экономических кризисов. Все это сыграло весьма существенную роль в формировании чувства настороженности, страхов и разочарования населения.

Особенно велики они у жителей населенных пунктов, экономическая база которых восстанавливается медленнее, чем в крупных городах. Все это объясняет результаты социологических исследований, показывающих, например, что при общем чрезвычайно высоком уровне подозрительности и отрицательного отношения к иноэтническим мигрантам такое отношение в малых и средних городах выражено сильнее, чем в крупных, и особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

Этнические фобии обладают высокой инерционной устойчивостью и могут долго удерживаться в массовом сознании даже после исчезновения реальных политических причин, их породивших. При этом ксенофобия неуправляема в том смысле, что она не может быть направлена только на одну этническую общность и, как правило, распространяется на широкий спектр "чужих народов".

Средства массовой информации могут "подать" миграционные проблемы в определенном ракурсе, например только тогда, когда происходит какой-либо инцидент, связанный с крупными межнациональными конфликтами или же с очередным задержанием незаконных мигрантов. Как только резонанс вокруг этих скандальных проблем затихает, в СМИ считают, что раз конфликт исчерпан, то и проблем нет. Однако это не так. Конфликт, получивший огласку на всю страну, напоминает крик души. Необходимо больше внимания уделять миграционным проблемам. Пусть эти проблемы кажутся на первый взгляд незначительными и легкоразрешимыми, но именно они в конечном итоге и "взрываются" громкими скандалами.

Несправедливо также и то, что чаще в СМИ предпочитают публиковать скандальные материалы, связанные с преступной деятельностью небольших групп мигрантов, что подрывает доверие коренных жителей ко всей этнической группе. В СМИ напрочь отсутствуют материалы о тех мигрантах, которые честно трудятся, принося немалую пользу стране и региону. Такое освещение способствует формированию агрессивного отношения к тем людям, которые по тем или иным причинам вынуждены были покинуть свою родину в поисках мирной жизни <5>.

<5> Гудков Л.Д. Динамика этнофобии в России последнего десятилетия: Доклад на конференции "Национальные меньшинства в Российской Федерации" (Москва, 2 - 3 июня 2008 г.). С. 212.

Средства массовой информации должны отмечать не только тот негатив, который привносят отдельные мигранты, но и все благоприятное, что связано с их притоком и зачастую даже не замечается. В российских СМИ не хватает именно положительных характеристик мигрантов.

Вряд ли кто из социологов не согласится признать неизбежную маргинализованность мигрантов. Изначальное неравенство возможностей для социального старта нередко выталкивает мигрантов в криминальную нишу. Культурологизаторский подход рассмотрения этой проблемы в СМИ способствует тому, что со стороны основного населения следует "демонизация" облика мигрантов, наделение их врожденными преступными наклонностями. ("Своих бандитов мало. Импортируем чужих".) Обывателя не интересует, что при детальном подходе тезис "Все иммигранты - преступники" и другие ему подобные не верифицируются. СМИ информационно конструируют определенный образ мигрантов: мигрантов-наркоторговцев, мигранток-проституток, мигрантов-воров и т.д. Неприятие преступной деятельности распространяется на группу мигрантов, с которой отождествляют известного преступника.

Излюбленный инструмент манипуляции общественным сознанием - большие цифры, подтверждающие, например, интенсивную иммиграцию чужаков, быстрое увеличение их численности за счет традиционно большого количества детей в семьях. Дональд Горовитц называет это "страхом исчезновения", реакцией на очевидную либо ожидаемую опасность. Нагнетание чувства, что "скоро будет поздно", боязнь поглощения другой группой представляют собой типичный синдром тревожности. С таким синдромом недалеко и до провозглашения радикальных политических лозунгов <6>.

<6> Паин Э.А. О механизмах формирования этнофобии и мигрантофобий // Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе. Москва-Ставрополь, 2010. С. 185 - 189; Гудков Л.Д. Динамика этнофобии в России последнего десятилетия: Доклад на конференции "Национальные меньшинства в Российской Федерации" (Москва, 2 - 3 июня 2008 г.). С. 207.

Сегодня журналистика не только освещает деятельность социальных институтов, но и влияет на нее. Миграционные процессы не являются исключением. СМИ способны повлиять на их урегулирование. Благоприятного результата в решении миграционных проблем удастся добиться в том случае, если миграционные службы и Правительство будут тесно сотрудничать со СМИ. Очень важно, чтобы их сотрудничество исключало конкуренцию. Средства массовой информации должны прекратить погоню за скандалами и сенсациями, так как этим они часто подрывают политику, проводимую миграционной службой и Правительством.

Умелое управление и использование четвертой ветви власти позволят государству формировать общественное мнение, преследуя как общегосударственные интересы, так и интересы отдельно взятых регионов. Основными направлениями в формировании общественного мнения о мигрантах должны стать: разрушение стереотипа "мигрант - преступник"; информирование населения о социально-экономических выгодах, которые можно извлекать из миграции при умелом управлении ею; пропаганда и развитие интереса к различным культурам, представителями которых являются мигранты, и т.д.

Итак, средства массовой информации являются мощным фактором формирования негативных стереотипов населения России в отношении мигрантов. СМИ сегодня обладают огромными возможностями как в упрочении стабильности социума (в том числе и этнополитической), так и в раздувании различных фобий.

Все, о чем было сказано выше, - это лишь малый элемент системы управления миграцией, которая должна быть подкреплена законодательной базой, развитой структурой государственных, общественных и международных организаций. Система должна носить целостный характер, а ее части гармонично развиваться и взаимодействовать. Эффективное влияние на общественное мнение через СМИ возможно лишь при стабильном экономическом развитии региона, надежной системе общественной безопасности, достижении социального равенства населения, уже проживающего в регионе.

Многофункциональность СМИ предопределила их значимость для осуществления управления миграционными процессами. Предоставляя массовой аудитории информацию о миграции, СМИ позволяют людям определенным образом ориентироваться как во внешней, так и во внутренней миграционной ситуации. Информационно конструируя образы мигрантов, СМИ формируют стереотипы и мифологемы о миграции. Вызывая эмоциональные реакции, средства массовой коммуникации мобилизуют общественное мнение, тем самым воздействуя на него. Диапазон воздействия очень широк, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом.

В целом с учетом основных функций массовой коммуникации ее социальная сущность сводится к тому, что это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности. Кроме того, СМИ могут способствовать интеграции общества. По этой причине массовая коммуникация есть важная составляющая механизма управления. Успешно используя средства массовой информации, различные структуры миграционного управления получают мощнейшее средство взаимодействия с управляемыми субъектами для решения возникающих проблем.