Мудрый Юрист

Проблемы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации кыргызской республики В сфере противодействия экстремизму *

<*> Tagaeva A.M. Problems of interaction of agencies of internal affairs with the mass media of Kyrgyz Republic in the sphere of counteraction of extremism.

Тагаева Асель Манаповна, адъюнкт кафедры теории и социологии управления в органах внутренних дел Академии управления МВД России.

Статья об основных проблемах (правового, ресурсного и социально-культурного характера) взаимодействия ОВД и СМИ в Кыргызской Республике и мерах, предлагаемых автором для их решения.

Ключевые слова: взаимодействие, экстремизм, средства массовой информации, противодействие, институты гражданского общества, органы внутренних дел, Кыргызская Республика.

The article deals with basic problems (of legal, resources and social-culture character) of interaction of the agencies of internal affairs and mass media in Kyrgyz Republic and on the measures proposed by the author for solution thereof.

Key words: interaction, extremism, mass media, counteraction, institutes of civil society, agencies of internal affairs, Kyrgyz Republic.

В условиях независимости ситуация в Кыргызской Республике сильно осложнилась, страна превратилась в арену деятельности иностранных миссионеров самых разных направлений. Сложная социально-экономическая ситуация, низкий уровень жизни большинства местного населения способствовали повышению эффективности проповедей новых религиозных учений, сделали богатые иностранные группы и религиозные объединения социально привлекательными для значительной части местного населения <1>. Распространение экстремизма в Кыргызстане, совершенствование экстремистской деятельности предъявляют к правоохранительным органам новые требования, в том числе связанные с активизацией деятельности институтов гражданского общества, включая средства массовой информации. Наиболее важным, регулирующим взаимоотношения в сфере СМИ является Закон "О средствах массовой информации" <2>. Настоящий Закон направлен на свободное функционирование средств массовой информации, регулирует их отношения с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, организациями и гражданами.

<1> Конгантиев М.Т., Иманкулов Т.И. Правоохранительная деятельность ОВД города Бишкек: Учебно-методическое пособие. Бишкек, 2007. С. 337.
<2> Закон Республики Кыргызстан "О средствах массовой информации", в ред. Закона КР от 8 мая 1993 г. N 1228-XII. Введен в действие Постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан от 2 июля 1992 г. N 939-XII // Свободные горы. 1992. 4 авг. N 99.

Вместе с тем имеется целый ряд проблем, которые условно можно разделить на следующие группы:

  1. правового характера:
<3> Закон Кыргызской Республики от 11 января 1994 г. N 131 "Об органах внутренних дел Кыргызской Республики".
<4> Давыдченко В.Т. Роль газет в формировании и выражении общественного мнения // Пресса и общественное мнение. М., 1986. С. 49.
<5> Малушкина Н.С. Теоретико-правовые основы взаимодействия ОВД и СМИ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 82.
<6> Чикинова О.В. Роль и место СМИ в сфере противодействия экстремизму (организационно-правовые аспекты) // Современный экстремизм в РФ: особенности проявления и средства противодействия: Материалы всероссийской научно-практической конференции в Академии управления МВД России. 16 июня 2006 г. М., 2006. С. 311 - 312.<7> СМИ Кыргызстана: состояние, проблемы, тенденции, перспективы развития. Доклад подготовлен Управлением информационной политики Министерства культуры и информации Кыргызской Республики, г. Бишкек, март 2008 г.<8> Конгантиев М.Т., Иманкулов Т.И. Указ. соч. С. 336.
  1. ресурсного характера:
<9> Токоев М., Бекешова М., Касаболотов Ж., Орозбаков С., Карыпбеков И. Исследовательский проект "Защита демократических принципов свободы слова в странах Центральной Азии". Бишкек, 2008. monitor@elcat.kg.
  1. социально-культурного характера:
<10> СМИ Кыргызстана: состояние, проблемы, тенденции, перспективы развития. Доклад подготовлен Управлением информационной политики Министерства культуры и информации Кыргызской Республики, г. Бишкек, март 2008 г.

Таким образом, необходимо отметить, что в Кыргызстане нет четкой политики взаимодействия ОВД со СМИ в освещении и предупреждении экстремизма, отсюда вытекают и разночтения в данных и сведениях, предоставляемых госорганами СМИ. И справедливо указали В.Г. Гриб и А.В. Ростокинский на то, что весь комплекс законодательных, организационных и собственно правоохранительных мероприятий, направленных на противодействие экстремистской деятельности, возможен лишь при тесном взаимодействии государственных структур и различных институтов гражданского общества <11>.

<11> Гриб В.Г., Ростокинский А.В. О некоторых направлениях совершенствования системы мер профилактики экстремизма // Труды ВНИИ МВД России: Научный журнал. М., 2007. С. 121 - 125.

В связи с этим целесообразно на постоянной основе осуществлять в СМИ пропаганду необходимости совместных усилий милиции и населения с тем, чтобы отношения между ними не были "потребительскими" со стороны населения и "присматривающими" со стороны работников ОВД <12>.

<12> Галеев В.Р. Основные проблемы и направления взаимодействия гражданского общества и ОВД // Гражданское общество и ОВД: проблемы, противоречия, формы взаимодействия: Материалы научно-практической конференции. М., 2008. С. 188 - 189.

Особое внимание следует уделить новым формам взаимодействия ОВД со СМИ в сфере противодействия экстремизму (например, проводить тренинги и семинары на постоянной основе), чего невозможно достигнуть без соответствующего качественно проработанного законодательного подкрепления, что также должно найти свое отражение в ведомственных подзаконных актах.

Считаем необходимым создание единой базы данных по экстремизму и терроризму, которая включала бы в себя: законодательные акты КР, международные акты, ратифицированные Кыргызстаном, а также акты зарубежных государств, регулирующие отношения в этой сфере; информацию об экстремистских и террористических организациях мира; информацию об организациях, занимающихся противодействием этим явлениям; информацию об экспертах (зарубежных и отечественных) в этой области, журналистах, специализирующихся по этой тематике, и другую информацию и новости, которые необходимы для грамотного освещения этого явления.