Мудрый Юрист

Нотариат России в механизме защиты прав граждан

Филиппова Ольга Владимировна, аспирантка Владимирского государственного университета.

В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы функционирования нотариата, раскрываются функции и направления нотариальной деятельности, на основании чего формулируются предложения по совершенствованию института нотариата в Российской Федерации.

Ключевые слова: нотариат, нотариус, нотариальная деятельность, защита права, правоохранительный орган, заверение, защита гражданских прав, юрисдикция, нотариальная контора, отрасль, законодательство.

Notary service in Russia and its place within the mechanisms of protection of human rights

Filippova O.V.

The article is devoted to legal and organizational problems in the sphere of notaries service, the author shows functions and directions of notary activities, formulates ideas for improvement of notary institution in the Russian Federation.

Key words: notary, notary service, notary activities, protection of rights, law-enforcement body, protection of civil rights, jurisdiction, notary office, sphere, legislation, verifying a copy.

Правовая наука и законодательство пока не выработали единого понятия нотариата <1>. В Основах законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (в ред. от 30 декабря 2008 г.) <2> не дается его определения, а в теории права по этому поводу высказаны различные точки зрения. Не вдаваясь в детали имеющихся дефиниций, под нотариатом предлагается понимать:

<1> Нотариус (лат. notaiius) - писец (писарь), в круг обязанностей которого входило оформление на бумаге различного рода правовых сделок в Древнем Риме (См. об этом подробно: Ляпидевский Н. История нотариата. М., 1875). Писцы состояли на государственной службе (scribae) и на содержании у частных лиц (exceptores et notarii). Первые избирались магистратом пожизненно из числа римских граждан, не лишенных гражданской чести; вторые состояли в качестве домашних секретарей у богатых римлян, вели переписку и осуществляли юридическое оформление различного рода сделок. Последние собственно и назывались нотариусами - от лат. nota - знак. (См. об этом подробно: Комаров Н.И., Пашенцев Д.А., Пашенцева С.В. Очерки истории права Российской империи (вторая половина XIX - начало XX в.). М., 2006.) Кроме того, существовали табеллионы (tabellionns), осуществлявшие деятельность под контролем государства, однако при этом не находившиеся на государственной или частной службе, представляя своеобразную независимую корпорацию. Табеллионы регистрировали составляемые ими документы в судебных органах, внося их в судебный протокол с целью придания им значения публичного акта и, скорее всего, для того, чтобы обеспечить их сохранность. (См. об этом: Патращук Ж.В. Защита конституционных прав человека и гражданина нотариатом Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 38; Шаповалова Л.Л. Становление и развитие нотариата в России (историко-правовой анализ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000. С. 12.)
<2> См.: ВСНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 20.
  1. систему наделенных властными полномочиями органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и общества в целом <3>;
<3> См.: Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М., 1999. С. 99.
  1. систему государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, иными законами защиту прав и законных интересов граждан путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий <4>;
<4> См.: Юридический энциклопедический словарь / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006. С. 403.
  1. систему органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на закрепление гражданских прав <5>;
<5> См.: Хачатуров Р.Л. Юридическая энциклопедия: В 5 т. Тольятти, 2005. Т. 4. С. 232.
  1. орган охраны субъективных прав и законных интересов <6>;
<6> См.: Бирченко Л.Л. Правовые основы формирования нотариата в России и Украине (сравнительно-правовой анализ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 11.
  1. правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий <7>;
<7> См.: Российская юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1999. С. 607.
  1. отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических, о нотариате как правовом институте, а также как учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере <8>.
<8> См.: Зайцева Т.В, Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса: В 2 т. М., 2000. Т. 1. С. 3.

"Российский нотариат... имеет уникальную двойственную природу, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и гражданским обществом. С одной стороны, нотариус - это лицо, уполномоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, с другой - представитель свободной профессии, выступающий в качестве независимого консультанта сторон" <9>.

<9> См.: Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России. М., 2006. С. 31.

Ряд авторов относят нотариат, наряду с судом, прокуратурой и др., к правоохранительным органам, признавая за ним самостоятельное место в их системе <10>.

<10> См., например: Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. М., 2002. С. 271; Он же. Правоохранительные органы. М., 2001. С. 159; Четвериков В.С. Правоохранительные органы. М., 2001. С. 181; Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Семенова. М., 1998. С. 15 и др.

Вероятно, подобный вывод сделан на основе публично-правового характера нотариата, строгой формализации осуществления нотариальных действий, цели деятельности и т.д. Однако в этом случае не учитывается, что в отличие от собственно правоохранительных органов нотариат организационно не входит в систему органов государственной власти, действует на принципах самоуправления, что не свойственно, например, прокуратуре и т.д.

Вопреки мнению некоторых специалистов нотариат не "вписывается" и в систему органов юстиции <11>. Определять его место по аналогии с другими органами так называемой бесспорной гражданской юрисдикции, осуществляющими удостоверительные функции, функции принудительного исполнения, регистрации актов гражданского состояния и т.д., по сути, значит допускать ту же ошибку, что и при признании нотариата правоохранительным органом.

<11> См., например: Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: Курс лекций. М., 1998. С. 11 и др.

К.А. Корсик полагает, что "система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или небюджетный нотариат) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы" <12>.

<12> См.: Корсик К.А. Позитивный потенциал российского нотариата // ЭЖ-Юрист. 2004. N 50.

Действительно, по ряду внешних атрибутивных признаков и некоторых сущностных характеристик деятельности (осуществление функций от имени государства, организационная структура и т.д.) нотариат - независимо от того, осуществляется ли нотариальная деятельность государственными или частнопрактикующими нотариусами, - схож с государственными органами. Однако не это является в данном случае определяющим фактором. Как уже указывалось, организация, действующая на принципах самоуправления, пусть и особым образом действующая, не может входить в систему государственных органов.

В литературе нотариат иногда причисляют к органам гражданской юрисдикции, понимая последнюю как деятельность органов, наделенных полномочиями по разрешению юридических дел спорного или бесспорного характера в сфере гражданского оборота <13>.

<13> См., например: Зайцева Т.И, Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Указ. соч. Т. 1. С. 8.

Юрисдикция - понятие многозначное: оно, во-первых, означает подсудность, право осуществлять суд, решать правовые вопросы <14>; во-вторых - установленную нормативным правовым актом совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к нарушителям <15>; в-третьих - власть суда <16>.

<14> См.: Словарь иностранных слов. М., 1996. С. 596.
<15> См.: Юридический энциклопедический словарь. С. 804.
<16> См.: Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса: В 2 т. М., 1913. Т. 1. С. 484.

Исходя из приведенных характеристик юрисдикции, отметим два обстоятельства, которые не присущи деятельности нотариусов, а следовательно, не позволяют признавать нотариальные действия юрисдикционными: нотариат осуществляет свои функции только по отношению к делам бесспорного характера (бесспорного характера правоотношений) <17> и не обладает правом применения санкций.

<17> Бесспорность нотариального дела следует понимать как документально подтвержденную очевидность констатируемого нотариусом права или факта, а в некоторых случаях - отсутствие возражений против нотариального подтверждения этого права или факта со стороны заинтересованных лиц. Она обусловлена объективным состоянием материального правоотношения, исключающим предположение о наличии фактов нарушения или оспаривания права (см.: Бирченко Л.Л. Указ. соч. С. 8).

"Применение термина "юрисдикционная" к деятельности нотариата можно признать оправданным только, во-первых, с целью подчеркнуть установленную законом процедурность ее осуществления и, во-вторых, для вывода на более высокий уровень значимости фиксации прав бесспорного характера, что создает дополнительные правовые гарантии как для участников гражданского оборота, так и для общества в целом, облегчая процесс защиты и доказывания факта совершения соответствующих юридических действий... Акты применения норм права, служащие защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, являются результатом не юрисдикционной, а правоохранительной (в широком смысле) деятельности нотариата" <18>.

<18> Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России. С. 49.

Указанное различие не проводится Е.В. Гурьевой, отмечающей, что "определяющий правовую природу нотариата признак - его юрисдикционная, правоохранительная функция, которая предусматривает порядок организации, структуру, компетенцию, методы деятельности нотариата, составляющие основу нотариально-процессуальной формы" <19>.

<19> См.: Гурьева Е.В. Нотариат России. М., 2009. С. 11.

Кроме сказанного, отмечу еще одну неточность, допускаемую автором. Функция как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений <20>, другими словами, как основные (главные) направления деятельности любого органа, в том числе нотариата, не может предусматривать "порядок организации, структуру, компетенцию, методы деятельности нотариата, составляющие основу нотариально-процессуальной формы". В подтверждение этого, на мой взгляд, достаточно указать, что не функции определяют компетенцию нотариата, а наоборот, из его компетенции вытекают основные направления нотариальной деятельности. Иначе говоря, нотариат может функционировать только в рамках предоставленных полномочий, т.е. компетенции <21>.

<20> См.: Философский словарь. М., 1986. С. 526.
<21> В литературе обоснованно указывается, что "функции нотариата представляют собой основные направления его деятельности, отражая особенности нотариата как уникального правового института" (Черемных Г.Г., Черемных Г.Г Нотариальное право Российской Федерации. М., 2006. С. 17).

По моему мнению, нотариат представляет собой социально-правовой институт, которому государством делегированы отдельные его полномочия властного характера по реализации одной из важнейших функций - защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц <22>.

<22> Данное обстоятельство позволяет некоторым авторам утверждать близость деятельности нотариата и правоохранительной деятельности (см. об этом: Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1995. С. 241).

Правомерность делегирования некоторых государственных функций негосударственным органам и организациям подтверждена Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" указано: "Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов... Конституция РФ... не запрещает государству передавать отдельные полномочия... органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти" <23>.

<23> См.: СЗ РФ. 1998. Ст. 2491.

Аналогичное мнение высказал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 декабря 2005 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого п. 1 ст. 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева" <24>.

<24> См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 1.

Кононов А.Л. подчеркивает, что "как государственные, так и частные нотариусы, по сути, несут публичную службу. Нотариальные акты, служащие целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, имеют официальный статус, совершаются от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное - в данном случае именно публично-правовое - признание нотариально оформленных документов" <25>.

<25> См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 1.

Публичность в деятельности нотариата проявляется как в его организации, обеспечении функционирования государственных нотариусов, так и в осуществлении соответствующего контроля. С одной стороны, нотариат формируется государством (ст. 12 Основ законодательства о нотариате), реализует функции от его имени в законодательно закрепленной форме (ст. 39 Основ законодательства о нотариате); с другой стороны - государство осуществляет контроль, в том числе судебный, за деятельностью нотариата (ст. ст. 33 и 34 Основ законодательства о нотариате) и материально-техническое обеспечение деятельности государственных нотариальных контор.

Исходя из сказанного, можно в общем виде сформулировать понятие деятельности нотариата как совершение нотариусами от имени Российской Федерации в соответствии с законодательно определенными полномочиями в установленной процессуальной форме нотариальных действий, имеющих властно-публичный характер, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, общества и государства в целом <26>.

<26> По сути аналогичную, но только более объемную дефиницию формулирует И.Г Черемных. Он пишет: "В соответствии с общим смыслом действующего законодательства нотариальную деятельность следует определять как урегулированную нормами нотариального права профессиональную непредпринимательскую деятельность нотариусов и иных уполномоченных лиц по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом, осуществляемую путем совершения в соответствии с определенной законом процедурой нотариальных действий от имени Российской Федерации" (Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России. С. 66).

Однако, как уже указывалось, в деятельности нотариата находит отражение и частный интерес. Это проявляется в ряде моментов и в первую очередь в самой сути нотариальных действий, вызванных к жизни появлением и развитием гражданского оборота, потребностей общества в содействии субъектам права в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав. В настоящее время осуществление гражданско-правового оборота, правового обеспечения экономических отношений практически невозможно без института нотариата. Это видно из законодательно определенного перечня нотариальных действий, совершаемых нотариусами: удостоверение сделок; выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; наложение и снятие запрещения отчуждения имущества; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг и т.д. (ст. 35 Основ законодательства о нотариате). Одним словом, "нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, по приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного имущества. Нотариусы консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий" <27>.

<27> См.: Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России. С. 35.

Социально-правовую ценность нотариата во многом характеризуют его цели и задачи, а также функции нотариальной деятельности и принципы, на которых она основана.

Нотариальную деятельность, исходя из Основ законодательства о нотариате и общего понятия деятельности как таковой <28>, можно определить следующим образом: это урегулированная законодательством деятельность нотариусов и иных государством уполномоченных лиц по совершению нотариальных действий с целью защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, общества и государства.

<28> См.: Философский словарь. С. 118.

Рассматриваемая деятельность обладает специфическими признаками. В частности, в литературе указываются следующие ее характерные черты: нотариальные действия могут осуществляться только специальным субъектом (нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах или занимающимися частной практикой, а также должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений); перечень подобных действий определен в законе (причем он дифференцирован в зависимости от субъекта нотариальной деятельности); совершаются в строго определенной законодательством процессуальной форме; их содержание должно основываться на положениях действующего законодательства; считаются совершенными после уплаты государственной пошлины или тарифа <29>.

<29> См. об этом: Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право РФ. М., 2006. С. 204.

Указанные признаки позволяют отличить нотариальную деятельность от деятельности иных органов по применению законодательства, например судебных, арбитражных и др. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность нотариального действия.

Согласно ст. 1 Основ законодательства о нотариате нотариат призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ и другими нормативными правовыми актами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Функции нотариата пока не нашли единообразного решения, дискуссии в первую очередь идут по поводу их количества и содержания.

Эта проблема имеет принципиальный характер и не только в связи с тем, что она позволяет выявить специфику нотариальных действий, а следовательно, возможность их совершения только нотариусами в рамках определенной законом процедуры от имени Российской Федерации.

В последнее время наметилась тенденция законодательного "перераспределения" функций нотариата. Например, согласно ч. 4 ст. 185 ГК РФ доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

Многие авторы такую практику признают необоснованной <30>.

<30> Там же.

Как уже указывалось, Е.В. Гурьева считает, что нотариату присуща правоохранительная функция, с одной стороны, являющаяся продолжением, детализацией функций Минюста РФ по организации юридических услуг и правовой помощи, так как реестр государственных нотариальных контор и контор частных нотариусов ведет федеральный орган исполнительной власти.

С другой стороны, нотариат, как и суд, осуществляет единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте <31>.

<31> См.: Гурьева Е.В. Указ. соч. С. 11 - 12.

Вергасова Р.И. выделяет также две функции, которые выполняет нотариат в России, но уже иные: правозащитную и правоприменительную. Она пишет: "Совершая нотариальные действия, предусмотренные законодательными актами, нотариусы обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов всех обращающихся к ним лиц. Совершение нотариусами предусмотренных законом нотариальных действий от имени Российской Федерации гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов" <32>.

<32> См.: Вергасова Р.И. Нотариат в России. М., 2006. С. 48.

Более широкий спектр функций нотариата представлен Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных <33>. Во-первых, все рассматриваемые функции ими подразделяются на две большие группы:

<33> См.: Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Указ. соч. С. 17 - 27.
  1. функции нотариата, вытекающие из публично-правового характера нотариальной деятельности;
  2. функции нотариата, вытекающие из частноправового содержания нотариальной деятельности. Во-вторых, в каждую из указанных групп включается различное количество функций.

Так, в первую группу входят:

а) обеспечение процесса доказывания в суде;

б) разрешение гражданско-правовых дел бесспорного характера <34>;

<34> Возникает закономерный вопрос: в чем в этом случае выражается предупредительно-профилактическая деятельность? Ссылка авторов на то, что тем самым снижается загруженность судов, не отвечает на него.

в) предупреждение возможных споров между потенциальными участниками сделки на стадии согласования условий в процессе ее заключения;

<35> Выделение подобной функции и интерпретация ее содержания также вызывают возражения. Сами нотариусы, как явствует из сказанного, не реализуют эту функцию; они либо обеспечивают ее выполнение другими государственными органами, либо выполняют профилактическую функцию, предупреждая таким образом нарушение налогового законодательства.

Во вторую группу функций включены:

<36> Авторы, к сожалению, не объясняют, почему деятельность одного и того же содержания применительно к функциям, вытекающим из публично-правового характера нотариальной деятельности, признана фискальной, а применительно к функциям, вытекающим из частноправового характера нотариальной деятельности, - к контрольной. Тем более, название последней также не отражает ее сути.

В литературе нотариальные действия характеризуются по-разному. Например, предлагается различать два вида данного понятия, рассматривая его в статике и динамике. В первом случае оно будет означать результат нотариального производства как юридический факт, во втором - процедуру его совершения, охватывающую систему юридических фактов <37>.

<37> См. об этом подробно: Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Указ. соч. С. 122 - 123.

На мой взгляд, подобное деление носит несколько искусственный характер. Отрывать результат нотариального производства, представляющий собой имманентно присущий ему этап, логически завершающий нотариальные действия, от предшествующих стадий можно лишь умозрительно, в каких-то исследовательских, но не в практических целях.

Нотариальные действия осуществляются в определенной сфере, которая часто сводится к гражданскому обороту, более того, состояние нотариальной деятельности напрямую связывается с ним. Так, Н.И. Авдеенко и М.А. Кабакова указывают, что поскольку в первые послереволюционные годы "гражданский оборот был незначительным, и нотариальная деятельность существенного развития не получила, фактически она ограничивалась удовлетворением потребностей в удостоверении различного рода обстоятельств: засвидетельствовании подлинности копий с документов, удостоверении подлинности подписей и т.п." <38>.

<38> См.: Авдеенко Н.И., Кабакова М.А. Нотариат в СССР. Л., 1984. С. 5.

Гражданский оборот - существенная, но не единственная сфера деятельности нотариата. Она охватывает и иные области общественных отношений. Это со всей очевидностью вытекает из ст. ст. 35 и 36 Основ законодательства о нотариате, в которых дается перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами, занимающимися частной практикой, и уполномоченными должностными лицами, а также нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. Например, обеспечение доказательств, необходимых в случае рассмотрения дела в суде или административном органе <39>; свидетельствование верности копий документов и выписок из них, подписи на документах, верности перевода документов с одного языка на другой; принятие на хранение документов; удостоверение брачного контракта <40> и соглашения об уплате алиментов <41>; совершение исполнительных надписей и др. Указанные нотариальные действия затрагивают иные области общественных отношений, а не гражданский оборот.

<39> См.: Лесницкая Л.Ф. Некоторые вопросы нотариата в судебной практике // Нотариальный вестник. 1999. N 1 - 2; Треушников М.К. Судебные доказательства. М., 1997; и др.
<40> См. об этом подробно: Василевская Н.П. Актуальные проблемы брачного договора // Нотариус. 1999. N 4; и др.
<41> См. об этом подробно: Тоцкий Н.Н. Регулирование алиментных отношений // Нотариус. 2007. N 4 (6); и др.

На мой взгляд, более рациональным представляется подход, фактически в той или иной мере демонстрируемый всеми специалистами, согласно которому сферу деятельности нотариата можно обобщенно обозначить как бесспорность права, для защиты которого осуществляется нотариальное действие <42>.

<42> См.: Гражданский и арбитражный процесс, нотариат, обязательственные отношения / Отв. ред. В.В. Ярков. М., 1998; и др.

Как и всякий вид деятельности, в том числе юридической, деятельность нотариата основывается на определенных принципах. Их количество и виды в литературе определяются по-разному. Например, Е.В. Гурьева выделяет лишь важнейшие принципы нотариата:

<43> См.: Гурьева Е.В. Указ. соч. С. 12.

И.Г. Черемных представляет иную систему принципов, на которых основывается нотариальная деятельность. В нее он включает: законность; способ осуществления нотариальной деятельности; ее осуществление специальным субъектом (нотариусом и уполномоченным должностным лицом); независимость и беспристрастность; равенство перед законом; совершение нотариальных действий в сфере бесспорной юрисдикции; публичность нотариальной деятельности, осуществляемой от имени Российской Федерации; ее процессуальный характер; ответственность нотариуса; некоммерческий характер деятельности; осуществление нотариальной деятельности в соответствии с моральными и нравственными нормами, действующими в обществе <44>.

<44> См.: Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России. С. 69 - 80.

"Говоря о принципах нотариальной деятельности, - пишет И.Г. Черемных, - мы, как и другие исследователи, традиционно приравнивали ее к совершению нотариального действия, что является не совсем правильным" <45>.

<45> Там же. С. 81.

В связи с этим он предлагает основываться на позиции Г.Г. Черемных, который разграничивает понятия "нотариальная деятельность" и "совершение нотариального действия", считая второе составной частью, хотя и основополагающей, первого <46>.

<46> Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России. С. 69 - 80.

Конечно, указанные понятия соотносятся между собой как целое и его часть, однако сделанная автором оговорка не устраняет, на мой взгляд, основной недостаток представленной им системы принципов. Ряд из них относится к характеристике самой деятельности, а не к основополагающим началам, идеям, на которых базируется нотариальная деятельность или нотариальные действия. Недаром в другой работе часть из указанных принципов им используются для характеристики самой деятельности нотариата (см. об этом выше). Между тем очевидно, что одни и те же обстоятельства одновременно не могут выступать в данных ролях.

В литературе существуют и другие подходы к определению принципов нотариальной деятельности. Так, некоторые авторы принципы представляют совокупностью правил, используемых для достижения целей нотариального производства. Они в этом случае сводятся к законности и обоснованности рассматриваемой деятельности <47>.

<47> См.: Тарбагаева Е.Б. Нотариат в Российской Федерации. СПб., 2001. С. 124.

Иногда среди принципов нотариальной деятельности выделяется принцип содействия гражданам и юридическим лицам в осуществлении их прав и законных интересов <48>. Представляется, что данный принцип, по сути, подменен авторами одной из задач, стоящих перед нотариатом.

<48> См.: Авдеенко Н.И., Кабакова М.А. Указ. соч. С. 25.

Вряд ли можно признать обоснованным отнесение к основным началам деятельности нотариата диспозитивность <49>, в первую очередь присущую гражданскому праву. Некоторые нотариальные действия не зависят от воли лица, они являются обязательными, а не осуществляются по его усмотрению. В них не отражаются и другие свойства диспозитивности (например, разрешено все то, что не запрещено законом, и т.п.).

<49> См.: Нотариат в России / Под ред. М.Г. Авдюкова. М., 1974. С. 25.

Некоторые авторы предпринимают попытки выяснить сущность нотариальных действий путем применения системно-структурного метода. В ее структуру предлагается включать наиболее значимые элементы: объект и субъект деятельности <50>.

<50> См. об этом подробно: Развитие небюджетного нотариата в России: квалифицированная юридическая помощь, защита прав граждан и юридических лиц. М., 2000.

Объект деятельности определяется как общественные отношения по реализации физическими и юридическими лицами их прав, свобод и законных интересов <51>.

<51> См.: Форин М.М. Тезисы о защите прав и законных интересов граждан и иных участников гражданского оборота // Развитие нотариата как публичного правового института и современное российское законодательство: стенограмма докладов пленарного заседания 17 - 19 апреля 1998 г. М., 1998. С. 75.

На мой взгляд, при такой трактовке объекта нотариальной деятельности, во-первых, произошло смещение определяемого предмета. Получается, что собственная деятельность нотариата подменяется отношениями по реализации гражданами и юридическими лицами своих прав; во-вторых, дефиниция имеет столь широкое содержание, что она не позволяет характеризовать объект нотариальной деятельности как таковой, без каких-либо изменений применима к любому виду деятельности, предполагающей реализацию соответствующих прав и законных интересов (например, суда).

Объектом нотариальной деятельности являются нотариальные действия, путем совершения которых обеспечиваются права и законные интересы лиц, воспользовавшихся услугами нотариуса (лица, которому разрешено осуществление нотариальных действий).

Субъектом нотариальной деятельности выступают три категории лиц: частные нотариусы; нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах; лица, которые в установленном законом порядке уполномочены совершать нотариальные действия.

В зависимости от избранного классификационного признака нотариальные действия в литературе подразделены на различные группы. В частности, выделяются действия, совершаемые частнопрактикующими нотариусами, государственными нотариусами и уполномоченными на то лицами. Сохранение деления профессионального нотариата на два указанных вида многими учеными признается необоснованным <52>.

<52> См.: Елизарьев Г. Деление нотариата на государственный и частный - противоестественно // Нотариальный вестник. 1997. N 4. С. 18.

По обязательности нотариальные действия классифицируются на два вида: обязательные нотариальные действия и нотариальные действия, совершаемые по желанию граждан. В самостоятельную группу предлагается включать нотариальные действия по оформлению документов <53>.

<53> См.: Аргунов В.Н. Нотариальные услуги населению. М., 1991. С. 49.

Нотариальные действия могут быть направлены, во-первых, на удостоверение бесспорного права; во-вторых, на придание документу исполнительной силы; в-третьих, на удостоверение и засвидетельствование бесспорных фактов (юридических или доказательственных); в-четвертых, на обеспечение правоотношений. При этом выделяется самостоятельная группа так называемых нотариальных действий вспомогательного характера <54>.

<54> См.: Авдеенко Н.И., Кабакова М.А. Указ. соч. С. 62 и др.

Последнее обстоятельство наглядно свидетельствует о нарушении правил классификации объектов, поскольку в указанной системе не выдержано правило единого классифицирующего основания.

По сути, очень близка к данной классификации (в том числе с теми же недостатками) нотариальных действий их группировка, основанная на объекте: регулятивные; охранительные; факты - юридические волеизъявления; все остальные факты <55>.

<55> См.: Вершинин А.П. Юридические документы в нотариальной и судебной деятельности. М., 1993. С. 56.

Ж.В. Патращук предлагает многоступенчатое деление всех нотариальных действий. На первом этапе выделяются два вида:

а) нотариальные действия, непосредственно направленные на защиту конституционного права;

б) нотариальные действия, защищающие конституционные права опосредованно, косвенно.

На втором этапе осуществляется классификация в зависимости от видов конституционных прав и свобод человека и гражданина. Исходя из этого, первая группа охватывает нотариальные действия в сфере конституционных прав граждан: на судебную защиту; в гражданском обороте и предпринимательской деятельности; в области семейных и наследственных правоотношений <56>.

<56> См.: Патращук Ж.В. Указ. соч. С. 17.

Солдатова Л.А. предлагает классифицировать все нотариальные действия по четырем направлениям:

  1. удостоверение бесспорных прав;
  2. удостоверение бесспорных фактов;
  3. придание долговым и платежным документам исполнительной силы;
  4. охранительные нотариальные действия <57>.
<57> См.: Солдатова Л.А. Злоупотребление полномочиями и превышение полномочий: Дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2002. С. 155.

С.Г. Богатырев отмечает: "Перечень нотариальных действий состоит из 20 видов, однако он не является исчерпывающим (ст. ст. 35, 36 Основ). Законодательными актами РФ могут быть предусмотрены и другие нотариальные действия. По направленности их можно классифицировать следующим образом:

  1. направленные на удостоверение бесспорных прав;
  2. направленные на удостоверение бесспорных фактов;
  3. по приданию долговым и платежным документам исполнительной силы;
  4. охранительные нотариальные действия, к которым относят: принятие документов на хранение, принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества" <58>.
<58> См.: Богатырев С.Г. Уголовная ответственность за злоупотребления полномочиями в сфере нотариальной и аудиторской деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002. С. 71.

По моему мнению, практическое значение имеет выделение нотариальных действий по сущностной характеристике, объясняющей само их совершение. При таком подходе можно выделить нотариальное удостоверение, нотариальное свидетельствование и нотариальное обеспечение <59>. Эта классификация полностью согласуется с видами нотариальных действий, перечень которых содержится в ст. ст. 35 и 36 Основ законодательства о нотариате.

<59> См. Тарбагаева Е.Б. Указ соч. С. 58 и др.

Таким образом, социально-правовая ценность нотариальной деятельности как объекта уголовно-правовой охраны заключается в том, что нотариат реализует правоохранительные (защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц) и другие функции, обеспечивая законность действий участников гражданского оборота и субъектов иных правоотношений.

Библиографический список

  1. Авдеенко Н.И., Кабакова М.А. Нотариат в СССР. Л., 1984.
  2. Аргунов В.Н. Нотариальные услуги населению. М., 1991.
  3. Богатырев С.Г. Уголовная ответственность за злоупотребления полномочиями в сфере нотариальной и аудиторской деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.
  4. Бирченко Л.Л. Правовые основы формирования нотариата в России и Украине (сравнительно-правовой анализ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
  5. Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса: В 2 т. М., 1913. Т. 1.
  6. Вершинин А.П. Юридические документы в нотариальной и судебной деятельности. М., 1993.
  7. Василевская Н.П. Актуальные проблемы брачного договора // Нотариус. 1999. N 4.
  8. Елизарьев Г. Деление нотариата на государственный и частный противоестественно // Нотариальный вестник. 1997. N 4.
  9. Зайцева Т.В, Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса: В 2 т. М., 2000. Т. 1.
  10. Корсик К.А. Позитивный потенциал Российского нотариата // ЭЖ-Юрист. 2004. N 50.
  11. Комаров Н.И., Пашенцев Д.А., Пашенцева С.В. Очерки истории права Российской империи (вторая половина XIX - начало XX в.в.). М., 2006.
  12. Ляпидевский Н. История нотариата. М., 1875.
  13. Лесницкая Л.Ф. Некоторые вопросы нотариата в судебной практике // Нотариальный вестник. 1999. N 1 - 2.
  14. Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: Курс лекций. М., 1998.
  15. Патращук Ж.В. Защита конституционных прав человека и гражданина нотариатом Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.
  16. Солдатова Л.А. Злоупотребление полномочиями и превышение полномочий: Дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2002.
  17. Треушников М.К. Судебные доказательства. М., 1997.
  18. Тоцкий Н.Н. Регулирование алиментных отношений // Нотариус. 2007. N 4 (6).
  19. Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М., 1999.
  20. Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России. М., 2006.
  21. Форин М.М. Тезисы о защите прав и законных интересов граждан и иных участников гражданского оборота // Развитие нотариата как публичного правового института и современное российское законодательство: стенограмма докладов пленарного заседания 17 - 19 апреля 1998 г. М., 1998.
  22. Шаповалова Л.Л. Становление и развитие нотариата в России (историко-правовой анализ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000.