Мудрый Юрист

Информационные функции единого государственного реестра юридических лиц

Безроднова Елена Владимировна, помощник адвоката, адвокатское бюро "Берчиллз".

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). В ст. 51 ГК законодатель уточняет, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. В связи с этим нельзя не отметить принципиальную важность ЕГРЮЛ.

К сожалению, законодатель не дает определения ЕГРЮЛ. Поэтому, проводя по аналогии параллель с Единым государственным реестром налогоплательщиков, определение которого содержится в Постановлении Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>, можно определить ЕГРЮЛ как совокупность государственных баз данных учета юридических лиц, которые ведутся органами государственной регистрации на основе единых методологических и программно-технологических принципов и документированной информации, поступающей в эти органы. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <2> (далее - Закон о госрегистрации), регулирующий все общие вопросы, связанные с информацией, содержащейся в ЕГРЮЛ, определяет лишь перечень сведений, которые должны в нем содержаться.

<1> СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864.
<2> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Сведения и документы о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, поименованы в ст. 5 Закона о госрегистрации: полное и сокращенное наименование; организационно-правовая форма; адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; сведения об учредителях (участниках) юридического лица; подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица; сведения о правопреемстве; дата регистрации всех изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица; размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала; фамилия, имя, отчество, паспортные данные и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также другие сведения.

В случае изменения содержащихся в ЕГРЮЛ сведений ранее внесенные сведения сохраняются; каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и указывается дата внесения ее в реестр.

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" <3> определяет содержание государственного реестра несколько иначе, сместив акцент с определенных сведений и документов на непосредственный юридический результат внесения записей о деятельности юридического лица. Таким образом, государственный реестр содержит записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц; записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц; записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре; а также документы, представленные в регистрирующий орган.

<3> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585.

В рамках ЕГРЮЛ можно выделить два вида информации:

  1. информация, которая подается в регистрирующий орган для внесения записи в ЕГРЮЛ и, таким образом, о регистрации определенных действий юридического лица (условия регистрации);
  2. информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ и находящаяся в открытом доступе для всех заинтересованных лиц.

Например, в качестве обязательного условия регистрации юридического лица при создании указывается получение регистрирующими органами следующих документов:

Перечни документов, подлежащих представлению в регистрирующие органы, установлены в Законе о госрегистрации в зависимости от юридического действия, которое юридическое лицо осуществило или намерено осуществить. Формы заявлений установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" <4> и Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" <5> в зависимости от вида юридического лица (коммерческие и некоммерческие).

<4> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.
<5> СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. 2). Ст. 1869.

Больший интерес вызывают сведения, подлежащие предоставлению неограниченному кругу лиц. В соответствии с Законом о госрегистрации содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, дате выдачи и органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица; сведений о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые устанавливаются федеральным законодательством. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей. Таким образом, даже это указанное исключение достаточно легко обойти на законном основании.

В законодательстве закрепляются следующие формы получения информации о юридическом лице из ЕГРЮЛ:

выписка;

непосредственно копия документа (документов). Среди таких документов в письме Министерства РФ по налогам и сборам от 26 марта 2003 г. N ФС-6-09/345@ "К вопросу о предоставлении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц" <6> выделяются: решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (устав, учредительный договор, положение о юридическом лице), выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины (на основании которого, в частности, можно получить информацию о банковском счете юридического лица); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии; договор о присоединении; передаточный акт; разделительный баланс; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; уведомление о внесении изменений в учредительные документы; уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица; уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора; уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса; ликвидационный баланс; определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства; а также иные документы (при их наличии), содержащиеся в регистрационном деле юридического лица;

<6> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2003. N 5.

справка об отсутствии запрашиваемой информации.

В соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы от 31 марта 2009 г. N ММ-7-6/148@ "Об утверждении Порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" <7> получение сведений из ЕГРЮЛ может осуществляться и в электронном виде с использованием web-технологии посредством установления доступа к разделам сайта ФНС России в сети Интернет, содержащим открытые сведения.

<7> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 27.

Для получения интересующих сведений необходимо подать в территориальный орган ФНС РФ запрос, составленный в произвольной форме и содержащий данные документа, удостоверяющего личность, ИНН и сведения о месте жительства. Однако существуют определенные ограничения этого права. Например, в соответствии с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 26 марта 2003 г. N ФС-6-09/345@ "К вопросу о предоставлении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц" <8> копии заявлений, уведомления и сообщения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению", не выдаются по запросу заинтересованного лица, так как в них содержатся паспортные данные заявителя, учредителей (участников) юридического лиц, что, в свою очередь, соответствует положениям Закона о госрегистрации.

<8> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2003. N 5.

Кроме того, заинтересованное лицо может направить в регистрирующий орган запрос в произвольной форме о перечне документов, содержащихся в регистрационном деле конкретного юридического лица. Регистрирующий орган выдает данную информацию в установленном порядке и без взимания платы.

Предоставление информации же во всех вышеуказанных формах (выписка, копия, справка) осуществляется за плату. Исключение составляют лишь случаи бесплатного предоставления сведений и документов органам государственной власти, юридическому лицу о нем (в виде выписки из государственного реестра), а также определенным законом лицам.

Несмотря на то что Министерство РФ по налогам и сборам рекомендует обращаться с запросами в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, в случае поступления запроса о юридическом лице, которое находится вне территории, подведомственной Управлению МНС России по субъекту Российской Федерации, регистрирующему органу рекомендуется на основе взаимодействия регистрирующих органов различных субъектов РФ обеспечить получение запрашиваемых документов в течение пяти дней.

Ответственность за непредставление информации, которая является общедоступной, также можно рассматривать в трех аспектах:

  1. Ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия, а именно: за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в ЕГРЮЛ сведений, а также за представление недостоверных сведений (ст. 25 Закона о госрегистрации). Конкретные санкции за настоящее правонарушение установлены в ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях "Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В частности, правонарушение, состоящее в непредставлении, или несвоевременном представлении, или представлении недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей. Представление же в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет административный штраф для должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. Статья 171 Уголовного кодекса РФ закрепляет состав преступления "Незаконное предпринимательство", под которым понимается осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Такое преступление наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. Квалифицированный состав такого преступления (т.е. преступление, совершенное организованной группой либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере) наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
  2. Ответственность за необоснованный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений или документов (ст. 24 Закона о госрегистрации). Конкретные санкции содержатся в ст. 14.25 КоАП: незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
  3. Ответственность должностных лиц, имеющих доступ к содержащимся в государственном реестре сведениям, за использование информации из государственного реестра в ущерб интересам юридических и физических лиц (Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"). Однако конкретно данный вид ответственности в законодательстве не предусмотрен.

Проанализировав структуру и содержание ЕГРЮЛ, порядок получения сведений из него и ответственность в сфере государственной регистрации юридических лиц, можно сделать вывод о том, что фактически все сведения о юридическом лице являются общедоступными и открытыми, даже те, в отношении которых действует законодательный запрет на распространение. Этот факт не может не обусловить возможность возникновения злоупотреблений настоящим правом со стороны заинтересованных третьих лиц, особенно в условиях достаточно мягкой как административной, так и уголовной ответственности за правонарушения в данной сфере. Более того, регулирование ЕГРЮЛ является фрагментарным, казуальным и разобщенным, что тоже нельзя поставить в плюс отечественному законодателю.