Мудрый Юрист

Преимущества и эффективность системы ювенальной юстиции

Хананашвили Н.Л., Национальная ассоциация благотворительных организаций, член Общественного совета города Москвы.

Рассматривая вопрос об эффективности системы ювенальной юстиции, необходимо иметь в виду, что это - именно система, существующая как совокупность институтов (государственных и негосударственных), действующих на основе существующих правовых норм и реализации положительно результативных социальных технологий, применимых для работы с несовершеннолетними, - ювенальных технологий.

Следует заметить, что ювенальная юстиция представляет собой не только специализированный суд, но и окружающее его пространство, насыщенное необходимыми для ребенка, находящегося в социально опасном положении или вступившего в конфликт с законом, и его семьи социальными услугами. Поэтому рассмотрим несколько стадий проблем, в которых проявляется и может быть измерена или иным способом зафиксирована эффективность отдельных элементов системы ювенальной юстиции, при их подключении к работе с ребенком и его семьей, и системы в целом.

Ребенок в ситуации опасности (проблемы в семье, школе, с друзьями, на улице). Явным проявлением неблагополучия ребенка является его уход из сфер очевидного внешнего контроля со стороны ближайшего окружения (семья и школа). Как правило, это уход на улицу. Именно там должен находиться один из первых "редутов" защиты ребенка от опасности. Проекты, реализованные ранее Фондом "НАН", продемонстрировали измеримую эффективность такой работы (было зафиксировано снижение "молодежных" криминальных показателей) <1>. Уже здесь может начинаться использование подхода работы со случаем (кейс-менеджмент) и комплекса других документарных инструментов. В настоящее время такие инструменты разработаны <2>. Это:

<1> Работа с детьми группы риска. Методическое пособие для социальной службы "Ребенок на улице". М.: Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" (Фонд "НАН"), 1999. С. 106, 107.
<2> Различные инструменты документарного оформления работы с несовершеннолетними группы риска разработаны в ходе проекта "Усовершенствование работы с молодежью группы риска в РФ" (МГР), реализованного Ассоциацией университетов и колледжей Канады в партнерстве с Российским благотворительным фондом "Нет алкоголизму и наркомании" (НАН) в шести регионах России (Москва, Брянская, Московская и Ростовская области, Чувашская Республика, Ставропольский край) и профинансированного Канадским агентством международного развития (CIDA).

Использование трех вышеперечисленных инструментов позволяет не только правильно, глубоко и вдумчиво разобраться в проблеме ребенка и его семьи, но и помочь ему индивидуально и обеспечить плотное наблюдение и сопровождение ребенка и его семьи в течение всего периода реабилитации, ресоциализации. Ключевым критерием эффективности деятельности всех структур по отношению к центральному субъекту системы - ребенку и его семье - становится совокупность в значительной мере объективизированных показателей возвращения ребенка и его семьи к положению самостоятельного и устойчивого благополучия.

Насилие над ребенком. В данном случае можно рассматривать различные варианты - появление в школе, у врача с явными внешними признаками насилия, подавленное состояние. Здесь в большей мере необходима деятельность психологических, медицинских служб, вмешательство педагога, школьного омбудсмена (в случае внутришкольного конфликта - вмешательство школьной службы примирения, если таковая имеется). Основным критерием эффективности в этом случае станет динамика негативных и положительных проявлений, возникающих в качестве последствий (совершение правонарушений, те или иные проявления агрессии, попытки суицида и др.). В качестве крайней меры могут использоваться внесудебные и судебные формы воздействия (например, обращение в КДН или службы медиации), досудебные или судебные процедуры. Важным институтом, способствующим обеспечению защиты прав ребенка при заметных признаках неблагополучия, становится институт Уполномоченного по правам ребенка.

Сочетанными критериями эффективности системы ювенальной юстиции в случаях данного порядка являются критерии частоты зафиксированных проявлений насилия над детьми и индикаторы, отражающие количество пропавших и погибших от насилия детей. Однако, во избежание начетничества, сокрытия информации и иных искажений в статистике, данные отдельные критерии и показатели не должны становиться критериями и показателями эффективности деятельности той или иной государственной службы.

Совершение правонарушения или преступления. Центральным субъектом, действующим в интересах ребенка, должен становиться специализированный, ювенальный суд. Эффективность его деятельности будет определяться повышением профессионализма судей и, таким образом, способностью глубже проникнуть в суть проблем ребенка и его семьи и сформулировать совокупность воспитательных мер ответственности для ребенка-правонарушителя и социализирующих действий для потерпевших. В то же время через частные определения и постановления ювенальный суд может и должен определять меру ответственности чиновников, в том числе представляющих органы опеки и попечительства, за судьбу конкретного ребенка и его семьи и направления для дальнейшей работы с ними той или иной государственной (муниципальной) или неправительственной социальной службы.

Ключевая роль ювенального судьи может быть продемонстрирована исходя из статистических данных о деятельности первого в современной России специализированного, ювенального состава (ювенального суда) в г. Таганроге Ростовской области. За пять лет его работы уровень рецидива (повторных преступлений) в результате применения ювенальных процедур снизился с 19,5 до 4,5%. А это означает, что более чем в 4 раза снизилась вероятность возвращения оступившегося ребенка в криминальную орбиту (криминальный оборот).

Одновременно с этим на данном этапе высокоэффективными структурами, осуществляющими работу с ребенком и его семьей, становятся не только социальные и психологические службы, но и служба пробации, осуществляющая контроль и надзор за выполнением ребенком (и, при необходимости, его семьей) назначений, предписанных КДН или, в отдельных, наиболее сложных случаях, ювенальным судьей.

Использование документарной триады (ОРП, ИПР и КСС) становится для кардинального исправления ситуации практически неизбежным. Здесь также возникает потребность в использовании потенциала социальных служб, обеспечивающих процесс исправления последствий совершенного правонарушения и заглаживания причиненного вреда. Поскольку преступление является более тяжелой формой правонарушения, то, с одной стороны, для работы по преступлениям несовершеннолетних требуются аналогичные институты, процедуры и ювенальные технологии, с другой - деятельность следственных, правоохранительных, судебных и иных государственных органов и взаимодействующих с ними социальных служб должна быть более скрупулезной, "глубоко эшелонированной", с использованием более серьезных мер, способствующих исправлению ситуации, возмещению вреда или ущерба.

В качестве основного критерия эффективности данного этапа, как и на всех последующих этапах работы, становится снижение уровня рецидивности, повторности правонарушений и преступлений - при одновременном повышении количества дел, разрешаемых к удовлетворению всех сторон конфликта во внесудебном, досудебном и судебном порядке и снижении количества судебных приговоров, содержащих в качестве меры наказания лишение свободы, а также при сокращении таких сроков.

Ограничение (лишение) свободы. Лишение свободы, при расширении практики альтернативных форм ответственности за совершаемые правонарушения и преступления, остается распространенной формой наказания. При этом резко актуализируется не просто гуманизация мест лишения свободы, но и насыщение данного сегмента действия системы ювенальной юстиции социальными службами, отвечающими за содействие исправлению несовершеннолетних, сохранению ими связей со своими родными и близкими и приобретению новых профессий и социальных навыков, которые наверняка пригодятся в дальнейшей жизни при возвращении в общество.

Поэтому в основе действий государственных и негосударственных служб пробации (также должны иметь широкий, хотя и регламентируемый допуск к работе в местах ограничения или лишения свободы) необходимы усилия, направленные не только на осознание несовершеннолетними тяжести совершенного ими деяния, но и на их всемерную социализацию. Для сохранения связей ребенка с семьей должный уровень внимания необходимо уделять и работе с родными и близкими отбывающего наказание подростка.

Следовательно, и в этом случае ключевым критерием эффективности системы становится уровень возврата (точнее, невозврата) воспитанников в места ограничения (лишения) свободы. При этом для обеспечения более точных статистических сведений желательно расширение периода учета явлений рецидивизма и допуск неправительственных некоммерческих организаций к осуществлению в данной сфере независимого гражданского контроля.

Освобождение из мест ограничения (лишения) свободы. Успешность интеграции молодых людей после возвращения из мест ограничения (лишения) свободы во многом определяется как качеством работы в названных местах, так и эффективностью непрерывного сопровождения и помощью в трудоустройстве или устройстве на обучение. Ювенальные технологии, используемые в данный, ответственный и важный период работы с несовершеннолетними и их семьями, обеспечивая социализирующее кураторство, по мере нормализации ситуации могут постепенно переходить в режим ослабляющегося контроля. Основными критериями и свидетельством нормализации жизнеустройства вышедшего из мест ограничения (лишения) свободы молодого человека являются соответствующие позиции карты социального сопровождения, которая также является ключевым и наиболее информативным документарным инструментом работы служб ювенальной пробации.

И здесь, так же как и во всей линейке стадий действия системы ювенальной юстиции, для обеспечения качества и эффективности ее функционирования высокозначимой является возможность осуществления внешнего (прежде всего - гражданского) контроля за деятельностью в интересах ребенка и его семьи. Такой контроль возможен при максимальной прозрачности и регламентированной открытости системы для контроля и участия в выработке персонально для ребенка и его семьи (и в широком смысле - социально) значимых решений.

Хорошим инструментарием для определения эффективности действия системы ювенальной юстиции, прежде всего для детей, вступивших в конфликт с законом, можно назвать комплекс из 15 "индикаторов для ювенальной юстиции", разработанных Организацией Объединенных Наций в 2006 г. и рекомендуемых для применения государствами для оценки качества осуществляемой в интересах детей политики.

И только в случае, когда все органы и системы, как общественные, так и государственные, будут действовать на основе единой ценностной системы, общих ценностных приоритетов и в единой правовой логики, мы сможем эффективно решать наиболее острые проблемы наших детей, а система ювенальной юстиции станет эффективной правовой основой социальной политики в интересах детей.