Мудрый Юрист

Зарождение древнерусского государства. Состояние крестьянских хозяйств на руси в период первых рюриковичей *

<*> Yanenko E.V. Origin of Ancient Russian State. State of peasants' economies in Russia during the period of first Rurikids.

Яненко Евгений Владимирович, доцент кафедры юридической психологии и правоведения Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, кандидат юридических наук.

В статье автор рассказывает о зарождении Древнерусского государства, становлении Киевской Руси. Также описывается уклад жизни населения, состояние сельского хозяйства того времени.

Ключевые слова: земля, Русь, церковь, община.

The author of the article describes the origin of Ancient Russian State, formation of Kievskoyo Rus'. The article also describes the life of population, state of agriculture of that time.

Key words: land, Rus', church, community.

Великая Русская равнина представляла собой особый мир. Это огромные пространства земель, расположенные далеко на периферии земледельческой цивилизации, пространства, освоение которых началось сравнительно поздно - в самом конце эпохи Древнего мира. Ко времени становления Киевской Руси история Востока насчитывала уже несколько тысячелетий, здесь уже давно были освоены все удобные земли и давно ощущалось перенаселение, давно появились города и могущественные государства. В то время как история Востока уже несколько тысячелетий пульсировала в ритме демографических циклов, на Восточно-Европейской равнине в VII - VIII вв. н.э. еще продолжалось медленное расселение земледельцев. В лесном Поднепровье деревни располагались по берегам рек, они были довольно большими и насчитывали десяток-другой дворов - это были поселения общин, занимавшихся подсечным земледелием. Вокруг большого поселения, общинного центра, иногда располагались маленькие деревни и хутора. Общину крестьян-земледельцев называли "миром" или "вервью", в то время она состояла по большей части из кровных родственников. Умерших хоронили в одном кургане, и среди захоронений не было таких, которые бы выделялись своим богатством. Подсечное земледелие предполагало равенство и коллективизм: расчистка подсеки в девственном лесу требовала совместного и упорного труда всех членов общины, но этот труд вознаграждался богатым урожаем. Подсека плодоносила два-три года, поэтому общинники постоянно расчищали новые участки - благо земли было много. Один из греческих писателей отмечал у славян "большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы" <1>. В начале "Повести временных лет", в сказании о призвании варягов, ильменские словене говорят, что "земля наша велика и обильна" - слово "обилие" тогда означало "обилие хлеба" <2>.

<1> Седов В.В. Сельские поселения центральных районов Смоленской земли (VIII - XV вв.) // Материалы и исследования по археологии СССР. 1960. N 92. С. 126.
<2> Греков Б.Д. Киевская Русь. М. - Л., 1949. С. 46.

"Не было в них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой, - говорит "Повесть временных лет". - И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги звались русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманны и англы, а еще иные готландцы - вот так и эти прозывались" <3>. Арабские историки IX - XI вв. сообщают, что русы жили на острове в море <4>, - возможно, имелся в виду остров Готланд, бывший центром балтийской торговли с Востоком <5>. "Повесть временных лет" говорит, что славяне до призвания варягов были вынуждены платить им дань <6> - очевидно, варяги совершали набеги на земли славян. Это было время, когда набеги норманнов приводили в ужас Западную Европу, когда варяги разграбили почти все европейские города и опустошили обширные территории. Варяги-норманны одерживали свои победы благодаря новому оружию, этим оружием был дракар - мореходное судно с 40 - 70 гребцами и прямоугольным парусом. Отличительным качеством дракара было то, что он мог с одинаковой легкостью преодолевать моря и подниматься по рекам, его можно было даже перетаскивать волоком через водоразделы <7>.

<3> Повесть временных лет (далее - ПВЛ). М. - Л., 1950. Ч. 1. С. 214.
<4> Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1967. Т. II. С. 78 - 79.
<5> Рыбаков Б.А. Торговля и торговые пути // История культуры Древней Руси. М. - Л., 1948. Т. 1. С. 381.
<6> ПВЛ. М. - Л., 1950. Ч. 1. С. 214.
<7> Херрман Й. Славяне и скандинавы в ранней истории Балтийского региона // Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 94.

"Приглашенные" ильменскими словенами варяги-русь во главе с конунгом Рюриком также повели себя как завоеватели, они подчинили славян и стали собирать с них дань. В 882 г. преемник Рюрика Олег (Хельги) совершил поход вниз по Днепру и утвердился в Киеве. "И были у него варяги и словене и прочие, прозвавшиеся Русью. Тот Олег начал ставить города и установил дань славянам, и кривичам, и мери" <8>. "Городами" тогда чаще всего называли маленькие крепостцы, в которых стояли гарнизоны, и откуда варяги-русь выходили на сбор дани. Относящиеся к этому периоду археологические данные свидетельствуют о гибели многих общинных центров и появлении на их месте княжеских крепостей. Покорение и "примучивание" славянских племен продолжалось около столетия.

<8> ПВЛ. Ч. 1. С. 217.

Многие из воинов поступали дружинниками к киевским князьям, однако если в Византии варяги были просто наемниками, то на Руси дружинники были причастны к власти, без совета с дружиной князь не предпринимал никакого важного дела. Дружинники владели обширными усадьбами с множеством рабов.

Сословное деление древнерусского общества нашло свое выражение в формуле, часто встречающейся в новгородских летописях: "...кто купець пойдеть в свое сто, а смерд пойдеть в свой погост". Таким образом, горожане традиционно отождествлялись с подразделявшимися на сотни купцами-воинами, а смерды - с погостами, центрами деревенских общин и одновременно центрами сбора дани. Завоеватели-русы стали военным сословием нового общества, а покоренные славяне - податным сословием. Варяги не принесли на Русь ни высокой культуры, ни сколько-нибудь прочной государственной организации - по той причине, что сами ее не имели. Обычай князей пировать с боярами и обсуждать дела в боярской думе восходит к скандинавским дружинным традициям. Можно предположить, что русское городское вече ведет свое начало от скандинавского тинга.

Крещение Руси при Владимире приобщило молодое русское общество к христианскому миру и открыло дорогу мощному византийскому культурному влиянию. Теперь время побед отошло в прошлое, и Византия "завоевала" Русь благодаря своему культурному превосходству. Основным проводником византийского влияния была Русская Церковь, непосредственно подчинявшаяся константинопольскому патриарху. Русские митрополиты и епископы по большей части были греками, которых присылали из Константинополя. Необходимо отметить, что христианская Церковь со своего рождения несла в себе социалистическую идею социальной справедливости. Естественно, что и на Руси Церковь по мере возможности старалась облегчить положение угнетенных, прежде всего рабов. "Челядь же свою тако же милуй, - увещевали господ монахи, - дажь им потребныя; показай же я на добро не яростию, но яко дети своя". Отцы Церкви ставили князьям в пример благочестивых и радеющих о справедливости византийских императоров. Князь Владимир в крещении принял имя Василия - по-видимому, в подражание могущественному императору Василию II <9>. Летописцы рисуют русских князей по образцу и подобию императоров <10>: благочестивые князья строят соборы, покровительствуют Церкви, защищают вдов и сирот, вершат справедливый суд. Не без влияния Церкви создаются судебная и налоговая системы - основные атрибуты государственности. "Повесть временных лет" рассказывает, как епископы-греки побудили Владимира приступить к наведению порядка, утвердить княжеский суд и "казнить разбойников" <11>. При Ярославе Мудром появляется первый русский законодательный кодекс - "Русская Правда". Характерно, что в сохранившихся списках она соседствует с переводными византийскими судебниками и содержит следы как византийских, так и скандинавских влияний. "Русская Правда" содержит также первое упоминание о сборе торговых пошлин, "мыта" - свидетельство дальнейшего развития налоговой системы. Название этого налога говорит о его заимствовании из Византии, возможно, через посредство варягов.

<9> Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. С. 153.
<10> ПВЛ. М. - Л., 1950. Ч. 2. С. 462.
<11> Покровский М.Н. Избранные произведения. М., 1966. Кн. 1. С. 150.

В IX - X вв. рост населения и сведение лесов вызвали постепенный переход от подсечного земледелия к пашенному. Коллективный труд на расчистке подсек уступил место индивидуальному труду на семейных наделах. Это, в свою очередь, привело к распаду родовой общины. Большие родовые курганы сменились индивидуальными захоронениями, на смену большим родовым деревням пришли группы маленьких деревень и хуторов; община стала соседской, территориальной. По мнению ряда исследователей, разложение общины уже в этот период привело к становлению индивидуальной собственности на землю - во всяком случае, на Северо-Западе Руси.

В XI - XII вв. рост населения сопровождался дальнейшим разложением общины. В общине растет неравенство, с одной стороны, появляются мелкие вотчинники, с другой стороны - вынужденные покинуть свои общины "изгои". Отсутствие письменных источников, к сожалению, не позволяет судить о причинах этого процесса, можно только предположить, что он был вызван нарастающим малоземельем, а также войнами и тяжестью дани. О разорении крестьян говорит распространение ростовщичества, многие бедняки становятся "закупами" и обрабатывают в счет долга земли крупных собственников. Появляется крупное землевладение, бояре становятся владельцами вотчин, земли которых обрабатывают рабы, "закупы" и смерды - по-видимому, из числа разорившихся общинников. Дружинники садят на землю часть рабов, которых прежде предназначали для продажи. Уже в конце XI в. многие из них имели свои укрепленные усадьбы-замки и села, населенные рабами и зависимыми крестьянами.

Полное или частичное закрытие торговых путей в XI - XII вв. привело к сокращению работорговли. Бояре стали садить своих рабов на землю, вокруг городов появились рабовладельческие хозяйства. В это же время наблюдается быстрый рост населения, который приводит к разложению сельских общин, появляются "изгои" и "закупы", распространяется ростовщичество. Основной проблемой истории Киевской Руси является отсутствие источников, которые освещали бы положение в сельских общинах. Однако недавние археологические исследования позволяют утверждать, что развитие южных и северных областей Руси шло по-разному, что, в то время как на юге не было недостатка в земле, на Новгородчине в XII - XIII вв. ресурсы развития сельского хозяйства были уже исчерпаны.