Мудрый Юрист

Договорные связи в субподрядных отношениях

Ковров Николай Николаевич, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского государственного областного социально-гуманитарного института.

В статье анализируется правовая природа договора субподряда и его соотношение с договором подряда. Автор рассматривает действующее законодательство и материалы судебной практики о субподряде, предлагает собственные пути решения проблем, которые возникают в связи с исполнением договоров подряда и субподряда.

Ключевые слова: договор, субдоговор, подряд, субподряд, генеральный подрядчик, субподрядчик.

Contractual ties in sub-contractual relations

N.N. Kovrov

The article analyses legal nature of sub-contract and its correlation with independent work contract. The author considers the current legislation and materials of judicial practice of sub-contract, proposes his own ways of solution of problems which arise in connection with execution of independent work contracts and sub-contracts.

Key words: contract, sub-contract, independent work, sub-contract, general contractor, sub-contractor.

Структура договорных связей в подрядных отношениях является на сегодняшний момент сложной и многогранной. Наряду с непосредственными обязательствами между заказчиком и подрядчиком на практике нередко встречаются случаи возникновения новых обязательственных отношений, направленных на обеспечение исполнения основных. Возможность заключения подрядчиком субдоговора предусмотрена ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Таким образом, складывается многоуровневая договорная структура, направленная на обеспечение выполнения работ по основному договору подряда, которая включает в себя договоры субподряда.

Включение ст. 706 ГК РФ в параграф, посвященный общим положениям о подряде, позволяет говорить, что ее положения распространяются на все разновидности договора подряда и могут быть применимы в случае отсутствия противоречий со специальными нормами. Данное положение, на наш взгляд, является оправданным, поскольку позволяет подрядчикам выполнять принятые на себя обязательства не лично, а с привлечением третьих лиц - субподрядчиков. При этом субподряд будет являться частным, законодательно закрепленным случаем возложения исполнения обязанностей на третьих лиц, как это позволяет ст. 313 ГК РФ. Более того, привлечение третьих лиц к исполнению обязательства будет облечено в соответствующую договорную форму - договор субподряда. Безусловно, субподрядные отношения будут реже встречаться в договоре бытового субподряда и чаще в строительном подряде и подряде на выполнение проектных и изыскательных работ.

Сложнее дело обстоит с такой разновидностью подряда, как подрядные работы для государственных и муниципальных нужд. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд заключается на основе заказа на выполнение подрядных работ, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд <1>. Одним из важных условий любого государственного контракта является возможность подрядчика по государственному контракту привлекать для исполнения своих обязательств субподрядчиков. Работы, заказываемые государством, носят сложный и комплексный характер, что требует от исполнителя в целях надлежащего и своевременного выполнения своих обязательств привлечения третьих лиц. В соответствии с действующим законодательством при подаче заявки на участие в торгах на заключение государственного и муниципального контракта подрядчиком обязательно должны быть указаны конкретные субподрядные организации, с которыми может быть заключен соответствующий субподрядный договор. Но не всегда участник размещения заказа может знать точные число и наименования третьих лиц, которых надо будет привлечь. Особенно это касается сложных, многоэтапных работ, но формулировки государственного контракта ограничивают права исполнителя по привлечению третьих лиц, требуя личного исполнения своих обязательств <2>. Данная ситуация на практике может потребовать внесения изменений в приложения к государственному контракту на выполнение работ в случае, если у подрядчика возникнет необходимость привлечь к исполнению обязательств иных субподрядчиков. Тем не менее возможность существования сложных договорных отношений в государственных контрактах на выполнение работ предусмотрена.

<1> См.: Порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд определяется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
<2> См.: Гладких С.Р. Привлечение третьих лиц для выполнения работ (оказания услуг) по государственному контракту // Право и экономика. 2007. N 8; СПС "КонсультантПлюс".

Договорные связи в субподрядных отношениях предполагают существование двух вариантов обязательственных связей. Во-первых, это является наиболее распространенным вариантом: генподрядчик - субподрядчики. Во-вторых, генподрядчик - субподрядчики - подсубподрядчики <3>. Существование первого варианта прямо предусмотрено законодательством, а наличие второго обусловливается возможностью в определенных случаях субподрядчику привлекать для выполнения договора субподряда подсубподрядчиков. Такая сложная договорная конструкция характерна в целом для договора строительного субподряда, который может предусматривать выполнение субподрядчиком технически сложных строительных действий, требующих специальных познаний в различных отраслях строительства.

<3> См.: Мокров С.Н. Договор строительного подряда: Дис. ... к.ю.н. Волгоград, 2006. С. 57 - 58.

Субподрядный договор заключается на основе и во исполнение основного подрядного договора. Поэтому подсубдоговор, заключенный субподрядчиком на основании субподрядного договора, также будет направлен на частичное исполнение главного подрядного договора.

Участие в исполнении договора подряда генерального подрядчика и субподрядчика (ст. 706 ГК), когда имеет место множественность договоров подряда, следует отличать от множественности лиц в самом договоре подряда (ст. 707 ГК). При неделимости предмета обязательства подрядчики признаются по отношению к заказчику солидарными должниками и соответственно солидарными кредиторами (ст. 322 ГК РФ), а при его делимости - долевыми должниками и кредиторами (ст. 321 ГК РФ) <4>.

<4> См.: Эрделевский А.М. Общие положения о подряде. Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2001.

Применяемые к субподрядным отношениям гражданско-правовые нормы отличаются определенной сложностью, что требует их дополнительного изучения. Гражданско-правовые связи в договоре субподряда позволяют говорить не только о правовых элементах в данном договоре, но и в определенной степени об организационных. С точки зрения О.В. Макарова, по своей правовой природе договор субподряда является гражданско-правовым договором, но, поскольку он связан с генеральным договором подряда и создает некоторые предпосылки для исполнения последнего, стороны по договору субподряда обладают правами не только имущественного, но и неимущественного - организационного характера <5>. Имущественные и организационные обязательства указывают на сложность правоотношений, возникающих в договоре субподряда. Наличие организационных связей, в сущности, указывает на опосредованный характер взаимоотношений между заказчиком и субподрядчиком. Интересом первого является надлежащее исполнение работ по главному договору подряда вне зависимости от того, будет ли эта работа выполнена непосредственно подрядчиком или с привлечением субподрядчика. Соответственно субподрядчик будет стремиться выполнить принятые на себя обязательства по договору субподряда, но результат работы в конечном итоге будет сдан заказчику по основному договору, как и оплачивать результат в целом будет заказчик. Поэтому в субподрядных отношениях хоть косвенная, но определенная взаимосвязь между заказчиком и субподрядчиком все же прослеживается, что позволяет говорить о существовании организационных опосредованных договорных связей между участниками как подрядных отношений в целом, так и субподрядных в частности.

<5> См.: Макаров О.В. Цивилистические проблемы предпринимательской деятельности в строительстве. Хабаровск, 1999. С. 48 - 49.

Комплексность в субподрядных отношениях приводит к созданию многоуровневой системы договорных связей в подрядных отношениях. Наряду с опосредованными связями между заказчиком и субподрядчиком, законодатель не исключил возможность существования между данными субъектами и прямой связи. Это касается ответственности, которая может возникнуть у субподрядчика перед заказчиком, и соответственно наоборот. В качестве общего правила в ч. 3 ст. 706 ГК РФ законодатель не закрепляет возможность возникновения ответственности между заказчиком и субподрядчиком, но предусматривает, что по закону или договору возможна такая ответственность. Положение ч. 3 ст. 706 ГК РФ направлено на стабилизацию и укрепление системы субподрядных отношений. В этой связи нельзя согласиться с позицией С.Н. Мокрова, по мнению которого если допустить требования и претензии, связанные с исполнением генерального договора подряда между заказчиком и субподрядчиком, то это может привести к размыванию самой системы, неустойчивости структуры сложившихся договорных связей и понижению роли генерального подрядчика <6>.

<6> См.: Мокров С.Н. Указ. соч. С. 63.

Положение ч. 4 ст. 706 ГК РФ о возможности заказчика с согласия генерального подрядчика заключать договоры на выполнение отдельных работ с другими лицами еще в большей степени может осложнить договорные связи по основному договору подряда. Наряду с главным договором подряда, договорами субподряда могут также появиться и дополнительные подрядные договоры, возникающие по желанию заказчика, но с разрешения субподрядчика. Данная ситуация может быть обусловлена сложностью предмета договора подряда и возникает, как правило, в строительстве. При этом новые подрядчики будут нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы непосредственно перед заказчиком. Законодатель, по нашему мнению, закрепляя указанную норму, попытался предоставить возможность сторонам основного договора подряда скорректировать или сузить предмет договора. Однако неясна позиция законодателя относительно выбранного места закрепления данного положения. В данном случае договорные связи в субподрядных отношениях существованием дополнительных договоров затронуты не будут. Разрешение генерального подрядчика, на наш взгляд, может быть дано на выполнение работ, которые не являются предметом соответствующих субдоговоров. В противном случае нужно также будет получать генеральному подрядчику согласие от субподрядчика на исключение из предмета договора субподряда отдельных работ. Поэтому включение ч. 4 в статью, посвященную отношениям генерального подрядчика и субподрядчика, не вполне соответствует логике договорных связей в субподрядных отношениях. Было бы правильнее включить данную норму в общие положения о подряде.

По своей природе заключаемый заказчиком договор будет являться простым договором подряда, осложненным согласием генерального подрядчика. Оно, безусловно, необходимо, так как если предоставить заказчику ничем не обусловленное право на заключение прямых договоров, минуя генерального подрядчика, то это неизбежно приведет к расшатыванию системы генерального подряда <7>.

<7> См.: Там же. С. 64.

В целом нельзя с уверенностью утверждать, что договорные связи между заказчиком и субподрядчиком отсутствуют. В действительности существуют два отдельных договора - подряда и субподряда. Однако наличие взаимосвязи между основным договором и субдоговором позволяет проследить тонкие нити, связывающие всех участников субдоговорных отношений. Гражданско-правовые механизмы регулирования данных отношений распространяются на все без исключения разновидности договоров подрядного типа.

Договорные связи в субподрядных отношениях являются сложными и многогранными. Сложность данных связей заключается в том, что договор субподряда направлен на исполнение основного подрядного договора, и соответственно стороны данных отношений находятся в определенной, пусть и опосредованной, взаимосвязи, а значит, имеют права, обязанности и могут нести гражданско-правовую ответственность.