Мудрый Юрист

Об общесоциальных мерах по предупреждению краж

Семенов В.М., кандидат юридических наук.

Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений <*>.

<*> Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1998. С. 218.

Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам России и лицам, находящимся на ее территории и не являющимся ее гражданами, обеспечение безопасности и нормальных условий проживания. Поэтому неотъемлемой частью каждодневной работы правоохранительных органов, в первую очередь органов внутренних дел, должна быть работа по предупреждению преступности.

Вопросы борьбы с преступностью, ее предупреждения всегда находились и продолжают находиться в центре внимания правоохранительных органов.

Криминологи выделяют три составляющие системы предупреждения преступности:

а) общее предупреждение (общесоциальный уровень);

б) специальное предупреждение (специальный уровень);

в) индивидуальную профилактику (индивидуальный уровень) <*>.

<*> Портнов И.П. Состояние городской преступности и вопросы ее предупреждения // Криминологические проблемы борьбы с преступностью в сверхкрупном городе. М., 1994. С. 18.

На уровне общего предупреждения преступности определяются основные задачи этой деятельности и пути их решения в целом.

На этом этапе должны предлагаться решения общесоциальных задач, признаваться приоритетная роль социальных детерминант в причинном комплексе преступности. Поскольку преступность - явление социальное и вызывается к жизни целым комплексом причин, прежде всего хозяйственно-экономического и социального характера, то ее преодоление должно базироваться на решении глобальных хозяйственно-экономических проблем <*>.

<*> Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1966. С. 10.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что основа борьбы с преступностью - ее предупреждение.

В криминологической литературе большинством отечественных ученых отмечается, что общесоциальные меры противодействуют общим причинам преступности, создают благоприятную обстановку для предупреждения преступлений на специально-криминологическом уровне <*>.

<*> Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. С. 34 - 35.

В широком смысле под общесоциальным предупреждением понимается комплекс социально-политических, экономических, правовых, идеологических, организационных мероприятий, повышение материального уровня жизни населения, культуры, сознательности граждан <*>.

<*> Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М., 1965; Криминология. М., 1976. С. 201.

Хотя данные мероприятия специально не направлены на предупреждение преступлений, тем не менее они позитивно сказываются в деле борьбы с преступностью и устранении ее причин.

Так как наибольшее число краж совершается в городах и поселках городского типа, будет целесообразно вначале рассмотреть возможности общесоциального предупреждения краж, связанные с изменением условий организации городской жизни.

Социологи отмечают, что в настоящее время на первый план организации городской жизни должен выступать социальный фактор, то есть необходимо удовлетворить потребность населения в среде обитания высокого качества, насыщенной, разнообразной, способной к самоорганизации, с более сильным уровнем, чем сейчас, социального контроля <*>.

<*> Яницкий О.Н. Человеческий фактор социалистической урбанизации: становление новых ориентиров // Социологические исследования. 1986. N 2. С. 37.

В настоящее время такой среды не хватает. Ибо в условиях начала нового тысячелетия острая необходимость в скорейшем разрешении жилищной проблемы не оставляла времени на формирование жилищной сферы. Строились многоэтажные жилые дома, шло массовое переселение из коммуналок. У данного позитивного процесса имелись нежелательные последствия, которые выразились в разрушении прежней социальной микросреды. Новые условия городской жизни характеризовались не только чрезвычайной слабостью местных сообществ, но и безличностью и стереотипностью архитектурного облика, недостатками и упущения планировочных подходов, приводящих к неполноценному решению проблем функциональной и социальной жизни городского населения.

Так, по данным многочисленных исследований, участки, характеризовавшиеся высоким уровнем краж с незаконным проникновением в жилище, отличаются большей неоднородностью городской застройки, смешением различных ее форм и типов и другими негативными территориальными характеристиками.

Ранее проведенные исследования влияния жилищной проблемы на оперативную обстановку показали, что наибольшую сложность в оперативном обслуживании среди различных видов жилья в городской местности занимают частный сектор и общежития. Они концентрируют бытовую преступность, так как в числе ее детерминант, как это доказано в криминологических исследованиях, важное место занимают неблагоприятные жилищные условия, выражающиеся в перенаселенности жилищ, и т.д. <*>.

<*> Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. М.: Юридическая литература, 1972. С. 38.

Напротив, многоэтажные дома для оперативного обслуживания более благоприятны, но кражи с незаконным проникновением в жилище в них совершаются чаще. Наличие на участках указанных типов жилья примерно в равных соотношениях обусловливает осложнение оперативной обстановки. Данное обстоятельство подтверждается исследованием, проведенным на участках в городской местности.

Значит, ликвидация неоднородностей градостроительного характера должна рассматриваться как общесоциальная мера предупреждения краж. Указанное направление общесоциального предупреждения должно быть ориентировано, с одной стороны, на устранение упущений градостроительного характера в формировании жилищной среды, выравнивание территориальных различий, с другой - на формирование качественно новой жилищной среды, способной создать качественно новую микросреду по месту жительства, с более высоким уровнем социального контроля <*>.

<*> О роли социального контроля в предупреждении преступлений см.: Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. М.: Юридическая литература, 1980; Мартемьянов С.Ф. Социальный контроль и его роль в предупреждении преступности в районе. Автореф. канд. дис. ... М., 1987.

Существенным тормозом в предупреждении краж является практика социального проектирования новых городских территорий. В планах социального развития часто не предусматривается строительство зданий для органов внутренних дел и других правоохранительных структур. В новых районах они зачастую размещаются в неудобных в оперативном отношении местах (на окраинах). При проектировании жилого сектора не всегда принимаются в расчет интересы охраны общественного порядка, обеспечения охраны имущества граждан.

В криминологической литературе уже ставился вопрос о необходимости установления тесной связи между перспективными планами строительства и планами профилактики преступлений <*>. Мы разделяем данную точку зрения и считаем, что в обсуждении перспективных планов застройки территории в администрациях различного уровня должны принимать участие представители органов внутренних дел, в зону обслуживания которых входит эта территория, с тем, чтобы возникшие вопросы решались на стадии проектирования.

<*> Власов В.П. Предупреждение преступлений и планы градостроительства // Вопросы советской криминологии. М., 1976. Ч. 2. С. 81 - 82.

Среди общесоциальных факторов, определяющих неблагоприятные тенденции в динамике краж, особое место занимают проблемы досуга. Это вызвано тем обстоятельством, что в последние годы произошло значительное увеличение объема свободного времени населения. Однако при этом возможности удовлетворения потребностей оказались невелики. Резче обозначились проблемы нехватки досуговых объектов.

Особенно заметно это повлияло на поведение лиц молодежного возраста и несовершеннолетних. Видимо, это одно из обстоятельств, из-за которых преступность указанной категории лиц стала расти.

К сожалению, попытки ликвидировать допущенные просчеты в этой области не учитывали потребности различных территориальных образований. Неравномерность в распределении на территориях учреждений культуры и отдыха, так же как и других обслуживающих учреждений, обусловливает не только различия социальных условий, но и в целом степень благоприятности среды для жизнедеятельности населения различных территориальных общностей <*>. В результате одни участки оказываются "перегруженными" указанными объектами, в то время как другие - испытывают в них острую потребность.

<*> Пасиков А.С., Межевич М.Н. Социальное планирование - территориальный аспект // Человек и общество. М., 1976. С. 13.

Поэтому мы предлагаем в качестве общесоциальной профилактической меры по предупреждению краж устранение диспропорций в развитии услуг обслуживающего характера, то есть обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности населения независимо от пространственного расположения.

Но криминологические проблемы сферы досуга не ограничиваются лишь неравномерной территориальной концентрацией досуговых объектов.

Они коренятся также в низком культурно-творческом потенциале отдельных групп населения, которые являются результатом издержки формирования личности <*>. В таких случаях отдых рассматривается как возможность праздного времяпрепровождения.

<*> Волошина Л.А. Криминологические проблемы сферы досуга // Влияние социальных условий на преступность. М.: Институт Прокуратуры СССР, 1983. С. 108.

В предупреждении краж важное раннепрофилактическое воздействие могут оказать организованные формы проведения досуга.

Требуют своего разрешения и проблемы его организации. К сожалению, в условиях начала нового тысячелетия в России отсутствует единая сложившаяся система управления территориальной организацией отдыха <*>.

<*> Территориальная организация отдыха населения Москвы и Московской области. М., 1980. С. 133 - 134.

По нашему мнению, управление такой системой должно осуществляться централизованно, обязательно государством на всех территориальных уровнях, включая микрорайоны.

Одной из мер по совершенствованию управления такой системой может быть создание территориальных советов организации досуга для отдельных административно-территориальных образований при соответствующих администрациях на различном уровне управления.

Для того чтобы детально проанализировать предупредительную деятельность органов внутренних дел по фактам совершения краж и по его результатам спланировать предложения, мы провели анкетирование экспертов и получили следующие итоги.

По специальной анкете было опрошено 420 экспертов из числа сотрудников органов внутренних дел о результатах изучения общественного мнения работников органов внутренних семи федеральных округов по проблемам предупреждения краж.

Анализ корыстной преступности показывает, что ее состояние обусловливается социальными явлениями и процессами, протекающими в обществе. Значит, реальное осуществление общепредупредительных мероприятий оказывается возможным лишь в том случае, когда указанные процессы и явления будут выявляться своевременно, изучаться в научных учреждениях, а государственные органы, призванные осуществлять общепредупредительное воздействие, заблаговременно получать информацию о соответствующих социальных изменениях, оказывающие опосредованное влияние на состояние преступности с целью принятия необходимых управленческих решений.

Но, к сожалению, территориальные органы внутренних дел не всегда выявляют динамику указанных явлений и определяют их связь с преступностью, органы внутренних дел в большинстве случаев оказываются неготовыми к выработке предложений по общесоциальному предупреждению преступлений, а аналитическая работа обычно ограничивается изучением состояния преступности, начиная с низового административно-территориального звена, как правило, за 3 - 5 последних лет.

В определенной степени указанное положение обусловлено причинами объективного характера: высокая текучесть кадров службы участковых инспекторов.

По результатам проведенных исследований, 60% имеют стаж работы в занимаемой должности менее 3 лет <*>, 38% не имеют юридического образования. Как показывает исследование, многие участковые инспектора не располагают сведениями о социально-экономической и демографической обстановке на обслуживаемых участках, хотя в соответствии с требованиями Инструкции по работе участкового инспектора милиции и паспорта на участок это является их прямой обязанностью.

<*> Что касается исследований Центрального федерального округа России, то более 70% имеют стаж работы в занимаемой должности менее 3 лет.

Введение паспорта на обслуживаемый участок достаточно часто превращается в формальную обязанность, когда упускается из виду главная цель его предназначения - владение криминологической обстановкой. Однако участковые инспектора милиции не всегда в состоянии достаточно квалифицированно проводить криминологический анализ без соответствующей специальной подготовки, хотя необходимость проведения такого анализа на уровне участков имеется, его преимущества состоят в том, что на указанном уровне легче осуществлять непрерывное наблюдение за оперативной обстановкой, дифференцировать проводимые предупредительные мероприятия по месту и времени.

Проводимые исследования показывают, что в силу ряда объективных причин участковые инспектора оказываются в состоянии неведения причин территориальных изменений на участке. Это мешает выработке основных направлений предупредительной работы на локальном уровне, отрицательно сказывается на ее планировании и осуществлении.

Обладая качественной аналитической информацией за ряд лет по каждому участку, руководство службы участковых инспекторов и в целом органов внутренних дел могло бы вносить в соответствующие заинтересованные государственные органы и организации конкретные предложения по совершенствованию общесоциальных мер борьбы с преступностью с учетом криминологических особенностей участков.

Необходимо подчеркнуть их важное значение, поскольку именно на их основе базируются специально-криминологические меры, направленные на устранение конкретных криминогенных факторов <*>. Если общесоциальные меры оказывают влияние в основном на детерминанты преступности и действуют на стратегическом уровне, то уровень действия специальных мер в основном тактический.

<*> Жалинский А.З. Специальное предупреждение преступлений в СССР (Вопросы теории). Львов: Вища школа, 1976. С. 95.

Необходимо отметить, что, по мнению ряда ученых-юристов, роль общесоциальных мер предупреждения преступности в значительной степени меньше роли мер специальной профилактики. Начиная с 80-х гг., точнее - с момента коренных преобразований в нашем обществе, стал наблюдаться процесс уменьшения роли общесоциальных мер предупреждения преступности.

Объектом специального предупреждения преступности являются общественные отношения по поводу предупреждения определенных видов преступлений (корыстные, насильственные и т.д.), определенного субъективного состава, профилактики (осуществляемой правоохранительными органами, общественными формированиями и др.).

Предметом являются факторы, обусловливающие тот или иной вид преступности; формы и методы их устранения или нейтрализации <*>.

<*> Портнов И.П. Проблемы профилактики преступности в городах (по материалам органов внутренних дел): Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук в форме научного доклада. С. 27.

Специально-криминологическое предупреждение преступлений можно представить как специализированную деятельность, направленную на устранение непосредственно криминогенных факторов и обеспечение антикриминогенных условий как в сфере формирования личности, мотивов ее деятельности, так и в сфере обстоятельств, непосредственно влияющих на совершение конкретных преступлений <*>.

<*> Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. С. 31 - 32; Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978. С. 45 - 47; Карпец И.И. Современные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1978. С. 152 - 159.

В предупреждении преступлений должны использоваться самые разнообразные формы и методы коллективного и индивидуального воздействия в отношении различных по социально-психологической характеристике лиц. В этой деятельности необходимо учитывать не только социально-психологическую характеристику лиц, в отношении которых она проводится, но и экономические, национальные, демографические и иные их особенности <*>.

<*> Лекарь А.Н. Проблемы правового регулирования и организационного обеспечения профилактики. В сб.: Материалы научно-практической конференции. Тбилиси, 1974. С. 35.

Вместе с тем специальная криминологическая профилактика включает в себя ряд мер общего характера, а также индивидуальную профилактику преступлений, которая охватывает предотвращение замышляемых и подготовляемых, пресечение начатых преступлений. В этом ракурсе понятие специальной профилактики преступлений является собирательным и комплексным <*>.

<*> Гусев С.И. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Советское государство и право. 1979. N 6. С. 20.

Меры специальной профилактики должны добавлять и конкретизировать меры общесоциального предупреждения, но в то же время осуществляться в разрезе отдельных его составляющих.

Очень важным моментом должно являться добавление мер общесоциальных, ориентированных на экономическую сферу и бытовую сферу общества.

Что касается мер по предупреждению краж, ориентированных на экономическую сферу, то основными мерами этого профиля должны стать меры на уменьшение растущего числа безработных лиц, не имеющих постоянного источника доходов, которые могут стать резервом для появления нового контингента воров, посягающих на собственность.

Поэтому мы полагаем, что целесообразно принять комплексную целевую программу антикризисных мер. Указанные меры целесообразно направить на возрождение и развитие промышленности, сельского хозяйства. В программе необходимо предусмотреть мероприятия по обеспечению трудовой занятости молодежи, женщин и других категорий населения, среди которых безработица в настоящее время особенно велика. В этой же программе целесообразно определить мероприятия по формированию и использованию трудовых ресурсов Российской Федерации.