Мудрый Юрист

Взаимодействие государственных органов и частных субъектов в сфере управления

Погодина Н.А., преподаватель кафедры публичного права ГОУ ВПО "Саратовский государственный социально-экономический университет".

Проблемы взаимодействия государственных и частных интересов в области управления становятся все более превалирующими. Только стабильность и доверие в их отношениях способны обеспечить прорыв России в цивилизованное будущее. Несомненным является тот факт, что Россия идет по пути формирования современного государственно-частного партнерства, что требует поиска реальных механизмов и инструментов, способных обеспечить его эффективное и результативное функционирование во благо обществу.

Государственно-частное партнерство, по мнению В. Мочальникова, - это новое общественное устройство, новая система отношений, иное сознание, иные принципы взаимодействия, связанные с чрезвычайным динамизмом развития жизненного экономического пространства, и т.д. <1>.

<1> См.: Мочальников В. Современные тенденции развития партнерства власти и бизнеса // Вестник Института экономики РАН. 2008. N 2. С. 172.

Более полное определение государственно-частного партнерства дает А.Е. Зятьков: "...система урегулированных социальными (в т.ч. правовыми) нормами отношений между государством, частным бизнесом и гражданским обществом, основанная на принципах диалога, согласования интересов и взаимовыгодного объединения финансовых, кадровых, организационных и иных ресурсов для более эффективного выполнения функций государства и достижения целей государственного управления в экономической, социальной и иных сферах в условиях современной рыночной экономики" <2>.

<2> См.: Зятьков А.Е. Формы государственно-частного партнерства в политико-административной сфере // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. N 2(42). С. 52.

В термине "государственно-частное партнерство" государство стоит на первом месте. Это объясняется тем, что именно государство, вступая в партнерские отношения с частным сектором, добивается достижения собственных целей и выполнения своих функций.

Несмотря на повышенное внимание к процессу взаимодействия государственных органов и частных субъектов, признание высокой актуальности налаживания сотрудничества государства и общества в различных сферах и областях, текущая ситуация характеризуется отсутствием системности в решении возникающих проблем, преобладающим числом негативных результатов по сравнению с незначительным количеством увенчавшихся успехом историй взаимодействия государственных и частных институтов.

Под взаимодействием государства и общества предлагается понимать процесс совместной деятельности государственных и частных институтов, направленной на разработку, принятие и реализацию эффективных решений в области управления, базирующийся на согласовании их интересов и оптимальном использовании ресурсов общества.

В науке выделяют ключевые признаки взаимодействия государственных и частных институтов:

<3> См.: Никитаева А.Ю. Система взаимодействия государства и бизнеса в региональной экономике: концептуальный подход и инструментарные составляющие // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Т. 4. 2006. N 3. С. 141.

Большое значение на сегодняшний день приобретает выработка механизмов реализации взаимодействия публичных и частных интересов. В качестве примера такого механизма можно привести механизм принятия решений в сфере управления, поскольку практическое претворение в жизнь такого взаимодействия по большей части определяется инкорпорированностью частных интересов в управленческий процесс.

Ярким примером такого механизма является внедрение в деятельность государственных органов принципа "одного окна", т.е. механизма, когда граждане напрямую не взаимодействуют с чиновниками и ведомствами федерального, областного или местного уровня.

На сегодняшний день создана нормативная база для реализации принципа "одного окна" при регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей. Теперь, чтобы открыть свое дело, надо подать один комплект документов в районную налоговую инспекцию. В инспекции фирму зарегистрируют, поставят на налоговый учет и передадут необходимую информацию во внебюджетные фонды.

В последнее время широкое распространение принцип "одного окна" получил в таможенной сфере. Указанный принцип действует для процедур таможенного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного документального контроля.

Суть новой процедуры контроля таможенными органами заключается в том, что сотрудник таможенного поста полностью осуществляет прием и выдачу документов перевозчику, а также их передачу представителям контрольных органов и получение с отметками о проведенном контроле. Такой порядок освобождает перевозчика от необходимости поиска соответствующих контрольных органов и экономит время на прохождение контроля. Предусматривается, что осмотр и досмотр транспортных средств, грузов, товаров и животных будут проводиться однократно в специально обустроенной зоне пункта пропуска с участием представителей соответствующих государственных контрольных органов.

Основными плюсами реализации принципа "одного окна" и соответственно причинами, по которым многие страны берут его на вооружение, являются:

Некоторые аспекты реализации принципа "одного окна" требуют применения современных технологий, например таких, как интернет-порталы, общая функциональность для всех каналов, технология интегрированных терминалов, доступ к внутренним системам и т.д. Другие аспекты предполагают исключительно улучшение качества личных контактов - обучение персонала, непосредственно общающегося с клиентами, технологиям, отношениям с клиентами, множественным транзакциям и т.д. Другие аспекты ориентированы на упрощенные, координированные формы документов и процессы.

Следует согласиться с А.В. Деминым, утверждавшим, что "разумное государственное управление состоит в том, чтобы, ограничивая необходимым минимумом свои односторонние воздействия, решать все задачи во взаимодействии" <4>. Следовательно, отношения между государством и обществом должны выйти на новый уровень - уровень взаимодействия, а также учета общественного мнения и создания условий для привлечения граждан к принятию управленческих решений, особенно на местном уровне. Право граждан на получение информации, учет их позиции, предложений, привлечение к участию в подготовке решений может быть реализовано с помощью связей с общественностью.

<4> Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1997. С. 4.

Связи с общественностью как технология взаимодействия предполагают установление равноправного диалога, при котором возможен учет интересов и пожеланий населения как равноправного участника процесса управления <5>.

<5> См.: Герасимова Г.И. Связи с общественностью как социальный механизм взаимодействия власти и общества // Власть. 2008. N 9. С. 33.

В основе взаимодействия государственных органов и общества лежит принцип коллективной ответственности, требующий делового партнерства и сотрудничества между населением, чиновниками, представителями исполнительной власти. Главной целью такого взаимодействия можно считать развитие гражданского сознания и создание благоприятного общественно-политического климата.

Все большую роль в вопросе открытого взаимодействия государства и общества играет Интернет. Наиболее значимым достижением этого направления является так называемое электронное правительство.

Несмотря на то что данное явление существует уже несколько лет, до настоящего времени оно не получило точного определения. Одни ученые рассматривают электронное правительство как "инструмент для достижения лучшего правления" <6>, другие расширяют это понятие до рамок научно-практической дисциплины <7>, третьи считают электронное правительство политическим мифом <8>.

<6> Сморгунов Л.В. Коммуникационные аспекты менеджмента знания и электронное правительство // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Труды VII Всероссийской объединенной конференции. СПб., 2004. С. 212.
<7> См.: Дрожжинов В.И., Шайтурова Е.В. Электронное правительство как научно-практическая дисциплина // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Труды VII Всероссийской объединенной конференции. СПб., 2004. С. 181.
<8> См.: Захаров В.П. Электронное правительство как мифологема нового времени // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Труды VII Всероссийской объединенной конференции. СПб., 2004. С. 187.

Из огромного количества определений электронного правительства ни одно не представляется удачным. В рассматриваемом аспекте под электронным правительством понимается схема взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и различных институтов гражданского общества, опосредованная глобальной сетью Интернет.

Функционирование электронного правительства было бы невозможным без наличия определенных элементов, таких, как:

Электронное правительство упрощает для граждан доступ к нормативно-правовой базе, проектам законов и т.д., открывает для них возможность обращаться через Интернет в органы власти с собственными предложениями, участвуя, таким образом, в процессе принятия политических решений. Реальность обратной связи без очередей в коридорах органов государственной власти способствует повышению политической активности граждан, стимулирует гражданскую политическую инициативу, направляя ее в нужное русло.

Преимущества электронного правительства бесспорны:

<9> См.: Ирхин Ю.В. Электронное правительство и общество: Мировой опыт и Россия // Социс (Социологические исследования). 2006. N 1. С. 73 - 82.

Банковская и телефонная отрасли являются оптимальным примером отраслей, которые прибегли к модернизации и улучшению опыта с помощью сети Интернет. Эффективно функционирующие сайты, простой доступ к информации о счетах в Интернете или через киоски, вежливый, хорошо обученный персонал, обеспечивающий решение проблем, и точность информации о счетах позволили добиться улучшения качества деятельности в банковской сфере и телефонной отрасли.

Выступления политической элиты Российского государства свидетельствуют о стремлении использовать механизмы взаимодействия в политико-административной сфере.

Так, например, Д.А. Медведев в своем выступлении на Красноярском экономическом форуме заявил о том, что "значительная часть функций, исполняемых государственными органами, должна быть передана на реализацию в негосударственный сектор" <10>.

<10> Стенограмма выступления кандидата в Президенты Российской Федерации, первого заместителя Председателя Правительства России Д.А. Медведева на V Красноярском экономическом форуме // Официальный сайт партии "Единая Россия". URL: http:// www.edinoros.ru/ news.html?id= 127810.

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2008 г. говорится о необходимости доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению и предусмотреть дополнительные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций, Общественной палаты РФ <11>.

<11> См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 г. Стенограмма // Официальный сайт партии "Единая Россия". URL: http:// www.edinoros.ru/ news.html?id= 146460.

Общественная палата РФ является связующим звеном между государственными органами и гражданами. Цель Общественной палаты РФ - обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов управления, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества. Задачи и основные формы работы Общественной палаты соответствуют признакам взаимодействия представленных в ней субъектов с государственными органами.

Сотрудничество государства и общества должно преобладать над отношениями противостояния, противодействия. Неустойчивые компромиссы и стремление получить только собственную выгоду должны тщательно отслеживаться, проверяться и ослабляться как нормативно-правовыми действиями, так и социально-доверительными отношениями между собой.