Мудрый Юрист

Развитие торгового законодательства в XVIII в.

Батрова Т.А., доцент кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Осознание значимости торговли для развития государства приводит к тому, что внимание к ее организации в стране в XVIII в. еще больше повышается: обеспечивается развитие торговой инфраструктуры и формирование системы торговых связей, а также защита интересов участников торгового оборота.

Говоря о развитии торговой инфраструктуры, следует отметить усилия по развитию центров торговли, в том числе морской, складского хозяйства и системы торговых посредников.

Прежде всего внимание к себе привлекали ярмарки, которые надлежало учреждать в городах и в уездах "в пристойных местах", поскольку они "умножают казенные сборы... споспешествуют... купецким и ремесленным людям в торгах и ремеслах их", обеспечивают привоз "отовсюду во внутренние, не при море лежащие города, всякия потребные товары, которых тамошние жители в дальных городах сыскивать, купить принуждены в цене с передачею" <1>. Особое значение придавалось организации ярмарок на пересечении торговых путей, в частности, в Смоленске, Торопце, Киеве, Риге и др. <2>.

<1> См.: О ярманках Регламента или Устава Главного Магистрата от 16 января 1721 г. Гл. XVII // ПСЗ. VI. 3708. С. 291 - 309.
<2> См.: Именной указ "О возобновлении ярманки в городе Риге и учреждении оной по прежнему" от 10 марта 1720 г. // ПСЗ. VI. 3539. С. 162; Сенатский указ "О назначении торговых дорог чрез Польскую границу, об учреждении Таможен и о заведении ярманок в Смоленске и Торопце" от 9 июня 1730 г. // ПСЗ. VIII. 5573. С. 290 - 292; Сенатский указ "Об учреждении в Киеве ярманки для торгу лошадьми Немецких пород" от 6 июня 1731 г. // ПСЗ. VIII. 5773. С. 472.

Предпринимались попытки урегулировать торговлю и в уже сформировавшихся ярмарочных центрах путем регламентации сроков их проведения, а также обеспечения своевременного информирования о них всех заинтересованных лиц. В частности, предписывалось "в Губерниях и Провинциях через ратуши публиковать... на ярманках объявить", "дабы могли поспевать... дабы все три ярманки <3> в торгу действительно были" <4>. Кроме того, Камер-Коллегия выразила мнение, что "ежели означенного срока о приезде и отъезде положено не будет, то оныя будет не яко ярманки, но валовый торг, как в городах, и от того в прочих ярманках и в ближних городах будет помешательство, а в таможенных сборах недобор" <5>.

<3> Макарьевская ярмарка соответственно проводилась с 29 июня по 8 июля, Свинская с 1 по 15 августа, Королевецкая с 15 сентября.
<4> См.: Сенатский указ "О вызове торговых людей на Свинскую ярманку" от 17 мая 1717 г. // ПСЗ. VI. 3086; Сенатский указ "О назначении сроков для съезда купцам с товарами на Макарьевскую, Свинскую и Королевецкую ярманки" от 10 июля 1728 г. // ПСЗ. VIII. 5306. С. 65; Сенатский указ "О сроках, с которых должны начинаться ярманки Макарьевская, Свинская и Королевецкая; о непринуждении купцов к отъезду с оных ярманок и о нечинении им никаких обид и притеснений" 4 июня 1734 г. // ПСЗ. IX. 6583. С. 343 - 344.
<5> Сенатский указ "О времени для начатия и окончания торга на ярманках: Макарьевской, Свинской и Королевецкой" от 5 мая 1749 г. // ПСЗ. XIII. 9609. С. 47 - 50.

Сложнее решался вопрос о биржевой торговле, не характерной для России и искусственно насаждаемой властью. Главному магистрату вменялось в обязанность "в больших приморских и прочих купеческих знатных городах, со временем же в удобных местах недалеко от Ратуши, по примеру иностранных купеческих городов, построить биржи, в которыя б сходилися торговые (люди) граждане для своих торгов и постановления векселей, також и для ведомостей о приходе и отпуске кораблей и коммерции: понеже в таком месте каждой купец и продавец в один час по вся дни тех может найти, с которыми ему нужда есть видетися" <6>. Более подробно регламентировались торги на Санкт-Петербургской бирже. Купцам было предписано "приходить в 11 часов, а выходить в час пополудни, а ежели кто пожелает и более часа пополудни для отправления быть, и оным дать позволение; и когда они будут на той бирже в собрании, в то число ни из которых Коллегий и Канцелярий и Контор ни для кого из купцов ни для каких дел, кроме криминальных, не брать, дабы им в торгу помешательства не было" <7>.

<6> См.: Гл. XVIII. О биржах или о схожих местах Регламента или Устава Главного Магистрата от 16 января 1721 г. // ПСЗ. VI. 3708. С. 291 - 309.
<7> См.: Сенатский указ "О начатии Биржевого собрания в 11 часов и об окончании онаго в час по полудни" от 13 декабря 1725 г. // ПСЗ. VI. 4810. С. 555.

Впрочем, российское купечество в начале XVIII в. в большей степени нуждалось в свободных капиталах. И эта проблема тоже решалась не без помощи государства. Сначала была организована выдача займов из Монетной конторы за счет бюджетных средств под незначительные и по современным меркам восемь процентов с закладом ценностей стоимостью, превышающей на 1/4 суммы займа <8>, ибо власть констатировала тот факт, что купцы, "имея в деньгах нужду, принуждены занимать у чужестранцев и прочих, с несносными великими процентами и с закладами такими, который против взятия денег в полтора или вдвое стоить может... и от того приходят в убожество и разорение".

<8> См.: О правилах займа денег из Монетной конторы Именной указ от 8 января 1733 г. // ПСЗ. IX. 6300. С. 6 - 7.

Позднее для этих целей был учрежден Государственный заемный банк, выдававший займы на срок не менее месяца и не более полугода под 6% годовых <9>. Впрочем, сначала они спросом не пользовались из-за чрезвычайно короткого срока действия договора, что обусловило появление 23 августа 1754 г. Сенатского указа "О дозволении российским купцам, торгующим при Санкт-Петербургском порте, давать взаймы из Банка деньги на годовой срок" <10>. Появляется Коммерческий банк, находившийся в ведении Коммерц-коллегии <11>, учреждаются банковские конторы в наиболее крупных городах <12>.

<9> См.: Именной указ "Об учреждении Государственнаго заемнаго Банка; о порядке выдачи из онаго денег и о наказании ростовщиков" от 13 мая 1754 г. // ПСЗ. XIV. 10235. С. 87 - 94.
<10> См.: ПСЗ. XIV. 10280. С. 199.
<11> См.: Именной указ "О бытии Коммерческому Банку в общем всей Коммерц-коллегии ведомстве" от 4 марта 1764 г. // ПСЗ. XVI. 12072.
<12> См.: Именной указ "Об учреждении Банковых Контор в Новгороде, Пскове, Твери, Нежине, Киеве, Курске, Харькове, Тамбове, Орле и Туле" от 9 ноября 1781 г. // ПСЗ. XXI. 15275.

Значительное внимание уделяется развитию судоходства, морских портов и складского хозяйства <13>. Хотя в последнем случае нередко превалировал фискальный интерес <14>, обеспечиваемый, с одной стороны, контролем за привозимым товаром, а с другой - платежами за их размещение на складах и торговлю через казенные лавки, которые при необходимости ремонтировались за счет самих купцов, освобождаемых "вместо того на пять лет [...от]... им положеннаго оброка с каждой лавки по 4 рубля в год" <15>.

<13> См.: Именной указ "О сделании в Московской губернии по рекам Гжати, Вазузя судового ходу" от 28 октября 1714 г. // ПСЗ. IV. 2646; Сенатский указ "О бытии в Санктпетербургскому портовому торгу по прежнему; о построении анбаров на Преображенском острове, для складки товаров; и о проведении подле Коммерц-Коллегии глубокого канала, для провода купеческих кораблей" от 8 января 1728 г. // ПСЗ. VIII. 5225. С. 3.
<14> См.: Сенатский указ "О представлении в Камер-Контору, для описи лавок, шалашей, сенных и прочих мест, и для сбора с них оброчных денег, двух человек из первостатейных купцов по выбору и за Ратушским свидетельством" от 9 февраля 1739 г. // ПСЗ. X. 7751. С. 723.
<15> См.: Сенатский указ "О починке стараго Гостинаго двора на счет купцов, в оном торгующих" от 14 июля 1754 г. // ПСЗ. XIV. 10257. С. 181.

Всем купцам предписывалось после объявления товаров в таможне "складывать их на гостином дворе и из анбаров продавать оптом в те ряды, где торгуют врознь" <16>. Требование складывать на гостином и мытном дворах и в прочих на то устроенных казенных амбарах было установлено и в Санкт-Петербурге. При этом на старост Гостиного двора возлагалась обязанность смотреть, "чтоб в лавках онаго не торговали неявленными товарами", а на Морском рынке не торговали такими товарами, которыми торговля производится в Гостином дворе <17>. А те, кому не давалось прямого предписания об этом, должны были останавливаться "на постоялых казенных же дворах, которые для онаго учреждены; а в прочих домах и ямских слободах им не стоять, и жителям во дворы к себе не пускать" <18>.

<16> См.: Именной указ "О запрещении Русским и иностранным купцам продавать на дворах и в Немецкой слободе, привозимые ими в Москву товары" от 27 марта 1712 г. // ПСЗ. IV. 2506.
<17> См.: Сенатский указ "О смотрении старостам Гостинаго двора, чтоб в лавках онаго не торговали неявленными товарами и о недозволении на Морском рынке торговать такими товарами, коими торговля производится в Гостином дворе" от 22 января 1740 г. // ПСЗ. XI. 8010. С. 32.
<18> См.: Сенатский указ "О квартировании приезжим торговым людям с съестными и прочими припасами на казенных постоялых дворах" от 7 февраля 1727 г. // ПСЗ. VII. 5006. С. 734 - 735.

От содержания в казенных амбарах были освобождены только "такие товары, которые от сырости портятся". Для них было предписано "показать особыя и к тому пригодныя места, или оныя, не употребляя в розничную продажу, всякому в домах своих содержать не запрещать" <19>. Постепенно стали появляться и частные амбары, что было не менее выгодно для казны, поскольку это не исключало уплаты оброка <20>. Так, 9 ноября 1739 г. появляется Высочайшая резолюция на доклад Комиссии о Санктпетербургском строении "О позволении купцам выстроить на Адмиралтейской стороне каменные лавки, об отдаче им оных в потомственное владение с взысканием с них оброчных денег и о запрещении иметь в домах погреба и лавки" <21>. Причем в одних случаях, речь шла о выкупе построенных за счет казны амбаров "за такую цену, во что оныя постройкою станут", в других - о строительстве их самими купцами, которое со временем стало все больше поощряться <22>.

<19> См.: Сенатский указ "О незапрещении иностранцам продавать вывезенных Гданских и других водок и о непринуждении содержать в биржевых анбарах такие товары, которые от сырости портятся" от 17 января 1744 г. // ПСЗ. X. 8861. С. 11 - 15.
<20> См.: Именной указ "Об отдаче Санктпетербургским купцам построенных ими лавок в вечное и потомственное владение и о платеже в казну с каждой сквозной лавки по пяти рублей в год" от 21 мая 1758 г. // ПСЗ. XV. 10.840. С. 213 - 214.
<21> См.: ПСЗ. X. 7940. С. 938 - 944.
<22> См.: Высочайше утвержденный доклад Сената "Об отводе купецким людям, торгующим на С. Петербургском острову, места в Гостином дворе для строения 180 лавок на Адмиралтейском острову" от 4 июля 1735 г. // ПСЗ. IX. 6761. С. 567.

Характер принимаемых решений, отражающихся в издаваемых указах, свидетельствует о работе на перспективу. В частности, амбары предписывалось строить так, чтоб к ним "могли корабли и барки, для выгрузки и нагрузки свободно приставать", при этом размеряя место так, "дабы позади их можно было со временем строить каменные большие анбары по частям" <23>.

<23> См.: Сенатский указ "О строении на Васильевском острове деревянных кладовых анбаров для складки товаров" от 26 октября 1732 г. // ПСЗ. VIII. 6242. С. 964 - 965.

Помимо амбаров строились и казенные лавки. Разночинцев до их построения и покупки не допускали, "ибо издревле... лавки почитаются вотчина купцов". Иметь же лавки в домах запрещалось вплоть до 80-х годов XVIII в. <24>.

<24> См.: Именной указ "О распространении дозволения купцам иметь в домах лавки, на все города Российской Империи" от 8 июля 1782 г. // ПСЗ. XXI. 15462; Именной указ "О дозволении купцам и мещанам иметь лавки в гостином дворе и в домах, производить в них продажу товаров, и отдавать оныя в наем" от 2 января 1783 г. // ПСЗ. XV. 15625.

Впрочем, жесткая регламентация торговли преследовала и иные цели: контроль за ценообразованием, качеством реализуемой продукции, соблюдением санитарно-гигиенических требований и пр. Так, торговля "носячим товаром" в Санкт-Петербурге была ограничена ввиду тесноты и многолюдства на отдельных дорогах, а торговля рыбой и мясом в домашних лавках запрещалась ввиду необходимости особого контроля за их продажей <25>. Заслуживает внимания и предписание, адресованное торговцам съестными припасами иметь "во всем чистоту как в мундире и в запахах и в покровах на том товаре" <26>. Достаточно жесткими были и карантинные требования.

<25> См.: Сенатский указ "О раздаче в Санктпетербурге мест под строение лавок; о запрещении торговать мясом и рыбою в лавках, находящихся в домах, и о считании таковых лавок в рассуждении постоев за те самые покои, из которых они перестроены" от 7 ноября 1782 г. // ПСЗ. XV. 15576.
<26> См.: Именной указ "О назначении рынков в СПб, о наблюдении чистоты торгующих съестными припасами и о ношении ими белых мундиров" от 15 ноября 1718 г. // ПСЗ. VI. 3236.

Особый интерес представляет контроль за ценообразованием, который осуществлялся на самом высоком уровне <27>. При этом используемые методы поражают своим разнообразием: наряду с директивными предписаниями относительно уровня цен на отдельные товары <28> осуществляется контроль за перекупкой товаров, устанавливается определенное время для торговли, обеспечивается создание конкурентной среды, в том числе за счет казенной торговли. Так, был установлен запрет скупать прогоняемый в Москву лес в одни руки, поскольку "известно учинилось, что лесные скупщики и промышленники, ездя в верховье Москвы, скупая лес и дрова дешевою ценою... в народ продают... высокою чрезвычайною, отчего народу происходит великая тягость: того ради... Его Императорское Величество указал: ...лес всякий и дрова описать, чей, у кого собственной пригонной или купленной, и у кого и где куплен и по каким ценам", "а кто... скупать и вязки вязать станут, тех ловить, и кто в том пойман будет, тем чинить наказанье, бить кнутом нещадно; и о том в пристойных местах публиковать печатными листами, дабы о том ведали" <29>. Интересное решение было найдено для Санкт-Петербурга, где для поддержания умеренных цен было предписано "продавать... настоящею ценою здешним обывателям, для их нужд до полудни, которым бы обывателям можно тою покупкою без повышения от покупщиков цен удовольствоваться, а в лавки и перекупщикам до полудня отнюдь не покупать, а после полудни в покупке на рынках дается воля всем невозбранно... а буде оные перекупщики и промышленники в вышеозначенные неуказные часы покупать или в уезды отъезжать и закупать и с продавцами согласие и вязки иметь будут, и у таких по поимке их взято будет все то, что купил" <30>. Контроль за соблюдением этих требований был возложен на офицеров Полицмейстерской канцелярии.

<27> См.: Сенатский указ "О доставлении из Губерний в Провиантскую Канцелярию ежемесячных ведомостей о хлебных ценах, под опасением за неприсылку, штрафа" от 14 августа 1729 г. // ПСЗ. VIII. 5461. С. 223; Именной указ "О присылке в кабинет Ея Величества из Камер-Коллегии ежемесячно ведомостей о цене хлеба" от 30 апреля 1737 г. // ПСЗ. X. 7238. С. 133.
<28> См.: Именной указ "О продаже в Санктпетербурге Российских товаров по тем же ценам, по которым продаются в Москве" от 18 декабря 1725 г. // ПСЗ. VII. 4618. С. 385; Сенатский указ "О невозвышении в Москве цены на лес и дрова" от 5 апреля 1729 г. // ПСЗ. VIII. 5598. С. 143; Сенатский указ "О невозвышении цены хлебу и другим припасам" от 1 июня 1737 г. // ПСЗ. X. 7267. С. 160.
<29> См.: Именной указ "О запрещении скупать прогоняемый в Москву лес в одни руки, об описи онаго и объявлении без утайки цены, по которой покупали оный сами промышленники" от 5 мая 1729 г. // ПСЗ. VII. 5404. С. 145.
<30> См.: Сенатский указ "О продаже съестных припасов во всех городах по умеренным ценам и о воспрещении перекупа пригоняемого в С. Петербург скота и привозимых окрестными жителями припасов и продуктов" от 14 января 1725 г. // ПСЗ. VII. 4633. С. 402 - 404.

А "чтоб купцы высокою ценою... соли не продавали и заговору межу собою в том не имели, то... во всяком городе определиться на токую продажу из казны по нескольку лавок, и тако ежели вольные продавцы учинят заговор и станут продавать соль высокою ценою, то могут желающие купить соль из казенных лавок; сверх же того надлежит публиковать во всяком городе и в знатных селах, с показанием, по какой цене вольным продавцам в разновеску соль позволится продавать" <31>.

<31> См.: Высочайше утвержденный доклад Соляной Конторы "О правилах для продажи соли" от 10 апреля 1733 г. // ПСЗ. IX. 6368. С. 80 - 82.

Следует заметить, что торговля в рассматриваемый период становится не только объектом, но и средством государственного регулирования происходящих в стране процессов. Прямое воздействие на эту сферу общественных отношений обеспечивает проведение государственной политики, начиная от стимулирования собственного производства до формирования новых центров торговли международного значения.

Обеспечивая экономическое развитие Санкт-Петербурга, ставшего его любимым детищем, Петр I своими указами изменяет направление сложившихся к тому времени товарных потоков, предписывая везти товары к Санкт-Петербургскому порту <32>. "А буде кто, презрев сей... указ... в Санктпетербург для продажи за море отпускать не будут... за то у таких преслушников, имение их все без остатка взято будет на Великого государя бесповоротно" <33>. Сначала это касалось лишь отдельных категорий товаров, затем данное требование было распространено на все, что вывозилось за границу. Причем доля товаров, которую следовало вывозить через этот порт, постоянно увеличивалась: с 1/6 в 1716 г. до 1/3 в 1719 г. <34>.

<32> См.: Именной указ "О воспрещении возить на продажу к городу Архангельску пеньку и юфть и о привозе оных в Санктпетербург" от 31 октября 1713 г. // ПСЗ. IV. 2732; Именной указ "О привозе для продажи разных товаров в Санктпетербург, а не в Архангельск" от 16 ноября 1713 г. // ПСЗ. IV. 2737.
<33> См.: Именной указ "Об отправлении к Санктпетербургскому порту указных товаров пеньки и юфти" от 16 января 1714 г. // ПСЗ. V. 2760. С. 77.
<34> См.: Сенатский указ "Об отправлении чрез СПб порт шестой доли всех товаров, отпускаемых за границу, исключая юфти" от 12 декабря 1716 г. // ПСЗ. V. 3051; Именной указ "Об обязанности купцам из числа товаров, посылаемых в чужие краи, отправлять треть чрез Санкпетербургский порт, и о нечинении отпуска товаров чрез иностранные порты" от 7 января 1719 г. // ПСЗ. V. 3268.

Послабление было дано только Высочайшей резолюцией на доношение русских и иностранных купцов "О позволении купцам по причине военного времени товары везти к Архангельскому порту" от 15 марта 1714 г. <35>, ибо, как писали купцы, "ежели от военного случая товары в Санктпетербурге залежаться, то истинно, Государь, товары наши перепортятся, а мы уже, рабы Ваши, и в конечную нищету от того придем, и выправиться уже впредь будет нам невозможно". О явном перегибе в решении этого вопроса свидетельствует и Сенатский указ "О пропуске товаров к городу Архангельску, токмо для нужд местных жителей, а не для отпуска за море" от 4 апреля 1722 г., появившийся после обращения жителей Архангельска, к которым товары не пропускали, "без чего им пробыть неможно" <36>. Ситуация начала исправляться только в 1724 г., когда было дано разрешение привозить товары в Архангельск из некоторых городов <37>. Окончательно эти ограничения были сняты только спустя три года <38>.

<35> См.: ПСЗ. V. 2784. С. 88.
<36> См.: ПСЗ. VI. 3930. С. 523.
<37> См.: Именной указ "О назначении, из каких мест к городу Архангельскому дозволяется привозить товары и о пошлинах с оных" от 11 февраля 1724 г. // ПСЗ. VII. 4466. С. 259.
<38> См.: Именной указ "О дозволении всем свободной торговли у города Архангельска с платою прибавочных на товары внутренних пошлин" от 9 января 1727 г. // ПСЗ. VII. 5000. С. 727 - 728.

А чтобы было кому торговать, 20 ноября 1717 г. Петр I издает Именной указ "О высылке из губерний на жительство в Санктпетербург купцов и ремесленников добрых и зажиточных" <39>, которые выбирались в городах Земским бурмистрами и выборными людьми между собою.

<39> См.: ПСЗ. V. 3118.

Впрочем, применялись и меры экономического стимулирования, о чем свидетельствует Сенатский указ "О сбавке пошлин с товаров привозимых на иностранных кораблях в Санктпетербург, о привозе мелочных товаров корабельщикам и продаже оных врознь беспошлинно" от 15 июня 1722 г. <40>.

<40> См.: ПСЗ. VI. 4038. С. 725.

Достаточно жестко решался вопрос о возможности ввоза тех или иных товаров, производство которых налаживалось в России. Причем реальная ситуация, складывавшаяся на рынке, не всегда учитывалась, что порождало в дальнейшем либо директивные предписания об увеличении объемов производства <41>, либо необходимость неоднократного пересмотра сроков действия тех или иных ограничений импорта, что имело место, в частности, в отношении некоторых видов тканей <42>, поскольку "мануфактура их не может вскоре в такое состояние прийти, чтоб мочно было удовольствовать парчами все государство" <43>. Впрочем, интересы отечественных производителей защищались и посредством установления ввозных таможенных пошлин <44>.

<41> См.: Сенатский указ "О запрещении ввоза сахара в Россию и об обязании заводчика Вестова усилить действие его сахарного завода, и о подтверждении прежних указов, касательно впуска товаров" от 20 апреля 1721 г. // ПСЗ. V. 3774. С. 380.
<42> См.: Именной указ "О непродаже и непокупке с 1720 года материй золотых, шелковых, штофных и немецких парчей" 16 февраля 1718 г. // ПСЗ. V. 3167.
<43> См.: Именной указ "О позволении ввозить парчу из Европейских государств" от 22 апреля 1719 г. // ПСЗ. V. 3357.
<44> См.: Именной указ "О наложении пошлины на привозные из-за моря вещи, которые в России делаются" от 6 ноября 1723 г. // ПСЗ. VII. 4346. С. 151.

Регулирование торговли обеспечивало проведение государственной политики даже в части преобразования повседневного быта населения. По крайней мере, идея приобщения народа к ценностям западной цивилизации вылилась в запрет торговать русским платьем и сапогами и даже скобами и гвоздями, употребляемыми на подбивку сапог. Санкции для нарушителей были весьма серьезными: "...ежели кто учнет Русским каким платьем и сапогами торговать... за такое их преступление учинено им будет жестокое наказание и сосланы будут на каторгу, а имение их движимое и недвижимое взяты будут на Великаго Государя без всякия пощады" <45>.

<45> См.: Именной указ "О неторговании Русским платьем и сапогами и о неношении таковаго платья и бород" от 29 декабря 1714 г. // ПСЗ. V. 2874. С. 157; Именной указ "О неторговании в Санктпетербурге скобами и гвоздями, употребляемыми на подбивку сапогов и башмаков мужских и женских" от 1 сентября 1715 г. // ПСЗ. V. 2929.

Таким образом, развитие торговли в России осуществлялось при активном вмешательстве государства, которое не всегда можно признать деструктивным, как это иногда пытаются преподнести. По крайне мере, оно было вполне оправданным в части обеспечения контроля качества реализуемых товаров, процесса ценообразования, необходимость которых в Европе было осознана значительно позднее.