Мудрый Юрист

Система мер валютно-правового ограничения

Саттарова Н.А., к.ю.н., доцент кафедры налогового права ВГНА Минфина России.

Целью государственного воздействия на валютные отношения является защита национальной валюты от вытеснения ее из обращения валютами иностранных государств. Государство стремится, в связи с этим, сохранять оптимальный курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

Для достижения цели защиты национальной валюты правовой режим валютного регулирования направлен на решение следующих задач: 1) обеспечение контроля за международными текущими платежами; 2) ограничение ввоза и вывоза капитала в зависимости от состояния платежного баланса страны; 3) обеспечение контроля за денежными операциями нерезидентов внутри страны; 4) ограничение, вплоть до полного запрета, обращения иностранной валюты внутри страны; 5) формирование государственного валютного резерва для обеспечения финансовых обязательств государства.

Способы, используемые государством для валютного регулирования в научной литературе разделены на два вида: принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от совершения действий (императивные); экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, свободу выбора способа и условий своего участия в сделке или проведения операции (диспозитивные) <*>.

<*> См.: Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России. М., 2005. С. 20.

Вместе с тем, в финансовом праве выделяют несколько форм валютного регулирования, среди которых важнейшая роль принадлежит валютным ограничениям.

Понятие "валютное ограничение" широко представлено как в юридической, так и в экономической литературе. В целом можно определить, что валютное ограничение представляет собой различного рода нормативно закрепленные ограничения прав резидентов и нерезидентов (в форме запрещения или лимитирования) при осуществлении ими валютных операций на территории государства и/или прав резидентов при осуществлении ими валютных операций за рубежом <*>.

<*> См.: Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. М., 2002. С. 24.

Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (далее Закон N 173-ФЗ) определяет три цели введения валютных ограничений, предусмотренных ст. ст. 7, 8 и 11, которые корреспондируют (как цели принятия Закона N 173-ФЗ в целом) принципами валютного регулирования и валютного контроля.

Принудительно-властные способы валютного регулирования предполагают, что инструментами валютных ограничений будут законодательное или административное запрещение или лимитирование объемов иностранной валюты в собственности у резидентов и использование собственности в любой форме для получения доходов за границей <*>.

<*> См.: Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России. М., 2005. С. 20.

Следует отметить, что в ряде случаев место прямых валютных ограничений занимают скрытые валютные ограничения, которые могут не иметь характера административно-правовых запретов. Их действие может быть основано на регулирующих и стимулирующих началах. Несмотря на то что такого рода ограничения выявить затруднительно, в валютной сфере они имеют определенное место.

Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в целом в пользу государства. Следовательно, фискальные интересы изначально предполагают конфликтность в финансово-правовых отношениях и в том числе, в валютных правоотношениях.

Фискальная направленность валютных ограничений находит свое проявление в форме фискальных валютных ограничений либо в форме использования валютных ограничений в фискальных целях <*>. По мнению О.М. Крылова к фискальным валютным ограничениям следует отнести: 1) соблюдение налогового законодательства как условие получения разрешения на совершение валютной операции; 2) постановка на учет в налоговых органах как условие совершения валютной операции и 3) уведомление налоговых органов об открытии счетов (вкладов) в банках за границей как условие совершения валютной операции.

<*> См.: Крылов О.М. Фискализация - современная тенденция развития валютного законодательства Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2005. N 2. С. 78.

Вместе с тем, будучи по своей природе национальным институтом, валютные ограничения в рамках МВФ получили гарантию экстерриториальности (ст. VIII разд. 2(b) Статей соглашения МВФ 1944 г.), распространяющуюся и на ограничения, установленные российским законодательством.

Следует особо выделить, что валютные ограничения в настоящее время продолжают широко применяться во всем мире. Так, по состоянию на конец 2002 г. согласно данным МВФ в мире не существовало ни одной страны, где не было бы валютных ограничений <*>, а в 2003 г. единственной такой страной стала Панама <**>.

<*> Данные приводятся по: IMF. Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions. 2002. Р. 1070 - 1076.
<**> Данные приводятся по: IMF. Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions. 2003. Р. 12 - 18.

Из числа наиболее распространенных валютных ограничений по состоянию на конец 2003 г. выделяются следующие: специальные положения о валютных операциях банков (160 стран); контроль за прямыми инвестициями нерезидентов (149 стран); контроль за приобретением недвижимости резидентами за рубежом и/или нерезидентами на территории страны (137 стран); контроль за операциями резидентов со средне- и долгосрочными ценными бумагами в иностранной валюте и/или за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (128 стран); контроль за финансовыми кредитами в иностранной валюте (112 стран); контроль за операциями резидентов с краткосрочными ценными бумагами и платежными документами в иностранной валюте и/или за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (107 стран); контроль за коммерческими кредитами в отношении нерезидентов (104 страны); обязательная репатриация экспортной валютной выручки (101 страна); обязательная продажа экспортной валютной выручки (79 стран).

Анализ отечественной научной и практической литературы позволяет отметить, что валютные ограничения, закрепленные в нормах права, распространяются на определение:

  1. режима осуществления платежей в иностранной валюте на территории страны; 2) порядка осуществления зарубежных инвестиций резидентами и инвестиций внутри страны нерезидентами; 3) порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу; 4) порядка репатриации прибыли отечественными экспортерами и иностранными инвесторами; 5) порядка купли-продажи иностранной валюты на территории страны: физическим лицам, банкам и иным юридическим лицам; 6) порядка использования валютных счетов в уполномоченных банках; 7) порядка приобретения и использования национальной валюты на территории страны и за ее пределами нерезидентами.

Закон N 173-ФЗ выделяет четыре группы валютных операций, регулирование которых осуществляется с различными типами сочетаний запретов, дозволений, позитивных обязываний <*>. Это валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

<*> См.: Сапожников Н.В. Правовой режим валютных операций // Закон. 2005. N 4. С. 17.

Вместе с тем анализ норм Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" N 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года позволяет выделить следующие, основные валютные ограничения:

  1. Ст. 7 Закона предусматривает полномочия Правительства об установлении такого ограничения, как требование о резервировании резидентами определенных сумм на предусмотренные Законом срок для обеспечения отсрочек платежей нерезидентов. В тексте Закона N 173-ФЗ, а также в Инструкции Банка России от 1 июня 2004 г. N 114-И "О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций" и указании Банка России от 29 июня 2004 г. N 1465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов" отсутствует определение понятия "резервирование", которое в юридической литературе сформулировано как "внесение лицом, осуществляющим валютную операцию, беспроцентного депозита в рублях в Банк России с возвратом при соблюдении установленных для данной валютной операции условий или по истечении установленного срока".

Вместе с тем возникает вопрос о целесообразности резервирования, если соответствующая сумма не приносит прибыли, не поступает в казну в счет возмещения причиненного государству ущерба как санкция за нарушение порядка осуществления валютных операций <*>. Его значение, по мнению Я.М. Макаровой, с которым следует согласиться, - в воздействии на экономическую активность хозяйствующих субъектов, а именно: снижении экономических стимулов к трансграничным капитальным операциям <**>. Резервирование выступает в качестве определенной страховки от кризиса 1998 года, когда вследствие внезапного оттока иностранного капитала из России в стране остались долговые обязательства - при условии резервирования иностранный инвестор оставляет государству своеобразный "залог", обеспечивающий его присутствие в России.

<*> См.: Емелин А.В. Новеллы и нерешенные проблемы // ЭЖ-Юрист. 2004. N 5.
<**> См.: Макарова Я.М. Правовые основы резервирования // Закон. 2005. N 4. С. 34.
  1. Валютные операции между резидентами запрещены, за некоторыми исключениями - ст. 9 указанного Закона N 173-ФЗ. Здесь необходимо отметить следующее. Часть 1 ст. 9 устанавливает достаточно широкий круг исключений из общего запрета. Кроме того, в статью, включены соответствующие изменения. Так, Федеральный закон от 18.07.2005 N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 01.07.2005) <*> дополнил ст. 9 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" пунктами 8 - 15, которые свидетельствуют о поступательной <**> либерализации в сфере регулирования валютных отношений.
<*> СЗ РФ. 2005. N 30 ( ч. 1). Ст. 3101.
<**> См.: Артемов Н.М. Некоторые аспекты современного валютного законодательства РФ // Финансовое право. 2004. Юбилейный номер. С. 62.

Несмотря на указанные изменения следует отметить, что Закон N 173-ФЗ сохраняет общий принцип запрета валютных операций между резидентами, который обусловлен необходимостью сохранения приоритета использования национальной валюты при осуществлении расчетов. Поэтому отметим, что в Законе N 3615-1 соответствующая статья (ст. 2) называлась "Защита валюты Российской Федерации" <*>.

<*> Комментарий к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 83.
  1. Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки - п. 1 ст. 11 Закона N 173-ФЗ. Аналогичным ограничением является требование, установленное ЦБ РФ для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Отметим, что иностранная валюта может быть продана резидентом по поручению последнего только через обслуживающий уполномоченный банк: а) на межбанковских валютных биржах; б) на внебиржевом валютном рынке; в) Центральному банку Российской Федерации; г) непосредственно обслуживающему резидента уполномоченному банку <*>.

<*> См.: Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации"; Положение ЦБР от 16 июня 1999 N 77-П "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж".

При осуществлении продажи иностранной валюты уполномоченными банками применяются положения указания Центрального Банка Российской Федерации от 28 апреля 2004 г. N 1425-У "О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками" <*>, с учетом ограничений, установленных указанием Центрального Банка Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" <**>.

<*> Вестник Банка России. 2004. N 33.
<**> Вестник Банка России. 1999. N 13.

В качестве ограничений могут выступать: а) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты от своего имени и за свой счет; б) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет; в) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации); г) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации).

  1. В ст. 12 Закона N 173-ФЗ предусмотрены некоторые ограничения относительно открытия и ведения счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Правовой режим открытия банковского счета за пределами территории Российской Федерации зависит в первую очередь от государства, в котором этот счет открывается.

Важно помнить, что в банках, расположенных на территории государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), банковские счета (вклады) открываются без ограничений.

Письмом от 1 февраля 2002 г. N 14-3-04/218-Г530 "Об ответственности за непредставление информации об открытии или закрытии валютных счетов" <*> Министерство РФ по налогам и сборам разъяснило, что в целях НК РФ счетами признаются как прямо поименованные в НК РФ счета, так и иные счета, обладающие признаками счета, содержащимися в ст. 11 НК РФ, в определении понятия "счета". В свою очередь, в соответствии со ст. 11 НК РФ счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, поскольку открытие и функционирование валютных счетов производится на основании договора банковского счета и ввиду того, что по названным счетам производятся операции по зачислению и расходованию денежных средств резидента (юридического лица), данные счета относятся к счетам, предусмотренным ст. 11 НК РФ. Следовательно, обязанность налогоплательщиков по сообщению в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов распространяется на текущие валютные, транзитные валютные и специальные транзитные валютные счета.

<*> Не опубликовано. Приводится по справочно-правовой системе "КонсультантПлюс".

Упомянутый выше Федеральный закон от 18.07.2005 N 90-ФЗ изменил ст. 12 Закона в части 3, которая предусматривает обязанность резидентов уведомлять налоговые органы по месту своего учета о закрытии счетов (вкладов), указанных в настоящей части, не позднее одного месяца со дня прекращения договора об открытии счета (вклада) с банком за пределами территории Российской Федерации по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

  1. Согласно ст. 13 Закона N 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Порядок открытия счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации предполагает возможность открытия в уполномоченных банках установленных видов счетов (Инструкция ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов"; Инструкция ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. N 115-И "О специальных брокерских счетах для учета денежных средств нерезидентов"; Положение о порядке переоформления уполномоченными банками счетов типа "С" нерезидентов, открытых в уполномоченных банках, в связи с принятием Инструкции Банка России от 7 июня 2004 г. N 116-И, утвержденное ЦБ РФ 15 июня 2004 г. N 260-П).

  1. Предварительная регистрация счета (вклада) в налоговом органе. Следует отметить, что ст. 18 Закона N 173-ФЗ претерпела существенные изменения в соответствии с ФЗ N 90-ФЗ от 18 июля 2005 г. несмотря на то, что данная статья была новеллой в Законе N 173-ФЗ. На основании ст. 18 Закона N 173-ФЗ предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента. При этом резидент должен обратиться за предварительной регистрацией до открытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации.
  2. Требование о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности - ст. 19 Закона N 173-ФЗ.

Одной из составляющих валютной политики России, по мнению специалистов, является обеспечение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации. Репатриация (от лат. patria - "отечество, страна"; repatriare - "возвращать в страну") означает получение резидентом денежного эквивалента в качестве встречного предоставления по исполненному внешнеторговому контракту либо возврат ранее переведенных денежных средств по неисполненному внешнеторговому контракту. Тем самым государство препятствует оттоку капитала за рубеж <*>. Важно помнить, что норма о репатриации является существенным условием внешнеторгового контракта и к тому же, данная норма сформулирована как обязанность, а не как право резидента.

<*> См.: Комментарий к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 206.

Данная обязанность складывается как бы из двух обязанностей резидентов. Первая из них сводится к перечислению в РФ сумм, причитающихся резидентам по внешнеторговым контрактам, вторая - к возврату в РФ сумм, уплаченных нерезидентам по неисполненным ими внешнеторговым контрактам.

  1. По нашему мнению паспорт сделки является одним из валютных ограничений, который включен в валютные отношения в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям. Кроме того, следует отметить, что Закон N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" содержит специальную статью, посвященную паспорту сделки - инструменту валютного контроля.

Анализ действующего законодательства <*> позволяет выделить две основные функции, которые выполняет паспорт сделки: контрольную и информационную. Паспорт сделки является одним из документов валютного контроля; одновременно он - основа для формирования уполномоченным банком досье по паспорту сделки - подборки документов, составляемой в целях учета валютных операций.

<*> См.: Инструкция Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок"; Положение Банка России от 1 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".

Как инструмент валютного контроля паспорт сделки позволяет провести предварительный контроль за правильностью совершения валютных операций еще на стадии оформления паспорта сделки. Проверяя документы на стадии оформления паспорта сделки, уполномоченный банк может предотвратить возможность проведения валютных операций без разрешения (в разрешении, в частности, указываются условия использования данного валютного счета), отказав в подписании паспорта сделки <*>.

<*> См.: Иванова Т.М. Паспорт сделки как инструмент валютного контроля // Закон. 2005. N 4. С. 60.
  1. Закон N 173-ФЗ также называет ряд ограничений по валюте расчетов при проведении валютных операций с ценными бумагами. Так, денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами проводятся в валюте РФ, а с внешними ценными бумагами - еще и в иностранной валюте. Однако Банк России применительно к валютным операциям с внутренними и внешними ценными бумагами может вводить иной порядок расчетов в целом или к отдельным видам ценных бумаг.

Вместе с тем трансграничные перемещения (ввоз, вывоз, пересылка) российской валюты и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России и который может предусматривать требование о предварительной регистрации. Соответственно, такие операции, по мнению Н.В. Сапожникова, подпадают под разрешительный правовой режим <*>.

<*> Указ. раб. С. 20.
  1. Обязательная продажа части валютной выручки - один из важнейших инструментов валютного регулирования и валютного контроля, в котором также прослеживается ограничительно-принудительный механизм.

Отметим, что субъектами, обязанными осуществлять обязательную продажу части валютной выручки, являются резиденты - юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели.

На основании Инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 N 111-И (ред. от 26.11.2004) "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" <*> подлежит выручка только в той иностранной валюте, которая включена в перечень Банка России. Это австралийский доллар, датская крона, доллар США, евро, исландская крона, иена, канадский доллар, норвежская крона, сингапурский доллар, турецкая лира, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк. Заметим, что по сравнению с ранее действующими актами этот список значительно сокращен.

<*> Вестник Банка России. 2004. N 29.

В соответствии с п. 1.4 Инструкции N 111-И обязательная продажа части валютной выручки может быть осуществлена одним из четырех способов: непосредственно уполномоченному банку; через уполномоченный банк на валютных биржах; через уполномоченный банк на внебиржевом валютном рынке; через уполномоченный банк Центральному банку Российской Федерации.

  1. Количественные ограничения. На основании указания Банка России от 30 марта 2004 г. N 1412-У "Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов" <*> при осуществлении валютных операций физическое лицо - резидент имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода.
<*> Вестник Банка России. N 22.

При этом общая сумма переводов физического лица - резидента из Российской Федерации без открытия банковского счета, осуществляемых через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) в течение одного операционного дня, не должна превышать указанную выше сумму.

  1. Необходимо также отдельно выделить требование об использовании специального счета в уполномоченном банке, либо специального раздела счета депо, либо открываемого реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специального раздела лицевого счета по учету прав на ценные бумаги. Данное требование регулируется нормами ст. 1 Закона N 173-ФЗ и Инструкцией Банка России от 7 июня 2004 г. N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов".

В целом оценивая характер норм, регулирующих валютные операции между резидентами и нерезидентами, можно сделать вывод, что законодателем создан для них общедозволительный правовой режим. Соответственно применительно к данным валютным операциям действует принцип "разрешено все, кроме того, что прямо запрещено" <*>.

<*> См.: Сапожников Н.В. Правовой режим валютных операций // Закон. 2005. N 4. С. 18.
  1. В качестве одного из важнейших видов валютных ограничений, установленных законодательством РФ, является лицензирование валютных операций коммерческих банков <*>.
<*> Напр.: Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. М., 2002; Меркулов А.Ю. Финансово-правовое регулирование валютных операций юридических лиц в Российской Федерации: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 1999.

Ж.А. Ионова определяет лицензирование как административный инструмент, представляющий собой по существу юридический запрет заниматься той или иной деятельностью без получения специального разрешения, а по своей природе - простую форму государственного регулирования предпринимательства <*>.

<*> См.: Ионова Ж.А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства в России // Правоведение. 1996. N 3. С. 95 - 99.

Анализ действующего законодательства позволяет, по нашему мнению, определить, что лицензирование ЦБ РФ валютных операций коммерческих банков преследует определенные цели:

  1. Предварительного контроля за деятельностью коммерческих банков, осуществляющих такие операции.
  2. Защиты имущественных прав и интересов кредиторов и вкладчиков.
  3. Поддержания стабильности банковской системы Российской Федерации.
  4. Поддержания, обеспечения и защиты национальной валюты.

Следовательно, лицензирование является основным правовым средством индивидуально-правового регулирования банковской деятельности и выражается в разрешении (предоставлении права) осуществлять банковские операции при соответствии кредитной организации требованиям действующего законодательства, расширении (ограничении) круга выполняемых операций, запрете на их совершение.

Таким образом, как уже было отмечено, валютные ограничения не имеют законченного перечня и по своей юридической природе носят характер административно-правовых запретов. В ряде случаев место прямых валютных ограничений занимают скрытые валютные ограничения, которые могут не иметь характера административно-правовых запретов.

Вместе с тем, напомним, что введение валютных ограничений в целом обусловлено необходимостью защиты экономической безопасности государства <*>.

<*> Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях)".

Безусловно, система валютных ограничений, будучи элементом системы валютного регулирования, непосредственно влияет на систему денежного обращения в стране (стоимость рубля непосредственно зависит от совокупности валютных ограничений). Следовательно, необходимость использования тех или иных валютных ограничений обуславливается в первую очередь общей экономической ситуацией в стране, и, кроме того - особенностями функционирования валютного рынка.

Все вышеуказанное позволяет отметить специфическую юридическую природу валютных ограничений, определяемую использованием в механизме действия финансово-правовых норм средств административно-властного характера. Поэтому валютные ограничения, являясь основным инструментом валютного регулирования, носят характер односторонних юридически властных предписаний, характеризующихся признаками государственного принуждения.