Мудрый Юрист

Террористические преступления и проблемы реагирования на них за шесть месяцев 2010 года в Российской Федерации

Паненков А.А., старший советник юстиции, почетный работник прокуратуры России.

К сожалению, прогноз о расширении активной террористической деятельности в 2010 г. оправдался: в России произошла серия резонансных террористических актов, повлекшая массовую гибель и ранения мирных граждан и сотрудников правоохранительных органов, выросло количество зарегистрированных терактов. Выступая на расширенной коллегии ФСБ России, Президент Д.А. Медведев призвал "продолжать системную работу по нейтрализации бандподполья, его идеологов и исполнителей терактов" и поставил задачу "шире использовать существующие оперативные возможности для пресечения различных схем, направленных на разворовывание бюджетных средств..." <1>, потому что федеральные вложения в республики Северного Кавказа увеличились за последние 10 лет в 12 раз: с 15 млрд. руб. в 2000 г. до 180 млрд. руб. в 2010 г.

<1> Бармин Ф. Расширенная коллегия ФСБ. URL: http:// www.specnaz.ru/ article/ ?1580.

По данным ГИАЦ МВД РФ, несмотря на то, что за шесть месяцев 2010 г. в России зарегистрировано на 22,8% меньше преступлений террористического характера (287 преступлений, удельный вес - d <2> - 0,02%), увеличилось количество зарегистрированных террористических актов в РФ за I полугодие 2010 г. на 166,7%, по сравнению с I полугодием 2009 г., т.е. 16 преступлений против шести преступлений за шесть месяцев прошлого года. Снижение террористических преступлений в I полугодии 2010 г. было обусловлено комплексом экономических, политических, идеологических мер, принятых на федеральном и региональном уровне, а также активностью и ростом профессионализма сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России. Рост террористических актов был обусловлен существенными просчетами в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов и спецслужб России по более эффективному предупреждению террористических актов смертниками.

<2> D - удельный вес террористических преступлений в структуре преступности.

Расширялась география террористических преступлений <3>. Террористические преступления были зарегистрированы во всех 8 федеральных округах. На первом месте по количеству зарегистрированных террористических преступлений был СКФО. Ранжирование федеральных округов России по количеству зарегистрированных преступлений террористического характера за шесть месяцев 2010 г. выглядело так: СКФО - 219 преступлений (d - 0,51), ЦФО - 17 (d - 0,01), ПФО - 16 (d - 0,01), УФО - 8 (d - 01), СФО - 8 (d - 0,00342), ДФО - 4 (d - 0,01), ЮФО - 3 (d - 0,0028), СЗФО - 2 (d - 0,00166).

<3> Долгова А.И. Криминология. М., 2005. С. 603.

В СКФО произошло снижение на 27,2% преступлений террористического характера и за шесть месяцев 2010 г. было зарегистрировано 219 (d - 0,51), против 301 (d - 0,67) преступлений за шесть месяцев прошлого года. Снижение преступлений террористического характера произошло на: 34,5% в Чеченской Республике (1-я пол. 2009 г. - 249, 1-я пол. 2010 г. - 163 преступления, d - 9,53 и d - 6,86 соответственно), на 28,1% в Республике Дагестан (1-я пол. 2009 г. - 32, 1-я пол. 2010 г. - 23 преступления, d - 0,46 и d - 0,37 соответственно), на 7,1% в Республике Ингушетия (1-я пол. 2009 г. - 14, 1-я пол. 2010 г. - 13 преступлений, d - 1,17 и d - 1,22 соответственно), в Ставропольском крае зарегистрировано только 1 преступление террористического характера. В Кабардино-Балкарской Республике рост преступлений террористического характера произошел на 700% (1-я пол. 2009 г. - 1-я пол. 2010 г. - 8 преступлений, d - 0,02 и d - 0,16 соответственно), в Республике Северная Осетия - Алания - рост на 200% (1-я пол. 2009 г. - 1 преступление, 1-я пол. 2010 г. - 3 преступления, d - 0,02 и d - 0,07 соответственно), в Карачаево-Черкесской Республике рост на 100% (1-я пол. 2009 г. - 4 преступления, 1-я пол. 2010 г. - 8 преступлений, d - 0,16 и d - 0,36 соответственно).

По количеству зарегистрированных террористических актов на первом месте также был СКФО. Не было зарегистрировано терактов в 4 федеральных округах. Ранжирование федеральных округов России по количеству зарегистрированных террористических актов за шесть месяцев 2010 г. выглядело следующим образом: СКФО - 5 (d - 0,01) <4>, ЦФО - (d - 0,00158) <5>, ПФО - 1 (d - 0,00035) <6>, ЮФО - 1 (d - 0,000924) <7>, УФО - 0 (d - 0,000), СФО - 0 (d - 0,000), ДФО - 0 (d - 0,000), СЗФО - 0 (d - 0,000), транспорт России - 4.

<4> СКФО - 5 преступлений: Ставропольский край, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика - по 1 преступлению, Республика Дагестан - 2.
<5> ЦФО - преступлений: Москва - 5.
<6> ПФО - 1: Республика Башкортостан - 1.
<7> ЮФО - 1: Ростовская область - 1.

В СКФО на 25% возросло число зарегистрированных террористических актов и составило 5 терактов (d - 0,01) против 4 (d - 0,01) за 6 месяцев 2009 г. В СКФО зарегистрированные террористические акты произошли: в Республике Дагестан - 2 преступления (d - 0,03) против 2 (d - 0,03) за 6 месяцев прошлого года, в Ставропольском крае - 1 (d - 0,01) против 0, в Республике Ингушетии - 1 (d - 0,09) против 1 (d - 0,08), в Кабардино-Балкарской Республике - 1 (d - 0,02), в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания не было зарегистрировано террористических актов за шесть месяцев 2010 г. и шесть месяцев 2009 г. В Чеченской Республике также не было зарегистрировано террористических актов за шесть месяцев 2010 г., но за шесть месяцев 2009 г. - 1 преступление (d - 0,04).

В первой половине 2010 г. в РФ при общем снижении (-31,4%) зарегистрированных преступлений (194) по ст. 208 УК РФ все они были зарегистрированы в СКФО. Ранжирование субъектов СКФО по ст. 208 УК РФ выглядело так: Чеченская Республика - 154 (-36,6%), Республика Дагестан - 20 (-25,9%), Республика Ингушетия - 12 (+140%), Карачаево-Черкесская Республика - 6 (+50%), Республика Северная Осетия - Алания - 1, Кабардино-Балкарская Республика - 1 (0), Ставропольский край - 0. Из числа зарегистрированных преступлений (194) по ст. 208 УК РФ выявлены сотрудниками ППЭ 19 преступлений, или 9,8%. Снизилось на 41,9% количество расследованных преступлений (140) по ст. 208 УК РФ и количество выявленных лиц (137) на 42,9% по сравнению с прошлым годом. Увеличился удельный вес (65%) предварительно расследованных преступлений (91) по ст. 208 УК РФ сотрудниками ОВД по сравнению с прошлым годом.

Причинный комплекс преступлений террористического характера в 2010 г. существенно не изменился. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил беспрецедентный уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках <8>, к которым необходимо добавить безработицу (в ЮФО более 600 тыс. чел., из которых более 300 тыс. - в Чеченской Республике), низкий уровень социально-экономического развития республик, высокую дотационность, высокий удельный вес в структуре преступности преступлений экономической направленности).

<8> См.: Правовые темы в Президентском послании. Второе послание Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ. 12 ноября 2009 г.: "...решению социально-экономических проблем граждан мы будем уделять первоочередное внимание...". URL: http://www.rian.ru/.

Резонансные террористические преступления в России в 1-й половине 2010 г.

29 марта 2010 г. в Москве террористки-смертницы произвели два взрыва в метро - погибли 40 человек, более 130 получили ранения. Через два дня два взрыва прогремели в дагестанском городе Кизляре. Там погибли 12 человек и более 30 были ранены. 5 апреля 2010 г. двойной подрыв произошел возле здания УВД в ингушском городе Карабулаке. 1 мая 2010 г. произошел теракт в Нальчике, погиб один ветеран войны и получили телесные повреждения 21 лицо. В январе 2010 г. теракт с участием смертника был совершен в столице Дагестана Махачкале. Погибли шесть сотрудников милиции. Ранения различной степени тяжести и травмы получили 19 человек. 31 марта 2010 г. сразу два взрыва прогремели в Кизляре. Первый - на пути следования милицейского патруля, второй - через 20 минут - был направлен против милиционеров и медиков, прибывших на место происшествия. Погибли 12 человек, еще 27 получили ранения. Оба взрыва осуществили смертники. 29 апреля 2010 г. в районе 18 часов при въезде в Казбековский район Республики Дагестан около милицейского поста террорист-смертник привел в действие взрывное устройство, размещенное в автомобиле Lada Priora. В результате взрыва погибли 2 сотрудника милиции, еще 5 сотрудников правоохранительных органов получили травмы различной степени тяжести. Кроме того, в результате взрыва помимо сотрудников милиции пострадали еще 12 граждан, 10 единиц автотранспорта получили повреждения. С начала 2010 г. в Республике Дагестан зарегистрировано 23 преступления террористического характера, на 20% возросло количество посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов. В результате этих действий с начала года пострадало 220 человек: погибло - 78, ранено - 143, среди них работники милиции, других силовых структур и мирные граждане.

26 мая 2010 г. около 18 часов 45 минут возле здания, прилегающего к Ставропольскому Дому культуры и спорта, сработало взрывное устройство. В результате взрыва погибли 7 человек, ранено более 40. Взрыв произошел за 15 минут до начала концерта чеченского государственного ансамбля танца "Вайнах - легенда Кавказа". Продолжались подрывы смертников. 30 июня 2010 г. примерно в 18 часов 10 минут в Грозном на проспекте Путина, недалеко от театрально-концертного зала и в 3 метрах от двух автомашин "УАЗ" МВД по Чеченской Республике смертник привел в действие взрывное устройство. В результате чего он скончался на месте, три сотрудника временной оперативной группировки МВД РФ, два сотрудника МВД РФ по Чеченской Республике и две женщины получили ранения различной степени тяжести. В Чеченской Республике с начала 2010 г. этот самоподрыв смертника является первым. По сообщению правоохранительных органов, с начала года в республике силовикам удалось ликвидировать двоих предполагаемых смертников, предотвратив планируемые ими теракты. В общей сложности с мая 2009 г. по 30 апреля 2010 г. на территории России было совершено уже 18 самоподрывов смертников: девять - в Чеченской Республике, шесть - в Ингушетии, пять - в Дагестане и два - в Москве <9>.

<9> Следствие не исключает, что террорист-смертник в Дагестане готовил взрыв на праздники. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/.

Ранее делалось предложение о введении понятия "предотвращенный террористический акт" и его учете в статистике, так как в правоохранительных органах и спецслужбах России нет единого понимания указанного понятия, практики его применения и учета, хотя на предотвращение террористических актов затрачивались значительные силы и средства. Следует отметить, что не все самоподрывы смертников были квалифицированы правоохранительными органами как террористический акт по ст. 205 УК РФ по совокупности с другими статьями УК РФ: как правило, квалификация была по ст. ст. 317, 222, 223 УК РФ.

Генеральный прокурор Российской Федерации, выступая 28 апреля 2010 г. в Совете Федерации, также отметил, что, "без сомнения, самую глобальную угрозу государству и обществу на сегодняшний день представляет терроризм". Он также отметил, что многие террористические преступления квалифицировались как убийства, посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, и это искусственно завуалировало их под общеуголовные, что в конечном счете отрицательно сказалось на активности правоохранительных органов в их раскрытии. В ходе прокурорских проверок в Северо-Кавказском регионе (СКР) выявлены грубейшие нарушения закона, когда нераскрытые преступления списывались на убитых членов банд при отсутствии доказательств их причастности к ним, нераскрытые тяжкие и особо тяжкие преступления незаконно квалифицировались как менее тяжкие.

В связи с активизацией организованной террористической деятельности в СКР по поручению Президента России на территории Северного Кавказа создана отдельная постоянно действующая следственно-оперативная группа (ОПД СОГ) для расследования особо тяжких преступлений и преступлений террористической направленности.

Члены организованных преступных формирований (ОПФ) действовали профессионально, внезапно, были хорошо подготовлены, экипированы, вооружены, прошли огневую и минно-взрывную подготовку, знакомы с основами ведения партизанской войны в горно-лесистой местности. Члены ОПФ глубоко законспирированы, мобильны (имели транспортные средства), источники информации в правоохранительных и государственных органах, не испытывали недостатка в денежных средствах, имели современные средства связи, владели компьютерной техникой, некоторые прошли подготовку в базовых лагерях международных террористов на территории Пакистана и Афганистана.

Успех борьбы с терроризмом в России невозможен без установления и ликвидации каналов и источников финансирования терроризма. Учитывая высокую степень латентности преступности в СКФО, уровень конспирации, этническую и конфессиональную сплоченность населения, выявление финансирования терроризма сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб России было существенно затруднено. Практика свидетельствует о том, что терроризм в России финансируется в том числе с использованием фирм-однодневок. Уже в 2010 г. зафиксировано обналичивание 15 млрд. рублей.

Выявленные нарушения законности распоряжения земельными ресурсами в использовании бюджетных средств на сумму 520 млн. рублей Счетной палатой РФ в Республике Ингушетия, по которым возбуждено 10 уголовных дел по признакам растрат, хищений и злоупотребления служебным положением, также могут являться одним из внутренних источников финансирования организованной террористической деятельности.

Криминальная ситуация в Чеченской Республике в 2010 г. была сложной: при снижении в первой половине 2010 г. зарегистрированных преступлений на 9,1% (2377 преступлений), особо тяжких - на 29,7 (213), экономической направленности - на 61,1% (333), террористического характера - на 34,5% (163), произошел рост тяжких преступлений - на 4% (499), преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, - на 20,2% (435), групповой преступности - на 520% (31 преступление), разбоев - на 66,7% (20), молодежь продолжала уходить в горы, пополняя ряды ОПФ, нередко ряды "смертников". В Грозном (сельском) районе Чечни был уничтожен один из амиров Докку Умарова Чингисхан Гишаев ("Абдул-Малик"), руководитель "Урус-Мартановского сектора". Гишаев был причастен к серии убийств военнослужащих, пограничников, милиционеров и являлся одним из самых приближенных к Докку Умарову лиц. В августе 2008 г. он был назначен главой "Высшего шариатского суда Имарат Кавказ". 27 ноября 2009 г. члены банды Гишаева пытались обналичить спонсорские доллары за пределами Чеченской Республики - в Астрахани. В момент задержания 21-летняя уроженка г. Грозного Айна Сидгалиева привела в действие закрепленное на поясе взрывное устройство, но осталась жива. Сидгалиева, на счет которой поступали деньги, успела переправить боевикам 50 тыс. долларов США. Были задержаны еще двое мужчин-чеченцев. Гишаев намеренно не привлекал А. Сидгалиеву к проведению боевых операций. Во время одной из командировок в отряд Гишаева Айна вышла замуж за авторитетного боевика Анвара Лабазанова, уроженца Казахстана, известного спецслужбам по радиопозывным "Казах" и "Палач" еще со времен первой чеченской войны.

Судебная система в борьбе с терроризмом

Успешно проходило выявление пособников НВФ в Вооруженных Силах Российской Федерации. Нальчикский гарнизонный военный суд признал гранатометчика рядового контрактной службы Ахмеда Бузуртанова виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ (участие в незаконном вооруженном формировании) и приговорил его к двум годам и шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. В ходе предварительного, а также судебного следствия установлено, что Бузуртанов, проходя военную службу на территории Республик Ингушетия и Северная Осетия - Алания, добровольно вступил в состав незаконного вооруженного формирования и с апреля по июль 2009 г. на своем личном автомобиле неоднократно перевозил вооруженных бандитов по территории Республики Ингушетия, а также осуществлял закладку схронов с оружием и боеприпасами.

Несмотря на трудности в сборе доказательственной базы, можно отметить несколько резонансных уголовных дел, расследованных следственными подразделениями, по которым судом постановлен обвинительный приговор. 8 февраля 2010 г. вступил в законную силу приговор в отношении Абдулгани Ганишива за попытку совершения терактов на территории городов Сочи и Анапа. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации оставила без изменения приговор Краснодарского краевого суда в отношении российского гражданина Абдулгани Ганишива. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ), ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 205 УК РФ (приготовление к совершению террористического акта), ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 205 УК РФ (покушение на совершение террористического акта). Установлено, что в июне 2008 г. участник незаконного вооруженного формирования, дислоцированного в Введенском районе Чеченской Республики, Ганишив вошел в состав организованной преступной группы для совершения взрывов в местах массового скопления людей в городах Сочи и Анапа Краснодарского края. Целью бандитов являлось оказание воздействия на представителей власти для принятия решения об отмене зимних Олимпийских игр 2014 г. в городе Сочи. Согласно распределению ролей Ганишив должен был доставить изготовленные заранее взрывные устройства в города Сочи и Анапу и привести их в действие. 17 июля 2008 г. Ганишив приобрел два однотипных взрывных устройства и спрятал их в пластиковом ведре, заполненном топленым маслом. Спустя несколько дней он перевез их в г. Анапу и закопал в песок на пляже, расположенном в районе Нижнего Джемете. 23 июля 2008 г. Ганишив, выполняя общий преступный умысел, направленный на совершение взрыва, заложил одно из указанных устройств в мусорную урну, расположенную в торговой галерее в центре г. Сочи, установил таймер и уехал в г. Анапу. Взрывчатку ранним утром 24 июля 2008 г. обнаружил дворник, который успел сообщить о находке в правоохранительные органы до взрыва. Второе взрывное устройство было изъято у Ганишива и обезврежено сотрудниками ФСБ России 19 августа 2008 г. Краснодарский краевой суд признал Абдулгани Ганишива виновным в совершении указанных преступлений и назначил ему наказание в виде 14 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Осужденный и его адвокат не согласились с таким решением и обжаловали его в вышестоящей инстанции. Однако Верховный Суд Российской Федерации поддержал позицию государственного обвинителя и оставил приговор без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

С целью обеспечения раскрываемости преступлений, совершенных в условиях неочевидности, а также для расследования преступлений прошлых лет, по которым имеются многочисленные обращения жителей Чеченской Республики в суды, в том числе в Европейский суд по правам человека, приказом первого заместителя Генерального прокурора - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в Военном следственном управлении СКП РФ по Северо-Кавказскому военному округу и Объединенной группировке войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации дополнительно созданы криминалистическое и следственное отделения.

Полномочный представитель Президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, побывавший в Чеченской Республике, выделил несколько социально-экономических направлений предупреждения преступлений террористического характера, назвал три главные проблемы региона: занятость населения, жилье и образование <10>.

<10> Хлопонин считает занятость населения, жилье и образование главными проблемными вопросами Чечни. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/.

С начала 2010 г. в Чеченской Республике в ходе проведенных оперативно-розыскных и специальных мероприятий уничтожено 49 участников банд. Ликвидированы один из лидеров незаконных вооруженных формирований Ясир Амарат, Гишаев и арабский наемник Абу Халед, занимавшийся подготовкой террористов. Задержано 147 и склонено к явке с повинной 23 лица, причастных к деятельности банд, а также было задержано 3 вербовщика молодых людей в банды. В то же время сотрудниками правоохранительных органов обнаружено около 40 схронов с оружием и боеприпасами. Приоритетными направлениями оперативно-служебной деятельности сотрудников МВД ЧР остались активизация комплекса мероприятий, направленных на предупреждение, предотвращение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, продолжение ликвидации банд и террористического подполья, раскрытие преступлений, а также выявление и пресечение преступлений, связанных с нелегальным оборотом наркотических средств и спиртосодержащей продукции.

За последние десять лет (2000 - 2010 гг.) силами Временной объединенной группировки отделов и подразделений (ВОГО и П МВД РФ в СКР) в республике было проведено 15 тысяч различных спецмероприятий, было убито около тысячи боевиков, в том числе 45 лидеров вооруженного подполья, уничтожено 1294 базы НВФ и ликвидировано 3282 схрона. В ходе проведенных спецопераций были изъяты десятки тысяч единиц стрелкового оружия, тонны взрывчатки, миллионы штук боеприпасов. Потери правоохранительных органов за прошедшие десять лет составили 2178 человек.

Успешно действовала судебная система в борьбе с терроризмом. Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ 31 марта 2010 г. предъявили обвинения в терроризме 11 уроженцам Республики Ингушетия по делу о подрыве поезда "Невский экспресс" осенью 2009 г., в результате которого погибли 27 человек, а еще 90 получили ранения. Они же организовали и покушение на следующий день на СОГ во главе с Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ Александром Бастрыкиным, работавшую на месте происшествия. Басманный суд Москвы 29 апреля 2010 г. продлил всем обвиняемым срок ареста до ноября 2010 г. Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении участника незаконного вооруженного формирования Евгения Петрова (ч. 2 ст. 208 УК РФ (участие в незаконном вооруженном формировании), ч. 3 ст. 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия), ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 205.1 УК РФ (приготовление к финансированию терроризма), ст. 324 УК РФ (приобретение или сбыт официальных документов) и приговорил его к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и штрафу в размере 30 тыс. рублей <11>. В связи с отсутствием данных об осуждении за 2009 г. и шесть месяцев 2010 г. других лиц, финансировавших терроризм, работу всех правоохранительных органов и спецслужб РФ следует признать недостаточно эффективной по выявлению и пресечению внутренних и внешних каналов и источников финансирования терроризма <12>.

<11> Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении участника незаконного вооруженного формирования. URL: http://www.genproc.gov.ru/.
<12> И.И. Сыдорук: "...на дестабилизацию обстановки на Северном Кавказе боевики получили 1,5 млн. долл.". URL: http:// www.kavkaz.uzel.ru/ news/ ?srch_section1= news&srch_section2= dagestan.

По нашему мнению, для достижения видимых результатов в борьбе с организованной преступностью, в том числе терроризмом, достижения максимального результата необходимо "вооружить" правоохранительные органы и спецслужбы России комплексным ФЗ "О борьбе с организованной преступностью". Не является секретом, что с финансированием организованной террористической деятельности связаны различные коррупционные схемы. С принятием ФЗ "О борьбе с организованной преступностью", в редакции разработчиков закона, существенно улучшится и борьба терроризмом и его финансированием, коррупцией и другими организованными преступлениями.

Анализ ситуации в сфере противодействия терроризму свидетельствует о том, что террористические угрозы в 2010 г. будут сохраняться.

Основные направления борьбы с терроризмом на Северном Кавказе в 2010 г.: нейтрализация причинного комплекса организованной преступности, включая террористическую, путем решения социально-экономических проблем регионов, укрепления финансового и банковского сектора, ликвидации безработицы, выявление пособников террористов и нейтрализация причинного комплекса, способствующего постоянному росту пособнической базы, решение проблем раскрытия особо тяжких и террористических преступлений, в том числе по приостановленным уголовным делам террористического характера, выявление и борьба со "смертниками", а также организаторами и инструкторами по их подготовке, выявление и перекрытие и ликвидация внутренних и внешних каналов и источников финансирования терроризма.

Основные проблемы: проблемы борьбы с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, государственных служащих, проблема борьбы с похищением человека на Северном Кавказе, внесудебными казнями, поджогами домов участников организованных преступных формирований (ОПФ), наличием тайных помещений, не предусмотренных законом, где содержатся похищенные участники ОПФ, в целях получения сведений об их преступной деятельности и подготавливаемых террористических актах, которую правозащитники связывают с деятельностью местных и федеральных правоохранительных органов и спецслужб России, решение проблемы квалификации преступлений, связанных с террористическими преступлениями.

Нуждается в совершенствовании тактика производства осмотров схронов, тайников, баз, блиндажей участников организованных преступных формирований (ОПФ) в Северо-Кавказском регионе, где обнаруживались снаряды, патроны, оружие, взрывчатые вещества, а потом иногда уничтожались накладным зарядом без составления протокола осмотра с применением фото- и видеосъемки, изъятия отпечатков, направления оружия на баллистическую экспертизу и вынесения соответствующего постановления.

Предложения по борьбе с терроризмом:

  1. В первую очередь перестроить и организовать более эффективную борьбу с преступлениями экономической направленности в Чеченской Республике, Республиках Дагестан и Ингушетия в целях ликвидации финансовой основы организованной экономической и террористической преступности, когда часть похищаемых бюджетных средств направлялась на финансирование терроризма.
  2. Внести изменения и дополнения в действующее законодательство по борьбе с финансированием терроризма, т.е. в ст. 4 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", следующего содержания: "Может выплачиваться денежное вознаграждение лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании финансирования терроризма, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших финансирование терроризма", т.е. за оперативно значимую информацию о внутренних или внешних источниках и каналах финансирования терроризма. Данная мера будет более эффективной, если законодатель в ФЗ укажет сумму вознаграждения в виде "вилки" от 5 до 10% от суммы финансирования терроризма, изъятой сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или расследования уголовного дела.
  3. Необходимо специально готовить специалистов для досудебного и судебного разбирательства, специализирующихся только в расследовании и рассмотрении террористических преступлений, включая акты терроризма. Безотлагательно пересмотреть требования к системам безопасности станций метро и железнодорожных вокзалов, портов и пристаней и транспорта общественного пользования, ГЭС, ТЭЦ и других стратегических объектов, повысив их антитеррористическую укрепленность. Борьба с терроризмом должна носить комплексный характер и требует объединения усилий не только государства, но и всего общества <13>.
<13> Цыганок А.Д., руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа: "Медведев назвал пять направлений борьбы с терроризмом на Северном Кавказе". URL: http://kommentarii.ru/.
  1. По уголовным делам, связанным с террористическими преступлениями и похищением человека, устанавливать каналы и источники финансирования, проверять следственным и оперативным путем причастность сотрудников правоохраны к преступлению, ибо правозащитники убеждены в том, что похищения совершают сотрудники как местных, так и федеральных силовых структур, выяснять вопрос о том, не было ли вероисповедание обвиняемого причиной или условием совершения в отношении его преступления. По мнению правозащитников, часто объектом похищений становятся люди, исповедующие фундаменталистское направление ислама (салафизм), приверженцы, которые уже вполне открыто преследуются государством. Людей, исповедующих это религиозное направление (ваххабизм), силовики обычно подозревают в пособничестве или причастности к вооруженному подполью. Вероятно, считают правозащитники, силовики похищают подозреваемых в причастности к НВФ, либо предполагаемых обладателей информации об НВФ, либо родственников членов НВФ <14>.
<14> Механизмы безнаказанности на Северном Кавказе (2009 - 2010 гг.) - как они работают? Похищения и исчезновения людей на Северном Кавказе в 2009 году, саботаж расследования уголовных дел в 2009 - 2010 годах. Доклад Правозащитного центра "Мемориал". URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/.
  1. В США вопросами контртеррористической деятельности, нацбезопасности и разведки занимаются 1271 государственная организация и 1931 частная компания. Только финансирование террористов отслеживает 51 федеральная организация и военное ведомство США. Число людей, допущенных к сверхсекретной информации, превысило уже 854 тысячи человек <15>. Следует качественно улучшать уровень координации и взаимодействия Росфинмониторинга с оперативными подразделениями всех правоохранительных органов и спецслужб России.
<15> Гришин А. Нацбезопасность в США хромает на все ноги // Комсомольская правда. 2010. 21 июля. N 105(25526).
  1. Анкетирование в июне - июле 2010 г. 170 следователей СК при прокуратуре РФ, СУ СК Республик Дагестана и Ингушетии, Чеченской Республики, анализ деятельности Росфинмониторинга позволили сделать ряд конкретных предложений по совершенствованию борьбы с финансированием терроризма, которые найдут свое отражение в "Методических рекомендациях по тактике и методике осуществления прокурорского надзора по выявлению и расследованию преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (п. 4 Приказа Генерального прокурора от 19 января 2010 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), а также ряде документов, таких как "Криминолого-криминалистический стандарт вопросов по проверке оперативной информации о финансировании организованной террористической деятельности", "Схема каналов и источников финансирования", публикация "Борьба с финансированием терроризма. Криминолого-криминалистический аспект".

Вывод: Росфинмониторинг необходимо наделить правомочиями по ведению ОРМ, т.е. сделать субъектом ОРД.

Внесены изменения в законодательные акты в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Федеральный закон направлен на приведение российской системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в соответствие с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Федеральным законом предлагается расширить перечень статей, указанных в п. 1 примечаний к ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и предусматривающих преступления, финансирование которых квалифицируется как финансирование терроризма, включив в указанный пункт ст. 220 "Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами" и ст. 221 "Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ" Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, аналогичные изменения предлагается внести в ст. 24 Федерального закона "О противодействии терроризму", определяющую порядок отнесения организаций к террористическим. Предусматривается внести изменения в п. 2 ст. 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", предусматривающие обязательность размещения в сети Интернет на сайте уполномоченного органа и опубликования в официальных периодических изданиях перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму, а также корректирующие основания включения в указанный перечень организаций и физических лиц и исключения из него <16>.

<16> Президент подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Федеральный закон принят Государственной Думой 7 июля 2010 г. и одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 г. Справка Государственно-правового управления. URL: http:// www.kremlin.ru/ acts/ 8485.29.07.

Только при существенном изменении социально-экономического положения в СКФО, улучшении идеологической и воспитательной работы, контрпропаганде идеологии ваххабизма (исламского фундаментализма), постоянном совершенствовании нормативно-правовой базы по борьбе с терроризмом и его финансированием в Российской Федерации, повышении координации и взаимодействия между всеми правоохранительными органами и спецслужбами России, активным обмене оперативно значимой информацией, при безусловном сохранении режима секретности возможно существенное улучшение борьбы с террористическими преступлениями, их внешним и внутренним финансированием.