Мудрый Юрист

Возмещение реабилитированному имущественного вреда, причиненного в досудебном производстве

Супрун Сергей, доцент Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Суд в приговоре, определении, постановлении, а следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное дело или уголовное преследование по реабилитирующим основаниям, право на реабилитацию (ч. 1 ст. 134 УПК РФ).

Согласно позиции, занятой Верховным Судом РФ, вынесение дополнительного акта о реабилитации лица, пострадавшего от судебно-следственных ошибок, не требуется <1>. С вынесением постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям следователем (дознавателем) невиновному лицу направляется извещение, в котором разъясняется порядок возмещения имущественного вреда, причиненного незаконными действиями органа предварительного расследования (ч. 1 ст. 134 УПК РФ).

<1> Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2005 г. по делу Титова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 1. С. 19.

Реабилитированное лицо, получившее письменное извещение о возмещении имущественного вреда, в течение трех лет (общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ) вправе обратиться в орган предварительного расследования, принявший решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующему основанию и признавший за лицом, невиновным в совершении преступления, право на реабилитацию.

Следователь (дознаватель), принявший реабилитирующее решение по уголовному делу, при обращении невиновного гражданина с требованием о возмещении причиненного ему имущественного вреда обязан в течение месяца выяснить его обоснованность и рассчитать денежную сумму, подлежащую выплате из казны Российской Федерации. В случае сложности проведения расчетов следователь вправе пригласить специалиста и провести расчеты имущественного требования реабилитированного с его участием, после чего вынести постановление о производстве выплат в возмещение вреда, причиненного незаконным или необоснованным уголовным преследованием (ч. 4 ст. 135 УПК РФ).

На практике Министерство финансов РФ (далее Минфин) отказывается принимать к исполнению постановления следователей (дознавателей) о возмещении имущественного вреда, причиненного реабилитированному при производстве по уголовному делу. И.Д. Камынин пишет: "В ряде регионов, включая Москву, распространены случаи, когда реабилитированные, имея на руках постановление о возмещении вреда, лишены какой-либо возможности получить указанные денежные средства" <2>. Отказывая реабилитированному в приеме постановления органа предварительного расследования о производстве денежных выплат из казны РФ, Минфин ссылается на ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, содержащую перечень исполнительных документов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. В число исполнительных документов, подлежащих исполнению Минфином, входит судебный акт. Постановление следователя, дознавателя о производстве реабилитированному денежных выплат из казны РФ в этом перечне не значится, что порождает противоречие между нормами двух отраслей права.

<2> Камынин И.Д. Защита прав лица, реабилитированного в результате незаконного уголовного преследования // Уголовный процесс. 2005. N 12.

В целях устранения противоречий, возникших между уголовно-процессуальным и бюджетным правом, Законодательным Собранием Республики Карелия в Государственную Думу Федерального Собрания был внесен проект Федерального закона от 18 июля 2009 г. "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 1070 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации". В этом проекте предлагается изменить ч. 4 ст. 135 УПК РФ и изложить ее в следующей редакции: "Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда судья, следователь или дознаватель определяет его размер, на основании чего судья выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда, а следователь или дознаватель выносит постановление о направлении заявленного реабилитированным требования в суд для принятия решения по существу. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции" <3>.

<3> Проект Федерального закона N 233211-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 1070 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (ред. внесенная в ГД ФС РФ) // СПС "КонсультантПлюс".

Сегодня проблема возмещения имущественного вреда, причиненного реабилитированному незаконными действиями органов предварительного расследования при производстве по уголовному делу, разрешается на основании п. 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 марта 2010 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации". Согласно правовой позиции Конституционного Суда, реабилитированный вправе обратиться с ходатайством в суд о рассмотрении постановления следователя о выплате денежных средств из казны РФ в порядке, установленном ст. 399 УПК РФ, для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, и получить судебный акт.

Подсудность ходатайства реабилитированного о возмещении имущественного вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием в досудебном производстве, при прекращении уголовного дела по реабилитирующему основанию в УПК РФ не определена. Ходатайство реабилитированного суд вправе рассмотреть в случае постановления по делу приговора (ч. 1 ст. 396 УПК РФ). В досудебном производстве приговор не выносится. Постановление следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела по реабилитирующему основанию констатирует отсутствие преступления, что исключает правовую возможность определить компетентный суд, уполномоченный рассмотреть ходатайство реабилитированного о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями следователя или дознавателя.

По нашему мнению, ходатайство реабилитированного о возмещении имущественного вреда, причиненного следователем или дознавателем незаконным уголовным преследованием, должен рассматривать районный суд по месту совершения преступления или производства по уголовному делу. В соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК РФ районный суд принимает решения, ограничивающие конституционные права граждан: о производстве обыска, выемки, заключении под стражу, наложении ареста на корреспонденцию и т.д. Коль названными решениями суда в случае их незаконности или необоснованности невиновному гражданину может быть причинен имущественный вред, то районный суд должен по ходатайству реабилитированного рассмотреть постановление следователя (дознавателя) о выплате денежных средств из казны РФ и вынести судебный акт о возмещении имущественного вреда. Полагаем, что право суда выносить судебный акт о возмещении имущественного вреда, причиненного реабилитированному в досудебном производстве, может дополнить его процессуальный статус, закрепленный в ч. 2 ст. 29 УПК РФ.

Ходатайство реабилитированного о рассмотрении постановления следователя о производстве денежных выплат из казны РФ влечет обязательное назначение судебного заседания в порядке, предусмотренном ст. 399 УПК РФ. По распоряжению председательствующего в судебное заседание вызываются:

а) реабилитированный, который вправе пользоваться юридической помощью адвоката. В производстве "реабилитация невиновного" адвокат выступает в качестве представителя реабилитированного (функция защиты здесь не осуществляется, поскольку не осуществляется и функция обвинения);

б) главный распорядитель средств федерального бюджета, нормативной основой деятельности которого в этом случае является п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса. В производстве "реабилитация невиновного" главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в качестве представителя ответчика государства - Российской Федерации (п. 2 ст. 242.2 Бюджетного кодекса);

в) Министерство финансов РФ, действующее на основании положения, содержащегося во втором абзаце Приказа Генеральной прокуратуры РФ и Министерства финансов РФ от 20 января 2009 г. N 12/3н "О взаимодействии органов прокуратуры и Министерства финансов Российской Федерации при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования". Согласно названному Приказу, Минфину в производстве "реабилитация невиновного" отведена роль ответчика. По нашему мнению, Минфин в этом производстве должен выступать не в качестве ответчика, а в качестве исполнителя постановления суда. Его задача в производстве "реабилитация невиновного" - не представление Российской Федерации, а исполнение судебных решений по искам к Российской Федерации;

г) прокуратура, действующая на основании положения, содержащегося во втором абзаце Приказа Генеральной прокуратуры РФ и Министерства финансов РФ от 20 января 2009 г. N 12/3н "О взаимодействии органов прокуратуры и Министерства финансов Российской Федерации при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования". По делу о реабилитации прокуратура выступает в качестве третьего лица. Данное утверждение, на наш взгляд, представляется спорным и недостаточно обоснованным по следующим обстоятельствам.

Согласно ч. 1 ст. 136 УПК РФ, законодатель обязывает прокурора в производстве "реабилитация невиновного" от имени государства принести официальное извинение реабилитированному гражданину за моральный вред, причиненный незаконным или необоснованным уголовным преследованием. В случае принесения официального извинения прокурор в производстве "реабилитация невиновного" выступает не как третье лицо, а как представитель государства-ответчика.

При причинении реабилитированному имущественного вреда прокурором или следователем Следственного комитета при прокуратуре РФ незаконным или необоснованным уголовным преследованием Генеральная прокуратура РФ в производстве "реабилитация невиновного" в соответствии с п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса как главный распорядитель средств федерального бюджета должна признаваться судом представителем ответчика - Российской Федерации.

После проверки в суде явки участников, разрешения ходатайств, жалоб, отводов, разъяснения прибывшим участникам прав начинается судебное заседание, в котором рассматривается по ходатайству реабилитированного постановление следователя (дознавателя) о выплате денежных средств из казны РФ. Первым в судебном заседании выступает реабилитированное лицо. Оно формулирует и высказывает требования о видах и размере имущественного вреда, причиненного следователем или дознавателем в досудебном производстве. Затем право на возражение предоставляется представителю ответчика - главному распорядителю средств федерального бюджета. После выяснения позиций сторон о возмещении вреда, причиненного в досудебном производстве, судом исследуются материалы, обосновывающие или опровергающие выводы следователя о размере имущественного вреда, подлежащего возмещению, выслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, заслушивается мнение прокурора.

По окончании рассмотрения ходатайства реабилитированного о возмещении имущественного вреда, причиненного незаконным или необоснованным уголовным преследованием, судья удаляется в совещательную комнату для принятия итогового решения в форме постановления: а) об удовлетворении ходатайства реабилитированного; б) об отказе удовлетворения ходатайства реабилитированного и производстве денежных выплат из казны РФ. При принятии решения по ходатайству реабилитированного о возмещении имущественного вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, судья не связан доводами следователя (дознавателя), изложенными в вынесенном им постановлении о видах и размере убытков, подлежащих возмещению государством.

Постановление суда о возмещении имущественного вреда, причиненного невиновному лицу в досудебном производстве, может быть обжаловано в кассационном порядке. Кассационная жалоба подается реабилитированным лицом или адвокатом - его представителем. Прокурор вправе подать кассационное представление на каждое незаконное или необоснованное постановление суда о производстве денежных выплат из казны РФ. Кассационное производство по делу о реабилитации ведется по общим правилам российской кассации (ст. ст. 374 - 389 УПК РФ).

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится на основании исполнительного листа или судебного приказа с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ (п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса).

Судебный приказ - это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления лица о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений (ч. 2 ст. 121 ГПК РФ).

Требования выдачи судебного приказа реабилитированному перечислены в ст. 122 ГПК РФ. Понятие "требование", используемое в названии этой статьи, в уголовном судопроизводстве соответствует понятию "основание", порождающему обязанность органа дознания или должностного лица, наделенного властными полномочиями по расследованию и разрешению уголовного дела, принять законное и обоснованное решение. В гражданском судопроизводстве требование о выдаче судебного приказа исходит от пострадавшего лица и облекается в письменную форму заявления, которое облагается государственной пошлиной в размере 50% ставки, установленной для исковых заявлений (ч. 2 ст. 123 ГПК РФ).

Согласно ст. 122 ГПК РФ, судебный приказ выдается, если: требование основано на нотариально удостоверенной сделке; требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме; требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта; заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц; заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам; заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы; заявлено органом внутренних дел требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда.

Среди требований о выдаче судебного приказа не содержится требования об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, что фактически исключает право реабилитированного ходатайствовать перед судом о выдаче судебного приказа. Вместе с этим судебный приказ как исполнительный документ производства "реабилитация невиновного" указан в п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса, и пострадавшее от следственных ошибок лицо в судебном порядке вправе требовать его выдачи. Для приведения ст. 122 ГПК РФ в соответствие с п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса, на наш взгляд, необходимо требование выдачи судебного приказа, содержащееся в ст. 122 ГПК РФ, дополнить требованием об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Исполнительный лист - это вид исполнительного документа, выдаваемого реабилитированному судом общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства на основании судебного акта (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона "Об исполнительном производстве"). Он выдается реабилитированному после вступления судебного акта в законную силу (за исключением случаев немедленного его исполнения), лично или по его просьбе направляется судом для исполнения в Минфин (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ).

В исполнительном листе указываются реквизиты банковского счета реабилитированного, на который должны быть перечислены денежные средства, подлежащие взысканию с казны РФ (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ). К исполнительному листу прилагается заверенная судом в установленном законом порядке копия судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист (ч. 3 ст. 428 ГПК РФ).

Исполнительный лист, выданный реабилитированному до вступления постановления суда в законную силу (за исключением случаев его немедленного исполнения), является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление (ч. 4 ст. 428 ГПК РФ). Непредставление в Минфин исполнительного листа и судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный лист, является основанием для возврата реабилитированному взыскателю исполнительных документов (п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса).

Содержание исполнительного листа по делу о реабилитации должно соответствовать требованиям, установленным ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В исполнительном листе о возмещении имущественного вреда реабилитированному подлежат отражению следующие сведения:

  1. наименование и адрес суда, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;
  2. наименование реабилитационного материала, на основании которого выдан исполнительный лист, его номер;
  3. дата принятия постановления суда (судебного акта);
  4. дата вступления в законную силу судебного акта либо указание на его немедленное исполнение;
  5. сведения о должнике и взыскателе:

а) для реабилитированных граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания;

б) для реабилитированных организаций - наименование и адрес;

в) для должника Российской Федерации - наименование и адрес главного распорядителя средств федерального бюджета, уполномоченного от ее имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве, наименование и адрес Министерства финансов РФ, на которое судом возлагается обязанность исполнять судебные решения;

  1. резолютивная часть судебного акта должна содержать требование о возложении на Российскую Федерацию как должника имущественной обязанности о передаче реабилитированному взыскателю из казны РФ денежных средств в размере, установленном судебным актом;
  2. дата выдачи исполнительного документа.

Исполнительный лист, выданный реабилитированному взыскателю на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда. К исполнительному листу, направляемому для исполнения в Минфин, прилагается надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта (постановление суда), а также заявление реабилитированного взыскателя (п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" заявление реабилитированного должно содержать: 1) реквизиты банковского счета, на который следует перечислить взысканные из казны РФ денежные средства; 2) фамилию, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в РФ реабилитированного гражданина; 3) наименование, идентификационный номер или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес реабилитированного юридического лица.

Заявление реабилитированного о возмещении имущественного вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, подписывается лично реабилитированным либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности либо иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. В случае утраты подлинника исполнительного листа суд, принявший решение о производстве денежных выплат из казны РФ, вправе по ходатайству реабилитированного выдать дубликат исполнительного листа.

Заявление реабилитированного о выдаче дубликата исполнительного листа рассматривается в судебном заседании (ст. 430 ГПК). Дубликат исполнительного листа вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче направляется судом на исполнение в Минфин (п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса).

Пункт 3.1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса предусматривает случаи возврата исполнительных документов в суд. Основанием для возврата исполнительных документов, поступивших в Министерство финансов РФ, может быть: заявление реабилитированного об отзыве исполнительного листа; нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного листа к исполнению; несоответствие исполнительного документа (исполнительного листа, судебного акта, заявления реабилитированного взыскателя) требованиям, установленным ГПК РФ и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Возвращение реабилитированному исполнительного листа не является препятствием для его нового предъявления к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с действующим законодательством РФ (п. 4 ст. 242.1 Бюджетного кодекса). Действие (бездействие) Минфина, исполняющего постановление суда о выплате реабилитированному убытков, причиненных незаконным уголовным преследованием за счет средств казны РФ, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы реабилитированным в предусмотренном законом порядке.

Завершая исследование порядка возмещения имущественного вреда, причиненного реабилитированному в досудебном производстве, можно сделать следующие выводы.

Независимо от того, какой орган предварительного расследования признал гражданина невиновным по уголовному делу, констатировал в постановлении о прекращении уголовного дела или в постановлении о прекращении уголовного преследования его право на реабилитацию, вынес постановление о производстве выплат денежных средств, требование реабилитированного о возмещении имущественного вреда окончательно подлежит рассмотрению судом.

Постановление следователя, дознавателя о прекращении уголовного преследования и реабилитации, постановление о производстве выплат в возмещение вреда, причиненного незаконным и (или) необоснованным уголовным преследованием, рассматривается судом по ходатайству реабилитированного в порядке, предусмотренном ст. 399 УПК РФ.

По распоряжению председательствующего в судебное заседание вызываются реабилитированный, его представитель, а также представитель главного распорядителя средств федерального бюджета, представитель Минфина и прокурор. С их участием исследуются материалы, представленные сторонами, содержащие виды убытков и размер денежных средств, подлежащий возмещению из казны РФ. Выводы следователя (дознавателя), содержащиеся в постановлении о выплате денежных средств из казны РФ, для суда необязательны.

По окончании рассмотрения такого ходатайства судья удаляется в совещательную комнату для принятия итогового решения в форме постановления: а) об удовлетворении ходатайства реабилитированного; б) об отказе удовлетворения ходатайства реабилитированного и производстве денежных выплат из казны РФ. После вступления судебного акта в законную силу реабилитированному выдается исполнительный лист. К исполнительному листу прилагаются надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта (постановление суда) и заявление реабилитированного взыскателя (п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса). Названные документы направляются в Министерство финансов РФ для исполнения.

Пристатейный библиографический список

Камынин И.Д. Защита прав лица, реабилитированного в результате незаконного уголовного преследования // Уголовный процесс. 2005. N 12.