Мудрый Юрист

Проблемы соблюдения конфиденциальности сведений о защищаемом лице при обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства 1

<1> Данная работа выполнена при информационной поддержке СПС "КонсультантПлюс".

Саморока Виктор, заместитель начальника кафедры Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Бекетов Михаил, доцент Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

В Российской Федерации с 1 января 2005 г. действует Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" <2>. В соответствии со ст. 3 данного Закона органами, обеспечивающими государственную защиту участников уголовного судопроизводства, являются: органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты; органы, осуществляющие меры безопасности; органы, осуществляющие меры социальной поддержки. В числе органов, принимающих решение об осуществлении государственной защиты, рассматриваемый Закон называет следователей, а в числе органов, осуществляющих меры безопасности, - органы внутренних дел Российской Федерации.

<2> Далее - Федеральный закон о защите участников уголовного судопроизводства.

Для эффективного применения положений указанного Закона в органах внутренних дел РФ в 2008 г. на базе расформированных подразделений по борьбе с организованной преступностью образованы подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите <3>. На данные подразделения возложены функции по применению мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества. В систему подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, органов внутренних дел входят Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России и подчиненные ему центры и группы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, органов внутренних дел по субъектам Федерации <4>.

<3> См.: Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. N 1316 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации".
<4> Далее - подразделения государственной защиты.

Субъектами взаимодействия при обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства в ходе предварительного следствия являются следователи и подразделения государственной защиты. Во многом от эффективности их взаимодействия зависят жизнь, здоровье и сохранность имущества участников уголовного судопроизводства, подлежащих государственной защите, а также успешное раскрытие и расследование преступлений. В то же время при взаимодействии рассматриваемые субъекты сталкиваются с проблемой сохранения в тайне сведений о защищаемом лице.

Согласно ст. 21 Федерального закона о защите участников уголовного судопроизводства, государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Порядок защиты таких сведений устанавливается Правилами защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 134 <5>. В соответствии с п. 2 данных Правил к сведениям, подлежащим защите, относятся не только сведения о защищаемом лице, но и в целом об осуществлении государственной защиты. Согласно п. 3 этих же Правил, основанием для защиты таких сведений является решение об осуществлении государственной защиты путем применения мер безопасности, принимаемое следователем, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело. За разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 311 УК РФ.

<5> Далее - Правила защиты сведений.

Правила защиты сведений в основном касаются подразделений государственной защиты. Действия следователя по сохранению конфиденциальности сведений об осуществлении государственной защиты участников уголовного судопроизводства в них не регламентируются.

Документы, составляемые следователем и подразделениями государственной защиты в ходе взаимодействия, - постановление о применении мер безопасности, уведомление об избрании (изменении, дополнительном применении) меры безопасности в отношении защищаемого лица, постановление об отмене мер безопасности и др. <6>) - содержат сведения об осуществлении государственной защиты и о защищаемом лице, т.е. сведения, подлежащие защите.

<6> Составление данных документов предусмотрено ч. ч. 1 и 5 ст. 18, ч. 3 ст. 20 Федерального закона о защите участников уголовного судопроизводства.

Однако следователи не всегда уделяют должное внимание сохранению конфиденциальности названных сведений. В частности, данные о применении мер безопасности используются для обоснования избрания меры пресечения в виде заключения под стражу <7>. Нередко документы, связанные с применением мер безопасности, хранятся либо отдельно от материалов уголовного дела без соблюдения режима секретности, либо подшиваются к материалам уголовного дела без сохранения конфиденциальности. В частности, в одно из подразделений государственной защиты поступил запрос адвоката, обвиняемого о том, какие меры безопасности осуществляются в отношении свидетеля и чем вызвана необходимость их применения. В то же время в ст. 311 УК РФ установлена ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких. Причем субъектом данного преступления является лицо, которому указанные сведения доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью.

<7> В соответствии с ч. 1 ст. 97 УПК РФ одним из оснований для избрания меры пресечения в отношении обвиняемого (подозреваемого) является наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый) может угрожать свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее - УПК РФ) вроде бы предусмотрены определенные способы защиты подобных сведений, однако в рассматриваемой ситуации их применение может не дать необходимого результата. В частности, в соответствии с ч. 9 ст. 166 УПК РФ при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит соответствующее постановление, которое помещается в конверт. Конверт опечатывается и приобщается к уголовному делу. В конверте излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием.

Данное положение можно было бы распространить и на документы, составляемые в ходе обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, однако подобная деятельность не имеет отношения к следственным действиям. К тому же, согласно ч. 6 ст. 278 УПК РФ, в случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями.

В соответствии со ст. 217 УПК РФ обвиняемому и его защитнику для ознакомления должны быть представлены все материалы уголовного дела, а значит, и документы, связанные с государственной защитой, если они находятся в деле. Использование в данных документах псевдонима для обозначения защищаемого лица может не помочь сокрытию фактических сведений о нем, так как по другим содержащимся в деле данным можно догадаться, о защите какого именно участника производства по нему идет речь.

В ч. 5 ст. 50 УПК РФ предусмотрена обязанность защитника дать подписку о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну, в случае если он участвует в производстве по уголовному делу, в материалах которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Однако на других участников уголовного судопроизводства данные правила не распространяются. К тому же сведения об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства не являются государственной тайной <8>. Они имеют лишь статус сведений конфиденциального характера <9>.

<8> См.: Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" и Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
<9> См.: пункт 2 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера".

В ст. 161 УПК РФ говорится о недопустимости разглашения данных предварительного расследования, а в ст. 310 УК РФ даже предусмотрена уголовная ответственность за их разглашение лицом, предупрежденным о недопустимости их разглашения. Однако санкция данной статьи минимальна и не всегда сможет обеспечить сохранение конфиденциальности сведений об осуществлении государственной защиты.

Исходя из содержания действующего законодательства, для сохранения конфиденциальности рассматриваемых сведений следователь в зависимости от конкретных обстоятельств уголовного дела может действовать в рамках следующих вариантов.

  1. В целях сохранения конфиденциальности сведений о защищаемом лице ему присваивается псевдоним в порядке, предусмотренном ч. 9 ст. 166 УПК РФ. Соответственно, во всех документах, составляемых следователем и подразделениями государственной защиты в ходе взаимодействия, вместо сведений о защищаемом лице будет содержаться только его псевдоним. Данные документы приобщаются к материалам уголовного дела.
  2. Для сохранения конфиденциальности сведений об осуществлении государственной защиты и о защищаемом лице материалы, связанные с обеспечением безопасности участников уголовного судопроизводства, не следует приобщать к уголовному делу. Если вынесение постановления об осуществлении государственной защиты не предусмотрено УПК РФ, то это означает, что такая деятельность не является процессуальной, так как в соответствии с п. 32 ст. 5 УПК РФ процессуальным действием является следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК РФ.

Подобные материалы (постановление о применении мер безопасности, уведомление об избрании (изменении, дополнительном применении) меры безопасности в отношении защищаемого лица, постановление об отмене мер безопасности и др.) следователю необходимо хранить отдельно от уголовного дела с соблюдением режима секретности.

В соответствии с ч. 7 ст. 20 Федерального закона о защите участников уголовного судопроизводства именно суд (судья) при постановлении приговора по уголовному делу выносит определение (постановление) об отмене мер безопасности либо о дальнейшем применении указанных мер. Так как в уголовном деле будут отсутствовать материалы, связанные с обеспечением безопасности участников уголовного судопроизводства, то суд (судья) не сможет принять указанное решение. Поэтому следователю после поступления уголовного дела в суд необходимо передать материалы, связанные с обеспечением безопасности участников уголовного судопроизводства, непосредственно в суд.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства необходимо в Правилах защиты сведений регламентировать деятельность следователя, направленную на ее обеспечение. В частности, там следует указать место и порядок хранения следователем документов, содержащих данные сведения (на наш взгляд, они должны храниться отдельно от материалов уголовного дела), а также процедуру передачи их в суд.