Мудрый Юрист

К вопросу о криминализации деяний, направленных против здоровья населения *

<*> Ivashhenko M.S. On the Issue of Criminalization of Actions Directed Against Health of Population.

Иващенко Мария Сергеевна, адъюнкт кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России.

В статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы криминализации деяний, направленных против здоровья населения. Автор уделяет внимание определению основания и принципов криминализации названных деяний. Соответствующий анализ позволил автору высказать предложение о корректировании содержания ч. 1 ст. 2 УК РФ.

Ключевые слова: криминализация деяний, основание криминализации, принципы криминализации, уголовно-правовой запрет, задачи уголовного законодательства.

The article considers certain aspects of the problem of criminalization of actions directed against health of population. The author draws attention to determination of the ground and principles of criminalization of the mentioned actions. The relevant analysis helped the author to suggest correction of the contents of article 2 (1) of the Criminal Code of the RF.

Key words: criminalization of actions, grounds for criminalization, principles of criminalization, criminal-law prohibition, tasks of criminal legislation.

Охрана здоровья населения в настоящее время стоит в одном ряду с защитой национальных интересов в сфере обороны, экономики и внешней политики. Значимость данной проблемы и потребность оздоровления российского общества нашли отражение в Стратегии национальной безопасности РФ. В ней отмечается, что для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами России права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие <1>.

<1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444.

Сказанное выше относится и к уголовному праву вследствие того, что его нормы охраняют общественные отношения, которые обладают повышенной социальной ценностью, и воздействуют на данные общественные отношения принудительными средствами. Уголовные законы являются наиболее жесткой и репрессивной формой защиты нарушенных прав и интересов личности, общества и государства. Вследствие этого крайне важным направлением уголовно-правовой политики выступает обоснованное осуществление криминализации соответствующих деяний (в ракурсе нашего рассмотрения - деяния, направленные против здоровья населения).

Как известно, основанием криминализации является существование общественно опасного поведения, требующего уголовно-правового запрета. Основанием криминализации (как и декриминализации) деяний является переоценка степени их общественной опасности <2>. Деятельность по криминализации общественно опасных деяний должна осуществляться на основе разработанных в уголовно-правовой теории принципах. Под принципами криминализации понимают ее основные руководящие идеи и основополагающие начала, в соответствии с которыми устанавливается необходимый и эффективный уголовно-правовой запрет. Исследователями проблемы определяется следующая система названных принципов <3>.

<2> См., например: Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 1997. С. 124.
<3> См., например: Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. С. 92 - 93; Дагель П.С. Условия установления уголовной наказуемости // Правоведение. 1975. N 4. С. 67 - 74; Злобин Г.А. Основания и принципы уголовно-правового запрета // Советское государство и право. 1980. N 1; Коробеев А.И. Советская уголовно-правовая политика. Владивосток, 1987. С. 66 - 67; Лопашенко Н.А. Концептуальные основы уголовной политики: взгляд на проблему // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов; М., 2000. С. 124 - 125; и др.

Принцип достаточной общественной опасности состоит в том, что криминализируемое деяние должно причинять значительный ущерб правоохраняемым интересам, быть вредоносным для общества настолько, что требует применения самых строгих мер государственного принуждения.

Принцип относительной распространенности криминализируемых деяний подчеркивает необходимость учета при установлении уголовной ответственности за какое-либо общественно опасное деяние его неединичного характера. Деяние, преследуемое в уголовном порядке, не может быть случайным или редким для общества, а, как правило, должно быть типичным, повторяющимся в разных условиях.

Принцип возможности позитивного воздействия уголовно-правовой нормы на общественно опасное поведение предусматривает возможность уголовно-правовой нормы эффективно противодействовать общественно опасным деяниям.

Принцип преобладания позитивных последствий криминализации имеет значение не только для криминализации, но и для декриминализации. Как правило, декриминализация деяний объясняется не только снижением их общественной опасности, но и недостатком позитивных последствий криминализации.

Принцип своевременности криминализации означает, что криминализация должна проводиться именно тогда, когда появилось ее основание - общественно опасное деяние. Криминализация общественно опасных явлений не должна запаздывать; иначе причиняется значительный вред правоохраняемым интересам. Как только возникает основание криминализации, она должна быть проведена.

К системе принципов криминализации относятся и международно-правовая необходимость и допустимость криминализации тех или иных деяний.

С принятием УК РФ 1996 г. преступления против здоровья населения были помещены в гл. 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности". Законодатель осуществил криминализацию деяний, направленных против здоровья населения, сформулировав первоначально 12 составов соответствующих преступлений, а затем увеличив их до 14. Анализ системы названных посягательств свидетельствует о том, что в данном случае криминализация была осуществлена в основном с учетом перечисленных выше принципов.

Говоря о социальной обусловленности криминализации деяний, направленных против здоровья населения, необходимо отметить, что общественные отношения, составляющие содержание здоровья населения, зачастую становятся объектом негативного воздействия со стороны отдельных правонарушителей. Главное и объективное их свойство состоит в дезорганизации, подрыве, изменении общественных отношений, составляющих содержание здоровья населения, либо создании реальной угрозы их нарушения. Вместе с тем названное единство не означает тождества. Предусмотренные УК виды посягательств против здоровья населения качественно отличаются друг от друга. Являясь асоциальным деянием, каждое из них обладает специфическими признаками и особенностями, без учета которых не всегда можно правильно выбрать и определить необходимые уголовно-правовые средства борьбы с ними.

Различные посягательства против здоровья населения различаются по тяжести нарушения защищаемых общественных отношений. Тяжесть нарушения народного здоровья определяется важностью нарушаемых отношений, серьезностью возникающих при этом последствий, способом нарушения, формой психического отношения к содеянному, наличием или отсутствием мотивов и целей, их направленностью, социально-нравственной характеристикой нарушителя, состоянием его здоровья и т.п. В этих моментах наиболее полно проявляются материальные качества нарушений в сфере здоровья населения, их общественно-политическое, социально-культурное и иное содержание.

Уголовно-правовые нормы, описывающие преступные деяния, совершаемые в сфере обеспечения здоровья населения, находят свое отражение в определении задач и целей уголовного законодательства, его принципов, в построении основных институтов. Коренные перемены, происходящие в нашей стране, не могли обойти и уголовное законодательство. И прежде всего они коснулись определения системы уголовно-правовых приоритетов. Уголовный кодекс РФ 1996 г. первоочередной задачей признал охрану общечеловеческих ценностей: жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности, собственности. Без них иные ценности теряют свой нравственный смысл.

Отраженную в УК РФ 1996 г. иерархию охраняемых им ценностей разделяют не все криминалисты. Так, у И.Я. Козаченко вызывает недоумение тот факт, что посягательства на жизнь и здоровье отдельного человека оказались более значительными, нежели мир и безопасность человечества <4>. Данная точка зрения не лишена основания. Кроме того, в ст. 2 УК РФ в числе объектов уголовно-правовой охраны не указывается здоровье населения, тогда как в гл. 25 УК предусматривается ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности.

<4> См.: Козаченко И.Я. Социально-ценностные ориентиры УК России 1996 г. (статья первая) // Российский юридический журнал. 1997. N 1. С. 78 - 79.

Учитывая, что в современных условиях задача охраны здоровья граждан чрезвычайно важна, на наш взгляд, необходимо включение здоровья населения в число наиболее приоритетных объектов уголовно-правовой охраны. Такое положение вещей вызывает необходимость в круг задач Уголовного кодекса включить и охрану здоровья населения, поставив ее на второе место после задачи охраны прав и свобод человека и гражданина. Сказанное соответствовало бы сложившейся в обществе иерархии ценностей и положениям Конституции Российской Федерации.

Этот пробел законодательства, на наш взгляд, необходимо устранить, изложив ч. 1 ст. 2 УК РФ в следующей редакции:

"Задачами настоящего Кодекса являются охрана прав и свобод человека и гражданина, здоровья населения, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений".

Задачи уголовного законодательства неразрывно связаны с задачами уголовной политики в стране и определяются ими. Соответственно, точное определение их круга будет способствовать и обоснованному решению вопросов криминализации деяний, в том числе направленных против здоровья населения, и корректированию уголовного законодательства в соответствующей его части.