Мудрый Юрист

Совершенствование порядка выдвижения кандидатов по одномандатным и многомандатным избирательным округам

Овчинников Н.И., начальник отдела правового и кадрового обеспечения аппарата избирательной комиссии Тульской области, соискатель МГЮА им. О.Е. Кутафина.

Стадия выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов) является одной из важнейших стадий избирательного процесса. В настоящее время принимается попытка совершенствования порядка выдвижения кандидатов по одномандатным и многомандатным округам избирательными объединениями. Считаем необходимым высказать следующие соображения по данному поводу.

2 апреля 2010 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы А.П. Москалец и В.Н. Плигиным внесен проект Федерального закона N 352503-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - законопроект) <1>.

<1> URL: http: //www.duma.gov.ru/; http: //www.cikrf.ru/ newsite/ law/ zakonoproekt/ proekt_ 352503-5.jsp.

12 мая 2010 г. данный законопроект принят в первом чтении.

Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) <2> в целях совершенствования порядка выдвижения кандидатов по одномандатным и многомандатным округам избирательными объединениями.

<2> См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; Российская газета. N 106. 2002. 15 июня.

Согласно пояснительной записке законопроект предусматривает закрытый перечень документов, необходимых для представления избирательным объединением в организующую выборы избирательную комиссию, если законом субъекта предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.

Также законопроект определяет, какие документы представляются в организующую выборы комиссию, а какие - в окружную комиссию соответствующего округа.

По мнению разработчиков, предлагаемые изменения позволят определить единообразный подход к заверению списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам при проведении выборов в субъектах Российской Федерации, унифицировать соответствующие процедуры, а также установить единые основания для отказа в заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Таковыми основаниями в законопроекте определены - отсутствие, неполный набор предусмотренных законопроектом документов, а также несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Кроме того, законопроектом ограничивается возможность установления законом субъекта Российской Федерации оснований для отказа в заверении списка кандидатов по единому избирательному округу, а также исключается возможность изменения избирательного округа кандидату, выдвинутому избирательным объединением.

Принятие законопроекта позволит обеспечить равенство прав кандидатов, выдвигаемых избирательными объединениями единым списком по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а также в составе списка кандидатов по единому избирательному округу вне зависимости от территории проведения выборов.

На первый взгляд обеспечение равенства прав кандидатов, выдвигаемых избирательными объединениями по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, и кандидатов, выдвигаемых избирательными объединениями в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, несомненно является логичным. Да и совершенствование порядка выдвижения кандидатов, если в этом есть необходимость, дело правильное. Но насколько предлагаемый вариант является удачным, попробуем разобраться.

Данный законопроект был подготовлен с учетом практики применения действующего законодательства, которая стала предметом судебного рассмотрения.

Дело в том, что 5 февраля 2010 г. Верховным Судом Российской Федерации было вынесено решение по гражданскому делу N 70-Г10-2, которым отменено решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа и принято новое решение по делу (Определение от 5 февраля 2010 г. N 70-Г10-2) <3>.

<3> URL: http: //www.supcourt.ru/ arxiv_out/ TEXT.PHP?id_text= 143349&i1text=.

Обстоятельства дела следующие. На выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва Окружная избирательная комиссия Надымского одномандатного избирательного округа N 4 отказала гражданину в приеме документов об уведомлении о его выдвижении кандидатом от регионального отделения политической партии КПРФ (решение от 8 января 2010 г. N 12).

Основанием для отказа окружной избирательной комиссией в приеме документов стало принятое ранее Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа решение об отказе в заверении выдвинутого КПРФ списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.

Гражданин оспорил решение Окружной избирательной комиссии в суде. Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 января 2010 г. ему было отказано. Тогда он обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что положения Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа", в которых установлена необходимость представления избирательным объединением в избирательную комиссию округа списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам (ст. 31), а принятие окружной избирательной комиссией документов о выдвижении избирательным объединением кандидата по одномандатному избирательному округу поставлено в зависимость от заверения данного списка избирательной комиссией округа (п. 6 ст. 29), противоречат Федеральному закону.

Верховный Суд Российской Федерации указал, что согласно ст. 32 и 35 Федерального закона избирательное объединение вправе выдвинуть кандидатов по одномандатным избирательным округам непосредственно и список кандидатов по единому избирательному округу. Выдвижение избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным избирательным округам Федеральный закон не предусматривает.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации указал, что согласно п. 9 ст. 32 Федерального закона одно и то же избирательное объединение на одних и тех же выборах вправе одновременно выдвинуть (непосредственно) кандидата по одномандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов, а закон устанавливает для каждого способа выдвижения кандидатов (непосредственно или списком) свой порядок выдвижения, уведомления об этом соответствующих избирательных комиссий, регистрации кандидатов (списка кандидатов), отказа в такой регистрации.

В связи с этим Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что установление зависимости принятия окружной избирательной комиссией документов о выдвижении кандидата избирательным объединением в одномандатном избирательном округе от не предусмотренного Федеральным законом заверения списка кандидатов, выдвинутых тем же избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, неправомерно и не может рассматриваться в качестве дополнительной гарантии прав граждан быть избранными в органы государственной власти.

На основании изложенного Верховный Суд Российской Федерации отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение, которым признал незаконным и отменил решение окружной избирательной комиссии.

С учетом указанного судебного решения и был подготовлен данный законопроект. Что же предлагается законопроектом? Раз суд пришел к выводу, что Федеральный закон не предусматривает выдвижение избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным избирательным округам и заверение этого списка, законопроектом предлагается внести в Федеральный закон такой список и его заверение.

Следует отметить, что в 59 субъектах Российской Федерации законы в настоящее время содержат положения, предусматривающие обязательное заверение списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по одномандатным избирательным округам.

В Тульской области на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований действующее законодательство (Закон N 1055-ЗТО) <4> не предусматривает процедуры заверения списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по одномандатным (многомандатным) избирательным округам (выборы депутатов Тульской областной Думы согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 1198-ЗТО <5> проводятся исключительно по пропорциональной избирательной системе).

<4> См.: Закон Тульской области от 8 июля 2008 г. N 1055-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления" // Тульские известия. 2008. 10 июля. N 134.
<5> См.: Выборы депутатов Тульской областной Думы согласно ч. 1 ст. 3 Закона Тульской области от 19 декабря 2008 г. N 1198-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы" // Тульские известия. 2008. 25 дек. N 263.

Так, по Закону N 1055-ЗТО для уведомления о выдвижении кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу в соответствующую окружную избирательную комиссию кандидат представляет определенные избирательные документы (ч. 2 ст. 12).

Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, помимо этого, представляет документы, подтверждающие его выдвижение избирательным объединением, в том числе решение избирательного объединения о его выдвижении (ч. 3 ст. 12).

Законопроектом предлагается эту процедуру усложнить. До представления кандидатом документов в соответствующую окружную избирательную комиссию должна состояться процедура заверения списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.

По законопроекту в организующую выборы избирательную комиссию (очевидно, уполномоченным представителем избирательного объединения) должны быть представлены следующие документы:

  1. сам список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам;
  2. заверенная уполномоченным представителем избирательного объединения копия паспорта в отношении каждого кандидата;
  3. решение об избрании уполномоченного представителя избирательного объединения;
  4. нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении (его региональном отделении или ином структурном подразделении) в Единый государственный реестр юридических лиц;
  5. нотариально удостоверенная копия устава избирательного объединения;
  6. решение о выдвижении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.

В трехдневный срок организующая выборы избирательная комиссия заверяет список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо отказывает в его заверении.

При этом в качестве оснований отказа в заверении предусматриваются:

  1. отсутствие указанных документов;
  2. неполный набор указанных документов;
  3. несоблюдение требований к выдвижению кандидатов.

После этого копии заверенного списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам (заверенные выписки из указанного списка) организующей выборы избирательной комиссией незамедлительно направляются в соответствующие окружные избирательные комиссии.

Данная процедура представляется совершенно излишней.

Во-первых, сам кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу избирательным объединением, ставится в неравное положение с кандидатом, выдвинутым по тому же округу в порядке самовыдвижения.

В этом случае кандидат, выдвигаемый избирательным объединением, будет зависеть не только от самого факта принятия избирательным объединением решения о его выдвижении по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу, но и от принятия решения о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения; от оформления этим уполномоченным представителем пакета документов в отношении всех кандидатов, а значит, от представления этими кандидатами документов; от представления этим уполномоченным представителем документов в организующую выборы избирательную комиссию, от принятия организующей выборы избирательной комиссией в течение трех дней решения о заверении списка либо об отказе в его заверении; от направления организующей выборы избирательной комиссией копии заверенного списка в соответствующие окружные избирательные комиссии; от получения этими окружными избирательными комиссиями копии заверенного списка.

И только после этого кандидат, выдвигаемый избирательным объединением, сможет представить необходимые документы в соответствующую окружную избирательную комиссию. И лишь после представления документов в окружную избирательную комиссию такой кандидат будет считаться выдвинутым и приобретет соответствующие права, в том числе на ведение предвыборной агитации (п. 2 ст. 33 Федерального закона).

Кандидат же, выдвигающий свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, от вышеуказанных обстоятельств не зависит. Он самостоятельно в любой момент имеет возможность представить необходимые документы в соответствующую окружную избирательную комиссию и начать свою избирательную кампанию.

Во-вторых, вся предлагаемая процедура является, по сути, формальной: представление документов сначала в одну комиссию (организующую выборы, которая должна принять решение о заверении списка), а затем представление документов в другую комиссию (окружную комиссию, которая должна принять решение о регистрации кандидата).

Общеизвестно, что решающее юридическое значение имеет факт регистрации кандидата. Такое решение принимается соответствующей комиссией на основании документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата, а также документов, представленных для регистрации, в течение 10 дней (п. 18 ст. 38 Федерального закона).

Именно к этому моменту избирательная комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона, поскольку несоблюдение таких требований является основанием для отказа в регистрации (пп. "б" п. 24 ст. 38 Федерального закона).

В этой связи предлагаемое законопроектом основание отказа в заверении списка в связи с несоблюдением требований к выдвижению кандидата представляется необоснованным, поскольку решение о заверении списка либо об отказе в его заверении должно быть принято в трехдневный срок, когда о качественной проверке соблюдения установленных законом требований говорить достаточно сложно. Такое основание отказа в заверении списка фактически дублирует установленное законом основание отказа в регистрации кандидата.

Получается, что комиссии фактически дублируют друг друга: одна, принимая решение о регистрации кандидата, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона в течение 10 дней, а другая, принимая решение о заверении списка, должна будет сделать то же самое, но в течение 3 дней.

В-третьих, представляется необоснованным и сам пакет документов, который должен быть представлен для заверения списка.

Так, сам список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен содержать данные о выдвигаемых кандидатах с указанием номеров или наименований соответствующих избирательных округов, по которым они выдвигаются. Очевидно, что аналогичные данные должны содержаться и в самом решении о выдвижении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.

Вызывает сомнение и "нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении (его региональном отделении или ином структурном подразделении) в Единый государственный реестр юридических лиц".

В данном случае исходя из понятия "избирательное объединение", закрепленного в п. 25 ст. 2 Федерального закона, необходимо отметить, что не каждое избирательное объединение может представить такой документ, поскольку действующее законодательство не предусматривает обязательной регистрации, например, местных и иных структурных подразделений политических партий.

Не предусматривает законодательство и обязательной регистрации региональных или местных отделений общественных объединений, которые также вправе принимать решение о выдвижении кандидатов (п. 2 ст. 35 Федерального закона), а соответственно, выступать в качестве избирательного объединения.

К тому же представление подобного документа не отменяет необходимости проверки избирательной комиссией факта наличия права соответствующего избирательного объединения выдвигать кандидатов на конкретных выборах.

Также сомнительным является и требование представления "нотариально удостоверенной копии устава избирательного объединения". Как уже было отмечено, не каждое избирательное объединение имеет такой документ. В частности, и региональные отделения политических партий, и иные их структурные подразделения действуют на основании одного устава - устава самой политической партии.

Представление каждый раз для каждой избирательной кампании нотариально удостоверенной копии устава политической партии влечет определенные финансовые расходы, которые с учетом того, что уставы всех политических партий доступны в сети Интернет на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, а также на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и на сайтах самих политических партий, вряд ли можно признать обоснованным.

Излишней представляется и необходимость представления заверенных уполномоченным представителем копий паспортов в отношении каждого кандидата, поскольку в силу п. 2 ст. 33 Федерального закона копия паспорта должна быть обязательно представлена кандидатом в соответствующую комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться.

В-четвертых, в настоящее время весь Федеральный закон построен на том, что предусматривается один "список кандидатов" - единый список кандидатов (п. 59 ст. 2 Федерального закона), т.е. документ о выдвижении избирательным объединением группы кандидатов в установленном законом количестве по единому избирательному округу на выборах по пропорциональной избирательной системе, при которой депутатские мандаты распределяются между этими списками кандидатов.

Введение нового термина "список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам" потребует внесения изменений, направленных на избежание путаницы.

Так, по примерным оценкам необходимо будет внести изменения не только в п. 59 ст. 2 Федерального закона, но и в следующие нормы: п. 4, 20, 28 ст. 2; п. 6 ст. 3; ст. 6; п. 6 ст. 20; п. 3.1 ст. 22; пп. "б" п. 7 ст. 23; пп. "б", "в" п. 8 ст. 24; пп. "б" п. 7, пп. "б" п. 7.1 ст. 25; пп. "б", "в" п. 7 ст. 26; пп. "б", "в" п. 5, пп. "г" п. 6 ст. 27; п. 13 ст. 28; п. 20, 24 ст. 29; п. 1, 4 ст. 30; п. 1, 3, 3.1, 9 ст. 32; п. 1, 3, 9 ст. 33; ст. 35; ст. 37; ст. 38; п. 2 ст. 39; п. 4, пп. "а", "г" п. 5 ст. 40; п. 1, 4 ст. 43; пп. "а", "б", "в", "е" п. 2, п. 2.1, 10 ст. 48; п. 1 ст. 49; п. 1, 1.1, 1.3 ст. 50; п. 3, 4, 6, 8 ст. 51; п. 2 ст. 52; п. 2, 5, 7 ст. 53; п. 1.1 ст. 54; п. 4, 5, пп. "а", "б", "г" п. 5.2 ст. 56; п. 1, 4 ст. 58; пп. "а" п. 3, п. 6 ст. 59; п. 3, 4 ст. 61; п. 5.2, 6, 11, 17, 18 ст. 63; п. 7, 8 ст. 64; п. 8 ст. 65; п. 12, 14, 18 ст. 68; пп. "в", "г" п. 2, п. 6 ст. 70; п. 2, 3 ст. 72; п. 5 ст. 75; ст. 76; ст. 77; п. 2, 5 ст. 78.

С точки зрения юридической техники внесение такого количества поправок достаточно сомнительно.

Представляется, что избежать данной путаницы можно было бы введением вместо предлагаемого термина "выдвинутый избирательным объединением список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам" термина "перечень кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам".

В-пятых, в результате принятия законопроекта получится, что в Федеральном законе два списка кандидатов будут урегулированы не одинаково.

С одной стороны, в отношении "выдвинутого избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам" Федеральным законом будет установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для его заверения, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в его заверении.

С другой стороны, в отношении "выдвинутого избирательным объединением списка кандидатов по единому избирательному округу" Федеральным законом предусматривается лишь то, что данный список представляется в организующую выборы избирательную комиссию, которая его заверяет, и что законом могут быть предусмотрены основания для отказа в его заверении (п. 14 ст. 35 Федерального закона).

Таким образом, принятие данного законопроекта вряд ли можно признать обоснованным, поскольку предлагаемая им процедура лишь усложняет избирательный процесс, что может быть воспринято как установление излишних административных барьеров на пути к реализации пассивного избирательного права.

Следует отметить, что процедура заверения списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам не была придумана отдельными законодателями субъектов Российской Федерации, а была заимствована из Федерального закона, предусматривавшего выборы половины депутатов Государственной Думы по одномандатным избирательным округам <6>.

<6> См.: Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 51. Ст. 4982; Российская газета. N 241. 2002. 25 дек.

Не была исключением и Тульская область, законодательство <7> которой также заимствовало данную процедуру из федерального законодательства без учета того, что данная процедура не предусмотрена базовым законом.

<7> См.: Закон Тульской области от 9 июня 2003 г. N 386-ЗТО "О выборах депутатов Тульской областной Думы" // Тульские известия. 2003. N 131 - 134. 14 июня; Закон Тульской области от 13 апреля 2005 г. N 567-ЗТО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления" // Тульские известия. 2005. N 98 - 100. 20 апр.

Закон N 1055-ЗТО предусматривает лишь представление самим кандидатом в соответствующую окружную избирательную комиссию документов, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 33 Федерального закона (ч. 2 ст. 12 Закона):

  1. заявление о согласии баллотироваться (п. 2 ст. 33 Федерального закона);
  2. копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (п. 2 ст. 33 Федерального закона);
  3. документ, подтверждающий принадлежность кандидата к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению и его статус в этой политической партии, этом общественном объединении, предусмотренный федеральным законом, в случае, если кандидатом указаны данные сведения в заявлении о согласии баллотироваться (п. 2 ст. 33 Федерального закона);
  4. сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, по форме, установленной федеральным законом (п. 3 ст. 33 Федерального закона).

Помимо указанных документов кандидат, выдвинутый избирательным объединением, должен представить лишь (ч. 3 ст. 12 Закона):

  1. решение избирательного объединения о его выдвижении (при этом решение может быть оформлено любым документом согласно уставу избирательного объединения - протокол, выписка из протокола, постановление);
  2. документы, подтверждающие соблюдение дополнительных условий, предусмотренных уставом избирательного объединения: решение уполномоченного уставом избирательного объединения органа о делегировании полномочий по выдвижению кандидата, о согласовании выдвижения кандидата, об утверждении выдвижения кандидата (в случае, если уставом избирательного объединения предусматриваются такие условия).

Никаких "излишних" процедур и документов Закон не предусматривает. Следует также отметить, что на основании п. 17 ст. 38 Федерального закона Законом N 1055-ЗТО предусматривается (ч. 4 ст. 21):

"При проведении выборов в представительные органы муниципальных образований, на которых избирательные округа образованы в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов не производится.

Регистрация кандидатов в этом случае производится в заявительном порядке: при наличии предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата".

Кроме того, при аналогичных условиях (не более пяти тысяч избирателей в округе) на основании п. 4 ст. 33 Федерального закона Законом N 1055-ЗТО предусмотрена возможность не представлять сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах (п. 4 ч. 2 ст. 12 Закона области), а на основании п. 1 ст. 58 Федерального закона - право не создавать собственный избирательный фонд при условии, что финансирование своей избирательной кампании не производится (ч. 1 ст. 29 Закона области).

В результате введения процедуры заверения списка выдвижение кандидатов на выборах в представительные органы муниципальных образований, на которых избирательные округа образованы в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, от избирательного объединения может стать просто нецелесообразным.

Также необходимо взглянуть на целесообразность введения процедуры заверения списка кандидатов организующей выборы комиссией и последующего представления копии заверенного списка в окружную комиссию с точки зрения совмещения полномочий различными комиссиями.

Дело в том, что выборы депутатов представительных органов муниципальных образований в большинстве своем проводят территориальные избирательные комиссии, которые одновременно осуществляют полномочия избирательных комиссий муниципальных образований, т.е. комиссий, организующих эти выборы, и полномочия окружных избирательных комиссий.

В результате оба комплекта документов - один для заверения списка, второй для уведомления о выдвижении кандидата - будут представляться в одну и ту же комиссию.

Таким образом, проект Федерального закона N 352503-5 приведет не к упрощению порядка выдвижения избирательными объединениями кандидатов по одномандатным и многомандатным округам, а к его усложнению, что вряд ли может быть признано направленным на обеспечение избирательных прав граждан.

Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов

 1. Выдвижение списка    2. Выдвижение кандидатов  3. Предлагаемая модель
кандидатов по единому по одномандатному выдвижения кандидатов
избирательному округу (многомандатному) по одномандатному
избирательному округу (многомандатному)
избирательному округу
---------------------¬ -----------------------¬ ---------------------¬
¦ Принятие решения ¦ ¦ Принятие решения ¦ ¦ Принятие решения ¦
¦ о выдвижении ¦ ¦ о выдвижении ¦ ¦ о выдвижении ¦
¦ списка кандидатов ¦ ¦ кандидатов ¦ ¦ кандидатов ¦
L----------T---------- L-----------T----------- L----------T----------
¦ ¦ ¦/
¦/ ¦ -- --- -- -- +-- -- --- --¬
¦
---------------------¬ ¦ ¦ ----------------------¬ ¦
¦ Представление ¦ ¦ ¦ Представление ¦
¦ документов ¦ ¦ ¦ ¦ документов ¦ ¦
¦ о выдвижении списка¦ ¦ ¦ о выдвижении списка ¦
¦ кандидатов ¦ ¦ ¦ ¦ кандидатов ¦ ¦
¦ в избирательную ¦ ¦ ¦ в избирательную ¦
¦ комиссию, ¦ ¦ ¦ ¦ комиссию, ¦ ¦
¦ организующую выборы¦ ¦ ¦ организующую выборы ¦
L----------T---------- ¦ ¦ L----------T----------- ¦
¦/ ¦ ¦ ¦/ ¦
-----------+---------¬ ¦ -----------+----------¬
¦ Принятие решения ¦ ¦ ¦ ¦ Принятие решения ¦ ¦
¦ о заверении списка ¦ ¦ ¦ о заверении списка ¦
¦ кандидатов ¦ ¦/ ¦ ¦ кандидатов ¦ ¦
¦ (в 3-дневный срок) ¦ ¦ (в 3-дневный срок) ¦
L----------T---------- ¦ L----------T----------- ¦
¦ ¦/
¦ L- -- -- -- -+ -- -- --- --
¦
¦ -----------------------¬ ----------------------¬
¦ ¦ Представление ¦ ¦ Представление ¦
¦ ¦ документов ¦ ¦ документов ¦
¦ ¦ о выдвижении ¦ ¦ о выдвижении ¦
¦ ¦ в окружную ¦ ¦ в окружную ¦
¦ ¦избирательную комиссию¦ ¦ избирательную ¦
¦/ ¦ ¦ ¦ комиссию ¦
L-----------T----------- L----------T-----------
¦/ ¦/
------------------------------------+------------------------+-----------
---------------------¬ -----------------------¬ ----------------------¬
¦ Создание ¦ ¦ Создание ¦ ¦ Создание ¦
¦избирательного фонда¦ ¦ избирательного фонда ¦ ¦ избирательного фонда¦
¦ (открытие ¦ ¦(открытие специального¦ ¦ (открытие ¦
¦ специального ¦ ¦ избирательного счета)¦ ¦ специального ¦
¦ избирательного ¦ ¦ (если необходимо) ¦ ¦избирательного счета)¦
¦ счета) ¦ ¦ ¦ ¦ (если необходимо) ¦
L----------T---------- L-----------T----------- L----------T-----------
¦/ ¦/ ¦/
-----------+---------¬ ------------+----------¬ -----------+----------¬
¦ Сбор подписей (если¦ ¦ Сбор подписей (если ¦ ¦ Сбор подписей (если ¦
¦ необходимо) ¦ ¦ необходимо) ¦ ¦ необходимо) ¦
L----------T---------- L-----------T----------- L----------T-----------
¦/ ¦/ ¦/
-----------+---------¬ ------------+----------¬ -----------+----------¬
¦ Представление ¦ ¦ Представление ¦ ¦ Представление ¦
¦ документов для ¦ ¦ документов для ¦ ¦ документов для ¦
¦ регистрации ¦ ¦ регистрации ¦ ¦ регистрации ¦
L----------T---------- L-----------T----------- L----------T-----------
¦/ ¦/ ¦/
-----------+---------¬ ------------+----------¬ -----------+----------¬
¦ Принятие решения ¦ ¦ Принятие решения ¦ ¦ Принятие решения ¦
¦ о регистрации ¦ ¦ о регистрации ¦ ¦ о регистрации ¦
¦ (в 10-дневный срок)¦ ¦ (в 10-дневный срок) ¦ ¦ (в 10-дневный срок) ¦
L--------------------- L----------------------- L----------------------