Мудрый Юрист

Политические партии: понятие, сущность *

<*> Semenova L.Z. Political part: concept, essence.

Семенова Л.З., аспирантка кафедры конституционного и муниципального права ГОУ ВПО "Российский государственный торгово-экономический университет".

В данной работе раскрываются основные направления деятельности политических партий, роль политических партий в политической системе, а также их отличительные особенности от других общественно-политических организаций. Приводится законодательство, которым регламентируются основные функции политических партий, в частности Конституция РФ, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

Ключевые слова: политические партии, многопартийность, элемент политической системы, право, законодательство, законы.

In the given work the basic lines of activity of political parties, a role of political parties in political system, and also their distinctive features from other political organizations reveal. The legislation by which the basic functions of political parties, in particular the Constitution of the Russian Federation, the Federal law from July, 11th, 2001 N 95-FZ "About political parties" are regulated is resulted.

Key words: political parties, multi-party system, an element of political system, the right, the legislation, laws.

Политические и социально-экономические, а также правовые преобразования, осуществленные за последние годы, обусловили возникновение и эволюцию фундаментальных институтов и категорий конституционного права России. Среди крупных проблем конституционного права выделяется своей теоретической актуальностью проблема соотношения принципа разделения властей и парламентаризма в современной России.

Политическая жизнь общества в настоящее время сложна и многообразна. В ней занято огромное число участников, среди которых одно из самых существенных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором бы не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или многопартийные системы.

Согласно статье 13 Конституции РФ в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач, обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий [1].

Этимологически "партия" означает "часть", "отдельность", элемент политической системы.

Политическая партия - одно из важнейших достижений цивилизации, обусловливающее нормальную общественную жизнь. Ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Причем обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе.

Партии выступают существенным элементом политической системы общества, представляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. Как представляется, в современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, особенности которой обусловлены либо однопартийным характером политической системы, либо, наоборот, большим количеством партий, обычно играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе. Взаимоотношения между государством и политическими партиями строятся на основах невмешательства в деятельность друг друга. Однако государство оставляет за собой право на правовую регламентацию деятельности политических партий, право на запрет определенных политических партий, которые своей деятельностью пытаются дестабилизировать обстановку в обществе и оказывают другое негативное влияние на граждан.

Исходя из вышеизложенного, политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления [2].

За последние два десятилетия в России появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет идеологическое становление и развитие, объединение и выработка совместных позиций для усиления влияния на государственные структуры и выдвижения своих представителей во власть. Построение в Российской Федерации правового демократического государства в современных условиях невозможно без четкого и должного внимания к политическим партиям, ведь исходя из тенденций направленности нашего государства совершенно ясно, что лишь политические партии в скором будущем будут иметь исключительное право участвовать в выборах всех уровней. В этой связи совершенно очевидна необходимость принятия мер по расширению прав политических партий, а также возможностей по их созданию, в том числе и сокращение минимальной численности партий.

Нижняя палата российского парламента одобрила 13 марта 2009 г. в первом чтении законопроект о поэтапном снижении минимальной численности политических партий. За принятие документа проголосовали 389 депутатов.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, поправки в Федеральный закон "О политических партиях" направлены на реализацию положения Послания Президента РФ Федеральному Собранию в части поэтапного снижения минимальной численности членов политических партий, требуемой для их создания и деятельности, а также проведения ротации руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политических партий.

Согласно одобренному документу с 1 января 2010 г. минимальная численность партии должна сократиться с 50 тыс. до 45 тыс. человек, а с 1 января 2012 г. - до 40 тыс. человек. В региональных отделениях не менее чем в половине субъектов РФ численность должна составлять соответственно 450 и 400 человек.

Кроме того, Закон обязывает партии предусмотреть в своем уставе ротацию руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений.

По моему мнению, документ позволит улучшить качество внутрипартийной демократии и позволит оптимально совершенствовать деятельность политических партий.

Политические партии современной России являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей в борьбе за власть либо за непосредственное влияние на нее всегда являлись важным элементом политических отношений. Однако такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Современные же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине XIX в. В этом смысле политические партии могут рассматриваться как политический институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по иным культурным регионам современного мира.

В западной политической науке партии определяются чаще всего через ту роль, которую они играют в избирательном процессе. В этом плане под партией понимается нередко любая группа людей, придерживающихся одних взглядов по тем или иным вопросам политики и участвующих в выборах, чтобы добиться возможности провести своих представителей в государственный аппарат. Понятно, что участие в избирательном процессе - одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Первые партии, в современном их понимании, появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем парламентаризма. Однако характеристика современных партий как "машины, для выборов" справедлива лишь до известной степени. Их функции и аспекты деятельности значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность ее функционирования, сложившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров как на общенациональном, так и на местном уровнях на "вхождение" во власть, на ее удержание, на реализацию через нее партийной программы, забота о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой народной поддержки.

В своем Послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. Президент РФ подчеркнул: "Многопартийная система в Российской Федерации в целом сложилась. Она стала стабильно функционирующим, общенациональным политическим институтом, важнейшим инструментом, обеспечивающим фундаментальные права и свободы нашего народа, в том числе и его исключительное право на власть. Политические партии, которые сегодня действуют в нашей стране, прошли испытание временем. Они окрепли в борьбе за голоса избирателей, завоевали их доверие, стали по-настоящему массовыми. Располагают они и организационной структурой, кадровым, интеллектуальным потенциалом - всем, что необходимо для работы во всероссийском масштабе. Их программы отражают весь спектр существующих в обществе политических взглядов".

Парламентское большинство поддержало ряд законодательных инициатив Президента РФ, направленных на решение существующих в этой области задач. Так, был снижен до 5 процентов барьер прохождения партий в Государственную Думу. Партии получили право выдвигать кандидатов на должности руководителей субъектов Федерации, а также гарантии равного освещения их деятельности в государственных средствах массовой информации.

Также в Послании Президент предложил уделить особое внимание укреплению демократических институтов на региональном уровне, а именно:

Таким образом, необходимо отметить, что государство уделяет большое внимание развитию института политической системы, в том числе политических партий.

Как представляется, взаимодействие между государством и политическими партиями в РФ должно развиваться в следующем направлении: государство, заинтересованное в стабильном развитии гражданского общества, должно совместно с политическими партиями (история консолидирует определенную часть общества) разработать программу развития гражданского общества, основанную на основах морали и права и направленную на развитие каждого гражданина.

Необходимо заметить, что политические партии как самостоятельные субъекты политики имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими организациями. Среди них: наличие определенной организации и аппарата власти и управления; существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников; фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыто, только для посвященных); наличие массовой базы в лице членов и сторонников.

Основным же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти.

Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.

В политической системе общества политические партии выполняют следующие основные функции:

  1. Определяют политическую цель. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся определить стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных или иных действий.
  2. Выражают и агрегируют общественные интересы. Выражать интересы могут и группы, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения центральных государственных органов.
  3. Создают долгосрочную социальную и идейно-психологическую основу партийной деятельности. Формируют соответствующее общественное мнение, используя для этих целей СМИ.
  4. Формируют правящую элиту, местные органы власти, вначале теневой, а затем и реальный состав правительства, других центральных органов власти; обеспечивают связи между представительными органами власти и обществом; формируют вместе с другими политическими институтами механизм государственного и общественного управления; обеспечивают стабильность правительственных структур и механизмов.

Среди основных направлений деятельности политических партий следует особо выделить выработку программных установок, социально-экономической и политической стратегии. К разработке современной стратегии привлекаются квалифицированные идеологические кадры.

Политические партии стремятся обеспечить единство действий своих сторонников, организовать поддержку среди своих союзников. Идеологическая функция партий выражается в политической деятельности, направленной, с одной стороны, на производство идей, а с другой - на "производство людей". Партии выступают инициаторами и являются штабами по разработке стратегических и тактических концепций, выражающих интересы и волю представляемых ими социальных общностей. Существенными компонентами этих концепций являются модели развития и функционирования общества в целом. Помимо разработки концепций идеологическая деятельность партий направлена на широкое распространение, пропаганду этих концепций и иных идей, отвечающих их целям. Правящие партии используют для этого также идеологическую функцию государства.

Партии стремятся:

  1. Воспитывать своих сторонников и население в целом в духе разделяемых ими традиций, ценностей, идеалов.
  2. Выработать чувство причастности к формированию и проведению в жизнь определенной политической линии партии.
  3. Привлечь к себе широкий круг сторонников.
  4. Приобщить население, и прежде всего молодежь, к активной политической деятельности под своими лозунгами.

Естественно, что вся эта деятельность определяется конечными целями партий и интересами представляемых ими социальных групп. Правящие партии стремятся проводить такую социализацию, которая бы обеспечивала позитивное восприятие отстаиваемых ими ценностей, широкую социальную поддержку их курса.

В случае, когда руководству партии удается разработать идеологически привлекательную и подтверждаемую практикой политическую доктрину, расширяется социальная база партии, что в решающей степени способствует достижению положительных результатов на выборах. И наоборот, чем крепче держится та или иная партия за устаревший теоретический и концептуальный багаж, тем труднее ей перестроиться и идти в ногу со временем.

Весьма важным для любой партии является представительство интересов соответствующих социальных общностей. Содержание этой функции составляет деятельность по обеспечению политических средств выражения этих интересов, формулирование их в форме целей и идеалов, реализация и защита в процессе взаимодействия с другими субъектами политики. Функции представительства интересов реализуется, во-первых, путем аккумуляции общих интересов социальных общностей на основе согласования специфических интересов их различных слоев и групп, во-вторых, посредством овладения государственными органами и контроля над ними либо через различные формы давления на эти органы в процессе принятия политических решений и практического властвования.

Партия играет существенную роль в определении целей и политических ориентиров развития политической системы и общества в целом. Объем и эффективность выполнения этой функции зависят от положения партии в политической системе. Наибольшими возможностями обладают в этой сфере правящие партии. Они вырабатывают и формируют политику, которая определяет направленность движения всей социальной системы. Степень участия партии в выработке политической линии, объем и эффективность реализации этой функции являются показателями положения партии в наличной политической системе.

Организаторская функция партии выражается в определенной кадровой политике, т.е. в деятельности по подбору, выдвижению (расстановке) кадров в самой партии и в других государственных и общественных организациях. Эту организаторскую подфункцию партий политологи называют функцией политического рекрутирования - подбора кадров политических руководителей.

Подбор и выдвижение кадров руководителей могут осуществляться двумя путями:

  1. Через отбор и поддержку кандидатов для избрания в руководящие органы.
  2. Через назначение преданных делу правящей партии кадров на те или иные государственные посты.

Причем в этих процессах главным критерием оценки кадров, их выдвижения являются их политические и профессиональные качества. Через свои политические кадры партия проводит политику в государственном аппарате и других организациях, распространяет свое политическое влияние в других институтах политической системы.

Принципиально важна внутрипартийная деятельность, направленная на обеспечение единства и согласия партийных рядов, на выработку ценностей и норм, сближающих членов и сторонников партии, на осуществление руководства и управления деятельностью партийных рядов.

Важными направлениями деятельности политических партий являются:

  1. Выявление, формулирование и обоснование интересов соответствующих социальных групп (функция политической артикуляции), их активизация и интеграция.
  2. Создание политических доктрин и программ.
  3. Участие в борьбе за власть в государстве и создании программ деятельности государства, в осуществлении государственной власти.
  4. Политическое воспитание общества в целом либо его определенной части (группы, класса, слоя), формирование общественного мнения.
  5. Подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профессиональных союзов, общественных организаций.
  6. Внутрипартийная организационная деятельность.

11 июля 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон "О политических партиях" N 95-ФЗ. Закон детально регламентирует: создание политической партии; государственную регистрацию политической партии; внутреннее устройство политической партии; права и обязанности политической партии; государственную поддержку политических партий; государственное финансирование политических партий; участие политических партий в выборах и референдумах; приостановление деятельности и ликвидацию политических партий.

Необходимо отметить современные реалии. Так, деятельность политических партий в Российской Федерации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением следующих ограничений:

Статья 10 названного Закона регламентирует отношения между государством и политическими партиями.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения политических партий, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.

Президент Российской Федерации вправе приостановить свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

Взаимодействие между государством и политическими партиями в РФ ярко проявляется в работе Государственной Думы.

Кроме того, в рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служат власть, авторитетное влияние. История свидетельствует о том, как власть часто использует силу. В качестве такой силы могут выступать партии, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов и являющиеся мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что политические партии сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

Политические партии должны развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Деятельность их является показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления, и чем результативнее она станет осуществляться, тем прочнее будет гражданское общество.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".
  3. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. N 214. 2009. 13 ноября.