Мудрый Юрист

Средневековая русская государственная идеология в трудах историков и юристов *

<*> Fasgiev T.A. Medieval russian state ideology in the works of historians and lawyers.

В статье анализируются исследования идеологических основ Киевской и Московской Руси. Автором приводится обзор изысканий социокультурного плана, а также разработок теоретиков государства и права, отмечаются работы отечественных философов и специалистов в сфере истории политических и правовых учений. Выводы автора могут быть использованы в научной деятельности.

Ключевые слова: средневековый, книжник, теория и история государства и права, функции государства, политический режим.

The article analyses the studies of ideological fundamentals of Kiev and Moscow Russia. The author presents review of researches of socio-cultural character and also developments of Russian philosophers and specialists in the sphere of history of political and legal schools. The author's conclusion might be used in scientific activity.

Key words: medieval, scribe, theory and history of state and law, functions of the state, political regime.

Весь комплекс проблем, так или иначе связанных с развитием русской средневековой государственной идеологии, давно приковывает к себе внимание отечественных ученых самых разных специальностей. В дореволюционной науке данная проблематика частично исследовалась Н.М. Карамзиным, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским, М.А. Дьяконовым, И.Н. Ждановым, Н.Ф. Каптеревым, В.И. Саввой, В.Е. Вальденбергом и многими другими. Основное внимание большинства из них было сконцентрировано на вопросе о влиянии Византии, ее религиозно-политических традиций на государственную идеологию Киевской и Московской Руси. Объем работ, посвященных русской средневековой государственной идеологии, уже тогда был довольно значительным. Из всего массива дореволюционной исторической литературы заметно выделяются труды В.О. Ключевского. Они основаны на большом фактическом материале и отличаются глубоким проникновением в суть анализируемых проблем. Поэтому они и сегодня сохраняют свое научное значение.

Не меньше внимания уделялось русской средневековой государственной идеологии и в советское время. Ученые-историки этого периода посвятили себя изучению отдельных памятников русской политической и правовой мысли. Можно отметить работы Н.Н. Масленниковой, Р.П. Дмитриевой, А.А. Зимина, Я.С. Лурье. Важный вклад в изучение политико-правовых концепций русских книжников внесли А.Л. Гольдберг, Р.Г. Скрынников, А.Л. Хорошкевич. Политико-правовые аспекты славянского язычества и древнерусского летописания активно разрабатывались Б.А. Рыбаковым, А.Г. Кузьминым, Б.А. Романовым, Д.С. Лихачевым, И.Я. Фрояновым. Общественно-политической идеологии Киевской и Московской Руси посвятил свои монографии И.У. Будовниц. Новые методологические подходы к изучению русской средневековой идеологии успешно развивали Ю.М. Лотман, А.М. Панченко, Б.А. Успенский, В.Л. Живов, М.Б. Плюханова.

Идеологическая основа Московского государства периода правления первых Романовых получила освещение в работах И.В. Поздеевой, В.Г. Вдовиной, П.Н. Пушкарева, А.П. Богданова. Народным представлениям о царской власти посвятил свою монографическую работу П.В. Лукин. Среди монографических работ Новейшего времени особого внимания заслуживает фундаментальная монография Н.В. Синицыной "Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции". Ее опубликование в 1998 г. стало заметным событием не только в исторической, но и в историко-юридической науке. В своей работе Н.В. Синицына вновь подтвердила вывод о том, что концепция "Третьего Рима" имела церковное происхождение и преимущественно религиозное предназначение [1].

Таким образом, в отечественной исторической науке был проделан огромный труд по изучению русской средневековой идеологии. Нужно отметить, что отечественными учеными-историками был проанализирован широкий круг вопросов. Но в центре их внимания по-прежнему находятся те или иные средневековые религиозно-политические концепции русских книжников.

Необходимость всестороннего изучения русской средневековой государственной идеологии назрела давно, но пробелы восполняются во многом за счет исследований гражданских историков. Они решают вопросы, так или иначе связанные с государственной идеологией Киевской и Московской Руси, рассматривая их под своим собственным, специфическим углом зрения. Современных ученых-историков привлекают главным образом социокультурные аспекты данной проблематики. В подобных условиях особую актуальность приобретают специальные государствоведческие исследования, которые, основываясь на достижениях гражданской истории, сохраняют самую тесную связь с науками юридического профиля. Особенно перспективны те из них, которые, непосредственно соприкасаясь с чисто историческими дисциплинами, концентрируются на специфических, присущих именно историко-правовым изысканиям проблемах, таких? как политические режимы, внешние и внутренние функции государства и др. Конечно же, эти и им подобные проблемы могут изучаться и сами по себе, но гораздо плодотворнее их комплексное изучение.

Так как же обстоит дело в историко-юридической науке? Библиографический анализ показал, что труды историков-юристов, посвященные рассматриваемой здесь проблематике, встречаются довольно редко. К сожалению, в трудах историков-юристов русская государственная идеология эпохи Средневековья выглядит как разбитое зеркало. Дело в том, что в юридической среде доминируют исследования, посвященные тому или иному русскому средневековому учению о праве и государстве, целостной картины русской средневековой государственной идеологии в истории учений о праве и государстве пока нет. Роль историков-юристов в этой области, как правило, ограничивается написанием соответствующих глав и параграфов для учебников и учебных пособий. Определенное исключение в этом плане представляет монография Н.М. Золотухиной, где обнаруживается стремление проследить развитие русской средневековой политико-правовой мысли. Н.М. Золотухина верно отметила, что "остается наименее изученной политическая и правовая мысль периода раннего и позднего Средневековья". Она, безусловно, права и тогда, когда пишет об отставании исследований в этой области от "исследования социально-политической истории средневековой России". Следует согласиться с ней и в том, что "наиболее заметно это отставание именно в историко-правовой науке". Но и ею данная проблематика рассмотрена в соответствии с доктринальным принципом: от Илариона Киевского до Ивана Тимофеева. В заключение своей работы автор подчеркивает, что "рассмотрены далеко не все памятники древнерусской письменности Киевского государства", а также "многие политические произведения периода централизации Русского государства". При таком подходе фрагментация политико-правового знания неизбежна. Кроме того, "в пределах данной работы" Н.М. Золотухиной "ставилась задача показать формирование основных направлений политической мысли, в русле которых происходило развитие классовой борьбы в ее идеологической форме" [2]. Налицо стремление к иллюстрации постулатов классовой теории примерами из политико-правовой истории России. В результате весь комплекс вопросов, связанных с государственной идеологией Руси и России, остается на периферии исследовательского процесса. Подобное стремление в значительной мере обесценило результаты работы Н.М. Золотухиной, содержание которой сегодня нуждается в пересмотре. Конечно, лишь работой Н.М. Золотухиной весь круг известных источников не ограничивается. Так, интересны и содержательны труды историков-юристов, специализирующихся на истории отечественного государства и права: Г.Б. Гальперина, А.И. Королева, И.А. Исаева, В.М. Карпеца, А.Н. Тимонина, Е.В. Тимошиной и др. Поскольку специфика развития русской средневековой государственной идеологии вскрывает ряд проблем, находящихся на стыке истории и теории государства и права, высокое научное значение имеют разработки теоретиков государства и права: Н.Н. Алексеева, С.С. Алексеева, М.И. Байтина, Н.М. Коркунова, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянца, Е.Б. Пашуканиса, А.В. Полякова, Р.А. Рахимова, А.Г. Хабибуллина, В.Е. Чиркина и др. Тесная взаимосвязь означенного вопроса с историей политических и правовых учений побуждает исследовать труды В.Т. Графского, Н.А. Золотухиной, И.А. Исаева, В.М. Карпеца, И.Ю. Козлихина, Д.И. Луковской, Е.В. Тимошиной и др. Понимание сущности отдельных процессов невозможно без обращения к изысканиям отечественных ученых-философов: Н.А. Бердяева, А.В. Гулыги, К.Н. Леонтьева, В.С. Соловьева, Л.А. Тихомирова, В.В. Розанова и др., а также специалистов в области истории государства и права зарубежных стран: В.Т. Графского, А.И. Косарева, Н.И. Крашенниковой и др.

Поскольку настоящая статья имеет весьма ограниченные рамки, мы не в силах воспроизвести все научные достижения отечественных ученых. Поэтому лишь отметим, что, несмотря на огромный массив научной литературы, прямо или косвенно посвященной русской средневековой государственной идеологии, целый ряд проблем так и остался не затронутым или недостаточно освещенным. Богатейший фактографический материал, представленный в трудах отечественных и зарубежных историков, все еще ждет своих исследователей. Он до сих пор нуждается в осмыслении и переосмыслении с позиций истории учений о праве и государстве.

Литература

  1. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV - XVI вв.). М.: Индрик, 1998. 416 с.
  2. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М.: Юрид. лит., 1985. 200 с.