Мудрый Юрист

Особенности квалификации и расследования хищений автомототранспортных средств

А.Г. МУСЕИБОВ

Мусеибов А.Г., главный научный сотрудник ВНИИ МВД России, доктор юридических наук.

1. Общая характеристика проблемы

Хищения автомототранспортных средств приобрели в России за последние годы широкую распространенность, особенно в крупных городах, и имеют тенденцию к росту. Постоянный рост автомобильного парка в стране, высокий потребительский спрос на автомототранспортные средства в связи с возросшей мобильностью населения, престижность обладания автомобилем, особенно иностранного производства, высокая стоимость автомобилей стимулируют совершение данных преступлений.

Раскрываемость хищений автомототранспортных средств остается крайне низкой. В целом по России раскрываемость краж всех автотранспортных средств составляет 26,1%, автомашин - 20,0%. По данным страховых организаций из каждой десятки похищенных автомашин владельцам возвращается только одна.

Недостаточная эффективность деятельности по раскрытию и расследованию хищений автомототранспортных средств в определенной мере связано с неудовлетворительным уровнем методического обеспечения органов дознания и предварительного расследования. Проблемы расследования хищений автомототранспортных средств в условиях крупных городов с учетом современных реалий правоохранительной практики и последних изменений в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве в комплексном плане до настоящего времени не были предметом самостоятельного исследования.

В связи с этим следователи и дознаватели испытывают сложности при планировании и организации расследования хищений автомототранспорта и производстве отдельных следственных действий по уголовным делам о преступлениях данной категории. Недостаточно разработанными являются и проблемы квалификации хищений автомототранспорта.

Настоящие методические рекомендации основаны на результатах изучения и обобщения опубликованных материалов следственной и судебной практики, на анализе законодательства, литературных источников, постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации. При разработке криминалистической характеристики хищений автомототранспорта использовались статистические данные по г. Казани, г. Москве и по другим крупным городам России.

2. Квалификация хищений автомототранспорта

Под хищением, согласно примечанию 1 к ст. 158 УК РФ, понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Непосредственным объектом любой формы хищения являются отношения собственности.

Хищения автомототранспортных средств отличаются от иных хищений предметом посягательства. Им являются легковые и грузовые автомобили и мотоциклы. Вид и характеристика автомототранспортных средств на квалификацию преступления не влияют.

Хищения автомобилей и мотоциклов совершаются в основном в форме кражи (ст. 158 УК РФ), в ряде случаев - в форме грабежа (ст. 161 УК РФ) и разбоя (ст. 162 УК РФ), и в редких случаях - в форме мошенничества (ст. 159 УК РФ), а также в форме присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ).

Разграничение данных видов преступлений между собой проводится так же, как и при хищениях иных предметов и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в его Постановлениях от 27 декабря 2002 г. N 29 (в ред. от 06.02.2007 N 7) "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" <1> и от 27 декабря 2007 г. N 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" <2>.

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 2.
<2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2.

Для правильной квалификации хищений автомототранспортных средств особо актуальными являются разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пунктах 2 - 7 его Постановления от 27 декабря 2002 г. N 29 (в ред. от 06.02.2007 N 7) "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое", которые сводятся к следующим.

Как тайное хищение чужого имущества (кража) следует квалифицировать действия лица, совершившего незаконное изъятие имущества в отсутствие собственника или иного владельца этого имущества или посторонних лиц либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них. В тех случаях, когда указанные лица видели, что совершается хищение, однако виновный, исходя из окружающей обстановки, полагал, что действует тайно, содеянное также является тайным хищением чужого имущества.

Открытым хищением чужого имущества, предусмотренным статьей 161 УК РФ (грабеж), является такое хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимали они меры к пресечению этих действий или нет.

Если присутствующее при незаконном изъятии чужого имущества лицо не сознает противоправность этих действий либо является близким родственником виновного, который рассчитывает в связи с этим на то, что в ходе изъятия имущества он не встретит противодействия со стороны указанного лица, содеянное следует квалифицировать как кражу чужого имущества. Если перечисленные лица принимали меры к пресечению хищения чужого имущества (например, требовали прекратить эти противоправные действия), то ответственность виновного за содеянное наступает по статье 161 УК РФ.

Если в ходе совершения кражи действия виновного обнаруживаются собственником или иным владельцем имущества либо другими лицами, однако виновный, сознавая это, продолжает совершать незаконное изъятие имущества или его удержание, содеянное следует квалифицировать как грабеж, а в случае применения насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения такого насилия - как разбой.

Кража и грабеж считаются оконченными, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению (например, обратить похищенное имущество в свою пользу или в пользу других лиц, распорядиться им с корыстной целью иным образом). Разбой считается оконченным с момента нападения в целях хищения чужого имущества, совершенного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.

Не образуют состава кражи или грабежа противоправные действия, направленные на завладение чужим имуществом не с корыстной целью, а, например, с целью его временного использования с последующим возвращением собственнику либо в связи с предполагаемым правом на это имущество. В зависимости от обстоятельств дела такие действия при наличии к тому оснований подлежат квалификации по статье 330 УК РФ или другим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Последнее разъяснение, содержащееся в п. 7 указанного Постановления, имеет важное значение для разграничения хищений автомототранспортных средств от неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угона) - преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ. На практике разграничение данных видов преступлений вызывает особые сложности.

Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) по своим объективным признакам является сходным с хищениями. Непосредственным объектом угона, так же как и хищений, являются отношения собственности, а предметом - автомобили и иные транспортные средства, под которыми понимаются троллейбусы, а также тракторы и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 (в ред. от 12.08.2004 N 408) "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" <3>, а также Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. от 28.02.2006 N 109) <4>. При этом указанные транспортные средства, так же как и при хищениях, должны быть чужими и виновный не должен обладать правом пользования или распоряжения ими.

<3> СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1999.
<4> САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон), так же как и хищения, может совершаться как в тайной, так и в открытой формах, путем обмана или злоупотребления доверием, а также с применением насилия или угрозы его применения. В последнем случае действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений как угон и как соответствующее преступление против личности.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 1969 г. N 50 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения (ст. ст. 211, 211.2, 148.1 УК РСФСР)" <5> под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения следует понимать захват транспортных средств и поездку на них. Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения является оконченным преступлением с момента отъезда транспортного средства с места, на котором оно находилось. При установлении умысла на хищение транспортного средства действия лица надлежит квалифицировать по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за преступления против собственности. Дополнительной квалификации этих действий как угона не требуется, поскольку неправомерное завладение транспортным средством является в таких случаях способом хищения.

<5> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 1.

Таким образом, хищения и угоны автомототранспортных средств различаются главным образом по содержанию субъективной стороны данных видов преступлений. При угоне умысел виновного направлен на временное физическое обладание транспортным средством или установление контроля над ним для поездки, включая использование транспортного средства для совершения других преступлений, в том числе хищение, а при хищении - на незаконное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого транспортного средства в свою пользу или в пользу других лиц с корыстной целью. При этом содержание умысла виновного проявляется в содержании факультативных элементов объективной стороны данных видов преступлений, таких как: время, место, обстановка, способ совершения преступления, а также в признаках поведения виновного до и после завладения им транспортным средством, что позволяет правильно квалифицировать его действия.

О направленности умысла виновного на совершение хищения транспортного средства свидетельствуют, в частности, такие обстоятельства совершения преступления, как:

изъятие и перемещение транспортного средства с помощью эвакуатора или иного транспортного средства на буксире;

использование для завладения транспортным средством, оборудованным электронными и иными средствами защиты, сложных технических средств взлома;

преодоление сложных преград для завладения транспортным средством, в частности разбор или снесение стены гаража, снесение ворот или ограды автостоянки, в котором хранилось транспортное средство, осуществление подкопа под гараж;

осуществление подготовительных действий к завладению транспортным средством, в частности таких, как: длительная слежка за транспортным средством и его владельцем в целях сбора информации об образе жизни и связях данного владельца, о местах парковки транспортного средства и имеющейся на нем противоугонной системе; подготовка орудий и средств совершения преступления; выбор оптимального времени, места и способа проникновения в салон автомобиля;

неоднократность попыток завладения транспортным средством;

длительная эксплуатация транспортного средства после завладения им, в том числе с заменой на нем государственных номерных знаков на номерные знаки с другого автомобиля;

сокрытие транспортного средства после завладения им;

изготовление или приобретение поддельных документов на право владения транспортным средством;

уничтожение или изменение идентификационных номеров на кузове и двигателе транспортного средства;

разукомплектование, переоборудование, переделка (перекраска) транспортного средства после завладения им;

сбыт транспортного средства или его отдельных частей и деталей;

использование частей и деталей транспортного средства после завладения им для ремонта аналогичного транспортного средства;

предъявление потерпевшему требования (обращение к потерпевшему с предложением) о выкупе транспортного средства (возвращении за "вознаграждение").

Об умысле виновного на совершение хищения транспортного средства могут свидетельствовать и характеристики самого транспортного средства, в том числе марка, престижность, большая стоимость, высокий потребительский спрос.

Завладение транспортным средством, начавшееся как угон, при дальнейшем изменении умысла виновного может перерасти в хищение, если они проявятся в последующих после захвата его действиях.

В случае установления факта обращения виновного после завладения им транспортным средством к потерпевшему с предложением о возврате данного транспортного за "вознаграждение" его действия могут быть квалифицированы по совокупности преступлений как хищение транспортного средства и как вымогательство "вознаграждения" - преступление, предусмотренное ст. 163 УК РФ.

При этом если виновный, получив от потерпевшего оговоренное "вознаграждение", не возвращает ему похищенное транспортное средство и скрывается, то его действия дополнительно квалифицируются и как мошенничество по ст. 159 УК РФ.

В случаях, когда потерпевший помещает объявление в средствах массовой информации или в сети Интернет о похищении у него транспортного средства и выражает в нем просьбу возвратить его за вознаграждение, а затем, выплатив похитителям оговоренное вознаграждение, получает от них свое транспортное средство, в его действиях в соответствии со ст. 39 УК РФ отсутствует состав подстрекательства к вымогательству (ст. 33 и ст. 163 УК РФ) и состав приобретения имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ), поскольку он совершает данные действия в состоянии крайней необходимости.

3. Криминалистическая характеристика хищений автомототранспорта

Уровень хищений автомототранспортных средств находится в корреляционной связи с уровнем автомобилизации страны, а структура предметов хищений - со структурой автомототранспортного парка в конкретном регионе и городе.

В 1994 году в России парк легковых автомобилей насчитывал 11,5 млн. машин. Доля иномарок в его структуре была крайне мала и составляла около 5%. За период с 1994 по 2003 год автомобильный парк России увеличился в 2,5 раза и состоял из 25 млн. автомобилей, из которых около 20 млн. составляли автомобили легковые. Ежегодно количество автомобилей в России увеличивалось на 8%. Особенно ярко тенденция быстрой автомобилизации проявлялась в крупных городах, в частности в Москве, где парк увеличился в 10 раз и составил к началу 2004 г. свыше 3 млн. автомобилей.

К началу 2008 года на учете в ГИБДД числилось 38,7 млн. транспортных средств, из них свыше 30 млн. составили легковые и около 5 млн. - грузовые автомобили. Удельный вес парка грузового транспорта составляет 13,3% от всего автомобильного парка, а автомобилей иностранного производства - около 33% всего парка автомобилей (в абсолютном выражении 8,5 млн. шт).

Если в 1991 году на 1000 жителей в России приходилось 30 автомобилей, то в 2003 г. - 170 автомобилей, а к началу 2008 г. - 300 автомобилей. Уровень автомобилизации в России еще не достиг предела и, по прогнозам, будет продолжать приближаться к уровню автомобилизации в развитых странах, который в 2 раза превышает российские показатели (В США - 760, Италии, Франции, Австрии, Германии, Японии - около 560 автомобилей на 1000 жителей).

По прогнозам российского аналитического автомобильного агентства АВТОСТАТ, в ближайшие 5 лет прирост российского автопарка будет находиться на уровне 4 - 5% в год, и к 2012 году общее количество легковых автомобилей в России превысит 40 млн. единиц. Доля иномарок в структуре автомобильного парка к 2012 году вырастет до 50%.

В то же время численность мотоциклов в России снижается. К началу 2008 г. на учете в ГИБДД числилось около 3 млн. мотоциклов и мотороллеров, 80% из которых составляли старые отечественные модели, большинство из которых уже давно не эксплуатируется.

По данным Министерства промышленности и энергетики россияне предпочитают все более дорогие транспортные средства. Если в 2005 году они в большинстве своем приобретали автомобили в ценовой категории 8 - 10 тысяч долларов США, то в 2007 году большим спросом стали пользоваться автомобили по цене 12 - 16 тысяч долларов США. Кроме того, россияне стали больше тратить на автомобили. Если в 2006 г. они в среднем тратили на автомобиль около 4,5% своих доходов, то в 2007 году - более 5%.

В то же время в России высоким остается средний возраст эксплуатируемых автомобилей - около 50% автопарка старше 10 лет.

В структуре хищений автомототранспорта в соответствии со структурой автомототранспортного парка России и тенденциями его развития основную долю составляют хищения легковых автомобилей иностранного производства. В последние годы участились случаи хищений и дорогостоящих грузовых автомобилей иностранного производства, а также спецтехники. В то же время доля хищений мотоциклов снижается.

По данным статистики в настоящее время в России ежегодно совершается около 60 тыс. краж транспортных средств, в том числе около 45 тыс. автомобилей. По данным ГИАЦ МВД России в розыске на начало 2010 года значилось свыше 513 тыс. автотранспортных средств. Наибольшее количество хищений автомототранспорта совершается в крупных городах.

Способы, место, время, обстановка и иные элементы механизма совершения хищений автомототранспорта, вид похищаемых транспортных средств и характеристика лиц, их совершающих, различаются в зависимости от формы хищения.

Так, способы совершения наиболее распространенной формы хищения автомототранспорта - кражи включают, как правило, действия по подготовке, непосредственному совершению и сокрытию преступления.

Большинство краж автомототранспорта тщательно готовится. Подготовительные действия лиц, совершающих кражи, включают подбор соучастников преступления (исполнителей и пособников) и распределение между ними ролей, поиск каналов сбыта похищенного (продавцов, покупателей, посредников); приискание орудий и средств совершения преступления, поиск и выбор транспортного средства для похищения, выяснение образа жизни предполагаемой жертвы преступления, данных о транспортном средстве и об имеющейся на нем противоугонной системе, о месте его парковки; выбор времени совершения преступления, изучение путей подхода и отхода от места преступления; выбор способа завладения и изъятия транспортного средства; выработка определенной линии поведения на случай задержания.

В частности, для преодоления преград и взлома запирающих устройств в гараже или автомобиле подготавливаются наборы отмычек, современный портативный инструмент, включая гидравлические ножницы, паяльно-сварочный карандаш типа "Оксал" и т.д., а для нейтрализации действия противоугонных систем - радиосканеры, изготавливаются слепки со штатных ключей.

Для установления владельцев автомашин, ставших жертвами преступления, преступники нередко используют базы данных о кражах и угонах транспортных средств и владельцах похищенных автомобилей, которые приобретают за несколько сотен рублей на радио- или авторынках.

Имеют место и случаи, когда члены преступной группы в целях кражи автомашины предварительно похищают ключи от нее у ее владельца. Такой случай известен, в частности, в следственной практике ГУВД г. Москвы за 2004 г., когда преступники с целью совершения краж автомобилей, припаркованных на открытой стоянке у магазина типа "Супермаркет", вступили в сговор с ворами-карманниками, которые похищали и оперативно передавали им ключи от машины у его владельца, находящегося в торговом зале, а те с использованием этих ключей совершали хищение автомобилей.

Кражи автомототранспорта совершаются как с неохраняемых стоянок, улиц и дворов, так и со стоянок закрытого типа. В последнем случае совершению кражи способствует халатное отношение к своим обязанностям лиц, осуществляющих охрану и пропускной режим на этих объектах.

Наиболее часто кражи автомототранспортных средств совершаются с открытых стоянок, где они оставлены без присмотра, в том числе со дворов (48,5%), а также от магазинов, рынков, кафе (39,56%).

Наиболее распространенными местами совершения краж автомашин являются неохраняемые стоянки у торговых центров, офисных зданий и дворы. Имеют место случаи краж автомототранспортных средств и из гаражей собственников. Реже всего кражи совершаются на платных автостоянках.

Большинство краж автомототранспорта совершается в вечернее и особенно в ночное время.

Кражи совершаются, как правило, для дальнейшей продажи автомобиля после его соответствующей переделки (перекраски, перебивки идентификационных номеров) либо для продажи его частей после разборки автомобиля. Значительная часть краж совершается под "заказ" - для сбыта лицам, разместившим объявления о покупке автомобиля соответствующей марки или марок либо запчастей на них в газетах, а чаще в сети Интернет на популярном в настоящее время российском форуме "auto.ru".

Похищенные путем кражи автомашины в 46,1% случаях продаются, в том числе: в 54,8% случаях - в другом городе (в другой республике); заказчикам (29,3%); скупщикам краденого (27,2%); через торговые предприятия (24,2%); случайным лицам (19,3%). В 32,7% случаев похищенная автомашина разбирается на запчасти, которые в последующем продаются <6>.

<6> См.: Скибин С.Н. Особенности расследования угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств. Ростов-на-Дону, 2007. С. 8.

Почти каждая третья кража автомашин совершается с целью полного демонтажа и реализации запасных частей. Автомашины перегоняются на небольшое расстояние в заранее подготовленный гараж, ремонтную мастерскую, на платную автостоянку, территорию предприятия, определенный участок местности, где их разбирают или изменяют внешний вид некоторых деталей, что позволяет скрыть совершенное преступление.

За последние годы изменилась структура мест сбыта краденого. Если лет десять назад воры сами сбывали похищенное или через своих знакомых, случайных лиц, то в настоящее время в связи с изменениями форм торговли похищенное в большинстве случаев реализуется посредниками.

Более половины похищенного автотранспорта реализуется и используется на территории тех регионов Российской Федерации, где они были похищены.

Для сбыта в других регионах похищенные автомобили не только перегоняются, но и перевозятся по железной дороге, водным, автомобильным транспортом (в том числе в автофургонах). В отдельных случаях в этих целях используются и самолеты.

В последнее время стали популярны хищения дорогих автомобилей с последующим требованием у владельца выкупа за их возвращение.

Предметом хищения становятся не только легковые автомобили и мотоциклы, но и другие виды автотранспортных средств. Так, в конце апреля 2005 г. Московским областным судом была осуждена группа лиц, которой было всего за полгода похищено и реализовано скупщикам 13 единиц строительных автокранов и грузовых автомобилей <7>.

<7> См.: Корма В.Д. Проблемные вопросы уголовно-правовой и криминалистической характеристик угона и кражи транспортных средств // Российский следователь. 2005. N 12.

В настоящее время широкое распространение в России получили случаи краж автомобилей и возвращения их хозяевам за денежный выкуп, как правило, в размере около 25 - 30% от стоимости автомобиля. Так, в 2005 г. сотрудниками ГУВД Самарской области была задержана преступная группа из семи человек, которой было совершено около 40 краж автомобилей с последующим их возвратом собственникам за "вознаграждение" <8>. Такие преступления совершаются в основном организованными преступными группами, в которых четко распределены роли (угонщики, пособники, организаторы и посредники).

<8> См.: Корма В.Д. Указ. соч.

Материалы следственной практики последних лет свидетельствуют о том, что марка и модель похищаемого автомототранспорта зависят от ряда обстоятельств: спроса, времени года, специфики региона, где совершается преступление, наличия и степени сложности противоугонных систем, места и условий стоянки автомототранспорта, стоимости и срока эксплуатации автомобиля.

Особый интерес проявляют похитители к автомобилям, находящимся в процессе снятия и постановки на учет, поскольку автомобили без государственных номерных знаков в учетах правоохранительных органов не числятся и их проще легализовать.

В осеннее и весеннее время увеличивается число краж внедорожников различных модификаций.

В ряде регионов у преступников отсутствуют современные инструменты, необходимые для завладения автомобилем (радиосканеры для снятия сигнализации, устройства для отпирания замка зажигания и т.п.), что лишает их возможности кражи престижных, относительно хорошо защищенных автомобилей. Поэтому предметом преступного посягательства они выбирают отечественные марки автомобилей, как правило, слабо защищенные. Кроме того, во многих регионах из-за низкой платежеспособности населения популярными продолжают оставаться относительно дешевые марки отечественных и импортных автомобилей, в том числе подержанные.

Так, в Татарстане, который входит в первую пятерку регионов с наиболее высоким уровнем раскрываемости краж автомототранспорта, и особенно в г. Казани, в последнее время похищаются в основном автомобили иностранных марок, что в значительной мере определяется относительно высоким потребительским спросом на иномарки, а автомобили отечественных марок, в том числе автомобили Волжского автозавода, похищаются в основном по заказу мастеров автосервисов, которые используют их детали для ремонта автомашин своих клиентов. Весной 2009 года сотрудниками МВД по Республике Татарстан была разоблачена преступная группа, действующая по такой схеме. До разоблачения члены группы совершили хищение четырех автомобилей марки "ВАЗ-2112" и "ВАЗ-2114" <9>.

<9> См.: Простатов И. "Конокрады" XXI века, или Угнать авто за 60 секунд по-русски // Газета Республики Татарстан - Правопорядок. 2009. 6 ноября. N 221 - 222.

В г. Кургане, напротив, наиболее часто похищаемыми транспортными средствами до сих пор продолжают оставаться автомобили отечественного производства. По данным за 2009 г. в г. Кургане из числа похищенных автомобилей 74,7% составили автомобили Волжского автозавода типа "классика" - от первой модели до седьмой, а также "Москвичи" и "Волги", 8,4% - переднеприводные автомобили того же Волжского автозавода, а 4,8% - грузовые автомобили и автомобили типа УАЗ. Иномарки стали предметом преступных посягательств лишь в 12,1% случаев <10>.

<10> См.: Милютин С. Воры выбирают отечественные авто // Курган и курганцы. 2009. 21 декабря. Выпуск N 143.

В целом по России в крупных городах в настоящее время предметом хищений становятся все марки и виды автомобилей: от различных модификаций автомобилей Волжского автозавода до грузовых автомобилей импортного производства. При этом преступников не останавливает ни социальное положение владельцев автомашин, ни степень защищенности автомобилей. Так, нередко предметом хищений становятся автомобили с государственными номерными знаками, имеющими такие буквенные обозначения, как: ААА, ООО, ССС, которые, как правило, выдаются на автомобили, принадлежащие органам власти. Многие из похищенных автомобилей на момент кражи были оборудованы сложными ключами и противоугонными системами, такими как: мультилоки, иммобилайзеры, клиффорды, гаранты, цезари, блекбаги, заводские карточки. Профессиональные угонщики используют все более новые и новейшие технические средства преодоления самых последних типов и совершенных видов противоугонных систем, постоянно совершенствуя свое преступное мастерство, повышая свои криминальные навыки. Предотвращению краж способствует только применение автовладельцами нескольких систем безопасности и индивидуальных секреток.

Для завладения выбранной автомашиной преступники прибегают к самым различным ухищрениям. Если им не удается завести двигатель автомобиля, они прибегают к его буксировке на тросах, перевозят его в фурах, эвакуаторах, заказывают на него ключи на заводе-изготовителе по поддельным документам.

В последние годы участились случаи краж автомобилей с использованием эвакуатора. Данным способом ввиду высокой его рискованности совершаются кражи в основном дорогостоящих автомашин. Об этом свидетельствуют данные статистики. Так, в 2009 году в Москве и Подмосковье с использованием способа полной или частичной погрузки было похищено 17 автомашин из 11600 похищенных, и все они - стоимостью более 1 млн. руб. <11>.

<11> См.: Кондрашов А.Н. Защита от угона эвакуатором: http:// www.kondrashov-lab.ru/ avtorskie-resheniya/ zaschita-ot-evakuatora.html.

Кражи автомобилей совершаются в основном группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Группы по предварительному сговору состоят, как правило, из 2 - 3 мужчин. Членами группы являются в основном ранее несудимые лица (90,7%). Четверть членов таких групп (24,3%) имеют возраст от 25 до 29 лет, а 17% - от 30 до 40 лет. Большинство лиц, совершающих кражи автомобилей (79,8%), являются местными жителями. В то же время почти четверть таких лиц (20,2%) прибывают в данную местность из других районов и регионов специально для совершения хищения автомобиля. 57,15% лиц, участвовавших в совершении краж автотранспорта, являются профессиональными водителями, 65,2% - на момент кражи нигде не работали, 12,8% - трудились, 11,5% - были учащимися или студентами, 10,52% похитителей - составляют предприниматели. Организованными группами совершается 34% всех краж автомототранспортных средств. Для них характерно серийное совершение краж автомобилей, как правило, дорогостоящих. Членами организованной группы, совершающей кражи автомашин, являются мужчины, как правило, ранее несудимые (90,7%), в возрасте от 18 до 24 лет - 27,4%, от 25 до 29 лет - 29,1%, от 30 до 40 лет - 21,5%, несовершеннолетние - 22%. Несовершеннолетними совершаются в основном кражи мотоциклов. Большинство членов организованных групп, совершающих кражи автомобилей, являются местными жителями (72,3%), остальные (27,7%) специально приезжают из других городов для совершения краж автомашин <12>.

<12> См.: Скибин С.Н. Особенности расследования угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств. Ростов-на-Дону, 2007. С. 10.

В организованных группах существует четкое распределение ролей, поскольку при совершении серийных краж автомобилей обязательным является участие исполнителя (угонщика), пособника, организатора, посредника.

В одиночку совершают кражи нередко наркоманы, которые, желая быстрого получения денег, сбывают похищенную автомашину за небольшую сумму скупщикам. Последние отстаивают ее, перебивают на ней номера, изготавливают либо приобретают на нее поддельные документы и продают ее по среднерыночной цене.

Около четверти всех лиц, совершающих кражи автомототранспорта в крупных городах, составляют "гастролеры" - лица, специально приезжающие в крупные города для совершения краж автомобилей и, как правило, переезжающие после совершения краж с одного города в другой.

Крупные города привлекают похитителей не только возможностью широкого выбора автомобилей, но и тем, что в большом городе проще спрятать похищенный автомобиль. Массовое скопление огромного количества людей и однотипных автомашин, постоянные пробки на дорогах и другие условия крупного города облегчают тайное похищение чужого транспортного средства и сокрытие преступления. Преступники пользуются тем, что в условиях крупного города достаточно сложно обнаружить похищенную автомашину и задержать преступников "по горячим следам". Им легко удается "растворить" похищенную автомашину в большом транспортном потоке. Преступниками-гастролерами выработана определенная тактика безопасного проезда мимо постов нарядов дорожно-постовой службы милиции: один из соучастников преступления, двигаясь на собственной автомашине впереди похищенной, умышленно совершает грубое нарушение правил дорожного движения, отвлекая тем самым внимание сотрудников милиции, а лицо, управляющее похищенной автомашиной, тем временем проезжает незамеченным мимо поста и уезжает из города.

Для завладения автомобилем преступники нередко прибегают к обману собственника либо злоупотребляют его доверием, специально создавая для этого соответствующие условия, и тот добровольно передает им свою автомашину. Так, в конце мая 2005 г. житель Подмосковья добровольно передал ключи от своей автомашины марки "Волга" мошенникам, которые, инициировав "подставное" дорожно-транспортное происшествие и вызвав на место происшествия лжеслесаря автосервиса, обещали на собственные средства осуществить ремонт автомашины, а завладев ею, скрылись на ней <13>.

<13> См.: Корма В.Д. Указ. соч.

В целом хищения автомашин из автосервисов, автомоек и даже из автосалонов путем мошенничества - явление нередкое. Так, в г. Москве один из частых посетителей автосалона на Красной Пресне, войдя в доверие к работникам автосалона, завладел автомобилем, которой взял якобы для опробования <14>.

<14> См.: Там же.

Наиболее ухищренные способы хищения применяются преступниками при совершении грабежей и разбойных нападений. Они совершаются, как правило, в дневное время на дорогах, открытых стоянках возле магазинов, кафе, на автозаправках.

Примером таких способов завладения транспортным средством являются следующие. 1. К остановившейся на светофоре на красный свет автомашине подбегает несовершеннолетний соучастник преступления и плюет в зеркало. Разгневанный водитель пытается поймать его, чтобы проучить, и выбегает из машины, не вынув ключи из замка зажигания. В ту же минуту другой соучастник преступления садится за руль автомашины и уезжает на ней, совершив грабеж. 2. К заднему мосту или колесному диску автомашины, стоящей на открытой стоянке у торгового центра, привязывают консервные банки на веревке. Владелец автомашины, выйдя из торгового центра, садится в машину и при отъезде слышит невообразимый гул. Чтобы разобраться в причинах происходящего, он останавливает автомашину и выходит из нее, не вынув ключи из замка зажигания и даже не заглушив мотор. В это время преступник садится за руль автомашины и уезжает на ней, совершив грабеж. 3. Едущая за рулем автомашины марки BMW X5 женщина с пассажиром-охранником остановила машину у дома знакомой и зашла к ней на несколько минут, оставив в машине охранника и не заглушив мотор. В этот момент двое прохожих - соучастников преступления - начали кидать в лобовое стекло автомашины снежки, потом сосульки, а когда охранник, не выдержав, выбежал из машины и погнался за ними, третий соучастник преступления сел за руль автомашины и уехал на ней. Через некоторое время преступники позвонили женщине и предложили выкуп авто за полцены <15>, совершив тем самым грабеж.

<15> См.: Электронный ресурс: http:// www.ygnali.ru/ razdel/ 14/ doc/ ugon_ avtomobila_ s_celyu_ prodazi_ ili_predlozenia_ vykupa_ avto_ za_polceny.html.

В целом за последние годы участились случаи разбойного нападения на водителей-женщин для похищения автомашин. В 2007 в г. Москве около 150 автомобилей были похищены путем применения насилия к женщинам-водителям <16>.

<16> См.: Там же.

В целях предупреждения грабежей и разбойных нападений с выкидыванием водителя из салона автомашины производители изобрели карточки "от разбоя" (хай-джек, блэк-джек), при использовании которых водителем двигатель автомобиля в автоматическом режиме глохнет в его отсутствие. Зная об этом, похитители нередко, завладев автомобилем, удерживают водителя в салоне до того, пока не доедут до нужного им места, совершая тем самым грабеж или разбойное нападение.

Механизм следообразования при хищениях автомототранспортных средств определяется способом преступления, местом и временем его совершения, видом транспортного средства и другими обстоятельствами преступления. Наиболее широкий комплекс следов образуется при похищении автотранспортных средств из закрытых гаражей. Это наличие трасологических следов: следы орудий взлома на запирающих устройствах гаража и автомобиля, следы рук, обуви, одежды, перчаток преступника, оставленные им предметы и вещества, микрообъекты, запаховые следы. При последующем возвращении преступниками похищенного автомобиля владельцу за "вознаграждение" (в ситуации, когда потерпевший информирует сотрудников милиции о готовящемся "возврате") могут возникнуть следы, зафиксированные на материальных носителях звуковой информации, на фоно-, видеограммах. В случае переделки автотранспортного средства обычно образуются следы перекраски кузова, уничтожения и перебивки его идентификационных номеров с оформлением поддельных документов.

При насильственном захвате и похищении транспортных средств могут быть оставлены следы рук виновного, психофизиологические (идеальные) следы в памяти потерпевшего о преступнике, оружии или предметах, использованных в качестве оружия, и т.д. В ходе расследования могут быть использованы также следы звука, зафиксированные на определенные материальные носители при возможных переговорах с преступниками, а также видеозапись, полученная от видеозаписывающих устройств на дорогах и стоянках.

4. Организация и планирование расследования хищений автомототранспортных средств

На этапе возбуждения уголовного дела по фактам хищений автомототранспортных средств характер складывающихся следственных ситуаций определяется прежде всего тем, из каких источников получена первичная информации о проверяемом событии.

В зависимости от источников получения информации выдвигаются и проверяются следующие версии о сущности события и его обстоятельствах:

  1. При получении сообщения о хищении от владельца автомототранспортного средства: 1) произошло хищение транспортного средства; 2) произошел угон транспортного средства; 3) хищения или угона не было: заявитель либо заблуждается, либо инсценирует преступление по различным причинам.

Основанием для выдвижения первой версии наряду с информацией, полученной от владельца автомототранспортного средства, служит информация, полученная в ходе осмотра места происшествия, а также в ходе опросов свидетелей-очевидцев.

Так, если местом происшествия является охраняемая стоянка или гараж, то есть все основания предполагать, что имело место именно хищение, а не угон.

При этом следует опросить охранников такой стоянки или гаража о том, при каких обстоятельствах они заступили на дежурство, в котором часу владелец поставил свое транспортное средство на стоянку или в гараж, имеется ли какая-либо письменная документация, подтверждающая этот факт, имел ли место факт нахождения на территории стоянки или охраняемых гаражей владельцев других транспортных средств или посторонних лиц (если да, то в какое примерно время, приметы указанных лиц, чем объяснили свой визит на охраняемую территорию).

В подобной ситуации выдвигается и проверяется также версия об участии самих охранников в совершении хищения.

Во второй ситуации возникает необходимость в получении в ходе опроса заявителя, который следует проводить до осмотра места происшествия, более детальных сведений об обстоятельствах пропажи автомашины и приметах самой автомашины с целью организации незамедлительного ее розыска.

При наличии оснований, в частности при отсутствии следов взлома на запирающих устройствах и дверях гаража, где хранилась автомашина, следует выдвинуть и проверить версию о том, что заявитель заблуждается о действительной сущности события: один из членов его семьи, не поставив его в известность, уехал куда-либо на его автомобиле, либо имеет место инсценировка хищения автомобиля.

Основными причинами инсценировки хищений автомототранспортных средств являются получение страховки либо стремление избежать ответственности за совершенное дорожно-транспортного происшествия.

Для проверки версии об инсценировке хищения необходимо путем направления запросов в соответствующие организации установить, не застрахована ли автомашина и не имело ли место накануне дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля той же марки, модели и цвета, о похищении которого сообщает заявитель.

  1. При остановке автомототранспортного средства, на которое у водителя не имеется соответствующих документов, выдвигаются следующие версии:
  2. водитель является владельцем транспортного средства, но документы забыл дома;
  3. водитель не имеет право вождения транспортным средством, но является родственником владельца. В этом случае выясняется, при каких обстоятельствах и каким образом он воспользовался не принадлежащим ему транспортным средством, о факте обнаружения транспортного средства сообщается его законному владельцу;
  4. водитель совершил хищение либо угон.

В данной ситуации производится осмотр транспортного средства, после чего осуществляется проверка по учетам на предмет того, не числится ли оно среди угнанных или похищенных.

  1. При получении информации о хищении из иных источников (таковое имеет место в случаях, когда: а) водитель задержан с поддельными документами на управляемое транспортное средство; б) обнаружено брошенное (бесхозное) транспортное средство) выдвигаются и проверяются следующие версии: 1) водитель является соучастником хищения транспортного средства; 2) обнаруженная автомашина похищена, но преступникам пока не удалось распорядиться ею по своему усмотрению.

В первой ситуации у водителя выясняется информация, касающаяся документов, подлинность которых вызывает сомнения; последние изымаются и направляются для проведения технико-криминалистического исследования.

Во второй ситуации проводятся осмотр и проверка по учетам обнаруженного бесхозного транспортного средства, устанавливается его владелец, который опрашивается об обстоятельствах выбытия транспортного средства из его владения.

План первоначального этапа расследования хищения автомототранспортного средства должен быть ориентирован на проверку достоверности, уточнение имеющейся информации, а также собирание новых фактических данных об обстоятельствах преступления.

При этом основными версиями, которые разрабатываются и проверяются по уголовным делам о хищениях автомототранспортных средств в условиях крупных городов, на данном этапе являются следующие:

  1. хищение совершено с целью последующего сбыта и легализации транспортного средства (в том числе в другом регионе);
  2. хищение совершено с целью разукомплектования транспортного средства и последующей продажи его по частям;
  3. хищение совершено по заказу с целью реализации транспортного средства конкретному лицу;
  4. хищение совершено определенной категорией лиц либо с их участием (охранники стоянок, парковочных площадок, сторожа гаражных комплексов, работники сервисных центров и ремонтных мастерских, несовершеннолетние, ранее судимые за аналогичные преступления, и т.д.).

Алгоритм действий по проверке указанных версий зависит от характера сложившейся следственной ситуации.

По уголовным делам о хищениях автомототранспортных средств на первоначальном этапе расследования складываются, как правило, следующие ситуации:

  1. обнаружено и транспортное средство, и лицо, которое по обстоятельствам дела могло совершить хищение;
  2. обнаружено транспортное средство, но нет сведений о лице, совершившем хищение;
  3. не обнаружено транспортное средство и не установлено лицо, которое могло совершить хищение.

В первой ситуации подозреваемый нередко заявляет об отсутствии у него умысла на совершение хищения. Поэтому в данной ситуации особое значение имеет производство осмотра транспортного средства для выявления следов преступления, в частности отпечатков пальцев подозреваемого на рулевом колесе и иных деталях салона транспортного средства, а также микрочастиц. Наличие выдернутых проводов зажигания и соединение их напрямую в совокупности с иными признаками могут свидетельствовать о наличии умысла на хищение.

Наряду с этим необходимо также производство личного обыска подозреваемого, в ходе которого могут быть обнаружены ключи от иных автомототранспортных средств, орудия и следы преступления. Проводится также дактилоскопирование подозреваемого.

В случае соединения проводов зажигания напрямую на пальцах виновного остаются характерные следы ожогов, в связи с чем возникает необходимость в производстве освидетельствования подозреваемого.

Впоследствии назначаются соответствующие экспертизы по изъятым в процессе осмотра и личного обыска следам и орудиям преступления.

По факту совершения хищения незамедлительно производится допрос подозреваемого.

В случае необходимости показания подозреваемого могут быть проверены в ходе следственного эксперимента.

Сразу после допроса подозреваемого необходимо провести обыск по месту его жительства, а при получении сведений о наличии у него дачи, гаража, личного автомобиля - и в этих местах. В ряде случаев указанное следственное действие может быть произведено и по месту работы подозреваемого.

Во второй следственной ситуации, когда обнаружено транспортное средство, но нет сведений о лице, совершившем преступление, основной задачей первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий является установление лица, совершившего преступление.

В данной ситуации тщательный осмотр обнаруженного транспортного средства значительно расширяет объем информации как о цели совершения преступления, так и о лице, его совершившем. Обнаруженные при этом следы, микрочастицы и предметы направляются на экспертизу.

При обнаружении в ходе осмотра следов, свидетельствующих о том, что подозреваемые недавно покинули похищенное ими транспортное средство, целесообразно использование помощи кинолога со служебно-розыскной собакой. Последняя в этом случае может не только определить направления их ухода, но и способствовать более успешному их преследованию и задержанию.

Наряду с осмотром транспортного средства необходимо принять меры по установлению возможных очевидцев или свидетелей, которые, возможно, наблюдали, как подозреваемые бросили автомашину и скрылись. Такая информация может помочь, напр., при составлении субъективных портретов причастных к хищению лиц.

Если на двигателе и кузове обнаруженного транспортного средства перебиты номера, а установить первоначальные в результате экспертного исследования не представилось возможным, рационально предъявить для опознания обнаруженное транспортное средство его владельцу (потерпевшему).

Информацию о подозреваемом могут сообщить лица, приобретшие похищенный автомобиль, у которых впоследствии он был обнаружен. В ходе допроса в качестве свидетеля новый владелец машины может описать внешние данные подозреваемого, оказать помощь в составлении его субъективного портрета; указать время, место и обстоятельства приобретения автомобиля.

В третьей следственной ситуации, когда транспортное средство не обнаружено, а лицо, совершившее преступление, не установлено, производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий осуществляется по двум основным направлениям - обнаружение транспортного средства и выявление лиц, совершивших хищение.

Рациональным в данной ситуации является направление органу дознания в порядке п. 4 части 2 ст. 38 УПК поручения о принятии мер по установлению возможных очевидцев преступления среди жителей близлежащих домов, чьи окна выходят на место парковки похищенного транспортного средства; владельцев транспортных средств, чьи автомашины были припаркованы рядом с местом преступления; лиц, которые в период свершения хищения могли находиться на улице, особенно если кража имела место в позднее время. К этой категории граждан можно отнести лиц, работающих в ночную смену, владельцев собак, молодежь. Большую помощь в реализации этого направления расследования может оказать участковый уполномоченный милиции, на территории обслуживания которого было совершено расследуемое преступление. При выявлении указанных лиц их следует допросить в качестве свидетелей.

Одновременно с этим должна продолжаться поисковая работа, осуществляемая сотрудниками ГИБДД. При этом район поисков не должен ограничиваться только территорией совершения преступления. О факте хищения автомототранспортного средства должны быть информированы также сотрудники ГИБДД сопредельных районов и т.д.

5. Тактика производства следственных действий по уголовным делам о хищениях автомототранспортных средств

Наиболее часто производимыми и эффективными следственными действиями при расследовании хищений автомототранспортных средств являются: осмотр, допрос, обыск, следственный эксперимент и проверка показаний на месте, назначение и производство экспертиз. Они производятся с соблюдением процессуальных правил и общих положений тактики их производства, которые широко освещены в криминалистической литературе. Вместе с тем тактика производства данных следственных действий при расследовании хищений автомототранспортных средств имеет некоторые особенности.

Следственный осмотр.

Объектами осмотра по уголовным делам о хищениях автомототранспорта являются: место происшествия, местность, помещение и иное место, в качестве которых выступает место последней парковки транспортного средства (двор дома, улица, лесополоса, подземная парковка торговых центров, гараж; стационарная автостоянка (открытая, закрытая, многоярусная и т.д.), сервисные центры по обслуживанию транспортных средств (мойка, шиномонтаж и т.д.)); место обнаружения брошенного транспортного средства, а также само обнаруженное транспортное средство.

Перед осмотром места происшествия следует принять меры к выявлению возможных очевидцев преступления. Для этого следует поручить оперативному сотруднику, участковому уполномоченному провести опрос жителей близлежащих домов, владельцев транспортных средств, автомашины которых находились рядом с местом преступления, а также иных лиц, которые могли находиться рядом. Необходимо осмотреть близлежащие дворы и улицы вместе с потерпевшим в целях обнаружения транспортного средства или следов хищения. О совершенной краже должны быть проинформированы сотрудники ГИБДД.

При осмотре места, с которого было похищено транспортное средство, особое внимание следует уделять возможным следам, оставленным на месте происшествия (осколки разбитого стекла, следы буксировки похищенного автомобиля и т.д.). В случае хищения транспортного средства из гаража следует обратить внимание на охранную систему, если таковая имеется, а также на целостность запорных устройств.

Для оказания следователю помощи в собирании следов преступления в ходе осмотра необходимо привлечение специалиста-криминалиста.

При обнаружении в ходе осмотра следов, свидетельствующих о том, что подозреваемые недавно покинули похищенное ими транспортное средство, целесообразно использование помощи кинолога со служебно-розыскной собакой.

В случае обнаружения транспортного средства необходимо осмотреть место, в котором оно находится. Цели осмотра при этом те же, что и при осмотре места происшествия.

При осмотре транспортного средства основное внимание следует уделять осмотру государственного регистрационного знака, заводских номеров на различных частях автомобиля, перекраске кузова, следам на транспортном средстве и в салоне автомобиля. К участию в осмотре целесообразно привлечь потерпевшего, у которого следует выяснить, какие детали транспортного средства похищены, какие могли быть оставлены преступниками. При осмотре отыскиваются следы пальцев рук преступника (на рычагах управления, дверцах автомашины, на предметах, находящихся в ее салоне), личные вещи, документы, микрочастицы одежды преступника. Впоследствии отрезки дактилоскопической пленки с отпечатками пальцев рук, изъятыми в ходе производства этого следственного действия, должны быть направлены на дактилоскопическую экспертизу. Для обнаружения микрочастиц отдельные участки сиденья оклеиваются липкой лентой или дактилоскопической пленкой. С гладких поверхностей микрообъекты сметаются кистью на чистый белый лист бумаги, затем пересыпаются в пробирки. Обнаруженные микрочастицы с помощью пинцета переносятся в стеклянные пробирки и опечатываются. Микрочастицы с разных предметов или участков упаковываются отдельно.

Допрос потерпевшего.

Допрос потерпевшего является одним из неотложных следственных действий по уголовным делам о хищениях автомототранспортных средств.

В ходе допроса потерпевшего у допрашиваемого выясняются сведения о похищенном транспортном средстве, времени, месте его приобретения и его стоимости, сохранности документов на транспортное средство, периоде эксплуатации, месте хранения, наличии и сохранности ключей от помещения, в котором хранилось транспортное средство, об обстоятельствах хищения, круге лиц, знавших о режиме работы и образе жизни потерпевшего, внешние и индивидуальные признаки транспортного средства, оборудование салона, наличие в нем вещей потерпевшего, его родных или друзей.

В ходе допроса у потерпевшего необходимо, в частности, выяснить: в какой период времени произошло хищение и в каком конкретном месте автомашина была припаркована, вид, марка, год выпуска, цвет транспортного средства, государственные номерные знаки, имело ли транспортное средство какие-либо внешние или внутренние дефекты, сколько бензина находилось в бензобаке, каковы показания спидометра, особенности оборудования салона и какие предметы (документы) находились в нем и/или в багажнике, не снимал ли он с автомашины детали и узлы, было ли транспортное средство застраховано и где именно, не проводился ли в недалеком прошлом ремонт автомашины, и если да, то где именно.

При допросе необходимо также выяснить характер действий или бездействия потерпевшего накануне хищения (например, не оставил ли он свое транспортное средство на момент, предшествующий хищению, в незапертом состоянии и с запущенным двигателем; в запертом состоянии, но с запущенным двигателем; в незапертом состоянии, но с выключенным двигателем и т.д.).

В ходе допроса у потерпевшего надлежит выяснить также: было ли оборудовано его транспортное средство сигнализацией, электронными блокирующими устройствами или механическими противоугонными приспособлениями, если да, то какими именно; срабатывало ли сигнализационное устройство на его автомобиле в предполагаемый временной период хищения, если да, то в какое время; причину игнорирования сработавшей сигнализационной системы автомобиля с его стороны.

Кроме того, у потерпевшего следует выяснить, какие автомашины обычно припаркованы рядом с местом стоянки его автомобиля и кто является их владельцем; пользуются ли автомашиной члены его семьи или другие лица, имелись ли у родственников или знакомых ключи от транспортного средства и доверенность на него; в какое время поставил машину и кто мог видеть это, не заметил ли он чего-либо подозрительного за несколько дней до совершения хищения, какие нарушения обстановки места происшествия он обнаружил при пропаже транспортного средства.

В ходе допроса потерпевшего у него выясняется также, кого он подозревает в совершении хищения и кто мог быть свидетелем хищения.

Допрос подозреваемого.

Основными целями допроса подозреваемого являются: установление цели хищения автомототранспортного средства, характера подготовительных мероприятий, способов проникновения на территорию стоянки, гаража, преодоления блокирующих устройств и противоугонных приспособлений; наличия соучастников и роли каждого из них в совершенном преступлении.

Основными вопросами, подлежащими выяснению при допросе подозреваемого, являются: наличие у подозреваемого умения и навыков управления транспортным средством; наличие у него транспортного средства (если имеется, следует провести его осмотр для обнаружения на нем деталей, похищенных с других машин, и проверить возможность его использования при совершении краж в прошлом); наличие у него гаража или другого хранилища (в которых могут находиться похищенные ранее автомашины и запасные части к ним); круг его знакомств и круг лиц, занимающихся ремонтом автомашин, а также реализацией деталей к ним.

При допросе у подозреваемого выясняются: причины, в силу которых он выбрал именно данный предмет хищения; лица, от которых он получил информацию о нем; точное местонахождение предмета хищения, время пребывания на месте происшествия; каким путем шел (подъезжал) к нему, с кем встречался на пути, каковы их приметы; какова была обстановка на месте происшествия, прилегающей местности; какой применил способ проникновения на место происшествия, способ вскрытия преграды; характер его действий и действий всех лиц, принимавших участие в хищении чужого имущества; пути ухода с места происшествия; места сокрытия похищенного имущества, их точное местонахождение, места (каналы) сбыта; кто из соучастников может подтвердить его показания.

При производстве очной ставки между подозреваемыми большое значение имеет правильное определение очередности их допроса. При этом в первую очередь следует допросить подозреваемого, давшего наиболее правдивые объяснения по поводу обстоятельств преступления и обстоятельств его задержания.

Обыск.

При задержании подозреваемого в хищении одним из неотложных следственных действий является обыск. Он производится по месту жительства, работы подозреваемого, а также в его гаражах, на даче.

При производстве обыска особое внимание уделяется обнаружению запасных частей к транспортным средствам, иных предметов, по которым можно судить о направленности умысла подозреваемого на хищение транспортного средства. В зависимости от способа совершения преступления необходимо обращать внимание также на наличие сканера, с помощью которого производится считывание информации при открытии и закрытии транспортного средства, различных отмычек, орудия преступления, использовавшиеся для преодоления преграды.

В процессе производства обыска могут быть также изъяты записные книжки, с помощью которых может быть получена информация о подготовке к хищению, о круге знакомств подозреваемого и соучастниках преступления.

Непосредственно после задержания подозреваемого производится его личный обыск. При этом у подозреваемого могут быть обнаружены ключи от похищенных транспортных средств, другие орудия преступления.

Проверка показаний на месте.

Необходимость в производстве данного следственного действия возникает в случаях, когда подозреваемый не может точно описать место совершения хищения или оставления транспортного средства. В процессе проверки показаний подозреваемого на месте могут быть устранены противоречия в показаниях соучастников преступления, уточнены ранее данные показания, а также получены новые доказательства, если он укажет на предметы, документы, следы, имеющие значение для уголовного дела, продемонстрирует определенные действия.

Следственный эксперимент.

При производстве следственного эксперимента с участием подозреваемого выясняется вопрос о знании им технических условий эксплуатации транспортного средства. При проведении следственного эксперимента используется транспортное средство, аналогичное похищенному. Эксперимент проводится для выявления наличия навыков у подозреваемого, необходимых для проникновения в гараж, в кабину транспортного средства, навыков, необходимых для управления транспортным средством.

Предъявление для опознания.

В случае задержания подозреваемых в грабеже и разбойном нападении на водителя транспортного средства они могут быть предъявлены для опознания потерпевшему, если он ранее в ходе допроса назвал и подробно описал приметы преступников.

При расследовании хищений автомототранспортных средств в ряде случаев возникает необходимость в предъявлении для опознания потерпевшему обнаруженного транспортного средства. Такая ситуация возникает, в частности, в случаях, когда на двигателе и кузове транспортного средства преступниками удалены прежние и нанесены новые номера, а установить первоначальные в результате экспертного исследования не представилось возможным. Потерпевший по отдельным приметам может опознать принадлежащее ему транспортное средство. При этом до начала предъявления для опознания целесообразно дополнительно допросить потерпевшего обо всех внешних признаках и приметах транспортного средства, производимых им ранее заменах узлов и деталей, возможной перекраске или подкраске автомототранспортного средства.

Кроме того, потерпевшему могут быть также предъявлены для опознания изъятые при осмотре в салоне обнаруженного транспортного средства отдельные предметы, приметы которых он ранее называл при допросе.

Судебные экспертизы.

По уголовным делам о хищениях автомототранспортных средств наиболее часто проводятся следующие виды судебных экспертиз: дактилоскопическая, трасологическая, технико-криминалистическая, экспертиза материалов, веществ и изделий.

На дактилоскопическое исследование направляются, как правило, отрезки дактилоскопической пленки с отпечатками пальцев рук, изъятыми в ходе производства осмотра обнаруженного транспортного средства и дактилокарты подозреваемых, а также потерпевшего.

Объектами исследования трасологической экспертизы являются: следы обуви, транспортных средств, орудий и инструментов, узлов и петель; запирающих механизмов и других предметов (ключи и отмычки, проволочные крючки для поднятия запорной кнопки дверцы), обнаруженных и изъятых при осмотре места происшествия, обнаруженного транспортного средства либо при обыске.

Объектами технико-криминалистической экспертизы являются: номера на двигателе, кузове, шасси. Для их изменения преступники сбивают, спиливают заводские номера и на эти места наносят другие, используя при этом различные инструменты и приспособления. Иногда это делается настолько искусно, что без специальных исследований их невозможно отличить от заводских. Не менее сложно определить подделку, когда вырезанный из другой автомашины номер приваривается на похищенную.

В связи с этим большое значение имеет качественное проведение технико-криминалистической экспертизы. Если она подтвердит факт подделки, то необходимо принять меры к обнаружению соответствующих приспособлений, использовавшихся для данной операции.

На разрешение экспертов при этом ставятся следующие вопросы:

В случае изготовления преступниками поддельных документов на транспортное средство назначается технико-криминалистическая экспертиза документов.

Факт нахождения подозреваемого, обвиняемого в похищенной автомашине может быть установлен посредством назначения и производства экспертизы материалов, веществ и изделий.

В рамках данной экспертизы производится также исследование микроволокон. Оно позволяет установить наличие контакта между одеждой подозреваемого и внутренней частью транспортного средства, предположительно установить цвет одежды преступника, а в случае последующего его задержания - идентифицировать их. Кроме того, данная экспертиза позволяет определить местонахождение каждого лица в салоне транспортного средства и установить лицо, управлявшее транспортным средством. При ее производстве устанавливается наличие микрочастиц на определенном объекте (водительское сиденье, чехлы, обивка салона, одежда лиц, совершивших преступление, и т.д.). Здесь имеют значение как волокна, перешедшие с одежды на спинку водительского сиденья, так и частицы обивки (чехлов), выявленные на одежде подозреваемых.

В зависимости от характера совершенного преступления и выявленных следов и предметов в ходе расследования хищений автомототранспортных средств могут быть назначены и другие виды экспертиз (судебно-медицинские, судебно-психиатрические экспертизы, судебно-психологические и т.д.). В частности, при совершении грабежей и разбоев в отношении водителей транспортных средств нередко возникает необходимость в назначении судебно-медицинской экспертизы.