Мудрый Юрист

Субъекты предпринимательской деятельности в сфере недропользования

Мертен А.А., заместитель Председателя Международного союза юристов.

Статья посвящена определению субъекта предпринимательской деятельности в сфере недропользования. Автором высказываются предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: гражданское право, предпринимательская деятельность, недропользование.

The article is devoted to the definition of a business entity in the field of subsoil use. The author makes suggestions for improving legislation in this area.

В ст. 9 Закона РФ "О недрах" установлено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

В законодательстве и в юридической литературе субъекты предпринимательской деятельности в сфере недропользования именуются также "пользователи недр", "недропользователи". Специфика правового положения субъектов предпринимательской деятельности в сфере недропользования проявляется в том, что право на осуществление специальных видов предпринимательской деятельности (проведение геологоразведочных работ, освоение месторождений, добычу полезных ископаемых) и соответствующие права и обязанности возникают после получения лицензии на право пользования недрами.

Актуальность изучения проблем гражданско-правового статуса юридических лиц в целом определена в Концепции развития гражданского законодательства. Актуальность исследования правового статуса юридических лиц отмечается также многими учеными, при этом подчеркивается необходимость постоянного развития этого основополагающего гражданско-правового института, его приспособления к быстро меняющимся потребностям развивающегося современного имущественного оборота <1>.

<1> Авилов Г.Е., Суханов Е.А. Юридические лица в современном российском гражданском праве // Вестник гражданского права. 2006. N 1.

При определении понятия и видов субъектов предпринимательской деятельности в сфере недропользования необходимо учитывать то, что в юридической литературе встречаются понятия "хозяйствующие субъекты", "субъекты предпринимательского права" и "субъекты предпринимательской деятельности". Как отмечает В.С. Белых, "представители науки хозяйственного (предпринимательского) права предлагают различать понятия "субъекты предпринимательского права" и "субъекты предпринимательской деятельности" <2>. Субъекты предпринимательского права - носители прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности <3>. К ним относятся: индивидуальные предприниматели; коммерческие организации; некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность; публичные образования (государство, субъекты РФ, муниципальные образования). Субъектами предпринимательского права выступают и государственные органы, осуществляющие функции руководства и регулирования предпринимательской деятельности.

<2> Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. С. 132 - 133.
<3> Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М.: Юристъ, 1997. С. 39 - 41; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учеб. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. М.: Юристъ, 1999. Т. 1. С. 232 - 234.

В числе субъектов предпринимательского права называются предприятие как особый субъект, холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ) и другие интегрированные структуры, а также субъекты малого предпринимательства <4>.

<4> Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики / В.В. Лаптев; Российская акад. наук, Ин-т государства и права. М.: Инфотропик Медиа, 2010. С. 26 - 48

В юридической литературе и в нормативных актах встречается также термин "хозяйствующие субъекты". Так, в Соглашении стран СНГ от 20 марта 1992 г. "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане, обладающие статусом предпринимателя в соответствии с законодательством, действующим на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, и их объединения <5>.

<5> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1992. N 4 // СПС "КонсультантПлюс".

Понятие "субъекты предпринимательского права" более широкое, чем понятие "субъекты предпринимательской деятельности". Субъектами предпринимательской деятельности могут быть лица (физические и юридические), зарегистрированные в установленном законом порядке, т.е. получившие гражданско-правовой статус предпринимателя.

Мы остановимся на вопросе об определении круга субъектов предпринимательской деятельности в недропользовании, т.е. определим субъектов, которые получают право пользования недрами и осуществляют, соответственно, предпринимательскую деятельность в сфере недропользования.

В ст. 9 Закона РФ "О недрах" <6> установлено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. В приведенной статье законодатель использует обобщающий термин "субъекты предпринимательской деятельности". По общему правилу к субъектам предпринимательской деятельности относятся юридические лица (организации) и индивидуальные предприниматели, т.е лица, деятельность которых направлена на получение прибыли.

<6> Собрание законодательства РФ. 1995. N 10. Ст. 823 (ред. от 27.12.2009).

В первую очередь к субъектам предпринимательской деятельности относятся коммерческие организации. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В соответствии со ст. 9 Закона "О недрах" субъектами предпринимательской деятельности в сфере недропользования являются участники простого товарищества. Договор простого товарищества позволяет его участникам использовать право пользования недрами (имущественное право) как вклад в общее имущество товарищей для достижения целей товарищества.

Так, в соответствии со ст. 1041 Гражданского кодекса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. В сфере предпринимательства договор простого товарищества позволяет осуществлять совместную деятельность без создания нового юридического лица, а также дает возможность создания общего имущества участников путем внесения вкладов. Причем вкладом признается все то, что товарищи (участники) вносят в общее дело: деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.

В сфере недропользования особенность использования конструкции простого товарищества заключается в том, что в качестве вклада участник может внести разрешительную документацию на пользование недрами. Хотя надо отметить, что в сфере предпринимательской деятельности недропользователей имеются споры по вопросу о внесении права пользования недрами в качестве вклада в общее дело по договору простого товарищества. В частности, налоговые органы полагают, что действие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, выданной одному из участников товарищества, не распространяется на производство и реализацию продукции, произведенной и реализуемой в рамках совместной деятельности нескольких ее участников. Но суд при рассмотрении спора между налоговым органом и участниками простого товарищества пришел к выводу, что каждый из товарищей вправе применять при реализации добытых драгоценных металлов предусмотренные законом льготы по уплате НДС, так как названная добытая продукция является их общей долевой собственностью, несмотря на то что лицензия на право пользования недрами может быть выдана лишь одному из участников простого товарищества <7>.

<7> СПС "КонсультантПлюс".

Приведенный пример свидетельствует о том, что в недропользовании применяется своеобразная конструкция, позволяющая осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере недропользования участниками простого товарищества (договора о совместной деятельности) и не имеющими лицензии на право пользования недрами (достаточно одному из участников договора иметь лицензию на право пользования недрами).

Согласно ст. 9 Закона "О недрах" недропользователями также могут быть иностранные граждане. Иностранный гражданин согласно определению, данному в норме п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <8>, - это физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовое положение иностранных граждан характеризуется следующим. Конституция РФ закрепляет принцип национального режима, а именно: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (п. 3 ст. 62). В соответствии со ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

<8> Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032 (ред. от 27.12.2009)

В ст. 1196 ГК РФ установлено, что гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Согласно ст. 1201 ГК РФ право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности. К личным имущественным и личным неимущественным правам иностранных граждан, в частности, относятся: право владеть движимым и недвижимым имуществом, право пользования землей и недрами на условиях, определенных российским законодательством; право заключения договоров и др.

В связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" Федеральным законом от 29.04.2008 N 58-ФЗ <9> в ст. 9 Закона "О недрах", определяющую круг лиц, которые могут быть пользователями недр, были внесены существенные дополнения.

<9> Собрание законодательства РФ. 2008. N 18. Ст. 1940.

В части второй указанной статьи определено, что пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом "О недрах" не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в конкурсах или аукционах на право пользования такими участками недр, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридических лиц с участием иностранных инвесторов.

Причем установлено, что часть вторая ст. 9 не применяется, если пользование участком недр федерального значения осуществляется лицом, которому право пользования данным участком недр было предоставлено до дня вступления в силу Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ.

Отдельные правила установлены в отношении участков недр континентального шельфа. Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

Также установлено, что указанные выше положения не применяются, если пользование участком недр федерального значения осуществляется лицом, которому право пользования данным участком недр было предоставлено до дня вступления в силу Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ.

В соответствии со ст. 3 Закона "О соглашениях о разделе продукции" <10> участниками соглашения могут быть: Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы, а также юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

<10> Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 18 (ред. от 30.12.2008).

Существенная особенность также заключается в том, что в качестве инвестора (субъекта предпринимательской деятельности в сфере недропользования) в соглашении может выступать не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, созданное на основе договора о совместной деятельности (договора простого товарищества). В связи с этим законодатель и в Законе "О недрах", и в Законе "О соглашениях о разделе продукции" установил правило, что такие объединения могут быть пользователями недр при условии, если участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

В отношении субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, в ст. 4 Закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <11> законодатель установил ряд специальных правил.

<11> Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1463 (ред. от 24.07.2007).

Во-первых, добыча драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном Законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии).

Особенности гражданско-правового статуса субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, зависят также от того, какие виды драгоценных камней они добывают. Еще одна особенность правового положения связана с осуществлением такого вида деятельности, как аффинаж. В соответствии с законом аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.

Аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 N 972 (ред. от 17.10.2009) "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов" <12>. В частности, к таким организациям относятся: Федеральное государственное унитарное предприятие "Приокский завод цветных металлов", г. Касимов, Рязанская область; Федеральное государственное предприятие "Новосибирский аффинажный завод", г. Новосибирск; Государственное унитарное предприятие "Щелковский завод вторичных драгоценных металлов", г. Щелково, Московская область и др.

<12> Собрание законодательства РФ. 1998. N 34. Ст. 4097.

В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию токсичных и иных опасных отходов.

Классификация хозяйствующих субъектов в сфере недропользования может быть проведена по разным основаниям.

Во-первых, по организационно-правовым формам юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством выделяют акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Очевидно, что в целом правовое положение указанных организаций определяется нормами ГК РФ и соответствующими Законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", но при этом надо подчеркнуть, что права и обязанности таких субъектов в качестве недропользователей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, а при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу. На наш взгляд, можно утверждать, что с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр возникает специфика правового положения субъектов предпринимательской деятельности в сфере недропользования, так как с этого момента появляются специфичные права и обязанности этих субъектов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности путем выполнения специальных видов работ по геологическому изучению недр, поиску, разведке, добыче полезных ископаемых.

Отнесение субъекта предпринимательской деятельности к числу недропользователей имеет важное практическое значение, так как в действующем законодательстве установлены специальные правила в отношении пользователей недр. Так, например, на основании подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Во-вторых, в зависимости от вида пользования недрами согласно законодательству о недрах можно выделить субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в следующих сферах:

Все указанные виды деятельности подлежат лицензированию, а права и обязанности определяются условиями лицензии и специальными нормативными актами.

В зависимости от предоставленного в пользование вида участка недр (федерального, местного значения) можно выделить:

В зависимости от размера уставного капитала можно выделить крупные (холдингового типа), средние и мелкие (субъекты малого и среднего предпринимательства).

Можно также в отдельные группы выделить хозяйствующие субъекты в зависимости от того, месторождения каких видов полезных ископаемых они разрабатывают (драгоценных металлов и камней, нефти, газа, общераспространенных полезных ископаемы). В каждом случае применяются нормы специальных правовых актов, определяющих специальные права и обязанности.

В целом необходимо отметить, что правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в сфере недропользования имеет специфику, соответственно, требуется совершенствование законодательства, определяющего правовой статус рассматриваемых нами субъектов.

В юридической литературе были высказаны предложения о формировании блока законодательных актов о правовом положении и организационных формах предпринимательской деятельности в горнодобывающих отраслях. По мнению Б.Д. Клюкина, "в этот блок должны входить законодательные акты о правовом положении горнодобывающих предприятий и об организационных формах предприятий в горнодобывающих отраслях. К таким законодательным актам могут относиться: Законы "О казенных горнодобывающих предприятиях", "О концессионных договорах", "Об акционерных обществах в недропользовании и усилении прав акционеров в области недропользования, в том числе государства", "О естественных монополиях в недропользовании", Закон "О создании и деятельности вертикально интегрированных структур в нефтегазовом секторе ТЭК" <13>.

<13> Клюкин Б.Д. Формирование нового горного права России // Журнал российского права. 2001. N 3. С. 54 - 63.

Вместе с тем целесообразно учитывать необходимость упорядочения системы гражданского законодательства, отмеченную в Концепции развития гражданского законодательства. Так, в Концепции предлагается в принципе отказаться от трехуровневой системы гражданских законов, когда между ГК и развивающими его специальными законами предполагается создать "прослойку" в виде законов общего характера (о реорганизации юридических лиц, о собственности и т.п.). Необходимо сократить число законов об отдельных видах юридических лиц путем консолидации ряда таких законов (Законов об АО и об ООО, Законы о кооперативах) или даже полной отмены некоторых законов с перенесением отдельных норм в ГК (многие законы о некоммерческих организациях). Гражданско-правовая регламентация и в этой сфере должна остаться двухуровневой (ГК и специальные законы).

В соответствии с Концепцией развития гражданского законодательства в целях повышения эффективности правового регулирования, в частности, требуется совершенствование законодательства, определяющего понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности в сфере недропользования, а также корпоративные права таких субъектов, порядок создания и регистрации хозяйственных обществ с участием иностранных инвесторов, а также норм, регламентирующих права и обязанности субъектов, правовой режим горного предприятия и горного имущества (имущественного комплекса недвижимости в сфере недропользования), ответственность субъектов предпринимательской деятельности в сфере недропользования.

Субъекты предпринимательской деятельности в сфере недропользования имеют особенности правового положения, связанные с тем, что, с одной стороны, они являются юридическими лицами и, соответственно, обладают гражданской правоспособностью в соответствии с Гражданским кодексом, а с другой стороны - это горные предприятия, которые созданы в целях осуществления предпринимательской деятельности, связанной с поиском, разведкой, добычей различных полезных ископаемых. Данное обстоятельство вызывает необходимость учета в гражданском законодательстве, к предмету регулирования которого относится и предпринимательская деятельность, также особенностей правового положения субъектов предпринимательской деятельности в сфере недропользования. С этой точки зрения целесообразно включить в ст. 49 ГК РФ норму, устанавливающую правило о том, что права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности в отраслях реального сектора экономики могут определяться в специальных законах.

Такой подход в правовом регулировании правового положения субъектов в сфере недропользования был известен российскому законодательству. Так, в Уставе горном Российской империи определялись особенности правового статуса субъектов в недропользовании, в частности, указывалось, что горнопромышленной деятельностью могли заниматься только лица, "обладающие известными познаниями и опытностью", а также предусматривались специальные правила предоставления права пользования недрами и ведения работ иностранцам, иностранным обществам, русским акционерным обществам <14>.

<14> Штоф А. Горное право. Сравнительное изложение горных законов, действующих в России и в главнейших горнопромышленных государствах Западной Европы СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1896. С. 21, 26, 240.

Таким образом, субъектами предпринимательской деятельности в сфере недропользования являются коммерческие организации, а также объединения юридических лиц (участники простого товарищества), иностранные граждане, осуществляющие предпринимательскую (хозяйственную) деятельность при пользовании недрами, в том числе осуществляющие виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в сфере недропользования (геологическое изучение недр и (или) разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения).

Полагаем, что данное определение следует включить в ст. 9 Закона "О недрах", определяющую участников предпринимательской деятельности в сфере недропользования.

В юридической литературе наряду с понятием "субъекты предпринимательской деятельности в сфере недропользования", также применяется понятие "горное предприятие". Полагаем, что в целях отражения специфики правового положения субъектов предпринимательской деятельности в сфере недропользования, связанной с осуществлением специальных видов предпринимательской деятельности (геологоразведочных работ, работ по добыче полезных ископаемых и др.), целесообразно включение в законодательство (в Закон РФ "О недрах") понятия "горное предприятие". В целях системного регулирования хозяйственной деятельности с учетом специфики необходим специальный кодифицированный нормативный правовой акт.