Мудрый Юрист

К вопросу о законодательном закреплении модели локальных нормативных административно-правовых актов

Ордина О.Н., доцент кафедры философии Института (филиала) МГЮА им. О.Е. Кутафина в г. Кирове, кандидат культурологии, соискатель кафедры административного права МГЮА им. О.Е. Кутафина.

Все локальные нормативные правовые акты играют важную роль в совершенствовании управления органов исполнительной власти, местного самоуправления, организации (учреждения, предприятия): правовое регулирование их деятельности при помощи данных актов создает условия для юридической защиты и оптимизации процесса упорядочения внутриорганизационных отношений. В целях установления единообразия локальных нормативных правовых актов следует законодательно закрепить их виды.

На современном этапе локальный нормативный административно-правовой акт, принятый в органах исполнительной власти, местного самоуправления, конкретной организации (в учреждении, на предприятии), является самостоятельным источником (формой) административного права, результатом нормотворческой деятельности управомоченных на то субъектов, содержит общеобязательные правила поведения (локальные административные нормы права). В юридической литературе уже высказывалось мнение о самостоятельном характере этих "внутренних документов".

Локальные нормативные административно-правовые акты - это предписания, регулирующие внутреннюю жизнь органов исполнительной власти, местного самоуправления, конкретных организаций, учреждений, предприятий, являющиеся результатом допускаемой и охраняемой государством нормотворческой деятельности. Они используются в качестве регулятора множества организационных, финансовых и других вопросов. Локальные акты представляют собой достаточно большую часть среди нормативных административно-правовых актов и занимают низшую ступень в их иерархии. В работе рассматривались локальные акты, которые принимаются преимущественно в органах исполнительной власти, местного самоуправления, иных государственных организациях, учреждениях, на предприятиях, где непосредственно сливаются функции управления и производственного, коммерческого, учебного, научного и иного процесса.

Все локальные нормативные правовые акты играют важную роль в совершенствовании управления организацией: правовое регулирование деятельности организации при помощи данных актов создает условия для юридической защиты и оптимизации процесса упорядочения внутриорганизационных отношений.

Локальный нормативный административно-правовой акт - это принятый во исполнение нормативного правового акта, обладающего большей юридической силой, в органах исполнительной власти, местного самоуправления, конкретных организациях, учреждениях, на предприятиях в установленном порядке акт, предназначенный для определенного круга лиц и регулирующий осуществление административно-публичной деятельности в отдельных сферах жизнедеятельности этих органов или по отдельным ее направлениям, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права локального действия.

Локальные нормативные административно-правовые акты можно классифицировать в зависимости от издавшего их субъекта: 1) локальные акты федеральных органов исполнительной власти; 2) локальные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации; 3) локальные акты органов местного самоуправления; 4) локальные акты конкретных организаций, предприятий, учреждений. Используя такой критерий сравнения, как вид регулируемых административно-правовых отношений, можно выделить следующие локальные нормативные административно-правовые акты: устанавливающие правила пожарной и санитарной безопасности, правила безопасной эксплуатации транспортных средств; определяющие порядок действий в организации (учреждении, на предприятии) на случай пожара; регулирующие размещение заказов для нужд в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; определяющие организацию работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др. Исследователями отмечается разнообразие форм локальных нормативных административно-правовых актов, принимаемых в процессе нормотворчества. Это уставы, учредительные договоры, положения, правила, инструкции, приказы и др. Они предусматриваются как общенормативными актами (законы, постановления Правительства Российской Федерации), так и собственными регламентирующими документами.

На современном этапе локальный нормативный административно-правовой акт, принятый в органах исполнительной власти, местного самоуправления, конкретной организации (в учреждении, на предприятии), является самостоятельным источником (формой) административного права, результатом нормотворческой деятельности управомоченных на то субъектов, содержит общеобязательные правила поведения (локальные нормы).

Органы исполнительной власти, местного самоуправления, конкретная организация, учреждение, предприятие способны с помощью локальных норм устанавливать свой внутренний правопорядок, а государство, в свою очередь, обеспечивает им возможность осуществлять нормотворческую деятельность, гарантирует им правовую, в том числе и судебную, защиту. Но при этом их локальные акты не должны противоречить действующему законодательству. Есть основания полагать, что в дальнейшем, с развитием производственных отношений, усложнением технологических процессов, становлением гражданского общества в России, роль локальных нормативных правовых актов в сфере регулирования внутриорганизационных отношений будет возрастать. Это объективный процесс, который вызван реальными потребностями деятельности каждой отдельно взятой организации (учреждения, предприятия). В Федеральном законе "Об актах государственного управления в Российской Федерации" следует закрепить виды локальных нормативных административно-правовых актов, а также требования к их содержанию и форме. Юридическую силу локального акта следует определять в соответствии с положением соответствующего нормотворческого органа муниципального образования. С целью взаимного соответствия содержания и наименования локальных нормативных административно-правовых актов в данном Законе следует закрепить их модель, которая представляется нам следующей:

1. Устав и учредительный договор как источники административного права - это основные локальные нормативные правовые учредительные акты, определяющие административно-правовой статус организации (учреждения, предприятия), регулирующие наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность в административно-публичной сфере, устанавливающие, изменяющие или отменяющие нормы административного права локального действия.

2. Положение как источник административного права - это локальный нормативный правовой акт, который достаточно полно и детально регламентирует какую-либо группу вопросов, касающихся полномочий определенных органов исполнительной власти, местного самоуправления, организаций (учреждений, предприятий), их структур, функций, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права локального действия.

3. Правила как источник административного права - это локальный нормативный правовой акт, устанавливающий публичный порядок в области какого-либо вида деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, организации (учреждения, предприятия) или публичные правила поведения физических лиц в них, отражающий специфические аспекты той или иной их деятельности, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права локального действия.

4. Инструкция как источник административного права - это локальный нормативный правовой акт, издаваемый органами исполнительной власти, местного самоуправления, организацией (учреждением, предприятием) в пределах их компетенции для конкретизации применения нормативного правового акта вышестоящего государственного органа или с целью осуществления детального регулирования поведения субъектов права по поводу объектов права, устанавливающий, изменяющий или отменяющий административно-правовые нормы локального действия.

5. Приказ как источник административного права - это локальный нормативный правовой акт, издаваемый руководителем органа исполнительной власти, местного самоуправления, организации (учреждения, предприятия) на основе принципа единоначалия, регламентирующий наиболее важные вопросы деятельности этого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий административно-правовые нормы локального действия.

6. Распоряжение как источник административного права - это локальный нормативный правовой акт, издаваемый всеми должностными лицами и органами исполнительной власти, местного самоуправления, организации (учреждения, предприятия) на основе принципа единоначалия, регламентирующий наиболее важные вопросы деятельности этого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий административно-правовые нормы локального действия.