Мудрый Юрист

Иностранные юридические фирмы в России: некоторые параметры их экономической деятельности и налогообложения

Муранов Александр Игоревич, коллегия адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры", доцент МГИМО(У) МИД РФ, советник Президента ФПА РФ.

Как известно, в настоящее время официальные или иные достоверные данные о налогообложении иностранных юридических фирм (впрочем, как и российских) общедоступными не являются (налоговая тайна).

Федеральная палата адвокатов РФ пыталась законными средствами получить иную информацию об экономических параметрах деятельности как российских и иностранных лиц, оказывающих юридические услуги (их количество, количество их сотрудников, объем оказанных услуг и т.д.), через Министерство экономического развития и торговли РФ и Федеральную службу государственной статистики, однако данная попытка не увенчалась успехом: как сообщили эти органы власти, подобные данные ими (включая их территориальные подразделения) не собираются и не анализируются. Само собой разумеется, что не собирает их и Минюст РФ.

Соответственно, оценить экономические параметры деятельности российских и иностранных лиц, оказывающих юридические услуги в России, представляется возможным лишь косвенным путем и только весьма приблизительно. Далее будет предпринята попытка сжато дать такую оценку в отношении иностранных юридических фирм в России, а также кратко описать ситуацию с их налогообложением в России (автор не претендует на то, что приведенные ниже данные являются полными и что сделанные им выводы полностью соответствуют действительности). Об иностранных юридических фирмах в России речь пойдет именно потому, что их гораздо меньше, чем российских субъектов, оказывающих юридические услуги, ввиду чего произвести определенные подсчеты и сделать некоторые выводы в отношении таких фирм гораздо проще.

  1. Сегодня в России наблюдается дефицит внешней торговли юридическими услугами. Согласно официальным данным Центрального банка РФ <1>, экспорт юридических услуг в 2008 г. составил 435 868 000 долл. США, а импорт - 454 637 000 долл. США (дефицит почти 19 000 000 долл. США). Под импортом юридических услуг понимается оказание юридических услуг иностранными лицами из-за границы лицам внутри России, а под экспортом - оказание юридических услуг лицами внутри России иностранным лицам за рубеж (при этом под лицами внутри России понимаются как российские фирмы, адвокаты и предприниматели, оказывающие юридические услуги, так и иностранные юридические фирмы). Важно подчеркнуть, что эти цифры относятся только к трансграничным платежам и расчеты внутри России не охватывают.
<1> Внешняя торговля Российской Федерации услугами. External Trade in Services of the Russian Federation. 2008: Статистический сборник. Statistical Publication. М.: Центральный банк Российской Федерации (Банк России). С. 158.

В 2006 г. экспорт юридических услуг составлял 205 327 000 долл. США, импорт - 281 881 000 долл. США. В 2007 г. экспорт составлял 296 607 000 долл. США, импорт - 345 063 000 долл. США.

Наибольший оборот юридических услуг в 2008 г. был зафиксирован с США (экспорт - 69 646 000 долл. США, импорт - 124 745 000 долл. США, т.е. дефицит в 54 000 0000 долл. США) и с Великобританией (экспорт - 40 025 тыс. долл. США, импорт - 168 350 тыс. долл. США (еще более разительный дефицит)).

  1. Как видно, в России величины экспорта и импорта юридических услуг достаточно велики (хотя и незначительны по сравнению с аналогичными показателями США или Великобритании). Представляется, что относительно высокий показатель импорта юридических услуг в Россию вызван в первую очередь тем, что иностранные юридические фирмы, в том числе присутствующие в России, оказывают услуги российским лицам зачастую через свои головные организации, находящиеся за границей, а российские клиенты осуществляют оплату оказанных услуг именно за границу, а не внутри России.

При этом тот факт, что экспорт юридических услуг является также достаточно большим, объясняется тем, что большой объем юридических услуг иностранным лицам за рубежом оказывают, скорее всего, опять-таки иностранные юридические фирмы, находящиеся в России. Вряд ли вероятно то, что российские фирмы, адвокаты и предприниматели, оказывающие юридические услуги, сегодня в состоянии сами по себе оказать иностранным клиентам такие услуги на сумму в 435 868 000 долл. США.

Не исключено, что иностранные юридические фирмы, находящиеся в России, оказывают юридические услуги не только сторонним иностранным клиентам, но и своим головным или аффилированным структурам. Широкая международная сеть иностранных юридических фирм такое вполне позволяет, в том числе для оптимизации налогообложения (хотя это и не преследуется ими в качестве основной цели).

В связи с этим стоит также отметить, что иностранные фирмы, желающие начать деятельность в России, могут в определенных случаях создавать специальные юридические лица в своих государствах, а затем регистрировать в России представительства или филиалы именно данных юридических лиц (либо учреждать юридические лица в соответствии с законодательством РФ). Это связано в том числе с тем, что российский рынок считается достаточно рискованным и иностранные фирмы желают таким образом обезопасить себя от возможных рисков. Так, например, согласно данным Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ, в Санкт-Петербурге действует представительство Baker & McKenzie-CIS, зарегистрированного на острове Гернси, а не в США. Clifford Chance действует в России через филиал отдельного юридического лица Clifford Chance CIS Limited.

  1. Из сказанного выше вывод может быть следующим: при импорте юридических услуг в Россию налоги платятся вне России; однако даже и при больших показателях экспорта юридических услуг из России финансовые потоки могут находиться в том числе внутри самих иностранных юридических фирм, что при условии соответствующего финансового планирования и надлежащего бухгалтерского учета может в условиях дефицита торговли юридическими услугами (не на макро-, а на микроэкономическом уровне) влечь уплату налогов в России по минимуму.

Само собой разумеется, что иностранные юридические фирмы, присутствующие в России, платят в ней налоги с доходов от деятельности по оказанию юридических услуг клиентам внутри России (см. об этом ниже). Более того, не следует считать, что их основной идеей является минимизация налогообложения их деятельности в России. Однако несомненно и то, что финансовым и налоговым планированием они занимаются в расчете на защиту прежде всего своих интересов, что вполне нормально.

  1. В любом случае дефицит баланса внешней торговли юридическими услугами в России дает основания полагать, что, скорее всего, в России иностранными юридическими фирмами уплачивается налогов меньше, чем могло бы при наличии в российском праве иного режима их деятельности.
  2. Забавно отметить, что в 2008 г. импорт юридических услуг с Кипра составлял 9 265 000 долл. США, а экспорт - 78 440 000 долл. США. Импорт юридических услуг с Британских Виргинских Островов в 2008 г. составлял 3 310 000 долл. США, а экспорт - 23 572 000 долл. США.

То обстоятельство, что величина экспорта юридических услуг в данном случае в разы превышает значение импорта, дает основания полагать, что средства, находящиеся в офшорах, очень часто переводятся в Россию на основании фиктивных договоров об оказании юридических услуг. Занимаются этим для решения своих финансовых задач, что очевидно, именно российские лица, а не иностранные юридические фирмы.

Иными словами, совершать такие чисто финансовые операции под прикрытием в виде якобы оказания юридических услуг позволяет именно неурегулированность российской сферы оказания юридических услуг, господствующее в ней дерегулирование.

  1. Крайне интересно отметить, что согласно данным Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ большинство иностранных юридических фирм в России организованы в форме представительств (например, White & Case (США), Linklaters (Великобритания), Allen & Overy (Великобритания), Baker Botts (США), Baker & McKenzie (головная структура, как уже говорилось, вообще зарегистрирована на острове Гернси, а не в США), Freshfields Bruckhaus Deringer (Великобритания), Dewey & Leboeuf (США), Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom (США)).

Как известно, п. 1 ст. 55 Гражданского кодекса РФ гласит: "Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту". Согласно строгому толкованию этой нормы, представительства, в отличие от филиалов, не вправе оказывать услуги. Следовательно, задачей представительств таких фирм является, скорее, обеспечение заключения клиентами договоров с их головными организациями, находящимися за границей, с последующими предпочтительными платежами за границу, что не подразумевает уплаты налогов на территории России.

Тем не менее существуют и юридические лица, зарегистрированные иностранными юридическими фирмами согласно законодательству РФ (например, Noerr Stiefenhofer Lutz (Германия), Rodl & Partner (Германия) и др. (как видно, это не очень крупные фирмы)). Данные российские юридические лица уплачивают налоги согласно законодательству РФ. Однако обороты данных юридических лиц, скорее всего, сравнительно невелики, что позволяет говорить о возможности использования ими упрощенного режима налогообложения (всего 6%).

Вместе с тем, как уже указывалось, ни одна из крупнейших иностранных юридических фирм, осуществляющих деятельность в России, не зарегистрировала юридическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдельно стоит Clifford Chance (Великобритания), которая зарегистрировала в России филиал отдельного юридического лица Clifford Chance CIS Limited.

Любопытно отметить и то, что "первая российская международная юридическая фирма" Goltsblat BLP зарегистрирована как филиал партнерства с ограниченной ответственностью Berwin Leighton Paisner (N 2) ЛЛП в Москве.

  1. Сегодня многие иностранные юридические фирмы привлекают к работе российских адвокатов, заключая с ними необходимые договоры и обеспечивая им все условия труда: рабочее место, свою инфраструктуру и т.д. Фактически такие адвокаты оказываются наемными сотрудниками указанных фирм. Однако это не соответствует смыслу и содержанию Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", согласно которому адвокат не вправе работать по найму. Несмотря на то что формально подобные адвокаты остаются независимыми, фактически они находятся под контролем иностранных юридических фирм и работают у них как наемные сотрудники.

Это приводит к тому, что иностранными юридическими фирмами в такой ситуации платятся не все налоги, которые должны платиться в случае с трудовыми отношениями.

Важно отметить и то, что некоторые иностранные юридические фирмы создают свои собственные адвокатские образования (например, адвокатское бюро г. Москвы "Герберт Смит", адвокатское бюро "Саланс" и др.). При желании в этом также можно усмотреть противоречие смыслу Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", в соответствии с которым адвокаты являются независимыми (можно утверждать, что в данном случае российские адвокаты также оказываются под контролем иностранных юридических фирм, но это очень спорный вопрос).

  1. В последнее время началось проникновение иностранных юридических фирм в регионы России. Например, на юге России начала свою деятельность фирма Salans (Франция), сотрудничающая с адвокатским бюро "Юг" в Краснодаре и с юридической фирмой "Эберг, Степанов и партнеры" в Ростове-на-Дону.

На Урале пыталась осуществлять свою деятельность фирма Hedman & Partners <1> (Финляндия) в сотрудничестве с группой правовых компаний "ИНТЕЛЛЕКТ-С" (Екатеринбург). Как видно, в настоящее время осуществляются попытки активного проникновения иностранных юридических фирм в российские регионы.

<1> URl: http://www.hedman-attorneys.com.

Потенциально это должно вести к повышению уровня уплаты ими налогов в России.

  1. Попробуем расчетным путем определить, хотя бы приблизительно, сколько налогов платится в России иностранными юридическими фирмами.

В настоящее время в России осуществляют свою деятельность порядка пятидесяти иностранных юридических фирм.

Допустим, что в среднем офис иностранной юридической фирмы насчитывает около сорока пяти юристов (само собой разумеется, что их может быть и меньше, и гораздо больше).

Предположим, что во всех них деятельность юристов организована по принципу необходимости отработки определенного количества часов в год (среднее количество примем равным 1500 часов).

Средняя почасовая ставка работы юриста в такой фирме составляет порядка 300 евро.

Следовательно, путем перемножения этих величин подсчета можно сделать вывод о том, что приблизительное значение суммарной выручки иностранных юридических фирм, ведущих деятельность в России, немногим превышает 1 млрд. евро (насколько известно автору, подобная методика использовалась, например, и журналом The Lawyer при составлении списка 100 крупнейших европейских фирм за 2009 г. (URl: http:// www.centaur2.co.uk/ emags/ thelawyer/ TLEuro100)).

Вопрос о том, как эта цифра соотносится с величинами импорта и экспорта юридических услуг в Россию и из России, крайне сложен, и дать на него корректный ответ в условиях недостатка информации очень непросто.

Далее, если сильно упрощать, то можно утверждать, что иностранные юридические фирмы нередко руководствуются следующим экономическим принципом: треть выручки должна покрывать зарплаты, треть предназначена для покрытия возникающих расходов (аренда и обслуживание офиса, налоги, текущие расходы и др.) и инвестиций, а оставшаяся треть - чистая прибыль фирмы для распределения между соответствующими лицами.

Иными словами, иностранные юридические фирмы стремятся к тому, чтобы их рентабельность составляла примерно 30%, что является очень высоким значением. Иными словами, во многом эта сфера деятельности является областью сверхдоходов для определенной группы вовлеченных в нее физических лиц.

С одной стороны, потенциально это влечет большую уплату налогов иностранными юридическими фирмами в России. С другой стороны, российские клиенты, платящие такие сверхдоходы, могут уменьшать на сумму платежей свои налогооблагаемые базы.

А поскольку дефицит внешней торговли имеет место быть (т.е. многие сверхдоходы платятся из России за границу), а плательщики таких сверхдоходов находятся прежде всего в России, то не исключено, что налогов в российские бюджеты в целом платится все-таки меньше, чем могло бы.

Итак, примерный суммарный размер облагаемого налогами дохода иностранных юридических фирм может составлять в России 300 000 000 евро.

В настоящее время эти фирмы являются в РФ плательщиками, например, налога на прибыль организаций (20%), налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, налогов при выплате зарплаты. Следовательно, приблизительно можно предположить, что в случае уплаты всех налогов на территории РФ иностранными юридическими фирмами общий объем налоговых поступлений мог бы составлять от 70 до 90 млн. евро (с учетом в том числе того, что некоторые фирмы могут использовать упрощенный режим налогообложения ввиду своих относительно небольших доходов (до 60 млн. руб.)).

Из всего вышеизложенного следует, что распространение законодательства РФ об адвокатской деятельности на иностранные юридические фирмы позволило бы увеличить объем налоговых поступлений в российские бюджеты, а также ликвидировать дефицит внешней торговли юридическими услугами <1>.

<1> Сказанное по поводу увеличения объема налоговых поступлений в российские бюджеты верно и для случая, когда законодательство РФ об адвокатской деятельности было бы распространено и на иных российских лиц, оказывающих юридические услуги.

При этом вряд ли также имеются основания полагать, что распространение законодательства РФ об адвокатской деятельности на иностранные юридические фирмы приведет к серьезному уменьшению уплаты ими налогов в России, в том числе из-за их отказа работать в России: общеизвестно, что для них Россия - комфортная зона получения сверхдоходов. Они скорее согласятся на распространение на них законодательства РФ об адвокатской деятельности, нежели откажутся от работы в России.