Мудрый Юрист

Непосредственное участие населения и местного самоуправления в осуществлении правосудия

Лебедева О.В., главный специалист Правового управления Администрации города Обнинска Калужской области.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. В то же время в соответствии с Конституцией Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Право граждан участвовать в отправлении правосудия предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве в качестве профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя. Таким образом, судебная власть реализуется не только судьями, но и гражданами.

Учитывая, что судебная власть является одним из видов государственной власти, отправляя правосудие, заседатели реализуют государственную власть. Данное положение взаимосвязано со ст. 3 Конституции Российской Федерации, где установлено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Подобные формулировки содержатся и в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций".

Проводя аналогию сказанному, понятно, что участие граждан в осуществлении правосудия невозможно без целенаправленного, действенного участия местного самоуправления. Для подтверждения этого имеет смысл рассмотреть порядок формирования списков кандидатов в присяжные заседатели на уровне муниципального образования.

Статус присяжного заседателя определен Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", в котором отмечено, что "граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей...". Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, в соответствии с вышеупомянутым Законом, является их гражданским долгом.

О каких списках идет речь и кто их составляет?

Порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели определен Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются каждые четыре года исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований (местной администрацией) отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

Многие граждане, получившие уведомления о включении их в списки кандидатов в присяжные заседатели, задают вопросы: "Что это такое? Можно вычеркнуть меня из списка? У меня нет времени - я работаю".

"Что это такое?" Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Суд присяжных действует в составе судьи и присяжных заседателей. По каждому деянию перед коллегией присяжных заседателей ставится три основных вопроса: доказано ли, что соответствующее деяние имело место? доказано ли, что это деяние совершил подсудимый? виновен ли подсудимый в совершении этого деяния? В случае вынесения присяжными вердикта о невиновности подсудимого председательствующий выносит постановление об оправдательном приговоре.

"Можно вычеркнуть меня из списка?" Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, могут быть исключены из указанных списков в случае подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является: лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; лицом, достигшим возраста 65 лет; лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащим; судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); священнослужителем.

"У меня нет времени - я работаю". В соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность работодателя за воспрепятствование явке в суд в качестве присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве.

Рассмотренные вопросы являются наиболее часто задаваемыми и позволяют сделать вывод о правовом нигилизме населения. И хотя каждый раз при составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительным органом даются разъяснения, касающиеся института присяжных заседателей, вопросы возникают вновь при составлении списков на следующие четыре года.

Другой проблемой, с которой сталкивается исполнительно-распорядительный орган при составлении списков кандидатов в присяжные заседатели, являются заявления граждан, включенных в указанные списки, о том, что "я не хочу быть присяжным заседателем!". В Федеральном законе указано, что граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей, а также говорится о том, что участие в правосудии в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Быть присяжным заседателем - одновременно и право, и гражданский долг. Право - это предусмотренная (или не запрещенная) законом либо иным правовым актом возможность лица обладать имущественным или неимущественным благом, действовать в определенной ситуации способом, установленным правовой нормой, или воздержаться от совершения соответствующего действия <1>. Долг же подразумевает под собой какое-либо обязательство, возникающее из каких-либо оснований. Таким образом, на уровне муниципального образования в процессе деятельности органов местного самоуправления по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели происходит трансляция права быть присяжным заседателем в его обязанность.

<1> См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1999.

Кроме того, хотелось бы отметить, что отправление правосудия - это государственная функция, к реализации которой привлекаются в установленном законом порядке граждане непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Составляя списки кандидатов в присяжные заседатели, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований выполняют государственную функцию, реализацию которой не представляется возможным поручить иным органам, что подтверждается Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2005 г. N 320 "Об утверждении Правил финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

Данный пример позволяет сделать выводы о том, что в рассматриваемой области государственная власть тесно взаимодействует с местным самоуправлением; что местное самоуправление является видом публичной власти, наиболее приближенным к населению, гражданам, и активно участвует в построении правового государства.