Мудрый Юрист

Односторонний отказ

Алексей Рягузов, кандидат юридических наук.

Бюджетополучатели и их контрагенты часто сталкиваются с вопросами допустимости одностороннего прекращения контрактов, заключенных по итогам конкурсов, аукционов или запросов котировок. Проблемы возникают и в связи с правомерностью включения в закупочные документы положений об одностороннем отказе от исполнения контрактов.

Вопрос о праве заказчика, инстинктивно сторонящегося внимания разного рода контролеров, отказаться от контракта далеко не праздный. Стоит учесть появление в ст. 7.30 КоАП РФ (в ред. Закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ) "резиновой" нормы п. 4.2 об ответственности должностных лиц заказчика в размере 3 тыс. рублей "за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Впрочем, еще до принятия этой санкции антимонопольные органы трактовали включение в закупочную документацию права одностороннего отказа как грубое нарушение Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Закон о закупках).

По соглашению сторон

Статьей 9 (п. 8) Закона о закупках предусматривается, что расторжение государственного или муниципального контракта возможно исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предписанным гражданским законодательством. При прочтении данной нормы складывается впечатление, что односторонний отказ от исполнения контракта не допускается - к такому выводу подталкивает слово "исключительно".

Впечатление усиливается по мере ознакомления с разъяснениями компетентных органов. В своих письмах Минэкономразвития России подчеркивает невозможность для государственного или муниципального заказчика отказаться от исполнения контракта (письма Минэкономразвития России от 04.02.2008 N Д04-252, от 31.12.2008 N Д05-6092). По мнению ведомства, государственным и муниципальным заказчикам следует читать Закон в этой части предельно узко и избегать упоминания об одностороннем отказе от контракта в закупочной документации и самих контрактах. Подобный подход находит понимание и иногда даже приветствуется (см., напр.: Вайпан В.А., Любимов А.П. Изменения в Федеральном законе о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд // Право и экономика. 2009. N 2; Сергеева Н.В. Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. N 7).

Рассматриваемое положение Закона о закупках (п. 8 ст. 9) в трактовке официальных органов лишает заказчика серьезных преимуществ и вынуждает нести вовсе не обязательные риски. Главное преимущество одностороннего отказа заключается в способе его осуществления: стороне договора, наделенной данным правом, достаточно уведомить об отказе от договора контрагента, чтобы договор считался расторгнутым (после получения уведомления контрагентом). Более того, в некоторых случаях Закон предоставляет государственному или муниципальному заказчику право отказаться от договора после того, как произведена оплата. Например, если продавец передал заказчику меньшее количество товара или товар не в том ассортименте, чем определено контрактом, заказчик вправе, если иное не предусмотрено договором, отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен - потребовать возврата уплаченной денежной суммы (п. 1 ст. 466, п. 1 ст. 468 ГК РФ). Отказавшаяся сторона, таким образом, избегает необходимости поиска согласия контрагента на прекращение договора или обращения в суд для доказывания существенности нарушений, послуживших основанием нежелания продолжать договорные отношения (п. 2 ст. 450 ГК РФ). Бремя обращения в суд, но уже с требованием о признании отказа недействительным (как сделки) переходит на другого участника обязательства.

Указание на право одностороннего отказа содержится в большом числе норм гражданского законодательства - ст. 464, п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 480, п. 3 ст. 484, п. 4 ст. 486 и п. 2 ст. 489, п. 2 ст. 515, п. 1 ст. 523 ГК РФ (для договоров купли-продажи и поставки); п. п. 2, 3 ст. 715, ст. 717, п. 2 ст. 719 ГК РФ (для договора подряда); ст. 782 ГК РФ (для договора возмездного оказания услуг) и др. Специальные положения ГК РФ о государственных и муниципальных закупках также предполагают возможность отказа заказчика от исполнения контракта (ст. 534).

Когда условное или безусловное право на односторонний отказ от обязательства предусмотрено законом, заказчик может включить его в закупочную документацию и в последующем в контракт. Даже если он этого не сделает, права отказаться от государственного или муниципального контракта в некоторых случаях он не лишается. Потому что государственный (муниципальный) контракт - это обычный гражданско-правовой договор (п. 1 ст. 9 Закона о закупках) и общие положения гражданского законодательства, в том числе специальные нормы раздела IV ГК РФ, применимы к нему в полной мере (п. 1 ст. 2 Закона о закупках).

Три возможности

Действующее гражданское законодательство определяет три способа прекращения договорных обязательств:

  1. по согласию сторон договора;
  2. в принудительном порядке, то есть решением суда по требованию одной из сторон;
  3. в одностороннем порядке, то есть без обращения в суд.

В пункте 8 ст. 9 Закона о закупках вслед за п. п. 1 и 2 ст. 450 ГК РФ приводятся только первые два способа расторжения контракта - по соглашению сторон или по решению суда. Третьего способа расторжения контракта, то есть в связи с односторонним отказом от него, Закон о закупках не касается, оставляя его регламентацию в ведении ГК РФ. Иными словами, интересующее нас положение Закона о закупках (п. 8 ст. 9) и нормы ГК РФ об одностороннем отказе не исключают, а дополняют друг друга.

Проверка практикой

Судебная практика не подвергает этот вывод сомнению (Постановления ФАС ЦО от 06.04.2009 N Ф10-478/09, от 22.04.2009 N Ф10-1248/09; ФАС СКО от 23.07.2009 N А63-13092/2008; ФАС СЗО от 08.06.2009 N А56-42633/2008, от 06.11.2009 N А42-6406/2008 и др.).

В одном из дел страховая организация обратилась в суд с иском об обязании ответчика - государственного учреждения здравоохранения исполнить обязательства по договору страхования, от которого ответчик в одностороннем порядке отказался в соответствии с п. 2 ст. 958 ГК РФ. Истец обосновал свое требование ссылкой на п. 8 ст. 9 Закона о закупках. Постановлениями арбитражных судов всех инстанций в его удовлетворении отказано ввиду того, что право страхователя на односторонний отказ от договора страхования предусмотрено законом (Определение ВАС РФ от 18.12.2007 N 16057/07).

В другом случае Федеральная антимонопольная служба России направила госзаказчику предписание об устранении нарушения Закона о закупках, выразившегося во включении в государственный контракт оговорки о праве заказчика на односторонний отказ от исполнения обязательств из контракта. Суды признали незаконным такое предписание, указав среди прочего, что Закон о закупках не регулирует вопросы одностороннего отказа от исполнения госконтракта и не запрещает устанавливать в его условиях право государственного заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательств по госконтракту, когда подобная возможность допускается законом, в частности ст. 715 ГК РФ (о праве заказчика отказаться от договора подряда) (Постановление ФАС МО от 15.04.2009 N КА-А40/2789-09).

Право заказчика

Может ли государственный или муниципальный заказчик включить в контракт условие об одностороннем отказе от обязательства в тех случаях, когда законом односторонний отказ для соответствующего вида обязательства не предусмотрен?

Статья 310 ГК РФ связывает эту возможность с непротиворечием условия об отказе закону или существу обязательства и осуществлением сторонами предпринимательской деятельности. Но специальное по отношению к ст. 310 ГК РФ правило п. 3 ст. 450 ГК РФ предполагает возможность одностороннего отказа от договорного обязательства, во-первых, независимо от статуса сторон в качестве предпринимателя и, во-вторых, в случаях, закрепленных как законом, так и соглашением сторон (Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной. М.: НОРМА, 2004). То есть государственный или муниципальный заказчик вправе включить в контракт условие об одностороннем отказе от его исполнения и в тех случаях, когда такое право применительно к соответствующему виду обязательств законом не оговорено.