Мудрый Юрист

Некоторые вопросы корпоративного мошенничества *

<*> Karpovich O.G. Certain issues of corporate fraud.

Карпович О.Г., доктор юридических наук, профессор.

В статье анализируется понятие корпоративного мошенничества, а также различные его проявления, которые оказывают существенное влияние на бизнес, кредитно-финансовую сферу и банковскую деятельность. Автор исследует основные меры противодействия корпоративному мошенничеству, а также делает ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства России по данному предмету.

Ключевые слова: мошенничество, коррупция, государственные служащие, взятка, финансы, банки, деньги, кредиты.

The article analyses the concept of corporate fraud and various manifestations thereof which make a considerable impact on business, credit-finance and bank activity. The author studies basic measures of suppression of corporate fraud; makes a number of proposals with regard to improvement of current legislation of Russia on this issue.

Key words: fraud, corruption, state officials, bribe, finances, banks, money, credits.

Ежегодно в мире корпоративное мошенничество приносит убытков на 7% от оборота компаний - таковы данные Международной ассоциации по борьбе с мошенничеством <1>. Это приблизительно 994 млрд. долларов США, потерянных компаниями по всему миру. Российские исследования дают схожие результаты. Ранее указывалось, что до 30% всех случаев банкротства предприятий в США вызвано действиями мошенников <2>.

<1> 2008 Report to the Nation on Occupational Fraud and Abuse, ACFE. URL: http: //www.acfe.com/ rttn/ 2008-rttn.asp?copy= findings.
<2> Жариков Е. Мошенничество в бизнесе // Управление персоналом. 2000. N 3. URL: http://www.it2b.ru/.

Как правило, понятие fraud <3> из зарубежной практики включает в себя три элемента:

<3> Англ.: мошенничество.
  1. Внесение заведомо ложных сведений в финансовую отчетность, мошенничество топ-менеджмента. Цель - обман акционеров и/или занижение налоговой базы.
  2. Незаконное присвоение активов любым способом. Чаще всего это мошенничество низового и среднего персонала.
  3. Коррупция разного рода - и взятки, и коммерческий подкуп (так называемые откаты).

При этом суммы возмещаемого ущерба значительно скромнее: по данным исследования компании PricewaterhouseCoopers, полностью возместить ущерб от мошеннических действий удается менее чем в половине всех случаев. В России этот процент еще ниже, и причина кроется в направленности системы правосудия на наказание личности преступника, а не на возмещение ущерба, причиненного преступлением. Ситуация усугубляется тем, что в соответствии с трудовым законодательством сотрудник может нести ответственность только в пределах его среднего месячного заработка (и закрепленности за ним участка ответственности в должностной инструкции, которые в российских компаниях тоже нередко отсутствуют или носят формальный характер).

Весомое значение по предупреждению мошенничества и других преступлений против собственности имеют корпоративные меры - работа, проводимая внутри предприятий, учреждений и организаций. Она зависит от деятельности руководства по совершенствованию материальной и финансовой ситуации производства. К таким мерам относятся: устранение недостатков в организации деятельности юридического лица (дисциплина, четкое распределение функциональных обязанностей, кадровая работа); улучшение работы по расходованию материалов и денежных средств (охрана, контрольные и аудиторские проверки).

Служебно-производственная дисциплина на предприятиях выступает одним из важных условий по предупреждению мошенничества, поэтому выполнение всех требований руководителя, четкое распределение функциональных обязанностей являются непременным условием поддержания дисциплины. Это достигается в результате непосредственного общения руководства с подчиненными, которое должно иметь регулярный характер.

Должное внимание необходимо уделять кадровой работе. Подбор кандидатов на работу должен проводиться специально подготовленными сотрудниками, которые должны убедиться в профессиональной пригодности кандидатов, определиться с проведением учебы и аттестаций. В целях предупреждения финансового мошенничества со стороны сотрудников кредитным организациям рекомендуется уделять надлежащее внимание выполнению принципа "Знай своего служащего", обеспечивающего определенные проверочные стандарты при приеме служащих на работу, а также контроль за подбором и расстановкой кадров, четкие критерии квалификационных и личностных характеристик служащих применительно к содержанию и объему выполняемой работы и мере ответственности.

Соблюдение принципа "Знай своего служащего" кредитной организацией предусматривает:

квалификационные требования к служащим в соответствии с характером их деятельности;

разработку и доведение до каждого служащего документа (например, должностной инструкции), регламентирующего должностные обязанности, права и ответственность;

своевременное доведение до всех служащих принципов профессиональной этики;

меры, обеспечивающие соблюдение банковской тайны и исключающие превышение служащим пределов его полномочий;

требования к ведению служащими первичной учетной документации, отчетности, соблюдению правил документооборота;

общие правила использования, хранения и передачи служебной информации служащими при осуществлении банковских операций и других сделок в соответствии с должностными обязанностями;

недопустимость приема на работу и избрания в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации лиц, не соответствующих требованиям к деловой репутации, устанавливаемым внутренними документами кредитной организации, а также законодательства Российской Федерации;

проведение подготовки (переподготовки) служащих с разъяснением требований законодательства Российской Федерации, внутренних документов, в том числе по порядку осуществления банковских операций и других сделок и их отражения в учете, по управлению банковскими рисками, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

проведение подготовки и обучения служащих с разъяснением подходов к изучению и идентификации клиентов, а в случаях необходимости с разъяснением нормативных правовых актов стран местонахождения нерезидентов-клиентов, зарубежных филиалов, дочерних и зависимых организаций кредитной организации (подготовка и обучение служащих по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляются согласно порядку, определенному указанием Банка России от 9 августа 2004 г. N 1485-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 24 августа 2004 г. N 5994);

недопустимость участия в принятии решений об осуществлении кредитной организацией банковских операций и других сделок служащих, заинтересованных в их совершении;

стимулирование предоставления служащими в кредитную организацию сведений об участии самих служащих или их близких родственников (определенных в качестве таковых законодательством Российской Федерации) в капитале юридических лиц, которые являются клиентами и контрагентами кредитной организации;

контроль за соблюдением служащими установленных служебных обязанностей и внутренних распорядков (регламентов);

недопустимость включения в состав служащих представителей юридических лиц - недобросовестных конкурентов;

сбор и анализ информации о случаях нарушения служащими трудовой дисциплины, законодательства Российской Федерации или проявления неоправданного интереса к конфиденциальной информации.

Для предупреждения фактов мошенничества необходимо создание системы контроля, которая должна состоять из эффективной финансовой отчетности, разделения обязанностей и двойного контроля, подтверждения обязанностей, проверок и т.п.

При наличии эффективной финансовой отчетности неизбежно вскрываются факты мошенничества и делают его сокрытие практически невозможным. Такая система способствует выявлению записей, не имеющих фактического подтверждения или имеющих искажения.

После того как факт мошенничества в компании был выявлен, у компании появляется три пути:

  1. самостоятельно попытаться договориться с сотрудником о возмещении ущерба (различными методами с привлечением и без сторонних организаций и использованием неформальных методов);
  2. воздействовать в рамках гражданских и трудовых правоотношений;
  3. воздействовать в рамках уголовных правоотношений.

Эти методы не противоречат друг другу и могут быть использованы поодиночке или в сочетании. Как правило, наиболее эффективно именно сочетание следующих методов:

переговоры с сотрудником мирного характера;

использование возможностей правоохранительных органов;

использование возможностей специализированной организации;

внутреннее служебное расследование с проработкой;

использование института материальной ответственности;

использование института уголовного судопроизводства.

Материальная ответственность в полном размере возможна в следующих случаях:

личное согласие сотрудника компенсировать ущерб;

вынесение судебного решения;

наличие договора о полной материальной ответственности.

Договоры о полной материальной ответственности, как правило, заключаются с людьми, ответственными за какие-либо активы: кассирами, кладовщиками, иногда продавцами, и, таким образом, эта мера применима только к одному виду корпоративного мошенничества - к хищению активов. Невозможно представить договор о полной материальной ответственности с менеджером по закупкам, берущим "откаты", или с генеральным директором и главным бухгалтером дочерней компании, занижающими выручку.

К тому же даже при соблюдении вышеназванных условий, наличии всех документов, подтверждающих возмещение ущерба компании, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20% (в случае личного согласия компенсировать ущерб и отсутствия имущества, способного его покрыть), а в случаях, предусмотренных федеральными законами (УИК, СК, ФЗ об исполнительном производстве - в случае вынесения положительного судебного решения), - 50% заработной платы, причитающейся работнику <4>. Если же сотрудник возмещает ущерб из заработной платы по нескольким исполнительным документам, за ним, во всяком случае, должно быть сохранено 50% заработной платы (при наличии льгот, указанных в ст. 138 ТК РФ, - не менее 70%). Возмещение крупного ущерба может затянуться на годы (и тем самым стать бессмысленным с финансовой точки зрения), даже если не принимать во внимание высокую длительность судебного разбирательства в России. И даже в случае вынесения положительного судебного решения существующий институт исполнительного судопроизводства имеет низкую эффективность. Так, ФЗ об исполнительном производстве говорит, что при перемене должником места работы и получении иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях и о новом месте работы, о месте получения иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю, но не предусматривает никаких мер за непредставление или несвоевременное представление этих данных.

<4> Статья 138 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (в ред. от 25.11.2009) // Российская газета. N 256. 2001. 31 декабря.

Часто судебное преследование мошенников даже и не начинается, так как организации проще уволить нечестных сотрудников, избавляясь тем самым от самой проблемы.

Реакции компаний на выявление случаев мошенничества выглядят следующим образом:

19% компаний отметили, что не предпринимают никаких действий в отношении сотрудников, уличенных в мошенничестве;

80% компаний переводят неблагонадежных сотрудников на другие места работы;

20% ограничиваются выговором

и лишь 25% - увольнением.

Осужден был только каждый десятый мошенник, причем меры наказания в отношении высшего руководства применяются реже. Чаще всего такие лица отделываются предупреждением или выговором.

Избежавшему судебного преследования мошеннику в настоящее время, когда значительно возросла мобильность рабочей силы и люди часто переходят с одной работы на другую, фактически предоставляется новая возможность, в сочетании с давлением внешних обстоятельств и оправданием своего поступка, совершения других мошеннических действий. Такие случаи мошенничества становятся возможными из-за того, что у служб безопасности организаций нет доступа к подобного рода информации. Если мошенники не только выявляются, но и несут соответствующее наказание, подобная возможность возникнуть уже не может.

Уровень и интенсивность преступлений в отношении банковских структур и неэффективность противодействия им со стороны органов внутренних дел и служб банковской безопасности свидетельствуют о том, что эти структуры недостаточно осведомлены о лицах, фактах и процессах, происходящих как внутри банка, так и в среде его функционирования. Наибольший интерес как для криминальных, так и для конкурирующих структур представляют вопросы защиты информации. Именно эти вопросы, как показывает практика, имеют решающее значение для обеспечения безопасности банка.

К подобной информации относятся: сведения о предприятиях, с которыми работает банк, их полное название, юридический адрес, адрес, телефон, факс; имена руководителей, их послужной список и адреса; информация об участии в судебных и иных разбирательствах, залогах имущества, выдержки из газетных и журнальных публикаций и их оценка; дата и номер регистрации, в каком городе и в какой юридической форме это было зафиксировано; информация о практике исполнения платежей; какие суммы, в какие сроки и с какими задержками были выплачены; банки, с которыми работает кредитно-финансовое учреждение, адреса и номера счетов; сравнительные характеристики финансового состояния банка за последние три года; рассчитанные коэффициенты ликвидности, покрытия, прибыльности вложений, отношение основных средств к инвестициям и др.; выдержки из последнего балансового отчета, отчета о прибыли и убытках; названия дочерних и родительских компаний, филиалов и отделений; характеристика их деятельности; товары и услуги, экспорт-импорт, условия сделок; вероятные связи в криминальной среде <5>.

<5> Как показали опросы работников правоохранительных органов в отношении банковского законодательства, и в частности по поводу ст. 25 "Банковская тайна" (Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"), 91,5% опрошенных считают, что банковскую тайну хранить необходимо, но не от правоохранительных органов; следует разрешить получать справки всем ведущим борьбу с преступностью органам по письменным запросам. Еще 41,5% опрошенных сотрудников правоохранительных органов отметили, что статья противоречит другим нормативным актам, в частности Законам РФ "О милиции" и "Об оперативно-розыскной деятельности"; ее требования не позволяют эффективно бороться с правонарушениями в банковской системе и другими экономическими правонарушениями.

Защита средств коммуникаций коммерческих банков преследует следующие цели:

исключить доступ к информации со стороны преступных группировок;

исключить несанкционированное получение абонентами системной информации, не соответствующей их полномочиям.

Внедрение процесса информационной безопасности сегодня стало насущной необходимостью для большинства российских компаний.

Приведем пример десяти рекомендаций, выполнение которых позволяет наладить устойчивый процесс управления информационной безопасностью компании <6>.

<6> См.: Коптелов А. Как построить цифровую крепость // Экономическая безопасность. 2008. N 7-8. С. 58 - 63.
  1. Изучение стандартов в области информационной безопасности.

В первую очередь следует изучить стандарты серии ISO 2700x. Они содержат вводную терминологию и дают представление об основных принципах и методах построения системы информационной защиты. В качестве первоочередных мероприятий, как правило, рекомендуется выработать политику или концепцию информационной безопасности, необходимо выстроить процесс, включающий процедуры управления рисками, планирования, исполнения и контроля мероприятий по информационной безопасности.

Наиболее эффективный подход к определению приоритетов в области защиты информации основан на оценке рисков. Для построения системы управления рисками в сфере IT-безопасности часто используется метод GRAMM (UK Government Risk Analysis and Management Method), который был разработан и принят в качестве государственного стандарта в Великобритании. Метод GRAMM широко используется во всем мире. Одним из его основных достоинств является возможность экономически обосновать расходы организации на управление информационной безопасностью.

  1. Структурирование информации и определение уровней конфиденциальности.

Структурировать информацию необходимо для того, чтобы была возможность определить объекты защиты. В большинстве случаев классификация информационных ресурсов строится по функциональному признаку. В соответствии с таким подходом следует назначить владельцев информационных ресурсов и определить уровни конфиденциальности.

Занимаясь наведением порядка в информационном окружении компании, целесообразно задуматься и о внедрении средств управления документооборотом.

  1. Установление порядка доступа к материалам.

Процедуру предоставления доступа к информации необходимо описать и закрепить регламентом, причем срок выполнения этой процедуры должен быть минимальным, поскольку от этого зависит конкурентоспособность компании. В то же время излишнее упрощение данного порядка таит в себе другую опасность - появляется вероятность несанкционированного доступа к конфиденциальной информации.

Необходимо найти золотую середину между ограничениями, связанными с информационной защитой, и свободой обмена информацией внутри и вне компании.

  1. Обсуждение вопросов информационной безопасности на совещаниях совета директоров.

В соответствии со стандартами следует создать специальный комитет по информационной безопасности.

  1. Проведение экспертной оценки рисков информационной безопасности.

Результатом этой процедуры должен стать список всех потенциальных рисков. Поэтому после выявления рисков необходимо провести их оценку, для чего следует привлекать внутренних экспертов. После анализа и суммирования оценок нужно определить точку отсечения, иначе говоря, выделить ту группу рисков, которые являются наиболее приоритетными, а остальные риски достаточно просто принять к сведению.

  1. Составление плана мероприятий по повышению уровня защищенности.

Планирование мероприятий по информационной безопасности необходимо для того, чтобы были определены сроки и составлен перечень работ, которые необходимы для предотвращения или минимизации ущерба в случае реализации риска.

Результатом процедуры планирования должен стать план-график работ по исключению или минимизации ущерба от реализованного риска.

Целью процесса управления информационной безопасностью является выполнение запланированных мероприятий по минимизации рисков, контроль качества полученных результатов и сроков их выполнения.

  1. Определение группы риска среди сотрудников компании.

Внешние угрозы информационной безопасности уже не являются первоочередными для большинства компаний. Внутренняя угроза - вот откуда исходит главная опасность, с которой и нужно бороться. Нелояльность сотрудников часто становится причиной утечек информации и последующих скандалов. Поэтому основным методом борьбы с такими угрозами являются меры, повышающие лояльность персонала.

Не секрет, что в России разница в доходах владельцев компаний и наемных сотрудников намного выше европейского уровня. Следовательно, внедрение правильной системы мотивации менеджеров и сотрудников позволит избежать многих неприятностей, в том числе и в области информационной безопасности.

  1. Обеспечение учета нарушений информационной безопасности.

Учет инцидентов обеспечивает статистический материал для налаживания обратной связи, которая необходима в процессе управления информационной безопасностью.

Регистрация нарушений информационной безопасности должна вестись на регулярной основе. По сути дела, необходимо наладить учет всех произошедших инцидентов, что позволит оценить убытки, вызванные нарушениями информационной защиты. С целью стимулирования сотрудников неплохо внедрить систему премий за выявление нарушений информационной безопасности.

  1. Организация процесса тестирования уровня информационной безопасности.

Необходимо регулярно осуществлять тестирование текущего уровня информационной безопасности. Под тестированием информационной безопасности понимается аудит правильности выполнения всех процедур по предотвращению рисков, их регистрации, предоставления доступа и т.д. Такое тестирование позволит проверить результативность существующих превентивных контрольных процедур и наметить направления их совершенствования. Например, всякий документ, исходящий из компании, должен быть создан с участием как минимум двух человек или доступ к материалам должны подтвердить два человека из разных функциональных подразделений и т.д.

  1. Оценка эффективности системы управления информационной защитой с помощью регулярной экспертной оценки ущерба от рисков и затрат на информационную безопасность.

Результаты работы сотрудников, отвечающих за информационную безопасность, следует оценивать по следующим показателям: число зарегистрированных случаев нарушения информационной безопасности; оценка фактического ущерба, нанесенного нарушениями информационной безопасности; среднее время выполнения процедур, связанных с защитой информации; процент выполнения утвержденного плана мероприятий по информационной защите; соотношение экспертных оценок ущерба от рисков информационной безопасности и затрат на обеспечение информационной защиты.

Банки постоянно сталкиваются с различного рода мошенниками и недобросовестными лицами. Это фирмы, граждане и другие банки, не вернувшие кредит; сотрудники, допустившие различные служебные нарушения, а также недобросовестные страховщики.

Отсутствие обмена информацией между коммерческими структурами о таких лицах приводит к тому, что, нанеся ущерб одному банку, они имеют возможность "кидать" другие до тех пор, пока не приобретут соответствующую "славу" с помощью средств массовой информации.

Одним из основных элементов управления риском финансового мошенничества является принцип "Знай своего клиента" (далее - принцип ЗСК). В целях соблюдения данного принципа кредитная организация должна предусмотреть разработку адекватной политики и процедур, включающих порядок осуществления банковских операций и других сделок, программы идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, мониторинг движения денежных потоков по банковским счетам (вкладам) и управление банковскими рисками.

Выполнение кредитной организацией принципа ЗСК осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соответствия деятельности кредитной организации обычаям делового оборота и принципам профессиональной этики, а также обеспечения стабильности финансового положения кредитной организации.

Принцип ЗСК включает мониторинг движения и изменения объемов денежных потоков по банковским счетам (вкладам), в том числе в результате осуществления операций с повышенной степенью риска, и мониторинг движения денежных средств и иного имущества, находящихся в доверительном управлении кредитной организации, а также иных операций клиентов и контрагентов, осуществляемых кредитной организацией, для принятия своевременных мер по минимизации типичных банковских рисков (например, кредитного, рыночного, операционного, ликвидности, правового и других), для выявления подозрительных операций, в том числе операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Основной процедурой реализации принципа ЗСК является идентификация клиентов кредитной организации (изучение, проверка информации, максимально возможное подтверждение и обоснование имеющихся сведений о клиенте, его операциях и других сделках, установление и идентификация выгодоприобретателей по ним).



Кредитная организация создает и осуществляет программы идентификации клиентов в целях обеспечения условий для осуществления предупредительных мер по минимизации правового риска и риска потери деловой репутации, то есть принимает соответствующие меры до установления с клиентом правовых отношений.

Идентификация клиентов, установление и идентификация выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" осуществляется согласно порядку, определенному Положением Банка России от 19 августа 2004 г. N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2004 г. N 6005 <7>.

<7> Вестник Банка России. 2004. 10 сентября. N 54.

Реализация принципа ЗСК в кредитной организации предусматривает: тщательную проверку достоверности сведений, предоставляемых клиентами и контрагентами, учредителями (участниками); анализ документов, определяющих правовой статус клиента и контрагента, а также полномочий лиц, заключающих договоры; определение сферы деятельности клиентов и контрагентов, анализ информации об их деловой репутации, анализ изменения показателей отчетности, изменения сферы деятельности постоянных клиентов и контрагентов. При этом целесообразно уделять повышенное внимание программам идентификации клиентов, использующих дистанционное банковское обслуживание, в том числе интернет-банкинг.

Принцип ЗСК предполагает формирование методики привлечения клиентов и программ их идентификации в зависимости от характера и особенностей осуществляемых банковских операций и других сделок (например, привлечение и размещение денежных средств во вклады), от предполагаемой продолжительности договорных отношений с клиентом, от предполагаемого объема денежных потоков по банковскому счету (размера банковского вклада) и других критериев.

Кредитные организации особое внимание обращают на идентификацию клиента при установлении отношений с юридическими лицами - нерезидентами. Установление взаимоотношений с нерезидентами требует знания нормативных правовых актов страны местонахождения (места регистрации) нерезидента. Особенно важно это при идентификации нерезидента - банка или финансовой организации.

При установлении отношений с юридическими лицами кредитной организации рекомендуется предпринимать обоснованные и доступные меры по установлению и идентификации лиц, имеющих возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации.

В российских условиях коммерческим организациям необходимо особенно тщательно изучать своих потенциальных партнеров.



Если на предприятии имеется своя служба безопасности, то ее подразделение берет на себя основную часть обязанностей по сбору сведений о партнерах и клиентах.

Заключению любого договора должно предшествовать изучение будущего партнера. В первую очередь необходимо получить ответ на следующие вопросы: сколько времени работает на российском и зарубежном рынке потенциальный контрагент, каковы основные направления его деятельности, с кем он сотрудничал ранее, не отзывалась ли у него лицензия, что собой представляют руководители интересующей фирмы.

Целесообразно также ознакомиться с ее учредительными документами, регистрационным удостоверением, лицензиями, а также навести справки о ее платежеспособности и законопослушности.

Необходимо также выяснить, зарегистрирована ли фирма в соответствии с законодательством, имеет ли она юридический адрес и где реально располагается ее офис.

Полученные данные необходимо перепроверить, лично посетив офис фирмы, посмотреть на его состояние. Желательно побывать в организации, где зарегистрирована проверяемая компания, и получить нужную информацию.

На этом этапе следует лично познакомиться с руководителями потенциальной фирмы-партнера. В беседе с ними нужно постараться получить ответы на следующие вопросы:

Если в ходе изучения потенциального контрагента возникли сомнения в его надежности, то необходимо выяснить, когда и как возможный партнер намеревается выполнить взятые на себя обязательства. Например, продать товар, оказать предлагаемые услуги, выполнить ту или иную работу, вернуть кредит и т.п. Следует выяснить условия транспортировки и хранения товара, наличие у фирмы складских помещений и транспортных средств.



Необходимо установить гарантии платежеспособности партнера, а также какие действия он намерен предпринять в случае неисполнения взятых на себя обязательств: готов ли будущий контрагент незамедлительно возместить убытки, выплатить штрафные санкции и каким образом? Какие гарантии имеются на этот счет? На какое именно имущество может быть обращено взыскание в случае отсутствия у него денежных средств, где оно находится и не заложено ли оно?

Далеко не все компании могут себе позволить содержать собственный информационно-аналитический центр. Поэтому необходимую информацию, интересующие сведения можно выяснить у прежних клиентов либо у конкурентов фирмы, а также по местам прежней работы ее руководителей. Помимо этого, много полезной информации можно получить в таких организациях, как: местные органы власти; милиция; прокуратура; почта, телеграф, телефонный узел; вневедомственная охрана; санэпиднадзор и пожарный надзор; жилищно-коммунальная служба; территориальные органы Минфина, Госкомстата, ФАС, службы занятости; налоговая инспекция; Пенсионный фонд; обслуживающие организации.

Примерный перечень сведений <8>, которые следует выяснить в ходе изучения потенциального клиента или компаньона, выглядит следующим образом:

<8> См.: Литвиненко В. Методы деловой разведки... // Экономическая безопасность. 2008. N 7-8. С. 66 - 67.

Особое место отводится сбору компрометирующих материалов на потенциального клиента или партнера. К таким сведениям относятся:

Так, МВД России ведет реестр дисквалифицированных лиц ("черный список"), состоящий из имен людей, когда-либо осужденных за должностные преступления и лишенных права занимать руководящие должности. "Масштабы коррупции действительно представляют реальную угрозу национальной безопасности", - пояснял смысл появления реестра Министр МВД России Р.Г. Нургалиев.

Речь идет не только о дискредитировавших себя чиновниках, но и о бизнесменах, "уводивших" огромные суммы от налогов, отмывавших деньги наркодилеров, мошенников и уголовников, занимавшихся контрабандой и банковскими аферами.



Теперь любые кадровые службы, как госструктур, так и коммерческих предприятий, могут сверять назначения на руководящую должность с этой базой данных. Если выяснится, что назначенный на ответственный пост человек ранее решением суда получил дисквалификацию, то его работодателю грозит административный штраф до тысячи минимальных зарплат.

Банк России вместе с Агентством по страхованию вкладов (АСВ) весной 2008 г. обнародовал информацию о ликвидации кредитных организаций за два прошедших года. Наряду с анализом ситуации о причинах отзыва лицензии и ликвидационных процедурах там есть подробные сведения о привлечении к гражданско-правовой и уголовной ответственности должностных лиц кредитных организаций, признанных несостоятельными (банкротами). В документе перечислены фамилии руководителей банков, их должности, вид ответственности, суть обвинения или факты, по которым проводится расследование, и доказанный судом размер ущерба, который они нанесли кредитной организации.

Списки регулярно обновляют, их нетрудно найти как на центробанковском сайте, так и на сайте АСВ.

Вместе с тем "черные списки" нужны в первую очередь не ЦБ и АСВ, а бизнесу, полагает член банковского комитета Госдумы Павел Медведев. По его мнению, банковского топ-менеджера, попавшего на "доску позора", не возьмут на ответственную должность не только в банк, но и ни в одну респектабельную компанию <9>. Действительно, присутствие лица в таких "черных списках", безусловно, ставит крест на деловой репутации данных предпринимателей.

<9> См.: Экономическая безопасность. 2008. N 6. С. 92.

Практику "черных списков" недобросовестных финансистов уже перенял Российский союз автостраховщиков. РСА публикует список генеральных директоров недобросовестных компаний - страховщиков ОСАГО.

В июне 2008 г. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) обнародовала список организаций, строивших финансовые пирамиды. Последняя инициатива прозвучала в сентябре, когда антимонопольная служба (ФАС) сформировала список из банков, которые подозреваются в сокрытии комиссий.