Мудрый Юрист

Перспективы развития федерализма в российском государстве

Анненкова В.Г., кандидат юридических наук, доцент, директор филиала Саратовской государственной академии права в г. Балаково.

Федерализм в современном мире - это процесс, подверженный постоянному совершенствованию. На всем протяжении своего существования федеративные государства находятся в постоянном поиске верных управленческих решений. Да и само содержание данной категории претерпело значительные изменения. Как верно отмечает Б.Г. Хачатурян, за время теоретического осмысления федеративных принципов и практического строительства российского федеративного государства цели и задачи российского федерализма прошли значительную эволюцию <*>.

<*> Хачатурян Б.Г. Развитие российского федерализма на примере строительства органов власти в дальневосточных субъектах Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. истор. наук. Хабаровск, 2000. С. 3.

В настоящее время в научной литературе существует дискуссия: может ли Россия стать унитарной федерацией? Возможно ли подобным образом формулировать данную проблему? Как указывает В. Саленко, для истории европейского федерализма такая постановка вопроса не нова. Еще в 1962 г. немецким правоведом Конрадом Хессе Федеративная Республика Германия была охарактеризована как "унитарная федерация" <*>. Этот вывод связывался с неуклонным возрастанием инициативы и влияния Федерации в сфере законодательной, исполнительной и судебной властей сегодня, несмотря на существующую в Основном законе Германии презумпцию законодательной компетенции земель, практически вся законодательная власть сосредоточена в руках федерального центра <**>.

<*> Hesse К. 1) Der unitarische Bundesstaat. Karlsruhe, 1962. Rdn. 221; 2) Grundzuge desverfassungsrecht der Bundesrepublik Deutschland. Heidelberg, 1995. § 711. S. 99. Rdn. 221.
<**> Саленко В. Россия унитарная Федерация: парадокс или реальность? // Правоведение. 2001. N 2. С. 63; Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 117.

По мнению К. Хессе, причины унитаризации немецкого федеративного государства кроются в том, что под влиянием бурного развития науки, техники, экономики и транспорта сфера тех проблем, которые по своей природе могут решаться в пределах отдельной земли, чрезвычайно сузилась. И поэтому реализация исконных задач земель, находящихся, например, в сфере культуры, представляется трудноосуществимой в ограниченных рамках одного субъекта Федерации. Однако, пожалуй, наиболее весомой причиной унитаризации Федеративной Республики Германия является стремление к созданию социального государства, т.е. государства, которое должно обеспечить одинаковый уровень жизни на всей территории страны, независимо от экономической дифференциации регионов. Это требует централизованного правового регулирования, единого перераспределения материальных ценностей и так называемого выравнивания межрегиональных различий. К. Хессе считает: "Единство и единообразие, которых требует социальное государство, вступают в противоречие с задачей традиционного федеративного государства охранять разнообразие регионов" <*>.

<*> Hesse К. 1) Der unitarische Bundesstaat. Karlsruhe, 1962. Rdn. 221; 2) Grundzuge desverfassungsrecht der Bundesrepublik Deutschland. Heidelberg, 1995. § 711. S. 99. Rdn. 221.

Унитаризация немецкого федеративного государства нашла свое выражение также и в том, что центр тяжести политической жизни страны сместился на Федерацию. Это проявляется прежде всего в организации и деятельности современных политических партий Германии. Все немецкие партии, за исключением баварского Христианско-Социального Союза, конституировались на федеральном уровне, поэтому они осуществляют свою деятельность и определяют свои цели главным образом с позиций федеральной политики. Земли же представляют для них интерес лишь в связи с их значением для политики в масштабах всего государства в целом (земля - это своего рода "стартовая площадка" для участия в большой политике).

В России отношения между федеральным центром и субъектами Федерации традиционно строились и продолжают строиться на жесткой, централизованной основе. В период советского федерализма главенствующими принципами федеративных отношений были "демократический (а по существу антидемократический) централизм", строго плановый характер экономики в масштабе всего государства, формальная законность.

В настоящее время от периода разобщенности, слабости Федерации мы переходим к позиции централизации. По мнению В. Саленко, в России унитаризация проявляется в первую очередь в сфере законодательства. Законодательная компетенция постепенно концентрируется в руках федерального центра. Сфера предметов совместного ведения Федерации и субъектов Российской Федерации все больше приближается к сфере предметов ведения одной лишь Федерации. На первый взгляд ст. 72 Конституции РФ предоставляет не только центру, но и всем субъектам Российской Федерации право участвовать в законодательном регулировании вопросов совместного ведения Федерации и регионов <*>.

<*> Саленко В. Россия унитарная Федерация: парадокс или реальность? // Правоведение. 2001. N 2. С. 63; Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 117.

Следующим признаком унитаризации Российской Федерации служит существование иерархически организованной вертикали как исполнительных, так и законодательных органов власти. Если до недавнего времени только исполнительные органы составляли единую вертикаль власти (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ), то принятие Закона от 29 июля 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <*> ознаменовало собой создание единой вертикали власти законодательных (представительных) органов в Российской Федерации.

<*> Российская газета. 2000. 1 авг.

Вместе с тем нельзя не согласиться с суждениями М.-П. Р. Кулиева и Н.С. Серегина о том, что Россия, несмотря на издержки, реализует свое единство в форме федерации. В основе построения Российской Федерации лежит принцип государственного единства, то есть Федерация - единое целое. Политика регионов должна учитывать интересы всего государства и не противопоставлять им интересы субъектов <*>.

<*> Кулиев М.-П.Р., Серегин Н.С. Рецензия на монографию И.В. Левакина: Российская Федерация: Проблемы государственного единства (М., 2002. 320 с.) // Государство и право. 2003. N 5. С. 113 - 115.

Представляется, что в настоящее время в Российской Федерации формально-юридически и практически сложилась система своеобразных федеративных отношений, имеющих следующие характеристики: смешанный этнотерриториальный характер субъектов Федерации, усугубляющийся противоречиями в области межнациональных и федеративных отношений; асимметричность субъектов Федерации; неоднозначность статусов субъектов Федерации, наличие сложносоставных субъектов РФ; нарастающая экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов; дотационность, а следовательно, высокая степень зависимости большинства регионов от федеральной власти; региональный центризм по отношению к местному самоуправлению; автаркия многих региональных элит, обусловленная меньшими, чем в центре, возможностями контроля; продолжающиеся законодательные коллизии между федеральным центром и регионами.

Учет перечисленных особенностей российского федерализма представляет собой непременное условие позитивного решения проблем федеративных отношений в современном Российском государстве, направленных на обеспечение государственного единства России.

Не отрицая все возможные варианты развития нашего государства, считаем, что только единая, экономически развитая, демократическая Россия может быть интегрирована в мировое сообщество наиболее приемлемым способом.