Мудрый Юрист

К вопросу о соотношении ценностей и аксиом гражданского процессуального права *

<*> Mishutina E.I. (Saratov) On the question of values and axioms of civil procedure law correlation.

Мишутина Элеонора Игоревна - аспирант кафедры гражданского процесса Саратовской государственной академии права (Саратов).

Статья посвящена не исследованной в науке гражданского процессуального права проблеме правовых ценностей данной отрасли. Автор дает определение названного центрального аксиологического понятия и рассматривает аксиомы как форму их закрепления в законе.

Ключевые слова: гражданские процессуально-правовые ценности, формы, нормативное закрепление, аксиомы.

The article is devoted to a problem of legal values as non-studied problem in a modern science of a civil procedure. The author defines terminology of this central axiology's concepts and axioms as form of fixation in law.

Key words: civil procedure legal values, forms, fixation in law, axioms.

Гражданские процессуально-правовые ценности - это обусловленные духовными, политическими и социально-экономическими устоями Российского государства, закрепленные в нормах гражданского процессуального права или вытекающие из их общего смысла явления, относящиеся к различным сферам правовой действительности (праву, правосознанию, правовой науке), концентрированно выражающие представления об идеальной модели осуществления правосудия по гражданским делам, значимые для человека и общества, обеспечивающие преемственность в гражданском процессуальном законодательстве и объективируемые в разных формах.

Они отражают важнейшие качественные особенности данной процессуальной системы, определяют сущность и назначение всех ее основных институтов и правил рассмотрения дел. Гражданские процессуально-правовые ценности - краеугольный камень, вокруг которого сооружается, формируется вся система гражданско-процессуальных норм. Они играют упорядочивающую, стабилизирующую роль в развитии гражданского процессуального законодательства. В свою очередь, политика государства в этой сфере "направлена либо на формальное закрепление правовых ценностей, либо разрушает неприемлемую ценностно-правовую систему" <1>.

<1> Бабенко А.Н. Правовые ценности и освоение их личностью: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 30.

Аксиома - термин греческого происхождения, имеющий двоякое значение: это, во-первых, отправное, исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательств других положений этой теории, в пределах которой оно принимается без доказательств; во-вторых, бесспорная, не требующая доказательств истина <2>.

<2> Словарь иностранных слов / Под ред. А.Г. Спирина, И.А. Акчурина. 11-е изд., стереотип. М., 1984. С. 22.

Аксиомы гражданского процессуального права - это исходные, юридически признанные суждения, в силу очевидности не требующие дополнительных обоснований и доказательств, на которых основываются источники соответствующей отрасли права.

Аксиомы гражданского процессуального права есть в правовой реальности, хотя это положение не раз вызывало дискуссии в среде ученых-правоведов. Так, А.Ф. Черданцев полагает, что "право, даже построенное на научной основе, это не научная теория, а нормативная система. Ее первичные элементы нормы не могут рассматриваться как аксиомы или теоремы не только потому, что это не суждения, но и потому, что одни из них (аксиомы) не служат для доказательства других (теорем), а эти последние не требуют доказательства, ибо они законченно сформулированы законодателем" <3>. Кроме А.Ф. Черданцева, отрицательно к вопросу о наличии аксиом права отнеслись Я. Воленский и К. Опалек, которые считали, что аксиоматизация права является бесперспективной прежде всего потому, что получится слишком много аксиом, а их количество должно быть ограничено. В своих работах они отмечают, что в праве из практически любых правил поведения есть исключения, тогда как из аксиом исключений быть не может.

<3> Черданцев А.Ф. Логическая характеристика права как системы // Правоведение. 1983. N 3. С. 16.

Конечно, в праве аксиомы имеют свою специфику, они во многом ближе к философским аксиомам, нежели к геометрическим. Это своего рода "простейшие юридические суждения эмпирического уровня" <4>. Более того, аксиомы это - необходимая категория, так как они воплощают сложившиеся ценности в обществе и способствуют логичному и последовательному построению гражданского процессуального законодательства. Поскольку аксиомы являются юридическими конструкциями и прямо или косвенно входят в структуру нормативного акта, гражданские процессуально-правовые ценности как содержание аксиом также выражаются в данных нормативных актах. Даже исходя из этимологии термина "аксиома" (гр. axioma - значимое, принятое положение <5>) можно сделать вывод о его ценностном содержании.

<4> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 348.
<5> Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., 1998. С. 15.

Гражданские процессуально-правовые ценности - это своего рода первоначала, а следовательно, актуален вопрос об их соотношении с другими исходными явлениями правовой действительности правовыми аксиомами. Кроме того, важность разграничения этих смежных понятий обусловлена неоднозначным применением данных терминов и стоящих за ними явлений <6>, что недопустимо в любой науке, поскольку отождествление названных понятий ведет к методологическим ошибкам. В судебных решениях судов общей юрисдикции зачастую используется аксиологическая терминология <7>, а поэтому четкое разграничение ценностей и аксиом гражданского процессуального права позволит повысить уровень составления правоприменительных актов с точки зрения их грамотности. Таким образом, встает проблема разграничения и соотношения категорий "аксиома" и "ценность", что необходимо для уяснения сущности стоящих за данными терминами явлений.

<6> Например, В.Д. Зорькин называет общепризнанными в цивилизованных государствах юридическими аксиомами справедливость и равенство (Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журн. рос. права. 2008. N 12. С. 10).
<7> См., например: решение Кировского городского суда Калужской области от 3 сентября 2008 г., заочное решение Московского районного суда Твери от 17 февраля 2005 г. N 2-47, решение Верховного суда Республики Коми от 21 февраля 2001 г. N 3-13-2001, решение Верховного суда Республики Татарстан от 1 сентября 2006 г. N 3-68/06.

По мнению одного из крупнейших исследователей аксиом в гражданском процессуальном праве А.А. Ференс-Сороцкого, проблема аксиом права носит скорее аксиологический, чем логический характер, ее суть - "в выяснении значения простых норм права, воплощенных в них элементарных юридических истин эмпирического уровня как аккумулятора общечеловеческих достижений в правовом познании действительности" <8>.

<8> Ференс-Сороцкий А.А. Аксиомы в праве // Известия вузов. Правоведение. 1988. N 5. С. 27.

Аксиологический аспект аксиом выражается, во-первых, в сущности правовых аксиом, во-вторых, в их содержании.

Останавливаясь на первом аспекте, необходимо отметить, что именно аксиомы гражданского процессуального права служат основаниями данной отрасли, вбирая в него основные ценности осуществления правосудия по гражданским делам. Как справедливо отмечает Ференс-Сороцкий, "правовые аксиомы составили своего рода "золотой фонд" правовых норм, аккумулирующих общечеловеческие достижения в области правового регулирования" <9>. Уже из аксиом, развивая воплощенные в них ценности, выводятся другие правоположения, принципы гражданского процессуального права, затем нормы, реализующие, обеспечивающие, охраняющие данный принцип.

<9> Ференс-Сороцкий А.А. Принципы и аксиомы гражданского процесса: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1970. С. 13.

Приведем пример. Аксиома "Да будет выслушана другая сторона" предусматривает, что для правильного решения дела нужно выслушать обе стороны. Она закреплена, например, в ст. 6, 12, 38, 169, 174 ГПК РФ, ст. 7, 8, 9, 158 АПК РФ, ст. 15, 244, 292 УПК РФ. Из приведенной аксиомы выводятся принципы состязательности, равноправия сторон, а также устности судебного разбирательства.

Может быть и другой случай: когда аксиомы не просто выражают ценности, а придают им особую психологическую окраску как неприкосновенным, незыблемым положениям. В этом случае ценности в форме аксиом настолько укоренились в общественном сознании, что их нарушение становится практически невозможным. Однако бывают и исключения, которые в большинстве случаев возникают на законодательном уровне. Так, аксиоме "Никто не может быть судьей в собственном деле" и стоящей за ней ценности справедливости противоречит ч. 2 ст. 20 ГПК РФ, так как согласно этой норме вопрос об отводе, заявленном судье, разрешается тем же судьей.

Возникают вопросы, связанные с подсудностью дел, если лицом, участвующим в деле, является суд, в котором дело возбуждено. Таким образом, суд будет разрешать свое же дело, что будет нарушать не только приведенную аксиому, но и ряд принципов (например, независимость судей). Частичное решение данной проблемы содержится в АПК РФ. В п. 4 ч. 2 ст. 39 АПК РФ закреплена возможность передачи дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд, если одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд.

Положения гражданского процессуального законодательства, противоречащие аксиомам, противоречат и гражданским процессуально-правовым ценностям. В приведенных примерах такой ценностью является справедливость.

При обратном влиянии аксиом на ценности аксиомы уже не производят принципы, а непосредственно порождают нормы-правила поведения (как это наблюдается в перечисленных примерах).

Как бы то ни было, сущность аксиом, безусловно, пропитана аксиологическим содержанием. Каждая аксиома гражданского процессуального права воплощает определенные правовые ценности - свободу, справедливость, равенство, консенсус, порядок и др.

На наш взгляд, сущность разграничения категорий "аксиома" и "ценность" заключается в том, что аксиомы - это первичная форма выражения гражданских процессуально-правовых ценностей.

С точки зрения философии любое явление обладает содержанием и формой. Форма гражданских процессуально-правовых ценностей - это способ существования и выражения данного явления, представляющий собой основополагающую для гражданского процессуального права юридическую конструкцию и обратным образом влияющий на понимание и применение гражданских процессуально-правовых ценностей. Помимо аксиом, по нашему мнению, к формам гражданских процессуально-правовых ценностей относятся цели, принципы, презумпции и собственно нормы-правила поведения.

Особо следует отметить, что форма это не пассивное закрепление конкретных гражданских процессуально-правовых ценностей, т.е. аксиомы - это не просто юридические конструкции, определенные рамки, в которых живет ценность. Форма активно влияет на воплощенные ею ценности. Это подтверждается и тем, что одна и та же ценность может быть выражена в различных формах и в зависимости от этого будет меняться представление о ней (но не ее содержание). Например, существует гражданская процессуально-правовая ценность справедливости. Данная ценность может быть сформулирована как аксиома (общепризнанно и не нуждается в подтверждении, что суд должен быть справедливым), как принцип (судебное разбирательство должно происходить при условии действия принципа справедливости, в частности при беспристрастности суда и действии его на основании закона) и как презумпция (гражданское процессуальное законодательство предполагается справедливым, но это не значит, что все его нормы отвечают этой ценности). Так, В.Д. Зорькин называет справедливость и равенство юридическими аксиомами <10>, а в другом случае - принципами <11>.

<10> Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 9.
<11> Там же. С. 13.

В различных формах бытия гражданских процессуально-правовых ценностей в нормативных правовых актах сущность, например, принципов и аксиом не сводится лишь к формальной определенности; они подразумевают не только нормативное выражение ценностей, но и влияние каждой конкретной формы на понимание гражданской процессуально-правовой ценности и представление о ней.

Первичность аксиом гражданского процессуального права по отношению к другим формам объясняется тем, что в обществе на протяжении веков и даже тысячелетий сложилось понимание того, чему должно служить осуществление правосудия по гражданским делам, на что оно должно быть направлено и во имя чего существует. Такие правила формировались в рамках аксиом, а потом данные положения обобщали и возводили в ранг целей, принципов и т.д.

Аксиомы, сформированные веками, будут отправным пунктом, общим смыслом, началом. Закрепленные однажды, такие положения воплощаются во всем последующем гражданском процессуальном законодательстве независимо от времени принятия таких законов. Например, аксиома "Истец должен доказывать те обстоятельства, на которые он ссылается" (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ) уходит корнями в римское право. Тяжесть доказывания onus probandi распределялась в процессе следующим образом: истец должен был доказать те факты, которыми он обосновывал иск, а ответчик - факты, на которых он основывал свои возражения (D. 22.3.19. pr.; 44.1.1). Отсюда сокращенная формула: actori incumbit probatio, reus excipiendo fit actor - доказывание ложится на истца, ответчик, возражая, становится в положение истца <12>. На примере этой аксиомы можно проследить такие ее признаки, как стабильность и преемственность: положение "Истец должен доказывать те обстоятельства, на которые он ссылается" закреплено в ранее действовавшем гражданском процессуальном законодательстве (ст. 118 ГПК РСФСР 1923 г., ст. 50 ГПК РСФСР 1964 г.).

<12> Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право: Учебник. М., 2004. С. 42.

Сами по себе аксиомы являются своего рода результатом эволюции правовой культуры, развития общества в целом, вследствие чего они вбирают самое ценное, общепринятое и общепризнанное, то, что понятно всем членам данного социума независимо от возраста и образования. Это прежде всего зависит от системы ценностей, которые сформировались в определенном обществе и вообще в мире.

Сказанное выражается в двух исторически сложившихся моделях гражданского судопроизводства: состязательной и инквизиционной (следственной). В основе каждой такой модели лежит самостоятельная, отличная от другой система гражданских процессуально-правовых ценностей, и выражаются различные аксиомы. В состязательном судопроизводстве стороны наделены широкими правами, они практически контролируют ход судебного разбирательства, проявляя инициативу. Суд же, наоборот, как правило, пассивен, но следит за соблюдением процедуры судебного разбирательства. Никакие доказательства не обладают заранее установленной силой. Из данной формы гражданского процесса вытекают такие аксиомы, как "Пусть будет выслушана другая сторона", "Показания взвешивают, а не считают", "Нельзя быть судьей в собственном деле" и др. Инквизиционная система строится на совершенно иных принципах. Вместе с тем возможен процесс смешения двух систем гражданского судопроизводства, в силу чего инквизиционный процесс перестал существовать в чистом виде.

Таким образом, следует согласиться с высказыванием, что аксиомы именно "отражают уже установленные и достоверные знания" <13>, а следовательно, являются первичной формой нормативного выражения гражданских процессуально-правовых ценностей. По мнению Н.А. Чечиной, "содержание гражданско-правовых аксиом фиксируется гражданскими процессуальными нормативными актами" <14>.

<13> Чечина Н.А. Основные направления развития науки советского гражданского процессуального права. Л., 1987. С. 88.
<14> Там же.

При соотношении аксиом гражданского процессуального права и соответствующих ценностей большое значение имеет классификация аксиом в зависимости от сферы их действия на общеправовые, межотраслевые и собственно отраслевые, поскольку конкретный вид аксиом воплощает определенные ценности. Так, общеправовые аксиомы содержат совокупность аксиологических оснований гражданского судопроизводства. К ним можно отнести такие аксиомы, как "Никто не должен отговариваться незнанием закона", "Кто живет по закону, тот никому не вредит", "Закон должен быть понятен любому" и др.

Более узкие по сфере действия и содержанию аксиомы воплощают лишь некоторые ценности. Например, аксиома "Суд и судей нужно уважать" выражается в нормах, регламентирующих порядок судебного заседания (ст. 158 ГПК РФ), предписывающих вставать при появлении судей в зале и при объявлении решения суда (ст. 156 ГПК РФ, ст. 257 УПК РФ), в нормах, устанавливающих ответственность за нарушение порядка в зале судебного заседания (ст. 159 ГПК РФ, ст. 117, 258 УПК РФ), за неявку в судебное заседание свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков по причинам, признанным судом неуважительными (ст. 168 ГПК РФ), и т.д. Как видим, здесь выражена такая ценность, как порядок.

Таким образом, все нормы в итоге будут служить воплощению ценностей гражданского процессуального права, принимающих форму первоначал данной отрасли аксиом.

Встретив в тексте на иностранном языке несколько неизвестных слов, мы, понимая текст в целом, можем составить примерное представление и о значении неизвестных слов. То же и с правовыми аксиомами. Совокупность аксиом гражданского процессуального права является одновременно и сущностью этой отрасли права, и тем контекстом, который определяет все входящие в аксиомы ценности и исходящие из аксиом идеи, принципы, нормы-правила поведения.

Гражданские процессуально-правовые ценности играют огромную роль в существовании упорядоченных социальных отношений, в надежном функционировании механизма государства, способствуют формированию в нашей стране гражданского общества и правового государства.