Мудрый Юрист

Реализация нормотворческой функции министерства юстиции Российской империи (1802 - 1864 гг.) *

<*> Yakovleva O.N. Realization of law-making function of the Ministry of Justice of the Russian Empire (1802 - 1864).

Яковлева Оксана Николаевна, ведущий научный сотрудник ФБУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук.

С момента своего учреждения 20 (8) сентября 1802 г. Министерство юстиции Российской империи принимало участие в решении широкого круга вопросов относительно различных сторон жизни государства. Одним из основных направлений его деятельности стала разнообразная нормотворческая деятельность, касающаяся организации и порядка деятельности государственных учреждений, органов местного управления, отдельных областей государственного хозяйства и промышленности.

Ключевые слова: Министерство юстиции Российской империи, нормотворческая деятельность, межевание, систематизация, судебная реформа.

Since the moment of its foundation on September 20 (8), 1802 the Ministry of Justice of the Russian Empire took part in the solution of a wide scope of matters related to the various sides of the state's life. Varied standard-setting activity related to the arrangement and operating procedures of the state institutions, local authorities, certain spheres of the state economy and industry has become of the main lines of its activity.

Key words: Ministry of justice of the Russian Empire, legislation activity, surveying, systematizing, judicial reform.

Министерство юстиции Российской Федерации является одним из старейших министерств в стране. Его история берет свое начало 20 (8) сентября 1802 г., когда в ходе проведения реформ центрального государственного аппарата в составе Правительства была учреждена должность Министра юстиции, который по должности являлся генерал-прокурором Российской империи с правом законодательной инициативы <1>.

<1> Довнар-Запольский М.В. Зарождение министерств в России. М., 1912. С. 63.

С момента своего учреждения министерство принимало участие в решении широкого круга вопросов относительно различных сторон жизни государства. Одним из основных направлений деятельности стала разнообразная нормотворческая деятельность, касающаяся организации и порядка деятельности государственных учреждений, органов местного управления, отдельных областей государственного хозяйства и промышленности.

Одним из знаменательных событий в сфере правотворчества XIX столетия явилось участие министерства в подготовке основных государственных законов России. Представив для обозрения во внешней обобщающей форме богатство русского законодательства, Свод создал широкие возможности для научной разработки отечественного права, дал толчок к проведению ряда исследований. С технико-юридической стороны Свод законов и по замыслу, и по исполнению явился большим достижением русского правоведения.

Говоря о роли Министерства юстиции в проведении систематизации российского законодательства, необходимо отметить, что за тридцатилетний период с момента создания министерства и до окончания систематизации степень его участия была различна: от включения Комиссии составления законов в структуру министерства и подчинения ее товарищу министра (21 октября 1803 г.) до полного отстранения министерства от этой деятельности (1 января 1810 г.). Однако если оценивать в целом этот период, то можно сказать, что Министерство юстиции внесло значительный вклад в систематизацию законодательства, особенно на завершающем этапе, когда проводился юридический анализ подготовленного проекта Свода законов <2>.

<2> Коркунов Н.М. Значение Свода законов // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1894. N 9 - 10.

Значимым направлением в работе Министерства юстиции являлось управление судебной системой. В рамках выполнения этой задачи судебным ведомством проводилась большая законопроектная работа по организации ее деятельности и надзора за судебными учреждениями, последующему переустройству в ходе Судебной реформы 1864 г., укреплению кадрового состава, совершенствованию форм и методов деятельности.

Судебная реформа в корне изменила судоустройство, процессуальное и отчасти материальное право Российской империи. Она отделила судебные органы от административных и законодательных. Был введен суд присяжных. Впервые была учреждена адвокатура, реорганизована прокуратура, освобожденная от функции общего надзора и сосредоточившаяся на работе в суде. Был учрежден и институт судебных следователей, независимых и от полиции, и от прокуратуры, числящихся при окружных судах <3>.

<3> Гессен И.В. Судебная реформа. СПб., 1905. С. 56.

Первые законопроекты Министерства юстиции по преобразованию судебной системы Российской империи, относящиеся к первой половине XIX столетия, явились началом того систематического пересмотра законодательства о судопроизводстве, который в действительности был осуществлен лишь в конце 50-х годов, в результате чего была проведены судебная реформа, а также последующие отдельные изменения некоторых положений Судебных уставов 1864 г.

История создания Судебных уставов показывает, с каким упорством Министерство юстиции настаивало на их строгом согласовании с судебной практикой, ставя от этого в зависимость саму возможность осуществления судебной реформы. Благодаря этому в подготовке документов о судебных преобразованиях принимали участие различные эксперты - от университетских профессоров до полицейских чиновников, что в конечном счете позволило уставам охватить всю многосложную систему гражданско-процессуальных правоотношений.

Определяющую роль сыграло Министерство юстиции и на таком важном этапе в истории судебной реформы, как создание новых судебных органов, организация их деятельности, подготовка обширного персонала квалифицированных работников для замещения должностей в новых судебных учреждениях. Кроме этого, по инициативе судебного ведомства были подготовлены и внесены в дореформенные процессуальные правила, в соответствии с которыми продолжали действовать старые судебные органы, изменения, которые значительно улучшили их деятельность.

Деятельность Министерства юстиции Российской империи по разработке нормативно-правовых актов о межевании была направлена прежде всего на решение задач формирования самостоятельной отрасли межевого (земельного) законодательства. Если первоначально участие Министерства юстиции в межевой деятельности ограничивалось исключительно осуществлением надзора за судебно-межевыми делами, производившимися в Сенате, то объективная потребность государства в развитии законодательства о межевании обусловила то обстоятельство, что с конца 30-х годов XIX столетия все законопроектные работы велись исключительно по ведомству Министерства юстиции, в составе которого в тот момент был образован особый межевой стол <4>.

<4> Герман И.Е. История русского межевания. 3-е изд. М., 1914. С. 24.

Нормотворческая деятельность Министерства юстиции, направленная на совершенствование технических и юридических действий, имеющих своей целью установление и укрепление границ земельных владений; упрощение характера судебно-межевых действий, неоправданно обремененных множеством формальностей; устройство межевых учреждений (межевого корпуса, межевой канцелярии); улучшение личного состава землемеров дает основание полагать, что при ведущей роли Министерства юстиции складывалась одна из важнейших отраслей права Российской империи, определявшая право собственности на землю, а также меры его судебной защиты.

Министерством юстиции за шестьдесят с небольшим лет со времени его образования была проведена значительная нормотворческая работа: с 1802 по 1864 г. им было подготовлено 106 законопроектов, которые прошли все последующие стадии обсуждения и согласования и были приняты в установленном порядке. Кроме того, за это же время было принято 70 нормативно-правовых актов, проекты которых готовились Министерством юстиции совместно с другими министерствами. Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющее большинство из них разрабатывались совместно с Министерством внутренних дел. Следует отметить, что нормотворческая работа Министерства юстиции сосредоточивалась преимущественно на проблемах, связанных с судоустройством и судопроизводством, а также межеванием, нормативно-правовая регламентация которого и некоторые вопросы организационно-технического плана были возложены непосредственно на него.

Разработка и внесение Министерством юстиции изменений в различные нормативные документы, касающиеся организации и порядка деятельности государственных учреждений (Комитета министров, Правительствующего сената, министерств), органов местного управления, отдельных областей государственного хозяйства (по соляной части, горнозаводской и винокуренной промышленности, устройству и содержанию казенных фабрик), вошедшие в содержание Законов органических и учредительных; Законов о состоянии; Законов гражданских и межевых; Законов уголовных; Устава о службе гражданской; Устава о пенсиях и единовременных пособиях; Рекрутского устава; Устава о земских повинностях; Устава о пошлинах; Устава о питейном сборе и акцизе; Устава об акцизе с табаку; Лесного устава; Устава торгового; Устава о ссыльных и ряда других нормативных актов, - дает основание полагать, что в анализируемый период Министерство юстиции способствовало реализации широкого круга общесоциальных функций государства посредством участия в законодательном процессе.

Кратко перечисленные основные направления законопроектной работы Министерства юстиции убедительно свидетельствуют о том, что ему принадлежала основная роль в процессе формирования правовой системы и развития законодательства в Российской империи.