Мудрый Юрист

Особенности размещения заказа на энергосервис для государственных или муниципальных нужд посредством аукциона

Кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского права Сибирского университета потребительской кооперации С.В. Матиящук рассматривает новый вид договора об энергоснабжении для государственных или муниципальных нужд - контракт на энергосервис - и оценивает перспективы его применения на практике.

С 27 ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 26-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) <1>. Одновременно начали действовать изменения, внесенные в некоторые нормы Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).

<1> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711.

Контракт на энергосервис, конструкция которого закреплена в статье 56.1 Закона о размещении заказов, с определенной долей уверенности можно назвать одной из важнейших новелл последних изменений законодательства в области размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Хотя в современных условиях прежние направления и способы организации экономии энергетических ресурсов оказываются недостаточными, нельзя исключить, что с принятием Закона проведение энергосберегающих мероприятий может активизироваться. Поэтому целесообразно рассмотреть положения Закона, регулирующие размещение заказов на энергосервис для государственных и муниципальных нужд посредством аукциона более подробно.

Анализ положений Закона об энергосбережении позволяет сделать вывод о том, что предметом контракта на энергосервис являются определенные действия или осуществление определенной деятельности, направленной на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергетических ресурсов (например, экономия денежных средств за счет организации создания системы коммерческого учета потребления энергоресурсов; экономия денежных средств за счет физической экономии ресурсов, полученной в результате реализации внедрения новых энергосберегающих технологий, применяемых при модернизации зданий и т.п.). Другими словами, речь идет о получении экономического эффекта от проведенных энергосберегающих мероприятий. В то же время в целях исключения влияния инфляционных процессов экономия соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по общему правилу должна рассчитываться в натуральном выражении без учета экономии в стоимостном выражении (п. 15 ст. 56.1 Закона о размещении заказов).

Таким образом, основными отличительными признаками контракта на энергосервис являются характер проводимых мероприятий и особая область, в которой они осуществляются, а именно:

Сторонами контракта на энергосервис является государственный или муниципальный заказчик и исполнитель.

Таким образом, по контракту на энергосервис одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (государственного или муниципального заказчика) совершить действия (мероприятия), направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления заказчиком энергетических ресурсов, а заказчик обязуется оплатить эти действия (мероприятия).

Проводимая в нашей стране энергосберегающая политика предопределила чрезвычайно широкую сферу применения контракта на энергосервис, поскольку позволяет квалифицировать в качестве указанного контракта всякое соглашение, содержащее любой набор операций и услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергоресурсов в бюджетной сфере.

При размещении заказа на энергосервис посредством аукциона победителем признается лицо, предложившее самую большую сумму экономии от проведения энергосберегающих мероприятий. Но при этом аукцион проводится путем снижения одного из трех показателей, предусмотренных п. 9 ст. 56.1 Закона о размещении заказов.

К первому показателю относится фиксированный процент экономии. Например, в результате осуществления энергосберегающих мероприятий должна быть обеспечена экономия потребления энергоресурсов в определенном объеме от существующего уровня потребления. И соответственно, чем выше процент экономии от проводимых энергосберегающих мероприятий, тем ниже будет цена контракта на энергосервис. Таким образом, победителем аукциона будет признаваться лицо, предложившее наименьшую цену контракта на энергосервис.

Второй показатель определяется как разница между начальной (максимальной) ценой контракта и предложенными участником аукциона средствами, которые должны быть сэкономлены в результате проведения энергосберегающих мероприятий. Чем больше сумма экономии от проводимых энергосберегающих мероприятий, тем ниже будет показатель данной суммы. И как следствие, победителем аукциона будет признаваться лицо, предложившее наиболее низкую сумму.

Третий определяется как разница между начальной (максимальной) ценой контракта и предложенными участником аукциона средствами, которые должны быть сэкономлены в результате проведения энергосберегающих мероприятий, и уменьшенной на стоимостную величину процента экономии. Соответственно, чем выше будет процент экономии от проводимых энергосберегающих мероприятий, тем ниже будет показатель данной суммы. Следовательно, победителем аукциона будет признаваться лицо, предложившее наиболее низкую сумму.

На организатора аукциона возлагаются определенные обязанности как по его подготовке, так и по проведению. В роли организатора аукциона может выступать государственный (муниципальный) заказчик или уполномоченный орган - орган исполнительной государственной власти области (орган местного самоуправления), уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) заказчиков.

Прежде всего организатор аукциона обязан обеспечить доведение до потенциальных участников извещения о его проведении. Извещение должно содержать сведения о времени и месте его проведения, его предмете и порядке проведения, в том числе об определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной (максимальной) цене контракта.

В свою очередь, начальная (максимальная) цена контракта на энергосервис должна определяться с учетом фактических расходов, понесенных заказчиком по контрактам на поставки соответствующих видов энергетических ресурсов за прошлый год, и по общему правилу не может их превышать (п. 3 ст. 56.1 Закона о размещении заказов). При этом Правительство РФ наделено полномочиями по установлению особых требований по определению начальной (максимальной) цены контракта на энергосервис (п. 17 ст. 56.1 указанного выше Закона).

Как известно, аукционная документация является, по сути, основным документом, в котором изложены требования, предъявляемые заказчиком к предмету закупок (товару, работе или услуге). С учетом данного положения в п. 3 ст. 56.1 предусмотрено, что при размещении заказа на энергосервис документация должна содержать:

  1. сведения о начальной (максимальной) цене контракта на энергосервис, включая расшифровку расходов на поставки энергетических ресурсов в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги;
  2. сведения об одном из трех возможных показателей, с помощью которого определяется победитель аукциона:

Кроме того, энергосбережение требует вложения определенных финансовых средств и должно рассматриваться как одно из направлений инвестиционной деятельности. Даже реализация малозатратных энергосберегающих мероприятий, например организационных мероприятий, позволяющих снизить издержки за счет мероприятий по оптимизации режима потребления энергоресурсов, требует вложений на создание систем контроля и учета потребленных энергоресурсов. С учетом этого заказчик, уполномоченный орган в документации об аукционе, а также документации об открытом аукционе в электронной форме вправе указать предельный размер возможных расходов заказчика, которые могут возникнуть у заказчика в связи с энергосервисом.

К существенным условиям контракта на энергосервис, как и всякого гражданско-правового договора, относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Учитывая, что контракт на энергосервис является консенсуальным, необходимо подробно рассмотреть вопрос о его существенных условиях.

Как уже отмечалось, особенностью предмета энергосервисного договора является то, что он включает в себя действия по проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

К числу условий, существенных или необходимых для энергосервисного контракта, относятся названные в качестве таковых в статье 19 Закона об энергосбережении и в статье 56.1 Закона о размещении заказов.

Согласно данным нормам контракт на энергосервис должен содержать следующие существенные положения:

  1. условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения контракта. В контракте указывается экономия соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов в натуральном выражении, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении или предложенной участником размещения заказа экономии в денежном выражении таких расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, указанных в документации об аукционе и документации об открытом аукционе в электронной форме.

Кроме того, при заключении контракта на энергосервис в нем также указывается предложенный участником размещения заказа процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в контракте на энергосервис, не может изменяться в ходе исполнения контракта;

  1. условие о сроке действия энергосервисного договора, который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором величины экономии энергетических ресурсов;
  2. условие о цене, которая может определяться по одному из предложенных законодателем способов:

В свою очередь, условие об установке и вводе в эксплуатацию приборов учета потребления энергоресурсов, а также условие об обеспечении режима их потребления регулируются диспозитивными нормами - пп. 1 и 2 п. 3 ст. 19 Закона об энергосбережении. Эти нормы делают необязательным включение в контракт на энергосервис соответствующих условий. Как известно, в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное, стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней; при отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ).

В заключение хотелось бы обратить внимание на следующее: проведение энергосберегающей политики в нашей стране в бюджетной сфере - процесс длительный. Вместе с тем итоги этих преобразований будут видны уже в ближайшее время.